Источник: Фонд Стратегической Культуры
Папа римский было напрягся, но ненадолго
В прошлые выходные в Чернигове представители учреждённой Варфоломеем «Святейшей церкви Украины» (СЦУ) сослужили т. н. «Белорусской автокефальной православной церкви» (БАПЦ). Начали с «панихиды» по «павшим за свободу и независимость Украины в сегодняшней гибридной российско-украинской войне». Закончили «молебном за Беларусь» в храме, принадлежащем СЦУ.
Несмотря на то, что мероприятия «освятил» сам «митрополит Черниговский СЦУ Евстратий Зоря», они не нашли отражения ни на сайте СЦУ, ни на аффилированных с данной структурой ресурсах, всегда готовых раструбить о «новых и новых фактах международного признания СЦУ». Очевидно, потому, что сослужение с не признанной никем самозваной БАПЦ ставит Стамбул (Фанар) в крайне неудобное положение. Ведь получается, что Варфоломей, якобы «залечивший раскол на Украине», посредством этих «залеченных»... культивирует раскол в Беларуси.
И это в то время, когда не улегся ещё скандал сослужения «предстоятеля СЦУ Епифания» с представителем такой же непризнанной, как БАПЦ, самозваной «Черногорской церковью». «Архимандрит» этого самочинного сборища, действующего на канонической территории Сербской православной церкви, сослужил Епифану на именины последнего. Тому пришлось публично выкручиваться: мол, архимандритов там было много, всех в лицо не знаю, вот и просочился непризнанный на службу, да прямо в алтарь кафедрального собора. Извиняться пришлось по требованию истинного главы СЦУ - Варфоломея.
Так почему теперь правая рука Епифана Евстратий Зоря решается на «духовное общение» с такими же «архимандритами»? Возможно ли такое без ведома Стамбула? И в чём интерес последнего? И чем это выглядит в глазах мирового православия, в поддержке которого нуждается Варфоломей, теряющий остатки «вселенского» авторитета? Ведь БАПЦ - ещё более карликовая структура, чем «Черногорская церковь».
«Сама по себе БАПЦ - это несколько зарубежных приходов (США, Канада, Великобритания, Австралия) и один незарегистрированный приход в Минске, - напоминает телеграм-канал «Религия сегодня». - Большинство прихожан БАПЦ настроены, во-первых, крайне националистически, во-вторых, оппозиционно по отношению к режиму Лукашенко, во-вторых, резко антироссийски. Часть клириков и прихожан БАПЦ входит в оппозиционную партию «Белорусский народный фронт»... Единственный проживающий в Беларуси священник БАПЦ Леонид Акулович (также член БНФ) считает, что у его структуры большое будущее: некоторые прихожане на почве солидаризации с Украиной уходят из Белорусского экзархата РПЦ в его общину, «власть также поворачивается уже к белорусскому языку: с вышиванками, белорусскоязычной рекламой».
Однако количество «некоторых, уходящих из РПЦ» так ничтожно мало, что «Религия сегодня» прогнозирует: «Епископата, клириков и прихожан БАПЦ столь мало, что воспринимать серьезно эту общину никто в Константинополе не будет. Однако ее могут использовать западные интересанты как одну из дестабилизирующих сил в случае политического кризиса в Белоруссии».
И почему бы в случае «кризиса» подобного тому, что случился в 2014 году с Украиной, Фанару просто не взять и не объявить Белоруссию своей канонической территорией, каковой она и была до 1688 г. вместе с Малороссией? Не остановила же Варфоломея численность канонической УПЦ (МП), в два раза превышающая число тех, кого собрала СЦУ.
«Руководитель БАПЦ архиеп. Святослав (Лонгин) давно хочет, чтобы Константинополь признал его структуру, - продолжают эксперты «Религии сегодня». - В эфире подконтрольного Конгрессу США «Радио Свобода» он заявил: «Пример Украины показывает, что и Беларусь должна стремиться к духовной независимости от Москвы. То, что Беларусь как православная держава не имеет своего независимого первоиерарха, - это нарушение канонов и нарушение историчности нашей белорусской церкви». С точки зрения БАПЦ их церковь была основана в 992 году, когда князь Полоцкий Изяслав Владимирович - сын Владимира Святого - пригласил византийцев основать в своем уделе епископскую кафедру».
То есть основание кафедры приравнивается к основанию поместной церкви, а независимость государства объявляется каноническим основанием для автокефалии! Однако такой же бред украинских «канонистов» не остановил стамбульских «богословов»; Варфоломей ещё и своих ересей в обоснование украинского «томоса» добавил.
Поэтому позволим себе не во всём согласиться с мнением председателя Синодального отдела по взаимоотношениям со СМИ Московского патриархата. Владимир Легойда усмотрел «намерение Патриарха Варфоломея консолидировать под своим омофором раскольничьи движения по всему миру, раз уж с укреплением единства Поместных Православных Церквей у него, мягко говоря, ничего не выходит». Это, скорее, «план Б»: на тот случай, если мировое православие не признает Беларусь и Украину канонической территорией Стамбула (а «томос» и устав СЦУ прямо указывают на подчинённость этой структуры Фанару).
И лишь в том случае, если даже церкви греческой традиции, на которые рассчитывает Варфоломей, не признают вторжение на Украину и Фанару придётся объединять под своим «омофором» БАПЦ, черногорскую и македонскую «церкви», чтобы хоть такие «дары» возложить к ногам папы римского. А претензии на роль наместника папы в «восточных церквах» Варфоломей не скрывает.
Впрочем, в Белоруссии услуги Стамбула могут Ватикану не понадобиться. Ведь униатская «церковь» здесь куда заметнее БАПЦ. И местных грехо-католиков уже окучивает глава УГКЦ Шэвчук. При этом католическая теория «Киевской церкви» (по которой Русь была крещена до Великого раскола, а значит, «под омофором папы римского»), пусть и опровергнутая не раз, для профанов более убедительна, нежели фантасмагорическое «основание Белорусской церкви Мстиславом Владимировичем».
Ещё два года назад Шевчук, отслужив мессу в Минске, нагородил: «Наверное, последний раз митрополит Киевский, глава нашей церкви, мог молиться со своими людьми на этой земле сотни лет назад, еще до ликвидации УГКЦ в Российской империи (хотя никакой УГКЦ в Российской империи не было, ибо тогда даже униаты не знали ещё, что они украинцы. - Д.С.)... Мне особенно трогательно и трепетно стоять на этой минской земле, откуда происходит митрополит Михаил Рагоза, митрополит «Брестского единения» (новый эвфемизм, чтобы не произносить дискредитированное в памяти народа Белоруссии слово «уния». - Д.С.), который именно отсюда, из монастыря из-под Минска, был избран митрополитом Киевским (православным митрополитом, «забыл» уточнить иезуит. - Д.С.). А он потом, как глава Киевской церкви, восстановил единство Киевской митрополии с Римским Апостольским престолом». И потому, разумеется, и сегодня «Мать белорусов» - «Киевская Церковь» «не забывает своих детей».
Для самых свядомых «детей», именующих себя «литвинами», Украинский католический университет расширил «теорию Киевской церкви» до «киево-виленской христианской традиции». Тем же, кто ещё не успел отречься от имени русского, предлагается концепция «руськой греко-унийной нации».
Впрочем, как бы ни делили «своих чад» в Белоруссии «непогрешимый» со «всесвятейшим», в случае кризиса и БАПЦ, и белорусские униаты - это кадрированные дивизии ненавистников как канонической Белорусской православной церкви - естественного (от Бога) представителя Русского мира в Белоруссии, так и Российского государства. Вспомним, что именно «УГКЦ стала настоящим инициатором русофобской «революции гидности». И в первый же день своей победы гиднюки осадили Киево-Печерскую лавру, требуя присоединения УПЦ (МП) к «Киевскому патриархату».
Так что не стоило обольщаться православному экзарху Белоруссии митрополиту Павлу, приглашая в свой домовой храм (!) католических епископов, прибывших в Минск на празднование «400-летия возрождения монашества Киевской церкви в Базилианском чине». Один из приглашённых, глава УГКЦ Шэвчук, уже усмотрел в таком нарушении канонов православным экзархом начало воплощения «идеи единого патриархата униатской церкви».
Заглавное фото: «Клирики СЦУ» прислуживают «предстоятелю БАПЦ архиепископу Святославу»