В редакцию «Русской народной линии» всё чаще поступают тревожные сообщения о том, что в ряде регионов России священники не допускаются до больных коронавирусом. Учащаются случаи, когда больные умирали без причастия, соборования, лишенные возможности участвовать в Таинствах.
Ранее Синодальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви заверил, что для совершения Таинств к таким больным готовы выехать специально подготовленные священники, имеющие необходимые средства индивидуальной защиты.
Поднятую проблему комментирует в телефонном интервью «Русской народной линии» детский врач, реаниматолог-анестезиолог, исполнительный директор Православного благотворительного фонда поддержки материнства и детства Владимир Петрович Карасев:
Ответ на вопрос «допускать к больным коронавирусом священника или не допускать» совершенно очевиден! В России 70% населения так или иначе позиционируют себя крещёными верующими людьми. Для православных жизненно необходимо участие в таинствах, ведь связь человека с Церковью неразрывна, как душа и тело.
А попытка чиновников вмешаться в церковное общение и не допустить участия в церковных таинствах – это безграмотный подход с точки зрения государства.
Вопрос надо ставить в ином контексте: священники, как и все остальные граждане нашей страны, должны соблюдать установленные нормы безопасности, связанные с пандемией. Действуют разработанные рекомендации, в частности, для врачей в больницах – обработка рук, перчатки, специальные костюмы. Всё это отработанная тактика среди определенных групп населения, которые вынуждены взаимодействовать с больными. И священники вполне могли бы укладываться в те же нормы безопасного поведения.
А пытаться напрямую вмешиваться, запрещая церковное общение и исполнение религиозных треб – нонсенс! Это недопустимо ни с какой точки зрения – ни с точки зрения государства, ни санитарии.
Чиновники оправдывают недопуск священников к больным их же благом. Но напомню, что благими намерениями вымощена дорога в ад. Благие намерения – вещь, безусловно, ценная, но к этой ситуации надо прилагать голову, чтобы не допустить надуманных вещей или, откровенно говоря, не соответствующих ни месту, ни времени, ни ситуации.
Мы знаем, что для верующего человека участие в религиозных таинствах является нормой. Верующий человек исходит из того, что жизнь его направляема Богом. Для верующего человека и излечение есть результат общения с Богом.
Если мы позиционируем себя как общество, в котором присутствуют верующие люди, а их больше, чем атеистов, то мы не можем с этим не считаться. И в этом нет никаких нарушений санитарных норм!
Нельзя допустить, чтобы, опасаясь чего-либо, мы создали новые виды опасности. Мы начинаем чего-то панически бояться, накладываем избыточные ограничения, которые сами по себе порождают новые опасности. Мне бы хотелось, чтобы наше государство не наделало бы подобных ошибок.
Сбалансированность и адекватность ответа – очень важные параметры, которые надо всегда учитывать и правильно применять.
Лишить верующего человека участия в таинствах Церкви – всё равно что лишить его воздуха. Но я верю в здравомыслие! При всём желании выделиться и всё обезопасить всё-таки должна присутствовать сбалансированность и адекватность.
1. ...