До сих вспоминаю, как отозвалась болью новость о пожаре в Казанском Чимеевском мужском монастыре Курганской области, произошедшем 3 июля сего года. Сначала приходили сообщения, что чудотворная, известная на всю Россию, икона Божией Матери уцелела. Но вскоре иллюзии развеялись, новостная лента принесла трагическую весть: «в пожаре погибла чтимая святыня - Казанская-Чимеевская икона Божией Матери». Меньше чем за три недели до праздника...
Потом появились подробности. Приглашённые из Тюмени специалисты проводили какие-то работы с кондиционером, который опрометчиво был установлен недалеко от Святыни. Вскоре после того, как они закончили работы, загорелась то ли проводка, то ли сам кондиционер. Потушить возгорание сразу не удалось. А пламя распространялось так быстро, что, по свидетельствам очевидцев, буквально через 15 минут весь храм был в огне. Когда прибыли пожарные, старый (1890 года постройки) деревянный храм было уже не спасти.
Насельники и паломники пытались спасти икону из огня (один иеромонах даже отравился дымом и был госпитализирован), но икону, видимо, в целях безопасности, поместили в саркофаг с пятимиллиметровым антиударным бронированным стеклом, а ключи от замка были у наместника монастыря, который, на ту беду, уехал утром в Курган, в епархию...
Вспоминаю, как в начале 2010 года мы были в Кургане с профессором Андреем Леонидовичем Вассоевичем. Нас пригласил тогдашний глава епархии (ныне митрополит Петрозаводский и Карельский) архиепископ Константин (Горянов) принять участие в конференции. Помимо конференции мы по благословению Владыки участвовали и в других мероприятиях. Помнится, выступали перед курсантами Курганского пограничного училища. И в награду за наши труды Владыка лично отвёз нас в Чимеево, где мне до того бывать не доводилось.
Так я узнал историю этого чудного образа. Икона приплыла вверх по течению по реке Нияп около 1746 года. Её увидели игравшие на берегу дети, поражённые сиянием, исходившим от иконы. Крестьяне сначала поместили Святыню в избе, а потом решили построить для неё часовню. Правда, действовали самочинно, не поставив в известность власть. На ту беду, указом императрицы Анны Иоанновны строить часовни было запрещено, о чём крестьяне далёкой окраины и знать не знали. Когда о строительстве донесли церковной власти, было велено почти уже достроенную часовню разобрать, а икону забрать в церковь соседнего села. Но чимеевцам удалось восстановить справедливость, и вскоре снаряжённые ими ходатаи получили от архиерея благословение на строительство храма, куда вернули и приплывшую в Чимеево Святыню.
Храм горел в 1770 году, но икона тогда не пострадала. Почему Святыня тогда уцелела, а теперь погибла в огне, виднее людям духовной жизни. Впрочем, возможно, и мы, простые люди, узнаем когда-то смысл случившейся катастрофы...
В безбожные времена, когда храм был закрыт и превращён в зернохранилище, пытавшийся разрубить икону топором местный председатель сельсовета был отброшен от образа невидимой силой и, непокаявшийся, через три дня умер в страшных мучениях.
Образ Казанской-Чимеевской Божией Матери необычайно выразителен. Особенно поражали глаза Богородицы, большие, как-то участливо смотрящие на обращающихся к Ней с мольбами богомольцев. Без благоговения стоять у иконы было невозможно. Тогда бронированного стекла на иконе не было, и можно было приложиться к ней.
Видимо, эта выразительность и стала столь притягательной для многих представителей отечественной поп-культуры. Помню, я был немало удивлён довольно шикарным по меркам южно-уральского захолустья братским корпусом монастыря, в котором было всего-то несколько насельников. Рассказали, что всё это сделали богатые жертвователи, среди которых особо выделяли Аллу Пугачёву, которую как-то удалось заполучить основателю монастыря архимандриту Арсению (Поснову). Говорили, что приезжали сюда и другие «звёзды»: Максим Галкин, Стас Михайлов, Юрий Гальцев, Сергей Пенкин и другие.
Следы их пребывания выразились в том числе и в некоторой гламурности убранства монастырских помещений, которое бросалось в глаза. И как-то мало подходило для монашеской обители и для сосуществования рядом с такой Святыней. Может быть, в этом и причины случившегося? Хотя первый наместник монастыря, основанного в 2002 году, в 2010 году скончался, а после него управляли монастырём уже несколько игуменов.
А вспоминаю я эту историю по прошествии полугода со дня трагедии в канун Рождества Христова по другой причине. По причине произошедшего даже в те трагические дни чуда.
В июне 2015 года был возведён в сан митрополита и переведён в Петрозаводск владыка Константин, прослуживший почти семь лет в Кургане и фактически отстроивший епархию, - при нём был возведён кафедральный собор, построено архиерейское управление, епархиальная жизнь забурлила (конференции, чтения, издание журнала и книг). Уезжая, Владыка преподнёс к образу свою панагию с изображением Чимеевской иконы и надписью «Божией Матери с благодарностью за служение на Курганской земле». Панагию разместили на богатой ризе, в которую была облачена икона.
И вот недавно я узнал, что во время страшного пожара, который практически полностью уничтожил деревянную икону и основательно покорёжил ризу, панагия не пострадала. Хотя по всем законам физики должна была расплавиться. Но панагия уцелела! Как видим на фотографии, на ризе было две панагии, а уцелела только одна.
И вот об этом явном чуде, об этой милости Божией почему-то пишут как-то мимоходом, между прочим. Просто упоминают без подробностей и осмысления.
Для нас, петербуржцев, это особенно отрадно, поскольку Владыка Константин (Горянов) долго служил в нашем городе, возглавляя Духовную Академию. При нём была заложена традиция сотрудничества епархиальных властей с православной интеллигенцией, которая была потом забыта, а теперь, слава Богу, снова возрождена. Не теряет митрополит Константин связей с петербургской православной интеллигенцией и сейчас, возглавляя редакционный совет самого крупного литературного журнала Северной столицы «Родная Ладога».
А Казанская церковь Чимеевского монастыря восстанавливается. Вскоре после трагедии был создан Благотворительный фонд, который возглавили известные уроженцы Курганской области. Сейчас, как сообщают, полным ходом идут строительные работы.
А вместо утраченной чудотворной иконы в монастыре появился список, в который включены фрагменты утраченной Святыни. В том числе часть ризы и сохранившаяся панагия.
Ну а станет ли список погибшей иконы чудотворным образом, уже зависит от насельников обители и богомольцев, от силы и искренности молитвы тех, кто будет приезжать в Чимеево просить Божию Матерь о помощи.
А нам утешительно осознавать, что чудеса происходят и сегодня. А значит, Господь не оставляет Русскую землю! Значит, Матерь Божия здесь, с нами! Нам надо просто почаще обращаться к Ней с молитвой: Пресвятая Богородица, спаси нас!
Анатолий Дмитриевич Степанов, главный редактор «Русской народной линии»
Фотографии взяты из Интернета.