Священный Синод Кипрской Православной Церкви на внеочередном заседании 23-25 ноября поддержал решение архиепископа Кипрского Хризостома по признанию раскольников из т.н. ПЦУ, передаёт РИА Новости.
«Священный синод Кипрской церкви на заседании 23 и 25 ноября 2020 года подробно обсудил украинский церковный вопрос и проблему, которая возникла в связи с поминанием Епифания как предстоятеля Церкви Украины от имени архиепископа Кипра Хризостомом, и решил не идти наперекор решению предстоятеля», – говорится в заявлении, опубликованном в среду на сайте Кипрской Церкви.
В то же время, отмечается в документе, «Священный синод ожидает расширенных консультаций по разрешению текущей кризисной ситуации, которая угрожает расколом христианской Церкви».
Напомним, 23 ноября на заседании Синода Кипрской Церкви иерархи «подробно» обсудили проблему, возникшую из-за поминания предстоятелем главаря т.н. ПЦУ Думенко.
Член Синода митрополит Пафосский Георгий тогда сообщил, что внеочередное заседание прошло «в духе любви и единства». «Были даны разъяснения, и недоразумения разрешились», – цитирует заявление иерарха Romfea.
Ранее управляющий делами УПЦ МП митрополит Бориспольский и Броварской Антоний пожелал членам кипрского Синода «мудрости, сил и мужества сделать правильный выбор!».
К сожалению, архиереи-киприоты сделали пагубный выбор.
Руководитель религиозной редакции «Царьграда» Михаил Тюренков уверен, что принятое Кипрским Синодом решение – это «самое настоящее падение, отступление от Православия ещё одной Поместной Церкви (вслед за Фанаром, Александрийским патриархатом и Элладской церковью)», сообщает издание.
«И не стоит себя утешать тем, что решение "не носит обязательного характера", а 7 из 17 архиереев выступили против беззаконного решения архиепископа Хризостома, – обращает внимание обозреватель "Первого русского". – Конечно, причиной тому и давление западных политических элит, имеющих самое непосредственное отношение к проекту предоставления Фанаром (Константинопольским патриархатом) "автокефалии" украинской псевдоправославной националистической секте ПЦУ».
Эксперт подчёркивает также существование «в корне противоречащего Православию греческого этнофилетизма (околоцерковного национализма), солидарности Греческого мира, всегда весьма ревниво и несколько пренебрежительно относящегося к православным славянам, и в первую очередь к крупнейшей Поместной Церкви – Русской».
«Пока неизвестно, как поведут себя кипрские архиереи из числа противников признания ПЦУ, возможен ли раскол этой Церкви, – размышляет Михаил Тюренков. – Но нужно сказать, что если часть кипрских архипастырей, пастырей и мирян отделится от впавшего в беззаконие священноначалия, это будет для них благом. Потому что поминовение за богослужением, молитвенное, а уж тем более евхаристическое общение с ряжеными самозванцами, каковыми являются клирики ПЦУ, согласно древним православным канонам, является страшным грехом, за совершение которого в конечном итоге полагается отлучение от Церкви».
Напомним, 20 ноября Священный Синод Русской Православной Церкви констатировал невозможность поминовения имени архиепископа Кипрского Хризостома II в диптихах, молитвенного и евхаристического общения с ним, а также сослужения с теми иерархами Кипрской Церкви, которые вступят в церковное общение с представителями украинского раскола.
Злополучный инцидент произошёл 24 октября 2020 года. Тогда за Литургией в монастыре Пресвятой Богородицы Хрисороятиссы (близ г. Пафос) архиепископ Новой Юстинианы и всего Кипра Хризостом помянул в числе Предстоятелей автокефальных Православных Церквей главу раскольнической группы на Украине. Позднее Архиепископ Хризостом признал, что свое решение с членами Священного Синода Кипрской Церкви он не обсуждал, и о предстоящем поминовении они не знали.
Митрополиты Лимассольский Афанасий, Киккский Никифор, Тамасосский Исаия и епископ Амафунтский Николай в совместном заявлении осудили деяние архиепископа за «грубое нарушение соборного, коллективного и демократического устройства нашей Православной Церкви и способа функционирования Кипрской Православной Церкви на основании этой системы», призвали его «немедленно отменить свое антиканоническое и не имеющее силы деяние».
Сегодня митрополит Киккский и Тиллирийский Никифор заявил, что принятое Священным Синодом решение поддержать позицию архиепископа Хризостома – не обязательно, сообщает СПЖ со ссылкой на издание «Ромфея».
Владыка сообщил, что компромиссное решение, которое он предложил, не прошло, а принятое Синодом решение «не имеет обязательной силы», поскольку это «вопрос веры». Он подчеркнул, что во время Синода были «зафиксированы разногласия», а окончательный результат – 9 против 6 (при одном воздержавшемся).
По словам митрополита Никифора, «было принято предложение митрополита Пафосского. Мы выступили против его предложения, мы не согласились. Предложение касалось признания Епифания предстоятелем Киевским и всея Украины».
Архипастырь считает, что синодальное решение «нас не связывает, у нас есть примеры в Православии, когда только один не согласился и впоследствии был оправдан: Марк Эфесский. Он не согласился и не подписал протокол синода, хотя все остальные подписали. История оправдала его, и в 1484 году Ферраро-Флорентийский собор был аннулирован, а Марк Эфесский стал святым нашей Церкви».
Владыка Никифор, как передают телеграмм-каналы, выражался весьма остро. В частности, он назвал ушедшего в раскол архиепископа Хризостома «аферистом и вздорным стариком».
Решение Священного Синода Кипрской Православной Церкви – тяжелейшее поражение не только нашей церковной дипломатии, но и нашего МИДа, поскольку умаление влияния Русской Православной Церкви сужает возможности России на внешней арене.
Причём, это решение может оказаться катастрофическим в вопросе признания украинских раскольников.
Во-первых, Кипрская Церковь совсем недавно претендовала на то, чтобы выступать в роли миротворца в вопросе возникшего общеправославного разделения по поводу легализации украинского раскола. Но в итоге не только отказалась от этого намерения, но и признала т.н. ПЦУ.
Во-вторых, решение о признании т.н. ПЦУ принял Кипрский Синод, а не только лично архиепископ Хризостом, поэтому оно обретает значение общецерковного. И возникает законный опрос: почему пророссийски настроенные кипрские архиереи оказались в меньшинстве? Что-то наши церковные дипломаты упустили и пропустили, где-то недоглядели, не сумели помочь кипрским архиереям занять правильную позицию. И это притом, что российский бизнес на Кипре – серьёзная сила, на острове живёт довольно много русских. Причём, защищать нужно было не какое-то сомнительное дело, а церковные каноны.
Почему при таких внешне благоприятных условиях наш МИД и ОВЦС не смогли дать отпор признанию украинских раскольников? Это – результат непрофессионализма дипломатии или разгильдяйство?
После решения Кипрского Синода, наверняка, усилится давление Фанара и политических сторонников украинских раскольников на Грузинскую, Болгарскую и Румынскую Церкви, которые сегодня занимают в вопросе признания т.н. ПЦУ двойственную позицию.
Попытки изоляции Русской Православной Церкви продолжаются. И пока вполне результативно.
Конечно, и в Кипрской, и в Элладской, и в Александрийской Церквах среди архиереев и духовенства есть противники нарушения канонов в угоду политической целесообразности и греческой солидарности. И Священноначалие Русской Православной Церкви после первой ошибки с Константинопольским Патриархатом, когда было заявлено о разрыве общения со всей Церковью, принимало взвешенные решения о разрыве только с теми архиереями, которые признали т.н. ПЦУ.
Это не только открывает возможность пересмотра нынешнего ошибочного решения при изменении политической конъюнктуры или ухода в мир иной инициаторов признания раскольников. У Русской Церкви сохраняется возможность влияния на ситуацию внутри братских Церквей...
Редакция Русской народной линии
2. Что и требовалось доказать ! Процесс пошел с руководстом Матери всей Цекрвей мира...
1. Теперь со стороны главаря Фанара будет сильное давление на Иерусалимского патриарха-грека Феофила, который