Беспорядками, возникшими в Белоруссии после президентских выборов, решили воспользоваться украинские раскольники. Главарь т.н. ПЦУ Сергей Думенко заявил, что Белорусский экзархат Русской Православной Церкви имеет право на томос. Об этом раскольник написал на своей странице в Facebook.
«...В эти дни особенно страдает белорусский народ – наши соседи, с которыми с княжеских времен мы имели много веков совместной церковной и государственной истории, составляя до 1686 единую Киевскую митрополию. Ее неканоническая аннексия Москвой имела и продолжает иметь трагические последствия для православия во всей Восточной Европе. По воле верующего народа и по благословению нашей общей матери-церкви, Вселенского патриархата, украинская церковь утвердилась среди автокефальных церквей-сестер. Православная церковь Беларуси имеет те же основания и право просить матерь-церковь о Томосе, когда на то будет ее желание», – подбрасывает раскольник Думенко мыслишку своим единомышленникам в Белоруссии.
Еще один раскольник из ПЦУ Георгий Коваленко, который когда-то был пресс-секретарём предстоятеля Украинской Православной Церкви Московского Патриархата и пользовался доверием некоторых православных в России, вообще считает, что «Православная Церковь Беларуси – уже реальность, хоть еще и неосознанная и неорганизованная». Слова некогда влиятельного функционера УПЦ МП (в разные годы помимо должности пресс-секретаря Коваленко занимал должности главного редактора официального сайта УПЦ МП, председателя Синодального информационно-просветительского отдела УПЦ МП) передаёт Союз православных журналистов. Бывший протоиерей написал это, как теперь водится, на своей странице в Facebook.
Весьма кстати публицист Назар Головко в опубликованной на сайте Союза православных журналистов статье «Минский "майдан" и автокефалия "Белорусской Церкви"» напомнил, что Коваленко «был в числе тех, кто принимал самое непосредственное участие в создании украинского "богословия майдана". Согласно этому "богословию" Христос невидимо присутствовал на протестах и все, что происходило на Майдане, происходило по Божией воле». Журналист отмечает, что беспорядки в Белоруссии тоже привели к появлению «прослойки "майданных богословов"».
Назар Головко указывает на потрясающую схожесть происходящего ныне в Белоруссии и майдана на Украине в 2013-2014 гг., когда «представители УГКЦ, УПЦ КП, РКЦ, и несколько членов УПЦ "благословляли" майдановцев на протесты против властей и уверяли их, что они – благородные "воины света", которые сражаются против януковических "сил зла"».
«Не секрет, что после украинского Евромайдана возникновение ПЦУ перешло из фазы "может быть" в фазу "уже есть". И именно об этом говорит Коваленко, когда пишет о фактическом существовании "независимой" церкви Беларуси, возникшей вместе с протестами», – справедливо отмечает публицист.
В то же время он уверен, что «при нынешней власти процессы легализации белорусской церкви в Беларуси, её дальнейший рост и получение автокефалии вряд ли возможны. Нынешняя власть и экономически, и политически, и духовно подчинена Москве».
Уверенность Назара Головко имеет основания, тем не менее, не стоит игнорировать тот факт, что в Белорусском экзархате есть довольно влиятельные автокефалисты, в том числе председатель Синодального информационного отдела Экзархата протоиерей Сергий Лепин. К счастью, пока автокефалистские силы в Белоруссии маргинальны и слабы и не имеют явной поддержки в государственных структурах.
К сожалению, и сам Александр Лукашенко не раз делал двусмысленные заявления, позволявшие заподозрить его в автокефалистских симпатиях. Особую тревогу вызвала его встреча с патриархом Варфоломеем, состоявшаяся десять лет назад. Причём, переговоры носили закрытый характер. Как потом сообщали осведомлённые источники, одной из тем той встречи была возможность предоставления автокефалии Белорусскому экзархату.
Но, как говорится, не бывает худа без добра. Теперь, когда продвижением белорусской автокефалии занялись политические противники Лукашенко и их сподвижники, проживающие в том числе на Украине, возможно, президент Белоруссии наконец-то осознает пагубность автокефалистского проекта для Белоруссии, который направлен на отстранение его от власти и вовлечение Белоруссии в антироссийские проекты.
Редакция «Русской народной линии»
1. Ополчились еретики