Митрополит Тверской и Кашинский Савва поговорил с народом о богослужебном языке

Между тем, протест пытаются оседлать «ревнители-антимодернисты», на практике помогающие секте кочетковцев

20 февраля в Воскресенском кафедральном соборе г. Твери на традиционную встречу с митрополитом Тверским и Кашинским Саввой «В гостях у епископа» собралось около 500 человек. Тема встречи: «Христианство и жизнь в современном мире», сообщает сайт Тверской епархии.

Эта встреча была анонсирована в начале февраля самим митрополитом Саввой, выступившим тогда с видеообращением «Да будут все едины» в связи со скандалом, вызванным кочетковским блудодействием в Воскресенском кафедральном соборе г. Твери, совершённым 2 февраля.

Митрополит, видимо, предваряя жёсткую дискуссию, решил, прежде всего, поговорить о вечном. Как сообщается на епархиальном сайте, в начале встречи вниманию собравшихся был предложен для чтения и обсуждения отрывок из 2-го послания апостола Павла к Тимофею: А ты последовал мне в учении, житии, расположении, вере, великодушии, любви, терпении, в гонениях, страданиях, постигших меня в Антиохии, Иконии, Листрах; каковые гонения я перенес, и от всех избавил меня Господь. Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы. Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь. А ты пребывай в том, чему научен и что тебе вверено, зная, кем ты научен. Притом же ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса. Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен (2 Тим. 3: 10-17).

Впрочем, отрывок из послания Апостола Павла, очевидно, был выбран не без умысла. В нём звучит мысль о подчинении иерархии, о повиновении.

Затем митрополит Савва обратился со словом к собравшимся, поблагодарив участников встречи, которым «важна судьба нашей епархии, устройство ее церковной жизни». Владыка сразу предупредил, что «физически невозможно в рамках даже такого масштабного формата ответить сразу на все животрепещущие вопросы» и предложил записываться к нему на приём. «Я готов ответить на вопросы, готов вести открытый диалог, но и от вас я жду того же: спокойной, подтверждённой фактами дискуссии в духе христианского взаимопонимания и любви», - отметил он.

Архипастырь признал, что «есть определенные проблемы и в нашей внутренней жизни, и в Церкви, в ее полном смысле слова». Но, мол, это и хорошо, поскольку Церковь является «врачебницей, и все ее члены, то есть люди, "болеют" в некотором роде», благодаря чему «вырабатывается своеобразный духовный иммунитет, подтверждающий то, что мы все еще живы, боремся, сопротивляемся болезни». По мнению митрополита, «сейчас мы находимся в такой "точке отсчета", когда следующим общим шагом может стать либо продуктивное развитие и движение вперед, либо глубокий "откат" назад, который даже может привести к "расколу" духа единения. Все труды, все шаги и многолетние старания оказываются в серьезной опасности из-за того, что мы теряем нить взаимопонимания и желания разобраться в ситуации, делая преждевременные, скоропостижные выводы. А как известно из мировой истории, принцип "рубить с плеча" никогда не приводил к долговременным, созидающим результатам».

Призвав только с «мирным духом» решать любые вопросы и проблемы и подчеркнув, что «наша вера – живая, она требует осмысления, развития», владыка, наконец, обратился к главной теме встречи — дискуссии вокруг церковнославянского языка.

Он начал с того, что отметил важность для него лично наследия, «которое веками формировалось в нашей Церкви», в том числе и церковнославянский язык. По убеждению митрополита, «языковая практика в богослужении не требует полного перевода на русский, скорее нам требуется перевод некоторых слов и выражений, определенных трудов». По его мнению, «многие слова в богослужении являются устаревшими архаизмами», которые трудно понять без особых знаний в области лингвистики. Митрополит Савва, разумеется, напомнил в связи с этим выступление Святейшего Патриарха Кирилла на Епархиальном собрании 20 декабря.

По словам тверского архиерея, «вопреки расхожим опасениям, даже и "перевести" сейчас абсолютно все служение на русский язык попросту не представляется осуществимым. Никто и не говорит о полном отказе от красоты древнего языка, а лишь о том, чтобы дать человеку возможность глубже погрузиться в понимание его многогранности, помочь узреть прежде недоступный смысл и заменить фактами догадки и домыслы». Впрочем, кочетковцы, которых митрополит Савва благословил провести конференцию в Твери, как раз и стремятся к переводу богослужения на русский.

Митрополит Савва признался, что на Литургии он периодически читает Евхаристический канон на церковнославянском языке с переводом «определённых архаичных, трудновоспринимаемых оборотов речи», «вдохновлённый трудами молитвенных поисков святых отцов Поместного Собора 1917-1918 гг.». Мол, это - его личный выбор, и связан он с тем, «чтобы все в храме смогли вслушаться в эти слова, прочувствовав их и поняв». Архипастырь вкладывает в свои действия определённый умысел, пытаясь «этим сказать, что поиск истины, а точнее осмысление истины богодухновенных текстов, возможен только через определенную обратную связь, рецепцию, которую она также даёт».

Более того митрополит озабочен тем, что церковнославянский язык не развивается, «закостенел» в своём состоянии. А, мол, просветители святые Кирилл и Мефодий стремились в своё время вовсе не к «мертвому переводу, а к передаче живого слова учения Христова людям», «чтобы любой человек смог понять слова Учителя, чтобы эти слова стали понятными и близкими каждому».

Митрополит призвал более вдумчиво относиться «к проблеме языкового барьера». Более того, он попытался оправдать деятельность кочетковцев тем, что, мол, «церковная служба - это прежде всего Богообщение: мы приходим в храм, слушаем текст молитвы, молимся сами». Но, когда человек выходит за двери храма и не сможет рассказать своим домашним, о чём была служба, мол, он только «прослушал звуковой мелодичный ряд». Странный аргумент использует владыка Савва. А для чего же тогда проповедь? Разве нет у духовенства форм и способов разъяснить верующим труднопонимаемые места Священного Писания и богослужения?!

Митрополит Савва попытался использовать исторические аргументы. Мол, проблема языка богослужения не нова, «впервые вопрос о непонятности богослужения остро встал в последней четверти XIX в.», когда образование было оторвано от Церкви. В это время в русской церковной среде начинается обширная полемика, которая была продолжена на Поместном Соборе 1917-1918 гг. Однако, как известно, Собор так и не принял никакого решения по этому вопросу, поэтому все отсылки к авторитету Собора неубедительны. И Владыке прекрасно известны аргументы противников языковой реформы. По крайней мере, он весьма обстоятельно их передал в своём слове на встрече с верующими.

Не утратила своей актуальности мысль о том, что перевод богослужения на русский язык - требование не церковного народа, а оторвавшейся от него интеллигенции, которая даже по-русски говорить-то не умеет. Как остроумно заметил один из участников полемики, «не заменять же славянские слова какой-нибудь тяжеловесной и неуклюжей неметчиной» (англицизмами, сказали бы мы сегодня).

Что же касается любимого тезиса неообновленцев, что непонятность богослужебного языка «приводит к утрате чувства общности в церковной молитве, к отчуждению между молящимися и священнослужителями, а в конечном счете порождает либо слепое обрядоверие, либо холодность к церковной службе», то к этому приводит другое - холодность к вере и службе со стороны не народа, а необновленчески настроенного духовенства.

В заключение митрополит Тверской и Кашинский Савва заявил: «Для меня очень важен этот диалог, поскольку возникла полемика, обратная связь. Ведь вы все – моя паства, за которую я несу ответственность перед Творцом Небесным и каждую службу горячо молюсь о вас. Я не делю никого на "черных" и "белых", "красных" или "зеленых", – для меня вы все любимы, значимы и дороги. Я верю в то, что заповедали апостолы, освещая для всех тернистый путь после Христа. Сегодня, как и всегда, важна соборность – именно она является «сердцем» нашей Церкви. Именно в ней, а не в раздоре, рождается единство, необходимое для несения нашего креста. Разумеется, это трудный и сложный путь. Но именно он, и никакой другой, поведет нас верной тропой, где мы сможем вместе пронести бремя ответственности за то, что нам "передано" через века святыми отцами».

Прямая трансляция встречи велась на официальном сайте и страницах епархии в социальных сетях. После своего выступления митрополит ответил на вопросы участников встречи. Был задан и вопрос о богослужении, состоявшемся в кафедральном соборе на русском языке. Архиерей заявил, что богослужение совершалось всё-таки на церковнославянском языке, за исключением чтения Евангелия. Митрополит Савва пообещал, что впредь чтений без согласия прихожан проводиться не будет. «Если у вас нет согласия, то тогда и не будет никакого чтения. Вопрос снят», – заявил владыка.

Сам по себе факт открытого общения правящего архиерея с верующими по острой проблеме весьма отраден. Митрополит Савва не отгородился от паствы бюрократическими барьерами, предпочёл напрямую пообщаться с народом. Конечно, видно невооружённым взглядом, и сама встреча, и пространное выступление митрополита были построены так, чтобы немного затушевать проблему, которая, собственно, и вызвала нестроения в Тверской епархии, а именно агрессивное наступление неообновленчества, но владыка Савва всё-таки не уклонился от неприятного для него общения.

Несмотря на попытки оправдать кочетковщину, отрадна готовность митрополита прислушаться к мнению церковного народа, что выразилось, в частности, в обещании без желания и согласия верующих не русифицировать богослужение. Надеемся, что митрополит Савва услышал главное: кочетковщина осознаётся как угроза верующим народом, не ангажированными общественными деятелями, но обычными богомольцами.

Не может не тревожить, что протесты народа против кочетковщины в Твери пытаются использовать в своих интересах всякого рода «ревнители не по разуму». В Интернете распространяется видеоролик, в котором этими «борцами против модернизма» представлены «еретиками» не только митрополит Тверской и Кашинский Савва, но и ряд других церковных деятелей, например, профессор Алексей Ильич Осипов. Для обоснования этих нелепых утверждений эти «ревнители» приводят какие-то двусмысленные и вырванные из контекста высказывания «еретиков».

И невдомёк этим самым «ревнителям», создающим подобные видео, что они фактически действуют на руку кочетковцам. Реальная борьба с агрессивным неообновленчеством, навязчивой кочетковщиной, подменяется борьбой с несуществующими «еретиками». Честно сказать, порой возникает подозрение, что эти «ревнители» выполняют заказ секты священника Кочеткова. Таким образом, здоровая реакция народа на кочетковщину канализируется в дурной протест «ревнителей», который не только не подрывает могущества кочетковской секты, а, напротив, делает её ещё более влиятельной. Кочетковцы могут быть довольны, ибо их противники - простой благочестивый, богомольный народ - окарикатурен, фактически высмеян «ревнителями», пропагандирующими свои тлетворные и богопротивные видеоподелки.

Редакция «Русской народной линии»

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий

4. Спаси Господь. братъя и сестры!

Низкий поклон всем православным, дружно и быстро вставшим против обновленческой руссификации богослужения. Спаси Господь. братъя и сестры! Но есть подозрение, что инициатива митрополита Саввы не была лишь личной прихотью. Похоже на пробный шар, запущенный откуда-то сверху. Значит, нам всем нужно быть готовыми к отстаиванию чистоты нашей веры. Такие времена... А у профессора Осипова есть еретические и сомнительные утверждения. К примеру, что спасутся все без исключения и ада вообще не будет. Ересь да и только. А мы как раз только слушали и читали о Страшном суде Господнем..

Natalie / 26.02.2020

3. 2. Не теряйте голову!

Я был участником этой встречи. Также я являюсь одним из подписантов обращения к Патриарху. Встречу оценю, как положительное событие в Тверской епархии. Учитывая накалённость ситуации перед беседой считаю и такой уничтожающей критики владыки в сетях считаю со стороны Саввы встречу мужественным поступком. С большим вниманием слушал его доклад, но заметил в нём некую предвзятость со стороны архиерея. Предвзятость особенно чувствовалась в интонациях, в момент цитирования аргументов противников перевода богослужения в Предсоборном совещании и соответствующего подкомитета Поместного Собора 1917-1918 годов. Владыка не освятил влияние исторического контекста на настроения участников (особенно пресвитеров и мирян). А ведь это была революционная эпоха и многие пребывали в разгорячённом состоянии. Далее пошли вопросы. Первый вопрос от Валерия Сутормина сразу повысил градус напряжения. Но нас, Самый важный лично для меня вопрос был задан прихожанкой по чтению Писания на русском языке без согласия прихожан. Раздалось хлопанье в ладоши. На весь храм. Хлопал и я. Да милостив будет к нам Господь, но мы единодушно начали хлопать по причине горячего одобрения вопроса. Мы единодушно, не сговариваясь хотели показать согласие с вопросом нашей сестры во Христе. И на ответ владыки раздалось по храм вторичное хлопанье. Мы ликовали. Мы были искренно рады. У меня после ответа владыки от сердца отлегло чувство тревоги. Честно говоря дальнейшее меня уже мало интересовало. Были конечно очень неприятные вопросы. Но хочу обратиться к братьям и сестрам нашей епархии. Не забывайте, что владыка Савва такой же человек, как и мы. Он так же может ошибаться и делать по человеческой слабости неодобрительные поступки. Давайте прощать согрешения друг друга. Почему я подписал обращение Патриарху? Потому, что это касается всей нашей Русской Православной Церкви.Вопрос языка может привести к потрясениям и расколам. Именно поэтому реагировать надо немедленно, не взирая на лица. Не надо превращать борьбу за язык богослужения в нашей епархии в борьбу против митрополита Саввы! Не теряйте голову! Мы ясно дали понять владыке по несогласию с русификацией богослужения, как полного и частичного, так и чтения Евангелия на русском. Владыка дал обещание не делать более этого. Надеюсь, что и о.Георгий более не появится в алтарях епархии. Давайте проверим временем выводы владыки! Давайте водворим мир меж нами и простим друг друга в воскресный день перед Великим Постом!

Kiram / 26.02.2020

2. .....кочетковщина осознаётся как угроза верующим народам....

Отрадно, что верующие первыми почувствовали угрозу своей вере, почувствовали всем своим сердцем. Грустно, что архипастыри встали в позу "примирителей" там, где в принципе "мир" не возможен. Такая позиция - "и нашим, и вашим" попахивает толеранщиной и двух-станданщиной в то время, когда надо лицом к лицу обрести абсолютное доверие друг к другу, ибо времена накатываются весьма не простые... Это наши враги мечтают об расколе в русской церкви. а мы же будем стремиться не только понять друг друга. но и обрести ту самую МОНОЛИТНОСТЬ Веры, которая и сплачивает . и приближает нас к Богу...Опять же, хочу здесь отметить мудрость и вразумительность позиции редакции РНЛ, которая всегда избирает ."ЦАРСКИЙ ПУТЬ"...

Николаич / 26.02.2020

1. "Без Меня...".

Очень интересно... 1. Прежде всего - это проблема Проблем; неплохо было бы не забалтывать церковные прблемы, а дать их четкий перечень /конечно, за исключением тех, публикация которых может навредить Церкви/; а чего замалчивать и прикрывать горами пустой информации проблемы, о которых и так все знают? Глядишь, и гнилая интеллигенция пригодится... 2. Дайте в открытой печати сравнительный анализ текстов Литургий на: ЦСЯ, РЯ, РЦЯ и наадаптированном к современности языке на предмет восприятия содержания и обучаемости... Иначе это бесконечные разговоры и эмоции... Нет? 3. "Сегодня, как и всегда, важна соборность – именно она является «сердцем» нашей Церкви". * Какая соборность, если 90-97% верующих в Бога оставлены вне храмов?! Перед ними/нами вопрос греховности абортов и гражданских браков даже не стоит..! - Нет? * Надо работать на упреждение - нет? Так объедините /кто кроме священноначалия имеет на это право?!/ ВСЕХ нас на основе делания регулярной, единой, продуманной /Иисусовой - больше не потянем!/ молитвы В БЫТУ - это секунды! А главное - это наше не формальное молитвенное единство друг с другом и с Богом! Грешить в ощущении присутствтя Божиего куда как менее комфортно... Нет? И работы на неделю... Нет? Извините...

Сант / 26.02.2020
Редакция РНЛ:
Когда же поумнеют «красные патриоты»?
Намерение мэрии Новосибирска дать остановке «Площадь Свердлова» название «Собор Александра Невского» встретило яростное сопротивление левых
08.04.2020
Глухота современных фараонов ещё аукнется…
Антон Силуанов вспомнил ветхозаветную историю, а Дмитрий Песков предрёк мировой экономический кризис
06.04.2020
Ограничение свободы вероисповедания неконституционно
Сербская интеллигенция просит Патриарха Сербского Иринея призвать государственную власть адаптировать для православных меры против коронавируса
03.04.2020
Наступили времена, когда вопиют камни?
Влиятельнейший фанарский ересиарх митрополит Иоанн (Зизиулас) выступил против… закрытия храмов
02.04.2020
Коронавирусное онлайн-Православие
Синод Элладской Церкви попросил власти Греции разрешить совершение богослужения на Пасху при закрытых дверях, с возможностью для верующих смотреть онлайн-трансляцию
02.04.2020
Все статьи автора
"Заостровский раскол"
Неообновленцы и коронавирус
Адепты о. Кочеткова, испугавшись эпидемии, отказываются от своих сектантских традиций и сочиняют «новое богословие»
23.03.2020
Братство Кочеткова - масонская цепь или хлыстовщина?
Заключение богословской комиссии по ересям ЦЕК
09.03.2020
Кочетковская секта – это диверсионная группа, сообщающая координаты ракетного удара
Опрос ВЦИОМ свидетельствует, что за атакой на Церковь стоят доморощенные глобалисты
06.03.2020
Будем гнать прочь из сердец и умов протестантский и католический дух и всякую иную ересь
Борьба со Стамбульским патриархом как бы подменяет другую, более существенную борьбу, которая пока не ведётся вовсе
04.03.2020
Все статьи темы
"Проблемы церковной жизни"
«Современное богословие» в Московской духовной академии
О некоторых ошибочных утверждениях профессора Олега Давыдова
08.04.2020
«Пасху праздновали во время чумы, отпразднуем её и сейчас»
Владимир Легойда о служении Церкви во время карантина
08.04.2020
Церковь в России и на Украине. Мы разные?
Гонения, власть, карантин и не только
08.04.2020
Иудин грех патриарха Варфоломея
Глава Фанара создаёт новую религию, которая обслуживала бы материальные потребности современного безбожного европейского человека
08.04.2020
Все статьи темы
"Церковно-славянский язык"
Все статьи темы
Последние комментарии
Остановить развал России
Новый комментарий от Советский недобиток
2020-04-09 20:11
Россия действует так, как будто страдает аутизмом
Новый комментарий от Русский Иван
2020-04-09 20:05
Когда же поумнеют «красные патриоты»?
Новый комментарий от Русский Иван
2020-04-09 19:59
Репетиция отступничества?
Новый комментарий от Алина
2020-04-09 19:48
Первородный грех
Новый комментарий от vera
2020-04-09 19:22
Сим победишь!
Новый комментарий от Коротков А. В.
2020-04-09 17:58