Прошедшее 25 августа заседание Священного Синода Русской Православной Церкви оказалось одним из самых обсуждаемых событий этой недели. Предлагаем обзор мнений экспертов, блогеров и телеграммеров по вызвавшим самое пристальное внимание кадровым решениям Синода.
Ими заинтересовались не только православные эксперты и обозреватели, но либералы и околоцерковные блогеры. Так, первый вице-президент Центра политических технологий, профессор ВШЭ Алексей Макаркин в опубликованной на сайте «Эха Москвы» заметке «О решениях Синода РПЦ» связывает отставку митрополита Павла с поста Патриаршего экзарха Беларуси с тем, что он «не смог удержать церковь от внутреннего размежевания не только на уровне паствы (это было невозможно), но даже епископата». «Но для Лукашенко был неприемлемым сам факт колебаний в церкви. В этих условиях Павел покидает страну – его сменил борисовский епископ Вениамин – первый белорус на посту экзарха в независимой Беларуси, и иерарх, лояльный Лукашенко», – пишет либеральный публицист. На его взгляд, «на фоне белорусских событий остальные кадровые решения отошли на второй план», хотя, добавляет Макаркин, «они интересны».
Итоги Синода, разумеется, прокомментировал в программе «Персонально ваш» на том же «Эхе Москвы» вездесущий блогер, запрещённый в служении заштатный протодиакон Андрей Кураев. Он договорился до того, что сравнил Священный Синод Русской Церкви с масонской ложей. Синод, по словам Кураева, сам «кооптирует членов самого себя. Не избирается никем, ни перед кем не отчитывается. Эти люди зависят от Патриарха. Вот Павел, был вчера в Синоде, сегодня уже нет, потому что он перешел с карты минской на карту кубанскую, а Кубанская митрополия не позволяет быть членом Синода. Вот и всё».
Главный редактор раскольнического портала «Кредо.ру» журналист Александр Солдатов опубликовал пространную статью «Крестовидная отвертка» в отечественном флагмане либерализма «Новой газете», где пишет, что «коронавирус, так или иначе, предопределил примерно половину решений нынешнего заседания». По его мнению, «решения этого "большого" синода говорят о намерении патриарха жестко контролировать "вертикаль" РПЦ, не допуская анархии и соборной демократии. В целом они усиливают позиции консервативного крыла в епископате и напоминают, сколь эфемерным является статус фаворита при нынешнем патриархе».
Православные аналитики и эксперты, в целом, позитивно, а порой и восторженно оценили решения Священного Синода. Так первый замглавы Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, замглавы Всемирного русского народного собора профессор МГУ Александр Щипков в интервью РИА Новости назвал нового главу Белорусского экзархата епископа Вениамина (Тупеко) человеком «очень ясного канонического церковного сознания» и «очевидным противником автокефальных настроений». «Владыка Вениамин – человек очень ясного и строгого канонического церковного сознания, и он очевидный противник автокефальных настроений, которые, к сожалению, в последние десятилетия искусственно инспирировались, провоцировались в Белоруссии по украинской модели», – заявил Щипков.
В свою очередь известный православный блогер, священник Георгий Максимов считает, что «главное событие последнего Синода – снятие четырёх архиереев с кафедр за провинности и отдача троих из них под церковный суд». «Такого раньше не было. Считаю это крайне важным положительным событием, знаком очищения нашего церковно-административного аппарата», – написал он на своей странице в ВКонтакте и предложил посмотреть свой видео-комментарий.
Глава отдела по связям с Русской Православной Церковью и православным сообществом за рубежом Института Стран СНГ публицист Кирилл Фролов считает, что «епископ Вениамин – это ревнитель единства Великой, Малой и Белой Руси, умный, образованный монах, предельно доступный людям, ревнитель канонизации великого апостола Белой Руси, ликвидировавшего унию и этим вернувшего Белую Русь в Россию, митрополита Иосифа (Семашко)». Об этом публицист пишет в заметке «Священный Синод Русской Православной Церкви принял историческое решение», опубликованной на сайте Изборского клуба.
«После того как синодальные "журналы" были опубликованы, один из коллег автора этих слов задал вопрос: можно ли назвать случившееся "консервативной революцией Патриарха Кирилла"? Как мне кажется, применять этот политологический термин к церковной жизни не вполне верно, хотя... В каждом допущении есть доля допущения. А в том, что Святейший Владыка и возглавляемый им Священный Синод – идейные консерваторы, лично я нисколько не сомневаюсь», – пишет заместитель главного редактора сайта «Царьград» Михаил Тюренков.
Не обошли вниманием кадровые решения Синода и телеграмм-каналы, ставшие в последнее время важной часть информационного пространства. По обыкновению ядовито и издевательски комментировал «Церквач». Типа: «Митрополит Меркурий (Иванов) сменил образование на бизнес»; «Придется архиепископу Амвросию (Ермакову) переехать из Сретенского гламура в Тверскую грязь. Но в белой шапке зато, и от Москвы недалеко»; «Под управлением митрополита Павла (Пономарева) с паспортом РФ и московским мерседесом, Белорусская церковь не смогла бы в текущих условиях жить спокойно» и т.п.
В этих условиях выгодно отличается от «Церквача» тлг «Чукотская Загогулина», который выложил пространный комментарий публициста Владимира Евсикова. В статье, названной в традициях телеграммеров немного издевательски – «Кадровая карусель патриарха Кирилла», В. Евсиков предложил обстоятельный анализ решений Священного Синода. Автор пишет, что «обычно в решениях Священного Синода публику привлекают кадровые решения, поскольку за ними, как правило, стоит интрига. Часто понятная только осведомлённым в "патриархийной кухне" людям». По его мнению, «проблем накопилось куча, в том числе и кадровых, связанных с кончиной и отстранением от кафедры целой когорты архиереев. А тут еще и Белоруссия. И патриарх Кирилл решил действовать в свойственной ему манере "пакетных решений", когда один архиерей сменяет другого. Эта практика, уже не раз апробированная, получила в народе наименование "архиерейская карусель"».
Называя освобождение Патриаршего экзарха всея Беларуси митрополита Минского и Заславского Павла (Пономарёва) «самым громким кадровым решением», публицист считает, что виной тому «недопустимые шарахания в ситуации политического кризиса в Белоруссии», в результате чего владыка «утратил авторитет как в глазах власти, так и в глазах паствы». При этом автор статьи ударился в конспирологические версии отставки Белорусского экзарха и транслирует всякого рода слухи, кочующие в церковных кругах. В целом автор считает, что «митрополит Павел сам себя загнал в западню, выходом из которой и стала отставка».
Коснулся автор «Чукотской Загогулины» и подоплёки перемещения митрополита Саввы (Михеева) «с относительно богатой и близкой к Москве Тверской кафедры на бедную и отдаленную Вологодскую». По его мнению, причиной удаления митрополита Саввы стал скандал с кочетковцами. Впрочем, это секрет полишинеля, поскольку конфликт, порождённый засильем кочетковцев в Тверской епархии, подробно освещался на РНЛ.
Также публицист высказался относительно подоплёки смещения архиепископа Верейского Амвросия с поста наместника Сретенского ставропигиального монастыря и ректора Сретенской духовной семинарии. На его взгляд, причиной стал скандал вокруг Сретенки, о чём мы неоднократно писали. РНЛ внимательно следила за расправой над семинаристами, у которых оказались, на взгляд владыки Амвросия и его помощников, «неправильные руководители.
Автор статьи обратил внимание на подоплёку других кадровых решений. В частности на обстоятельства перемещения из Вологды в Саратов и одновременного отстранения с очень важной должности главы Финансово-хозяйственного управления РПЦ митрополита Игнатия (Депутатова). И касается решения по бывшему Череповецкому архиерею епископу Флавиану. «Делу епископа Флавиана (Митрофанова)» посвящено несколько публикаций РНЛ.
Рассуждает Евсиков и о подоплёке перемещения из Ульяновска в Улан-Удэ митрополита Иосифа (Балабанова), который не прослужил на родине Ленина и года. В этой связи он упоминает о трагедии, когда в результате пожара погибла чудотворная Чимеевская икона Божией Матери. РНЛ писала об этой истории, которая потрясла всю православную Россию. Пытается найти подоплёку автор даже в истории перемещения из Саратова в Ульяновск митрополита Лонгина (Корчагина). Едва ли не во всех назначениях находит автор телеграмм-канала «Чукотская Загогулина» скандальную подоплёку.
Не будем далее пересказывать насыщенную информацией и домыслами статью Владимира Евсикова. Полагаем, что читатели РНЛ в состоянии сами оценить основательность или поверхностность суждений каждого эксперта и блогера о кадровых решениях Священного Синода, о которых мы упомянули в обзоре.
Внимание СМИ и других информационных ресурсов к церковным решениям не удивительно. И оно связано не только с тем, что Церковь играет важную роль в жизни общества. До сих пор в информационной политике Церкви присутствует, видимо, унаследованная с советских времён, некая «конспиративность и недосказанность». Это приводит к тому, что эксперты и журналисты, как и в советское время, пытаются «читать между строк». И зачастую видят скандальные подоплёки там, где их, может быть, и нет. И появляются всякого рода конспирологические версии событий.
Редакция «Русской народной линии»
5. Сидят белые клобуки и голов не ломают --что делать ?!
4. Ответ на 3, Анна:
3. Смена экзарха БПЦ -- символическая
2. Ответ на 1, влдмр:
1. Церковь ни от кого НЕ зависит- Патриарх Кирилл