itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Митрополит Тверской и Кашинский Савва поговорил с народом о богослужебном языке

Между тем, протест пытаются оседлать «ревнители-антимодернисты», на практике помогающие секте кочетковцев

Заостровский раскол  Проблемы церковной жизни  Церковнославянский язык 
0
2086
Время на чтение 8 минут

20 февраля в Воскресенском кафедральном соборе г. Твери на традиционную встречу с митрополитом Тверским и Кашинским Саввой «В гостях у епископа» собралось около 500 человек. Тема встречи: «Христианство и жизнь в современном мире», сообщает сайт Тверской епархии.

Эта встреча была анонсирована в начале февраля самим митрополитом Саввой, выступившим тогда с видеообращением «Да будут все едины» в связи со скандалом, вызванным кочетковским блудодействием в Воскресенском кафедральном соборе г. Твери, совершённым 2 февраля.

Митрополит, видимо, предваряя жёсткую дискуссию, решил, прежде всего, поговорить о вечном. Как сообщается на епархиальном сайте, в начале встречи вниманию собравшихся был предложен для чтения и обсуждения отрывок из 2-го послания апостола Павла к Тимофею: А ты последовал мне в учении, житии, расположении, вере, великодушии, любви, терпении, в гонениях, страданиях, постигших меня в Антиохии, Иконии, Листрах; каковые гонения я перенес, и от всех избавил меня Господь. Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы. Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь. А ты пребывай в том, чему научен и что тебе вверено, зная, кем ты научен. Притом же ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса. Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен (2 Тим. 3: 10-17).

Впрочем, отрывок из послания Апостола Павла, очевидно, был выбран не без умысла. В нём звучит мысль о подчинении иерархии, о повиновении.

Затем митрополит Савва обратился со словом к собравшимся, поблагодарив участников встречи, которым «важна судьба нашей епархии, устройство ее церковной жизни». Владыка сразу предупредил, что «физически невозможно в рамках даже такого масштабного формата ответить сразу на все животрепещущие вопросы» и предложил записываться к нему на приём. «Я готов ответить на вопросы, готов вести открытый диалог, но и от вас я жду того же: спокойной, подтверждённой фактами дискуссии в духе христианского взаимопонимания и любви», - отметил он.

Архипастырь признал, что «есть определенные проблемы и в нашей внутренней жизни, и в Церкви, в ее полном смысле слова». Но, мол, это и хорошо, поскольку Церковь является «врачебницей, и все ее члены, то есть люди, "болеют" в некотором роде», благодаря чему «вырабатывается своеобразный духовный иммунитет, подтверждающий то, что мы все еще живы, боремся, сопротивляемся болезни». По мнению митрополита, «сейчас мы находимся в такой "точке отсчета", когда следующим общим шагом может стать либо продуктивное развитие и движение вперед, либо глубокий "откат" назад, который даже может привести к "расколу" духа единения. Все труды, все шаги и многолетние старания оказываются в серьезной опасности из-за того, что мы теряем нить взаимопонимания и желания разобраться в ситуации, делая преждевременные, скоропостижные выводы. А как известно из мировой истории, принцип "рубить с плеча" никогда не приводил к долговременным, созидающим результатам».

Призвав только с «мирным духом» решать любые вопросы и проблемы и подчеркнув, что «наша вера – живая, она требует осмысления, развития», владыка, наконец, обратился к главной теме встречи — дискуссии вокруг церковнославянского языка.

Он начал с того, что отметил важность для него лично наследия, «которое веками формировалось в нашей Церкви», в том числе и церковнославянский язык. По убеждению митрополита, «языковая практика в богослужении не требует полного перевода на русский, скорее нам требуется перевод некоторых слов и выражений, определенных трудов». По его мнению, «многие слова в богослужении являются устаревшими архаизмами», которые трудно понять без особых знаний в области лингвистики. Митрополит Савва, разумеется, напомнил в связи с этим выступление Святейшего Патриарха Кирилла на Епархиальном собрании 20 декабря.

По словам тверского архиерея, «вопреки расхожим опасениям, даже и "перевести" сейчас абсолютно все служение на русский язык попросту не представляется осуществимым. Никто и не говорит о полном отказе от красоты древнего языка, а лишь о том, чтобы дать человеку возможность глубже погрузиться в понимание его многогранности, помочь узреть прежде недоступный смысл и заменить фактами догадки и домыслы». Впрочем, кочетковцы, которых митрополит Савва благословил провести конференцию в Твери, как раз и стремятся к переводу богослужения на русский.

Митрополит Савва признался, что на Литургии он периодически читает Евхаристический канон на церковнославянском языке с переводом «определённых архаичных, трудновоспринимаемых оборотов речи», «вдохновлённый трудами молитвенных поисков святых отцов Поместного Собора 1917-1918 гг.». Мол, это - его личный выбор, и связан он с тем, «чтобы все в храме смогли вслушаться в эти слова, прочувствовав их и поняв». Архипастырь вкладывает в свои действия определённый умысел, пытаясь «этим сказать, что поиск истины, а точнее осмысление истины богодухновенных текстов, возможен только через определенную обратную связь, рецепцию, которую она также даёт».

Более того митрополит озабочен тем, что церковнославянский язык не развивается, «закостенел» в своём состоянии. А, мол, просветители святые Кирилл и Мефодий стремились в своё время вовсе не к «мертвому переводу, а к передаче живого слова учения Христова людям», «чтобы любой человек смог понять слова Учителя, чтобы эти слова стали понятными и близкими каждому».

Митрополит призвал более вдумчиво относиться «к проблеме языкового барьера». Более того, он попытался оправдать деятельность кочетковцев тем, что, мол, «церковная служба - это прежде всего Богообщение: мы приходим в храм, слушаем текст молитвы, молимся сами». Но, когда человек выходит за двери храма и не сможет рассказать своим домашним, о чём была служба, мол, он только «прослушал звуковой мелодичный ряд». Странный аргумент использует владыка Савва. А для чего же тогда проповедь? Разве нет у духовенства форм и способов разъяснить верующим труднопонимаемые места Священного Писания и богослужения?!

Митрополит Савва попытался использовать исторические аргументы. Мол, проблема языка богослужения не нова, «впервые вопрос о непонятности богослужения остро встал в последней четверти XIX в.», когда образование было оторвано от Церкви. В это время в русской церковной среде начинается обширная полемика, которая была продолжена на Поместном Соборе 1917-1918 гг. Однако, как известно, Собор так и не принял никакого решения по этому вопросу, поэтому все отсылки к авторитету Собора неубедительны. И Владыке прекрасно известны аргументы противников языковой реформы. По крайней мере, он весьма обстоятельно их передал в своём слове на встрече с верующими.

Не утратила своей актуальности мысль о том, что перевод богослужения на русский язык - требование не церковного народа, а оторвавшейся от него интеллигенции, которая даже по-русски говорить-то не умеет. Как остроумно заметил один из участников полемики, «не заменять же славянские слова какой-нибудь тяжеловесной и неуклюжей неметчиной» (англицизмами, сказали бы мы сегодня).

Что же касается любимого тезиса неообновленцев, что непонятность богослужебного языка «приводит к утрате чувства общности в церковной молитве, к отчуждению между молящимися и священнослужителями, а в конечном счете порождает либо слепое обрядоверие, либо холодность к церковной службе», то к этому приводит другое - холодность к вере и службе со стороны не народа, а необновленчески настроенного духовенства.

В заключение митрополит Тверской и Кашинский Савва заявил: «Для меня очень важен этот диалог, поскольку возникла полемика, обратная связь. Ведь вы все – моя паства, за которую я несу ответственность перед Творцом Небесным и каждую службу горячо молюсь о вас. Я не делю никого на "черных" и "белых", "красных" или "зеленых", – для меня вы все любимы, значимы и дороги. Я верю в то, что заповедали апостолы, освещая для всех тернистый путь после Христа. Сегодня, как и всегда, важна соборность – именно она является «сердцем» нашей Церкви. Именно в ней, а не в раздоре, рождается единство, необходимое для несения нашего креста. Разумеется, это трудный и сложный путь. Но именно он, и никакой другой, поведет нас верной тропой, где мы сможем вместе пронести бремя ответственности за то, что нам "передано" через века святыми отцами».

Прямая трансляция встречи велась на официальном сайте и страницах епархии в социальных сетях. После своего выступления митрополит ответил на вопросы участников встречи. Был задан и вопрос о богослужении, состоявшемся в кафедральном соборе на русском языке. Архиерей заявил, что богослужение совершалось всё-таки на церковнославянском языке, за исключением чтения Евангелия. Митрополит Савва пообещал, что впредь чтений без согласия прихожан проводиться не будет. «Если у вас нет согласия, то тогда и не будет никакого чтения. Вопрос снят», – заявил владыка.

Сам по себе факт открытого общения правящего архиерея с верующими по острой проблеме весьма отраден. Митрополит Савва не отгородился от паствы бюрократическими барьерами, предпочёл напрямую пообщаться с народом. Конечно, видно невооружённым взглядом, и сама встреча, и пространное выступление митрополита были построены так, чтобы немного затушевать проблему, которая, собственно, и вызвала нестроения в Тверской епархии, а именно агрессивное наступление неообновленчества, но владыка Савва всё-таки не уклонился от неприятного для него общения.

Несмотря на попытки оправдать кочетковщину, отрадна готовность митрополита прислушаться к мнению церковного народа, что выразилось, в частности, в обещании без желания и согласия верующих не русифицировать богослужение. Надеемся, что митрополит Савва услышал главное: кочетковщина осознаётся как угроза верующим народом, не ангажированными общественными деятелями, но обычными богомольцами.

Не может не тревожить, что протесты народа против кочетковщины в Твери пытаются использовать в своих интересах всякого рода «ревнители не по разуму». В Интернете распространяется видеоролик, в котором этими «борцами против модернизма» представлены «еретиками» не только митрополит Тверской и Кашинский Савва, но и ряд других церковных деятелей, например, профессор Алексей Ильич Осипов. Для обоснования этих нелепых утверждений эти «ревнители» приводят какие-то двусмысленные и вырванные из контекста высказывания «еретиков».

И невдомёк этим самым «ревнителям», создающим подобные видео, что они фактически действуют на руку кочетковцам. Реальная борьба с агрессивным неообновленчеством, навязчивой кочетковщиной, подменяется борьбой с несуществующими «еретиками». Честно сказать, порой возникает подозрение, что эти «ревнители» выполняют заказ секты священника Кочеткова. Таким образом, здоровая реакция народа на кочетковщину канализируется в дурной протест «ревнителей», который не только не подрывает могущества кочетковской секты, а, напротив, делает её ещё более влиятельной. Кочетковцы могут быть довольны, ибо их противники - простой благочестивый, богомольный народ - окарикатурен, фактически высмеян «ревнителями», пропагандирующими свои тлетворные и богопротивные видеоподелки.

Редакция «Русской народной линии»

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

3. 2. Не теряйте голову!

Я был участником этой встречи. Также я являюсь одним из подписантов обращения к Патриарху. Встречу оценю, как положительное событие в Тверской епархии. Учитывая накалённость ситуации перед беседой считаю и такой уничтожающей критики владыки в сетях считаю со стороны Саввы встречу мужественным поступком. С большим вниманием слушал его доклад, но заметил в нём некую предвзятость со стороны архиерея. Предвзятость особенно чувствовалась в интонациях, в момент цитирования аргументов противников перевода богослужения в Предсоборном совещании и соответствующего подкомитета Поместного Собора 1917-1918 годов. Владыка не освятил влияние исторического контекста на настроения участников (особенно пресвитеров и мирян). А ведь это была революционная эпоха и многие пребывали в разгорячённом состоянии. Далее пошли вопросы. Первый вопрос от Валерия Сутормина сразу повысил градус напряжения. Но нас, Самый важный лично для меня вопрос был задан прихожанкой по чтению Писания на русском языке без согласия прихожан. Раздалось хлопанье в ладоши. На весь храм. Хлопал и я. Да милостив будет к нам Господь, но мы единодушно начали хлопать по причине горячего одобрения вопроса. Мы единодушно, не сговариваясь хотели показать согласие с вопросом нашей сестры во Христе. И на ответ владыки раздалось по храм вторичное хлопанье. Мы ликовали. Мы были искренно рады. У меня после ответа владыки от сердца отлегло чувство тревоги. Честно говоря дальнейшее меня уже мало интересовало. Были конечно очень неприятные вопросы. Но хочу обратиться к братьям и сестрам нашей епархии. Не забывайте, что владыка Савва такой же человек, как и мы. Он так же может ошибаться и делать по человеческой слабости неодобрительные поступки. Давайте прощать согрешения друг друга. Почему я подписал обращение Патриарху? Потому, что это касается всей нашей Русской Православной Церкви.Вопрос языка может привести к потрясениям и расколам. Именно поэтому реагировать надо немедленно, не взирая на лица. Не надо превращать борьбу за язык богослужения в нашей епархии в борьбу против митрополита Саввы! Не теряйте голову! Мы ясно дали понять владыке по несогласию с русификацией богослужения, как полного и частичного, так и чтения Евангелия на русском. Владыка дал обещание не делать более этого. Надеюсь, что и о.Георгий более не появится в алтарях епархии. Давайте проверим временем выводы владыки! Давайте водворим мир меж нами и простим друг друга в воскресный день перед Великим Постом!
Kiram / 26.02.2020, 17:58

2. .....кочетковщина осознаётся как угроза верующим народам....

Отрадно, что верующие первыми почувствовали угрозу своей вере, почувствовали всем своим сердцем. Грустно, что архипастыри встали в позу "примирителей" там, где в принципе "мир" не возможен. Такая позиция - "и нашим, и вашим" попахивает толеранщиной и двух-станданщиной в то время, когда надо лицом к лицу обрести абсолютное доверие друг к другу, ибо времена накатываются весьма не простые... Это наши враги мечтают об расколе в русской церкви. а мы же будем стремиться не только понять друг друга. но и обрести ту самую МОНОЛИТНОСТЬ Веры, которая и сплачивает . и приближает нас к Богу...Опять же, хочу здесь отметить мудрость и вразумительность позиции редакции РНЛ, которая всегда избирает ."ЦАРСКИЙ ПУТЬ"...
Николаич / 26.02.2020, 15:45

1. "Без Меня...".

Очень интересно... 1. Прежде всего - это проблема Проблем; неплохо было бы не забалтывать церковные прблемы, а дать их четкий перечень /конечно, за исключением тех, публикация которых может навредить Церкви/; а чего замалчивать и прикрывать горами пустой информации проблемы, о которых и так все знают? Глядишь, и гнилая интеллигенция пригодится... 2. Дайте в открытой печати сравнительный анализ текстов Литургий на: ЦСЯ, РЯ, РЦЯ и наадаптированном к современности языке на предмет восприятия содержания и обучаемости... Иначе это бесконечные разговоры и эмоции... Нет? 3. "Сегодня, как и всегда, важна соборность – именно она является «сердцем» нашей Церкви". * Какая соборность, если 90-97% верующих в Бога оставлены вне храмов?! Перед ними/нами вопрос греховности абортов и гражданских браков даже не стоит..! - Нет? * Надо работать на упреждение - нет? Так объедините /кто кроме священноначалия имеет на это право?!/ ВСЕХ нас на основе делания регулярной, единой, продуманной /Иисусовой - больше не потянем!/ молитвы В БЫТУ - это секунды! А главное - это наше не формальное молитвенное единство друг с другом и с Богом! Грешить в ощущении присутствтя Божиего куда как менее комфортно... Нет? И работы на неделю... Нет? Извините...
Сант / 26.02.2020, 13:08
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Редакция РНЛ
Факельное шествие в Будапеште: «чёрная метка» Орбану или «красные флажки»?
Венгрия: массовые протесты с требованием отставки действующего премьер-министра
27.03.2024
Как нам, православным, относиться к трагедии в «Крокусе»?
О полемике, развернувшейся в православном сегменте сетей
25.03.2024
О закрытии форума РНЛ
По традиции на первой неделе Великого поста комментарии к статьям публиковаться не будут
18.03.2024
«Раскольники и еретики, изыдите!»
Отпевание почившего Патриарха Неофита было омрачено скандалом, устроенным патриархом Варфоломеем и Думенко
18.03.2024
The National Interest: Санкции не работают
Не сдерживают, не наказывают, не подталкивают к исправлению
13.03.2024
Все статьи Редакция РНЛ
Заостровский раскол
Расколы как трагедия Церкви.
Проект «Говорим»
27.05.2022
Кочетковцы бросают вызов Церкви
Преображенское братство, выступившее в защиту своего гуру, считает резолюцию Патриарха Кирилла от 30 июля инициативой внешних сил
14.09.2020
Дни кочетковской секты сочтены?
Святейший Патриарх Кирилл в ответ на многократные обращения мирян поручил проанализировать богословские изыскания священника Георгия Кочеткова
24.08.2020
Священник Георгий Кочетков как переводчик с русского на русский
С подачи кочетковцев нам пытаются внушить, что Христос с народом говорил на языке обыденном
21.08.2020
Тверская епархия может стать плацдармом разрушения Русской Православной Церкви
Открытое письмо Президенту РФ Путину В.В. и всей Православной России
14.08.2020
Все статьи темы
Проблемы церковной жизни
Почему ушёл Малофеев?
О подоплёке отставки зампреда ВРНС
26.03.2024
Торжествует ли у нас Православие?
Нужно успевать спасаться всем, кто всерьез беспокоится о своей вечной участи, нужно использовать каждый оставшийся день как последний для своего личного покаяния
23.03.2024
Синод выразил решительное несогласие с учреждением «Румынской Православной Церкви в Украине»
Владимир Легойда рассказал о некоторых решениях, принятых на заседании Священного Синода
13.03.2024
Развязка на Украине и великое очищение Церкви
Фиаско Запада на Украине завершается
11.03.2024
Все статьи темы
Церковнославянский язык
Об историческом русском правописании
Литературный язык мог бы иметь два варианта правописания – современный, очищенный от иноземных заимствований и исторический
16.10.2023
Влюбленный в церковнославянский язык
Памяти Анатолия Алексеевича Матвеева
16.08.2023
С чего начинается правило, или Молитвенный прожиточный минимум
Идёт набор на летние Лаврские курсы церковнославянского языка
08.06.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Р.Б.Павел
28.03.2024 18:10
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Валерий
28.03.2024 16:24
В чём смысл этой бойни?
Новый комментарий от АБС
28.03.2024 16:13
Нож в спину воюющей России
Новый комментарий от учитель
28.03.2024 15:51
К 25-летию смерти Ф. Чуева
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 15:44
«Уйти от этих вопросов не получится»
Новый комментарий от Александр Уфаев
28.03.2024 15:40