В марте прошлого года в Москве был задержан бывший член правительства Медведева, бывший министр Открытого правительства Михаил Абызов. Как тогда писали, для задержания экс-министра без портфеля пришлось его выманивать в Россию, так как он постоянно пребывал за границей. Ему было предъявлено обвинение в создании преступного сообщества и в хищении 4 миллиардов рублей, было возбуждено уголовное дело по ст. 159 («Мошенничество») и ст. 210 УК РФ («организация преступного сообщества»). По данным следствия, в 2011-2014 годах Абызов, являясь бенефициарным владельцем ряда офшорных коммерческих организаций, создал и возглавил преступное сообщество. Как полагают правоохранительные органы, вместе с иными лицами он похитил мошенническим путем 4 млрд рублей у ОАО «Сибирская энергетическая компания» и ОАО «Региональные электрические сети».
Дмитрий Медведев, будучи председателем правительства, тогда, в марте 2019 года, выражал надежду, что речь идёт о действиях Абызова, которые не связаны с исполнением обязанностей члена правительства… Зря надеялся. В августе 2019 года в отношении Абызова возбудили ещё одно уголовное дело - по ст. 289 УК РФ. Следствие обвинило Абызова в получении (!) 32 млрд рублей от незаконной предпринимательской деятельности. Утверждалось, что он занимался предпринимательством в 2018 году лично и через доверенных лиц в нарушении запрета, наложенного на него законодательством как на члена правительства.
Абызов, разумеется, все обвинения отрицает, называя уголовные дела в отношении себя «глобальным абсурдом». В этом ничего нового нет. Напомню, недавно тоже «крупный деятель» либерализма, но от «нового искусства», Кирилл Серебренников уже после того, как суд его признал виновным в хищении 129 миллионов рублей, заявил: «Я не вор, не мошенник…».
Как отмечают, в 1999 году Абызов стал зампредом правления РАО «ЕЭС России», являясь одновременно заместителем председателя совета директоров ОАО «Новосибирскэнерго». В это время РАО «ЕЭС России» возглавлял Анатолий Чубайс. Абызов быстро стал доверенным лицом Чубайса, где сначала занимался сбором долгов с неплательщиков, а затем возглавил департамент инвестиций и бизнес-проектов. Спустя год Абызов стал заместителем председателя правления организации. «Он жёсткий, упрямый и отмороженный. Хорошо разбирался в психологии людей, знал, у кого какие интересы, и это использовал», - говорил о нём бывший тогда вице-премьером Борис Немцов. Кстати, «жёсткий, упрямый и отмороженный» Абызов в 2015 году стал самым богатым министром, заработав за год 455,6 миллионов руб. (как это было совместимо с работой в правительстве?!). В 2018 году Forbes оценил состояние Абызова в 600 млн. долларов.
Ранее, в 2011 году по предложению тогда президента Дмитрия Медведева Абызов возглавил проект «большого правительства». 21 мая 2012 года Абызов вошел в состав правительства в должности министра, ответственного за организацию работы правительственной комиссии по координации деятельности «открытого правительства». Как уже неоднократно отмечал, деятельность «открытого правительства» была настолько закрыта, что до сих пор никто не может разобраться, чем же занималось это «правительство», да и сам Абызов? В чём вообще была «открытость» «открытого правительства»? Ни одной проблемы, действительно, требующей широкого общественного обсуждения, «открытым правительством», возглавляемым Абызовым, не обсуждалось. Видимо, с марта прошлого года выяснением именно этого, чем занимался «открытый министр без портфеля» в составе правительства Медведева, следствие и занималось.
И вот, как сообщили вчера, к общим обвинениям Абызова добавились ещё отмывание и коммерческий подкуп. Расследуя уголовное дело бывшего министра по делам Открытого правительства Михаила Абызова, следователи установили причастность его и его предполагаемых сообщников к отмыванию и к коммерческому подкупу (пункты «а», «б» части 4 статьи 174.1 УК, статья 204 УК). Также следователи выявили новых фигурантов дела, в том числе бывших топ-менеджеров АО «Сибирская энергетическая компания» («Сибэко») Руслана Власова, Яну Балан и Оксану Роженкову, а также директора ООО «Ру-Ком» Олега Серебренникова. Выявить факт отмывания следствию помогли Росфинмониторинг и власти Кипра. Ранее следствие утверждало, что в 2014 году Абызов с соучастниками похитили 4 млрд рублей у «Сибэко» и АО «Региональные электрические сети», осуществляющих в Новосибирской области производство и передачу электроэнергии. Хищение удалось за счет обмана акционеров компании. Деньги были полностью выведены за рубеж.Теперь в СК говорят, что эти деньги были положены в банки в Республике Кипр на рублевых счетах. Затем их конвертировали «в доллары США для придания правомерного вида их владению».Факт коммерческого подкупа следствие относит к 2017 году. В СК считают, что тогда Абызов фактически владел контрольным пакетом «Сибэко», которые были оформлены на подконтрольные ему оффшорные компании. Сведения об этом он скрывал…
Сколько уже приходилось наблюдать за развалом нравственности, культурных и социально-экономических основ государства под пустые, но «эффектные» лозунги об «умной экономике», «новых смыслах», «открытом обществе», «новой культуре», «электронном правительстве», «цифровой экономике» и тому подобном. Или – знаменитые медведевские четырех «и»: институты, инфраструктура, инновации и инвестиции. Результат всегда стабилен - обратно пропорционален заявленным целям и национальным интересам России. И всегда всему этому почему-то, наверное, по недоразумению, сопутствует масштабное воровство!
Кстати, а где другие «прогрессивные» и тоже «открытые» члены медведевского правительства? Бывший заместитель премьера Максим Акимов возглавляет «Почту России», видимо, продолжает сверять курс своих действий с Германом Грефом. Бывший министр экономического развития Максим Орешкин – помощник Президента. А где сам Дмитрий Медведев? Заместитель председателя Совбеза и председатель правящей партии.
Андрей Витальевич Сошенко, публицист, общественный деятель
1. Жена Цезаря