Стремительно развивающаяся инициатива президента
Украины Петра Порошенко по созданию независимой от
Москвы Украинской Православной Церкви в последние дни стала важнейшим событием религиозной жизни на территории всего постсоветского пространства. С большим вниманием за украинскими новостями следят православные иерархи и государственные служащие, священнослужители и рядовые верующие, политологи и религиоведы, работники церковных и светских средств массовой информации.
И этот интерес вполне оправдан. Ведь на наших глазах может произойти радикальное переформатирование конфессиональной ситуации в Восточной Европе. Возникновение в пределах Украины объединенной Православной Церкви породит серьезные изменения в межправославных отношениях. В целом, последствия провозглашения украинской автокефалии для Украины и России очевидны. Но каковы могут быть последствия этого события для других регионов русского мира? Не спровоцирует ли украинский пример желание его повторить в бывших советских республиках? Везде ли крепок иммунитет против «вируса автокефалии»? Попробую рассмотреть эти вопросы на примере Белоруссии.
Провозглашение государственной независимости Белоруссии в 1991 году породило вполне предсказуемый всплеск популярности идей белорусского национализма. Вместе с тем, на протяжении последующей четверти столетия Белоруссия не впадала в националистическую истерию и не культивировала русофобию. Слабость позиций политиков националистической ориентации позволила сохранить единство Белорусского Экзархата Русской Православной Церкви. Совершенно иная ситуация возникла в независимых Украине, Молдове и Эстонии. В этих странах православные христиане оказались разделены из-за различного отношения к вопросу сохранения церковного единства с Московским Патриархатом. И основной причиной нежелания некоторых украинцев, молдаван и эстонцев оставаться в Русской Православной Церкви стал их национализм. Именно поэтому проникновение национализма в церковную среду способно запустить процессы автокефализации и тем самым бросить вызов единству Церкви.
Как обстоят дела с национализмом в Белорусском Экзархате? Видимых признаков его распространения среди белорусского духовенства многие годы практически не замечалось. Никто открыто не призывал к провозглашению автокефалии не высказывал русофобских идей. Но внешне спокойная ситуация внезапно изменилась в декабре 2015 года, когда на
общем Собрании епархий Минской Митрополии духовенство практически единогласно приняло решение «просить митрополита Минского и Заславского Павла, патриаршего экзарха всея Беларуси, ходатайствовать перед святейшим патриархом Московским и всея Руси Кириллом и священным синодом о предоставлении Белорусской православной церкви статуса самоуправляемой церкви в составе Московского патриархата по образцу Латвии, Молдовы и Эстонии».
Можно сказать, что это событие обнаружило симпатии многих белорусских священнослужителей к идеям белорусской независимости. Но эти симпатии очень робкие. Вполне естественно, что прошение духовенства не встретило поддержки со стороны священноначалия Русской Православной Церкви. Казалось бы, этим все и закончилось. Но это не так. Робкие симпатии проявили себя в 2018 году.
Для белорусской истории 2018 год является годом весьма неоднозначного юбилея. Сто лет назад, 25 марта 1918 года, в Минске состоялось провозглашение независимости Белорусской Народной Республики. Возникшее в условиях немецкой оккупации белорусское национальное государство не выдержало испытания временем и на его месте впоследствии возникла Советская Белоруссия. Но память о БНР всегда оставалась священной для белорусских националистов. Именно поэтому для определения происходящего в Белорусском Экзархате очень важно рассмотреть отношение белорусского духовенства к столетию Белорусской Народной Республики.
5 марта 2018 года на одной из минских площадей состоялось празднование 100-летия провозглашения БНР, которое посетил председатель Синодального информационного отдела Белорусской Православной Церкви
протоиерей Сергий Лепин. В своем обращении к собравшимся он сказал:
«Сто лет назад белорусы предприняли попытку создания своего первого национального государства. По-видимому, историки еще долго будут спорить о результатах этого начинания в целом, но мы уже сегодня хорошо знаем, что руководители БНР своими инициативами боролись против оккупантов и требовали свободы для многих тысяч белорусов, томящихся в тюрьмах. Они хотели положить конец дележке земель с преобладающим белорусским населением между сопредельными государствами, пытались пресечь разделение и ассимиляцию белорусов, стремились прекратить притеснения православных.
У истоков БНР стояли энтузиасты, стремившиеся к возрождению белорусской истории и культуры, видевшие белорусскую державу и как продолжательницу традиций древнерусской государственности, и как наследницу Великого Княжества Литовского. Именно благодаря провозглашению БНР в будущем стало возможным появление БССР — в границах которой после распада Советского Союза и была создана независимая Республика Беларусь. Как мы видим, провозглашение БНР является важным эпизодом в истории формирования идеи белорусского государства, а потому не должно остаться без внимания — особенно в столь значимую юбилейную дату».
Таким образом, официальный представитель Белорусского Экзархата отметил значимость празднуемого юбилея, что является очевидным реверансом в сторону белорусских националистов. Но он не стал создавать икону из факта провозглашения БНР и даже аккуратно осудил оголтелый национализм. «Вместе с этим мы считаем важным напомнить, что подлинный патриотизм — это любовь к своему народу, а не ненависть к его соседям», — отметил протоиерей. Само юбилейное событие в его интерпретации является ни чем иным, как одним из звеньев в исторической цепи. А последним звеном является современная белорусская государственность. Свое выступление он завершил словами: «Да благословит Господь Беларусь и да ниспошлет всем нам мир, любовь, тепло и познание истины. Слава Христу, и да здравствует Беларусь!».
Что можно понять из выступления председателя Синодального информационного отдела Белорусского Экзархата? Во-первых, официальный церковный Минск благословляет ныне действующее белорусское государство. Во-вторых, Белорусский Экзархат не имеет сентиментальных эмоций в отношении БНР и дистанцируется от националистов, мечтой которых является возрождение БНР. В-третьих, официальный представитель Белорусского Экзархата на 100-лети БНР не стал проповедовать идеи русского мира. Почему не стал? Об этом знает только он. Здесь можно много рассуждать. Собравшаяся аудитория его бы не услышала? Произошел был конфликт и скандал прямо во время празднования? Желание быть услышанным теми, кто всегда считал Белорусский Экзархат инструментом внешнего влияния на белорусский народ? А может просто личное неделание? Может и так. Сказать сложно. Но главное, что Лепин попытался донести до слушателей евангельский взгляд на жизнь человека, на политику и вопрос государственной независимости: «Граница между свободой и несвободой проходит по сердцу каждого человека. Не много пользы из внешней свободы сможет извлечь тот, кто является рабом своих страстей, чья душа исполнена ненавистью, ложью, клеветой, завистью, алчностью, злостью и жаждой разрушения».
Как отреагировал на юбилей БНР Белорусский Экзархат? Отреагировал достаточно интересно. Патриарший Экзарх объявил 2018 год тоже юбилейным. И посвятил этот год не Белорусской Народной Республике, а инициатору воссоединения белорусских униатов с Православной Церковью митрополиту Иосифу Семашко. Воссоединение, о котором вспоминает Белорусский Экзархат, произошло в 1839 году.
Практически незамеченной для средств массовой информации оказалась
пресс-конференция, которую провели представители Белорусского Экзархата 20 марта 2018 года. А она очень много может сказать о настроениях в белорусской церковной среде. Выступая перед журналистами, митрополит Минский Павел (Пономарев) сказал, что одной из главных задач нынешних юбилейных торжеств является призыв
«помнить о том, к каким негативным последствиям может привести противостояние и разделение, в особенности на религиозной почве, и никогда не повторять ошибок предыдущих поколений».
Это очень интересное заявление. В год 100-летия БНР вполне ожидаемо белорусские националисты могут усилить свои призывы к белорусской церковной независимости. Ответом на эти призывы стало заявление Патриаршего Экзарха о негативных последствиях разделения общества по религиозному вопросу. Казалось бы, приняты превентивные меры против возможных нестроений. Но в бочку меда была добавлена ложка дегтя. И добавлена на той же пресс-конференции.
Выступая после митрополита Павла, заведующий кафедрой церковной истории Минской духовной семинарии
протоиерей Александр Романчук сказал:
«Церковно-общественная деятельность митрополита Иосифа (Семашко) оказала значительное влияние на развитие белорусской культуры, становление белорусского национального самосознания и в конечном итоге послужила становлению современной белорусской государственности».
Что же получается? Воссоединение белорусских униатов было шагом к белорусской независимости? Шагом к появлению белорусской национальной идеи? Митрополит Иосиф Семашко стоял у истоков белорусского национализма? Если мы ознакомимся с деятельностью митрополита Иосифа Семашко, то нам предстанет церковный деятель эпохи российского императора Николая I. Не без поддержки государства он перевел белорусских униатов в Русскую Православную Церковь. Конечно же, Белорусский Экзархат имеет полное право его прославлять, вспоминать и объявлять в честь него юбилейный год.
Но почему официальный представитель Экзархата называет митрополита Семашко деятелем белорусского национального возрождения? Разве мог им быть церковный деятель николаевской эпохи? Разве отмечали заслугу Семашко перед белорусским национализмом создатели белорусской национальной идеи братья Антон и Иван Луцкевичи? Разве призывал митрополит Иосиф к отделению белорусов от Российской Империи? Разве мечтал он о национальном государстве?
Совершенно очевидно, что концепция заведующего кафедрой церковной истории Минской духовной семинарии притянута за уши. Но почему он пытается очернить имя такого значимого архиерея Русской Православной Церкви? Можно предположить, что в Белорусском Экзархате развивают собственный взгляд на церковную историю. Теория протоиерея Александра Романчука отодвигает сроки появления белорусской национальной идеи как минимум на полстолетия назад. По его мнению, белорусский национализм зародился не на рубеже XIX – ХХ веков, а еще в первой половине XIX века. И он не только зародился раньше, но он еще и получил благословение со стороны митрополита Русской Православной Церкви. Причем, со стороны упразднителя церковной унии. То есть, герой Православия зарождает белорусский национализм. И конечным итогом деятельности митрополита Иосифа Семашко стало создание независимого белорусского государства.
Так что же хотел сказать протоиерей Александр Романчук? А сказал он то, что празднуемое в 2018 году 100-летие начала белорусского государственного строительства имеет прямое отношение к Православной Церкви. Ведь это именно она в лице митрополита Иосифа Семашко запустила процесс развития национальной идеи. И этот тезис стал ответом на юбилей БНР. Мол, вы празднуйте, но не забывайте, кому обязаны. И снова ни слова про русский мир, созидателем которого являлся митрополит Семашко.
Какой можно сделать вывод из всего сказанного? В Белорусском Экзархате происходит переосмысление традиционного взгляда на церковное прошлое. Получаемые выводы пытаются вмонтировать в историю белорусского национализма. Тем самым православие пытаются вписать в белорусскую национальную идею как ее основную базовую основу. Для чего это делается? Почему так важно представить православие как фактор белорусской государственной независимости? Украинская ситуация дает ответы на эти вопросы.
Николай Коханович, публицист
2. Re: Куда дрейфует Белорусский Экзархат?
1. Автору