Я бы в блогеры пошёл, пусть меня научат

В то же время, предостерегает протоиерей Геннадий Беловолов, священник, увлеченный видеоблогингом, легко может позабыть о своем священстве

Петербургский священник, научный сотрудник Литературно-мемориального музея Ф.М.Достоевского, директор мемориальной квартиры-музея Иоанна Кронштадтского в Кронштадте, настоятель храма свв. апп. Петра и Павла в с. Сомино протоиерей Геннадий Беловолов, воспользовавшись вынужденной самоизоляцией, начал регулярный выпуск видеоподкастов. Один из подкастов опубликован на РНЛ.

Видеоканал отца Геннадия «Сельскiй Батюшка» на YouTube.  

Корреспондент «Русской народной линии» попросил батюшку порассуждать об особенностях нового языка проповеди, о его преимуществах и сопряжённых с ним опасностях. 

Мы живём в период смены эпох, образно можно сказать, «телеолит» сменяется «нетолитом».

Появилась новая реальность интернета, которая на наших глазах меняет мир. Рождаются новые феномены социальной, культурной и даже церковной жизни. Как пишут культурологи, «галактика Гутенберга» уходит в прошлое, а планета Земля, благодаря социальным сетям, превращается в «глобальную деревню», в которой все на связи и все про всех всё знают. Телевидение активно вытесняется видеоблогингом.

Церковь вынуждена реагировать на новые веяния времени.

Одним из таких новых явлений церковной и общественной жизни стало появление священников-видеоблогеров. Этот факт уже не отменить, остается только осмыслять цели и формы пастырского присутствия в блогосфере.

Свои размышления на эту тему я хотел бы начать с евангельской притчи о Сеятеле, смысл которой, как кажется, состоит в том, что слово Божие нужно сеять на добрую почву. Но как узнать, где добрая почва, а где каменистая? Ты говоришь с человеком и не знаешь, какая у него в сердце почва? Порой кажется, что сеешь на добрую почву, а оказывается, что всё как об стенку горох. А бывает, думаешь, что тут нечего метать словесный бисер, а смотришь - семя даёт «плод мног». Точно сказал поэт: «Нам не дано предугадать, Как слово наше отзовется». Практический результат проповеди обнаруживается часто значительно позже – только после всходов. Мне недавно написала в личку одна читательница, которая еще школьницей была у меня на экскурсии в Музее Достоевского, заинтересовалась его христианской верой, стала читать, посещать церковь, а теперь является православным воцерковлённым человеком. А бывает так, что сеятель при жизни может вообще не увидеть плодов своих трудов. На деле приходится действовать методом проб и ошибок. Обратим внимание, что в притче Христовой говорится, что и не на доброй почве что-то да всходит. Нам Господь дал благословение сеять, а посев сам проявляет качество почвы. Поэтому сеять нужно везде и всегда. Если священники будут сеять только на добрую почву, остальное пространство может зарасти сорняками.

Интернет даёт прекрасную техническую возможность всемирной проповеди Евангелия. Благодаря всемирной сети, слово Божие может войти в любой дом. Без помощи интернета трудно осуществить Христово пророчество: «И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам» (Мф. 24:14). Причем, в интернете добрая почва более предсказуема. Если человеку чуждо Православие, вряд ли он будет слушать священника-видеоблогера. В Интернете почва сама избирает себе зёрна.

Интернет и его часть блогосфера являются проявлением человеческой культуры (при всем его внешнем часто бескультурье!).

В рассказе о Сеятеле есть замечательное оправдание и определение христианской культуры.

После притчи ученики спросили Учителя: «Для чего притчами говоришь им?» (Мф.13:10) Господь ответил: «Вам дано знать тайны Царствия Божия, а тем внешним всё бывает в притчах; так что они своими глазами смотрят, и не видят; своими ушами слышат, и не разумеют» (Мк.4:11-12).

Христос предлагает две формы проповеди: одна прямая – для верных, другая опосредованная в притчах – для «внешних». Но что такое притча? Это художественное повествование, осмысление действительности в образах и сюжетах. Притчи Христа наполнены разнообразными символическими образами, сложными сюжетами, неожиданными завязками и развязками. Притча о милосердном Самарянине, к примеру, вполне могла бы стать сценарием для фильма:  в ней есть интрига, криминальный сюжет, герой вышел из Иерусалима, на него в пустынном месте нападают разбойники, оставляют «еле жива суща», он может умереть, в это время мимо него проходят разные люди: священник, левит, и, наконец, Самарянин, который помогает страдальцу, везет его с собой в город Иерихон, оставляет в гостинице, которую оплачивает на несколько дней вперед, а сам едет дальше. И открытый финал – ожидаемое возвращение Самарянина. В причте есть развитый сюжет с большим количеством персонажей. Что это, как не законченное художественное произведение, явление культуры?

Прибегая к активному употреблению жанра притч, Христос тем самым благословляет культуру как язык церковной проповеди. В притчах мы можем найти евангельское оправдание христианской литературы и культуры в целом.

К сожалению, Церковь не достаточно активно пользовалась этим языком в своей истории. На себя эту функцию взяла художественная литература, особенно это касается нашей русской классической литературы.

Художественные произведения, повести и романы – это те же развернутые притчи, в больших размерах и сложных построениях. Такими притчами, очевидно, являются романы Фёдора Михайловича Достоевского, в которых присутствует глубокий христианский смысл. Роман «Преступление и наказание» вполне можно назвать притчей о «раскаявшемся разбойнике», а роман «Братья Карамазовы» - притчей о «злых сыновьях», восставших на своего отца. В романе «Бесы» активно использована евангельская история о бесах, вошедших в свиней.

Идея притчевой, то есть художественной проповеди, для «внешних» может быть воплощена и в театре, и в кинематографе, и в интернете. Лучшие произведения человеческой культуры несут в себе колоссальный потенциал гуманистического и христианского смысла.

Кто-то из современных режиссеров заметил, что в ХХ веке апостол Павел стал бы режиссером и снимал бы христианские фильмы как более эффективное средство проповеди. Можно продолжить эту мысль и высказать предположение, что в ХХI веке апостол Павел мог бы открыть аккаунт в интернете и стал бы видеоблогером.

Я рассматриваю проповедь священников в интернете как продолжение Христовой проповеди в притчах, которая обращена к «внешним» – к самому широкому кругу людей.

Видеоблогинг в этом году мог бы отметить свое двадцатилетие. Ведь термин влог (видеоблог) был придуман в 2000 году. Явление сразу приобрело популярность. 2004 год был даже объявлен «годом видеоблога». В феврале 2005 года был основан вэб-сайт YouTube, ставший основной площадкой всех видеоблогеров.

В настоящее время популярные влогеры имеют количество подписчиков, превосходящее подчас количество жителей их собственных стран (десятки миллионов подписчиков). По своему влиянию они превосходят СМИ и ТВ.

Православный видеоблогинг появился лет пять назад. Затрудняюсь назвать «первозванного» священника-влогера России. История, без сомнения, еще будет написана. Но уже сегодня существует несколько десятков активных православных видеоблогеров-священников. Некоторые из них приобрели относительную популярность. Хотя успехи батюшек в этой области просто микроскопические по сравнению со светскими влогерами. Никто из них не переступил черту в 100 тысяч подписчиков.

Хочу представить топ популярных священников-видеоблогеров. Прошу обращать внимание не только на количество подписчиков, но и на количество выставленных видео. Настоящий коэффициент популярности можно рассчитать из соотношения этих двух цифр.

«Чемпионом» по количеству подписчиков является петербургский протоиерей Константин Пархоменко, который служит в соборе Живоначальной Троицы лейб-гвардии Измайловского полка. Его канал насчитывает 89 тысяч подписчиков при 1770 выставленных видео. Он один из старейших сеятелей на этой ниве (с 2013 г). Я знаком с этим живым и креативным священником, он бывал в Мемориальной Квартире св.Иоанна Кронштадтского.

Довольно профессионально с точки зрения подачи материала выглядит влог священника Владимира Панарина из Челябинска «PopBloger». Его канала с молодежным уклоном собрал уже более 24 300 подписчиков при 76 выставленных видео.

Один из глубоких и выверенных каналов ведет священник-миссионер Георгий Максимов («Отец Георгий»), у которого 19,5 тысяч подписчиков при 65 видео. Я стараюсь не пропускать его острые и полемические ролики.

Не избегает самых острых вопросов современной жизни общества и церкви канал «Священник Павел Островский», который был создан в 2017 году и уже имеет 19 000 подписчиков при 312 видеороликах. Отец Павел медийное лицо, его многие знают по выступлениям на телеканале «Спас». Служит он в Сретенском храме города Красногорска Московской области.

Большим разнообразием отличается «Православный канал Боголюб о.Константина Мальцева», священника храма Новомучеников и Исповедников Российских в станице Уманской Краснодарского края. У него 17,5 тысяч подписчиков.

Такова пятерка самых популярных видеоблогов священников.

Далее следует ряд священников, имеющих несколько тысяч подписчиков. Хотел бы назвать несколько имен: протоиерей Андрей Долгополов, священник Кирилл Ротов, священник Святослав Шевченко, иеромонах Александр Митрофанов, протоиерей Сергий Воронкин, иерей Альвиан Тхелидзе, священник Николай Бабкин и др. (читатели могут продолжить этот список).

Я не говорю здесь о медийных пастырях, таких как о.Андрей Ткачев, о.Дмитрий Смирнов, о.Артемий Владимиров, протодиакон Андрей Кураев и др. Они как раз в силу своей известности не нуждаются в видеоблогах, имея возможность широко выражать свои мысли и оценки в СМИ.

Что можно сказать о священниках, ставших первопроходцами в видеоблогосфере? Во-первых, звездами ютуба они пока не стали. По масштабам интернета их успехи достаточно скромные. Во-вторых, обращает на себя внимание то, что все они относительно молодые люди. Это новое поколение священства, для которого интернет уже стал повседневной реальностью жизни. В-третьих, большинство из них из глубинки, из дальних приходов дальних епархий (кроме разве что о.Константна Пархоменко и о.Павла Островского). Видеоблогинг для них стал социальным лифтом, который позволяет им реализовать себя. Характерно, что среди популярных священников-видеоблогеров нет москвичей.

В-четвертых, нужно отметить, что популярные видеоблогеры не занимают никаких высоких постов в Церкви и не являются её официальными лицами. Также бросается в глаза отсутствие среди видеоблогеров архиереев нашей Церкви, хотя им, казалось бы, есть что рассказать.

Очевидно, священник-видеоблогер должен быть яркой и интересной личностью, обладать определенной харизмой. Выставляя себя напоказ, батюшка становится публичным человеком, прозрачным для оценок и суждений. От людей в интернете не скроешься. Все достоинства и недостатки становятся видны, как на ладони. Экран, как рентген, просвечивает человека насквозь. Проще сидеть в своей хате с краю, где тебя никто не знает. Поэтому нужно отдать должное мужеству и нонконформизму батюшек, решившихся выставить себя напоказ в интернете. Для этого требуется постоянная работа над собой, насыщенная духовная и интеллектуальная жизнь, умение живо и увлекательно говорить, быть интересным собеседником, отвечать на самые разные вопросы, быть неравнодушным и реагировать на актуальные темы дня, при этом надо суметь не надоесть. Выгоревшим отцам в интернете делать нечего. Блог - это определенный экзамен для пастыря на внутреннюю зрелость.

Из всего этого следует, что священники-видеоблогеры сегодня на передовой, они требуют к себе бережного отношения и понимания, им нужно прощать возможные и неизбежные ошибки на этом пути, которым до них еще никто не ходил.

Однако на деле священники-видеоблогеры существуют сегодня в Церкви полуофициально, являясь своего рода церковным андеграундом. Церковь недостаточно уделяет внимания этой форме церковной жизни. Хотя есть общее благословение духовенству Патриарха Кирилла быть активнее в соцсетях, однако существенной практической поддержки им не оказывается.

Важность темы подсказывает, что здесь требуются обучающие семинары, аналитические конференции, конкурсы и фестивали православных видеоблогеров. Пора уже создать Союз православных видеоблогеров, а в семинариях и духовных академиях открыть факультативные курсы видеоблогеров для желающих семинаристов. Сегодня назрела проблема подготовки пастырей к интернет-деятельности. Почему бы в семинариях не ввести специальные занятия в рамках миссионерских курсов по подготовке к интернет-служению? В Семинариях изучают особую дисциплину – гомилетику – искусство проповеди. Проповедь с амвона слушает ограниченная аудитория, а искусству проповеди с интернет-амвона никто не учит. Недавно во всех  епархиях провели курсы повышения квалификации для духовенства. Было бы интересно пригласить на них известных видеоблогеров, пусть даже светских, например, того же Варламова, который поделился бы опытом видеоблогинга. А мы уж сами смогли бы выбрать, что нам подходит, а что нет. Перефразируя известное стихотворение, можно сказать: «Я бы в блогеры пошёл – пусть меня научат!»

В наши дни Церковь оказалась перед натиском антицерковной блогосферы. Отрицательный имидж Церкви сегодня создает не телевидение, а именно блогосфера, и Церковь подчас не может адекватно ответить на вызовы антиклерикальных блогеров. В силу небольшого количества пастырей-блогеров отвечать просто некому.

В связи с деятельностью священников-видеоблогеров встаёт ряд канонических вопросов. Непонятен статус такого священника. Является ли деятельность в блогосфере церковным послушанием или священник занимается сугубо личным делом? Должен ли священник брать благословение на видеоблогерство? (не видел, чтобы кто-то в титрах своего блога указывал, что он ведётся по чьему-то благословению). Кому подотчётен священник-видеоблогер? Кто его духовное или юрисдикционное начальство? В настоящее время священник-видеоблогер представляет собой полную автокефалию, независящую ни от какой церковной структуры. Как быть с понятием канонической территории в интернете? Ведь потенциально аудитория пастыря-видеоблогера может расшириться до всероссийского масштаба, его могут слушать и смотреть за границей, и даже за океаном.

Учитывая, что все эти вопросы не имеют ясных ответов, любой священник может нарваться на архиерейский окрик, и это в лучшем случае, а в худшем, может быть запрещен в служении (примеры уже есть). В последнем случае, как ни удивительно, тут же будут найдены правила древних соборов, которые священник нарушил в интернете. Лично я исхожу из того, что в самом рукоположении священник получает благословение на проповедь, и он в интернете исполняет это базовое служение священника.

Нужен ли видеоблогинг в церковной жизни? Почему священники ведут блоги и влоги в интернете? Священник-видеоблогер Владимир Панарин записал на эту тему видео: «Пять причин священнику создать видеоблог». Одну из главных он называет словом «тренд». Да, это требование времени. Церковь должна быть там, где люди, а люди нынче сидят в интернете.

Считаю, что интернет, как это не прозвучит странно, дает Церкви возможность реализовать свою соборность. В интернете возникает множество внутрицерковных коммуникаций. Здесь я могу поделиться своим духовным опытом и познакомиться с духовным опытом своих собратий. Каждый священник обладает уникальными талантами: один проповедник, другой исповедник, кто-то литургист, кто-то хозяйственник, у кого-то получается собирать людей вокруг себя, а у кого средства на строительство храма. Можно сказать, «батюшки разные нужны, батюшки разные важны». Лично я ограничен теми талантами, которые дал мне Господь. Но в интернете я могу восполнить свои таланты: послушать богословские размышления профессора Осипова, познакомиться с кропотливыми толкованиями Священного Писания о.Олега Стеняева, послушать пламенные проповеди о.Андрея Ткачёва, которые вдохновляют «на последний и решительный бой» с собственными грехами. Особенно это ценно для священника в глубинке, у которого церковные контакты объективно ограничены. К примеру, в Бокситогорском районе Ленобласти служат всего пять священников. С кем-то мы иногда сослужим вместе. Других священников я вижу несколько раз в году на епархиальных собраниях и поздравлениях владыки.

Зато в интернете есть широкая возможность и на других посмотреть, и себя показать, узнать, что происходит в нашей необъятной Церкви. Общение в интернете не имеет границ ни приходских, ни епархиальных, ни иерархических.

Священник в блогосфере обращается ко всем, но слушает его у своего экрана всегда один человек. Хотя видеоблогер не видит своего собеседника, однако вполне может возникнуть эффект личной встречи. Зритель проникается мыслями и чувствами пастыря, может написать комментарий, отправить ему личное сообщение. Так возникает знакомство с незнакомыми людьми, с которыми в другой ситуации никогда бы не познакомился. В последнее время я стал смотреть православный видеоблог Анны Мусан-Леви из Иерусалима, которая доверительно рассказывает о святых местах Святой Земли, а также о жизнь своей семьи. Я лично не знаком с ней, но у меня уже возникло чувство духовной близости с её семьей.

Но в интернете пастырей-видеоблогеров подстерегают и опасные искушения, отнюдь не виртуальные, а вполне реальные.

Очевидно, что подкастинг предполагает привлечение максимально широкой аудитории к своему видеоблогу. Как только ты включаешься в эту систему, так тут же начинается погоня за подписчиками, лайками, комментами. Светские видеоблогеры начинают и заканчивают свои видео одними и теми же призывами: пожалуйста, поставьте лайк, нажмите на колокольчик и т.д. И все потому, что эти видео конвертируются в коммерческую прибыль. Для многих людей видеоблогерство стало профессией и постоянной работой. Для увеличения подписчиков приходится применять особые технологии: использовать хайп, троллинг, скандал, псевдосенсации, главное, чтобы было побольше шума. Грибоедовский Репетилов с его лозунгом «Шумим, братец, шумим» может считаться первым блогером в России. Такая «эстетика» эпатажного поведения с карикатурной мимикой и дёрганными жестами, постоянным мельканием в кадре неприемлема для церковных людей и, тем более, для священников.

К сожалению, некоторые священники принимают эти правила игры и идут по пути раскрученных видеоблогеров. Один священник (не будем называть имен) в своих роликах в основном комментирует рэп-баттлы, обозревает клипы современных певиц, «ЛГБТ-христианство», стрельбу в школах, компьютерные игры и многие другие инфоповоды современности. Мне кажется, это все от того, что такому священнику нечего сказать, и он становится массовиком-затейником. Некоторые видеоблогеры выносят внутрицерковные проблемы, подчас очень важные и злободневные, на широкую аудиторию, спекулируя и пиарясь на них.

Но главное искушение и опасность для священника в интернете, как мне представляется, кроется в том, что он, как это не парадоксально прозвучит, может стать видеоблогером и перестать быть священником. Вопрос состоит в том, в каком качестве он выступает в блогосфере? Здесь нужно четко сказать, что ни при каких условиях нельзя поддаваться этому искушению! Священник должен всегда и везде оставаться священником и ни в коем случае не снимать с себя в интернете подрясник и крест. Иначе может произойти большая беда и даже трагедия.

К сожалению, на этой линии видеофронта есть уже свои потери. Я имею в виду отца Андрея Федосова с его ютуб-каналом «Киберпоп», который предпочел служению священника деятельность в интернете. Этот тот самый случай, когда священник незаметно для себя стал собственно видеоблогером. Ревностный священник стал вести видеоблог, который получил достаточную популярность среди православных. Но когда у него возник конфликт с правящим архиереем из-за его высказываний в видеоблоге, священник решил остаться со своим блогом и отказаться от служения, написав прошение о выходе за штат. Пожалуй, это первый случай в истории Церкви, когда священник добровольно отрекся от служения в Церкви в пользу интернета. У меня сердце облилось слезами, когда я услышал о таком решении батюшки. Но как только он стал вольным видеоблогером, интерес к нему упал. Оставив священство, он перестал быть интересным. Это большой урок для других батюшек, дерзающих вещать в интернете. Какие тонкие искушения ожидают нас во всемирной паутине! Надо также помнить, что мы прежде всего священники, носители сана и благодати Христовой, и этим прежде всего интересны людям.

Я долго был в сомнении, надо ли мне ввязываться в эту историю? Чего мне не хватает в жизни? Что я забыл в интернете? Но, в конце концов, решил попробовать. Я давно веду блог в Живом Журнале и страничку ВКонтакте и вижу, что это востребовано моими читателями (некоторые материалы перепечатывались на РНЛ и наоборот!). Интернет дает мне новые возможности для проповеди и общения. Я рассматриваю свою деятельность в интернете как продолжение моего церковного служения, а читателей и пользователей как своих интернет-прихожан.

Нынче люди стали читать меньше, о чём можно сожалеть и сетовать, но от этого мало что изменится. Надо просто смириться, чтение книг, как в древности, стало элитным занятием. Люди сидят в интернете и это надолго, если не навсегда. Люди всегда хотели хлеба и зрелищ. И интернет идеально решил эту древнюю проблему, даже не выходя из дома: сидим за столом с чашкой кофе и смотрим что-нибудь на Ютубе.

Я только начинаю свой опыт ведения видеоблога. Мне сразу стало понятно, что нужна техническая подготовка, которой приходится овладевать по ходу дела. Профессиональные видеоблогеры достигли высокого технического совершенства. Как минимум, надо иметь мощный компьютер, специальные программы и самому быть и сценаристом, и режиссером, и оператором, и диктором и главным героем и при этом ещё и остаться священником.

Вторая проблема, которая встает перед каждым видеоблогером: о чем вещать? Общие катехизаторские темы достаточно освещены уже многими блогерами. Просто механически переносить проповедь с амвона в интернет,- не вариант. В богословской тематике я не могу составить конкуренцию профессору Осипову. Я не испытываю призвания к полемике, чтобы кого-то разоблачать или дискутировать с сектантами. Я не хочу бежать в ногу со временем и писать о рэп-батлах и звездах шоу-бизнеса.

Итак, нужно найти свою нишу на просторах интернета.

Меня удивила одна вещь, которую я обнаружил практически у всех православных священников-видеоблогеров, – большинство из них ничего не говорят о своих приходах, о своих храмах, о своих прихожанах. Они рассуждают о мировых, политических и церковных проблемах, отвечают на разные вопросы, говорят обо всём, но только не о том храме, в котором служат. Порой трудно понять, где они вообще служат. А ведь именно это и интересно, именно в этом и состоит уникальный опыт каждого пастыря.

Я пришел к мысли, что нужно рассказывать о жизни своего прихода по народной пословице: всяк кулик своё болото хвалит. Я обратил внимание на то, что у нас целый пласт церковной жизни остается за кадром – это жизнь сельских приходов. Чем дальше приход – тем менее он известен. На такие приходы не обращают внимания ни журналисты, ни телевидение. Если читать наши официальные епархиальные сайты или журнал Московской Патриархии, то создаётся впечатление, что вся церковная жизнь сводится к официальным мероприятиям и праздничным службам. А ведь всё с точностью наоборот: основание Церкви – это приходы и простой народ. Получается, что жизнь сельских приходов в глубинке нигде не отражается.

По моему глубокому убеждению, именно в глубинке служат батюшки-подвижники (не имею в виду себя), которые тянут на себе и приход, и хозяйство, и свои многодетные семьи. Сельские батюшки – это настоящие герои нашего времени. Снимаю перед ними свою скуфейку. Игорю Растеряеву давно пора о них написать свою песню (не все же о комбайнерах петь!).

Свою мотивацию я нахожу в словах Христа: «Ибо от избытка сердца говорят уста» (Мф.12:35). Буду писать от избытка любви к Богу, к России, к своему народу и своему приходу. Любовь не может замкнуться в сердце. Как говорят в народе: у кого что болит – тот о том и говорит.

Буду, как кулик, хвалить своё «болото», буду рассказывать о своем дальнем приходе, о моих прихожанах – простых людях, которые здесь живут. Поведаю о повседневном житье-бытье сельского батюшки, начиная от колки дров до звона на колокольне. Поэтому я так и назвал свой канал на Ютубе – «Сельскiй Батюшка».

Я не хочу хватать звёзды с неба, не претендую на глобальные темы, не ставлю задачи собрать огромное количество подписчиков, не преследую никакой коммерческой цели. Мой видеоблог для тех, кому интересна жизнь простых людей на селе, и не только церковная. У меня выставлено уже десять роликов. За две недели набралось уже 80 подписчиков. Начало положено.

Как говорится, с Богом в дорогу!

Господи, благослови!

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий

1. "...вот вышел Сеятель сеять"(Мф.13:3-23)

НА ВЗЛЁТНОЙ ПОЛОСЕ Я плохо ещё понимаю, что всё постоянное – временно. И как образуется капля росы. А пока - я поливаю сухое дерево, и сею на бетоне взлётной полосы. Мне не надо объяснять, что жизнь – не длинная, и всё, что я делаю «сумняся ничтоже» – занятье – с виду– безперспективное. Но спорить с Богом – себе дороже. Неисчислимо количество вёдер и леек, вылитых и списанных, как пустая трата. Но в этом году раскрылся листочек клейкий на дереве, годном лишь на черенок для лопаты. И, наблюдая за полосой реактивного следа на две половины разделившего небосклон, я вижу как стебель цветка устремляется к Небу, нежными лепестками взламывая бетон.

Геннадий Беловолов:
«В заключении возрождаются архетипы сознания»
Или почему российские заключенные предпочитают читать классические произведения, а не бульварное чтиво
31.07.2020
Европа уподобляется Иуде
В то время как в Берлине идут споры вокруг возвращения креста на купол исторического дворца Гумбольдта, Россия остаётся последним оплотом Истины
04.06.2020
Я бы в блогеры пошёл, пусть меня научат
В то же время, предостерегает протоиерей Геннадий Беловолов, священник, увлеченный видеоблогингом, легко может позабыть о своем священстве
29.04.2020
Все статьи автора
"Какой должна быть миссия"
«Священник не должен себя жалеть»
По словам Святейшего Патриарха Кирилла, для развития церковной жизни нет пределов, как нет пределов для развития личности
30.07.2020
«Там, где человек, там не может быть абсолютной истины»
Святейший Патриарх Кирилл подчеркнул, что столп и утверждение истины — Церковь Бога живаго
13.07.2020
«Надо не людей пытаться исправить, а себя»
По слову митрополита Варсонофия, мы не имеем права обличать людей, ведь для этого нужно быть, как Иоанн Креститель
07.07.2020
Нагорная проповедь — квинтэссенция Евангелия
Проповедь, произнесенная 21 июня в Свято-Никольском храме Киева по улице Милютенко
22.06.2020
«Помните: пост — это небольшой экзамен»
Протоиерей Евгений Соколов о том, как душеспасительно прожить дни Петрова поста
17.06.2020
Все статьи темы
Последние комментарии