Всероссийский центр изучения общественного мнения и Центр социального проектирования «Платформа» представили на сайте ВЦИОМ исследование об отношении россиян к блогерам.
«Актуальность данного исследования вызвана серьезными нарастающими изменениями в информационном пространстве — ростом численности и влияния лидеров мнений в социальных сетях, воздействие которых сегодня сопоставимо с ресурсом традиционных медиа, - отмечается в исследовании. - Вместе с тем данная группа, не связанная какими-либо формальными ограничениями, мобильная и постоянно восполняемая, формирует широкую палитру новых подходов; при этом аудитории в ряде случаев сложно понять исходную мотивацию их сообщений, наличие (или отсутствие) заказчика, критерии достоверности сообщений. Беспрецедентность нынешней ситуации заключается в свободном доступе участников информационного рынка к каналам информирования, при том что сила их убедительности зависит от индивидуальных талантов, артистичности, умения находить точные стилистические и контентные решения».
Основные выводы исследования:
• Происходит постепенная профессионализация блогерства в восприятии аудитории. Блогер сочетает в себе образы трендсеттера, общественного активиста и бизнесмена.
• Одним из побочных эффектов профессионализации является уверенность большинства респондентов в том, что блогеры искусственно завышают долю своей аудитории. Теряется также образ независимого от государства и бизнеса игрока.
• Основной аудиторией блогеров остается молодежь, но к настоящему времени им удалось широко встроиться в процессы информационного потребления, в том числе за счёт влияния ядра своей аудитории на более старшие поколения.
• Преимущества блогеров в сравнении с традиционными СМИ — в персонализированности, креативности и скорости реакции на повестку, что вызывает доверие и позволяет привлекать большее внимание — главную «валюту» для современного медиа.
• Профессия блогера пока не воспринимается как серьезная, в основном в ней видят модное преходящее явление. Однако интерес к профессии растет в Москве и Санкт-Петербурге — центрах, которые формируют тренды. Поэтому можно с определенной долей осторожности заключить, что в обозримом будущем интерес к блогерству как к реальной профессии укрепится.
Данные исследования ВЦИОМ и Центра социального проектирования «Платформа» проанализировал в интервью «Русской народной линии» православный блогер, филолог по образованию, известный петербургский священник, научный сотрудник Литературно-мемориального музея Ф.М.Достоевского, директор мемориальной квартиры-музея Иоанна Кронштадтского в Кронштадте, настоятель храма свв. апп. Петра и Павла в с. Сомино протоиерей Геннадий Беловолов:
Мы живём в период смены эпох: от «телеолита» переходим к «интернет-неандертальству», если позволите предложить эти неологизмы.
Блажен, кто посетил сей мир
В его минуты роковые!
Я убеждён, что со временем нашу эпоху будут пристально изучать. Пребывая внутри процесса, мы не до конца осознаём важность современных событий и перемен, мы не замечаем не только большого, но и объективного.
Смена эпох влечет за собой смену менталитета, коммуникаций и ценностей. Новая виртуальная реальность ещё принесёт свои плоды. Ныне появилась совершенно новая форма общественного сознания – Интернет. Причём, из всех ныне действующих явлений по своей массовости мировая сеть – вне конкуренции. Телевидение – это не вчерашний день, а думается, что уже как до нашей эры. В последние два года я не смотрел телевизор в принципе, но в Интернет заглядываю почти каждый день, хотя я уже немолодой человек – мне седьмой десяток лет.
Почему так произошло? Интернет даёт свободу. Сладкое слово «свобода». Телевизор не случайно назвали «зомбоящиком», ибо ты там подопытный кролик. «Зомбоящик» – пропагандистская машина, которая обрабатывает зрителей, стережёт мысли и весьма ограничивает в выборе. В «зомбоящике» 3-4 чревовещателя: Познер, Соловьёв, Киселёв и Брилёв. Признаюсь, больше минуты нет сил их слушать. Заведомо известно, что они скажут. Если человек готов каждый день быть под капельницей пропаганды - это его свободный выбор. Но всё-таки хочется разбираться в процессах.
И здесь на помощь приходит Интернет. Блогер должен быть личностью. Конкуренция среди блогеров очень высокая, и на поверхность всплывают и остаются неординарные люди, которым иначе не пробиться в публичное пространство. В этом смысле Интернет является очень мощным лифтом, которого ещё не было в истории человечества. Люди сами себя делают: тебя ведь никто не назначает, тебе не платят зарплату. В какой-то период блогер должен настроиться на бескорыстие, энтузиазм и немногие потом выходят на солидный доход, позволяющий им профессионализироваться. В этом свете Интернет – свобода для творчества.
Каковы же минусы? Как только мы ставим вопрос про правильный и неправильный выбор в Интернете, то мгновенно начинаем мыслить категорией пропаганды. Господь дал возможность Адаму и Еве совершить даже неправильный выбор, но нести ответственность за свой поступок. В конце концов, человек сделает собственный выбор, найдёт близкого по духу блогера или аналитика. В этом смысле происходит атомизация социума, люди растаскиваются по «интернет-квартирам». И при первом же социальном катаклизме выясняется, что общество расколото.
Яркий тому пример – Белоруссия. Братская республика представлялась нам монолитным целым, и вдруг оказалось, что белорусское общество разделено, расслоено. Для Лукашенко протесты стали шоком. Как всякий вождь, он верит в свой культ. В Белоруссии нет ни партий, ни движений, ни митингов. Раскол произошёл на уровне Интернета. Подводное интернет-течение, незаметное для пропагандистской машины, подтачивает основы государственного и национального единства.
Мы пока не в состоянии оценить социальное и политическое влияние Интернета. Самый главный принцип блогерства – доверие. У блогера нет начальника, ему доверяют, поскольку он достаточно открыт как человек. Поэтому быть блогером - значит быть смелым, мужественным и харизматичным. Блогерство – это новая форма общественного сознания. В древности были пророки, потом – учителя, не так давно – общественные деятели и телезвёзды. А теперь блогеры – вожди мнений. Белоруссия показала, что блогерам верят больше, чем «зомбоящику».
Согласно опросу ВЦИОМ, блогеров не воспринимают серьезно, но в этом и заключается их сила. За ними не стоят структуры и партии, но, как ни странно, одиночные голоса сливаются в один мощный поток. Если на Украине мы сваливали всё на Госдеп, то в Белоруссии Госдепом не объяснить протесты людей. Народное мнение белорусов было сформировано подспудно и вдруг неожиданно всплыло.
Если бы Лукашенко это понимал, то не применял бы столь жёстких мер, которые сработали против него. И теперь его сторонники, увидев избиение молодых людей, становятся на сторону страдающих. Морально Лукашенко здесь сильно проиграл.
Наше государство недооценивает силу влияния блогосферы, которая заключается не только в харизматизме, но в доверии – блогеры представляются независимыми, бескорыстными, яркими и талантливыми личностями. Миллионы людей подсаживаются на блогеров. Поэтому если Соловьёв или Познер станут блогерами, то окажутся третьеразрядными персонами. Они входят в дома, не спрашивая нас. Их показывают в таком количестве, что просто «переедаешь». Блогеры более динамичные. Если кто-то себя израсходовал, то появляются новые яркие личности. Карьера блогера, как и балерины, недолговечна. И даже Дудь, несмотря на миллионы подписчиков, может быстро сдуться.
Хочется отметить, что в Интернете не хватает рупора национальной идеи. К примеру, я не нахожу отражения собственного мировоззрения – я православный монархист. Я не видел блогера, который декларировал бы себя православным монархистом, ярко, увлекательно и креативно говорил бы о проблемах возрождения монархии. При всей широте Интернета пока ничего даже близкого не нашёл. Вообще русская идея недостаточно представлена в блогосфере.
Раздробленность монархического движения рождает потребность и запрос на яркую харизматичную личность. Может быть, проблема в старении? Монархисты подчас покрыты архивной пылью и напоминают Кису Воробьянинова. Ну, а где молодые монархисты? Неужели их нет? Неужели ни одно молодое сердце не загорелось прекрасной идеей русской монархии? Я бы сам в блогеры пошёл, но, к сожалению, являюсь пользователем и понимаю, что вряд ли смогу создать яркий и интересный контент. Остаётся надеяться, что общественный запрос будет воплощён в новых именах ярких блогеров-монархистов.
2. Слава Богу, что православные монархисты что не вписались в блог-формат
1. Я убеждён, что со временем нашу эпоху будут пристально изучать.