Власть и госустройство в РФ ныне во многом зависят от «кадров, решающих всё». При монархоподобном сложившемся абсолютизме правления «цезаризма» (когда президент страны вынужден нередко лично разруливать низкоуровневые вопросы, такие как сбой в выдаче зарплаты, или выделение средств «перегретой экономикой» на поставку боеприпасов на фронт СВО) державоправие заточено под конкретного властелина (как Ельцин – под себя приспособил конституцию РФ, взяв в разы больше себе полномочий, чем любой другой президент мира). Президент как высший функционер, или главменеджер по олигарху Дерипаске, формирует вассально зависимый кабинет исполнителей верховной воли. Понятно, служилые сатрапы-номенклатурщики именем ГлавВерха вершат свои «импровизации» на заданные темы. Так что от градуса нутряного патриотизма свиты, рулящей главой страны, зависит порционность народоправия в стране.
А следовательно, от «рокируемых» назначенцев и состава национальной молодёжной поросли – укоренение или ниспровержение того или иного установившегося режима власти в государстве. Ныне, фактически при ручном «престолонаследии» правящего модифицированного феодал-олигархата, практически забыта славная традиция старорусского военно-патриотического воспитания юношества в духе православия и родовой чести – петровское поучение отпрыскам «Юности честное зерцало» (1717) – былые мировоззренческие ориентиры для «кадрового резерва» имперского Государства Российского. Современные же молодёжные кадровые пректы смахивают на модные тусовки «постмодернистов без миссии». Имперцам не по пути с ряжеными псевдопатриотами. Народу потребна своя подлинно национальная и духоподъёмная элита государственников.
В исторический период от «Измарагда» до монгольской прививки жёсткого воинского духа в системе воспитания витязей, боярских и княжеских сыновей доминантой была родовая честь, предполагающая служение роду, князю и вере. Основой всему было глубокая связь с православием, культ подвига и покровительства, подчинение старшим. Воинская школа была нравственно аспектной: юноши учились не только владеть мечом, но формировались как духовно-нравственное подспорье национальной государственности. Заповедные русские принципы «Домостроя» христиански дисциплинировали общество: наставнически подчиняли младших старшим, как в модели вертикали власти – прообразе будущей имперской иерархии власти.
Петровская революция духа имперски социализировала социум, создав новую элиту – служилое дворянство. «Юности честное зерцало» – нравственно-поведенческий манифест нового подданного Империи. Служение Царю и Отечеству декларировалось там как личностная миссия. Дисциплина же, вежливость, достоинство, честь – как патриотические добродетели, а не просто этикет.
Сталинская кадровая модель превращала патриотизм в массовый идеологический инструмент с высокой мобилизационной и структурной эффективностью. Пионер, комсомолец, офицер: три ступени воспитания советского патриота. Патриотизм через труд и жертву: строители БАМа, защитники Родины, участники олимпиад и покорители космоса.
Вслед за постсоветской деградацией правящего класса в «великой криминальной революции» следуют попытки реанимации загубленной национальной традиции – в «кузницах кадров» Медведева и Путина. Преодолевается тренд лихолетья 1990-х – антитеза патриотизму: элитарная «семибанкирщина», молодежь без цели и идентичности. Начало 2000-х: попытка проектирования реставрации элиты через управление смыслом. Кузница кадров при Медведеве: Сколково, Росмолодёжь, форум «Селигер» – попытка создать новую технократическую элиту. Технократы без истории: отсутствие глубоких корней, связи с историческим государственным идеалом. Вехи и эмблематика путинской эволюции кадрового реформирования: «Лидеры России», «Кадровый резерв», «Россия – страна возможностей» – концептуальная замена советской модели на некий «постмодерн без миссии». Только с началом военной спецоперации на Украине началась робкая национализация элит. Молодёжная тусовочность всё больше уступает место идеологической зрелости. Цифровая оболочка при моральной пустоте – угроза суверенному существованию России. Подходит к концу практика имитационного патриотизма, с бодряческими лозунгами без жертвенного служения и грантами за благонадежное поведение.
Возвращаются к понятию служение – долг (а не как карьерный шаг); священность государства – форма бытия народа; вертикаль смыслов: Бог – Царь (некий смысловой аналог: «всенародно избранный») – Отечество. А это, как никак, вроде преемственности поколений: от витязя до айтишника с сознанием воина – доблестного труженика (воителю Проханову – орден Героя Труда). С осознанием хотя бы символики и ритуала прошлых смыслов восстанавливается значимость русской органики – традиции, формы, социо-поведенческих критериев.
Для упрочения рывка к национальному полноценному существованию в своём родном облике необходимо изменение системы управления на подлинно народоправное, а не масоновидный deep state, паразитически царствующий над русским народом. Для этого надо прежде всего осуществить: 1) Создание Национального института патриотического воспитания с вертикальной структурой от детсада до президентского кадрового резерва; 2) Возрождение духовно-национальной миссии школы: новый учебник по истории, религиоведению, русскому языку как духовному коду; 3) Обязательное прохождение символического «служения Отечеству» для всех будущих чиновников – от армии до строительства храмов и исторических объектов; 4) Формирование элиты не по результатам конкурсов, а по совокупности жертвы, преданности, духа; 5) Создание идеологического штаба имперского воспитания – с участием философов, военных, духовенства, учёных; 6) Цифровая империя смыслов: цифровые технологии как проводник архетипов, а не гедонизма.
Созидание Империи как формы ответственности. Государство, не воспроизводящее элиту в имперском духе, становится корпоративным болваном (РФ – по сути Госкорпорация, а надо стать православным Государством-Цивилизацией). Патриотическое воспитание – это не опция, а основа цивилизационного существования. От витязей до технократов – все они должны быть звеньями одной духовной цепи, где смысл выше выгоды, а честь важнее карьеры. Лишь так Россия сможет не только выжить, но и заново стать Империей – пусть не по форме, а хотя бы по существу. История России – это, история формирования человека-гражданина, несущего в себе нравственные, сакральные и имперские начала. «Измарагд» – термин, обозначающий институт воспитания молодых витязей – можно считать аналогом будущих имперских кадетских корпусов. Воинская подготовка включала в себя не только физическую закалку, но и нравственную дисциплину. В условиях постоянных внешних угроз формировался тип личности, готовой к жертве ради земли родной. Православие закладывало в юношах смирение ответственности, а домостроевские принципы приучали к вертикали послушания.
С Петра I началась патриотическая элита не по крови, а по службе. Меритократия («власть достойных») – принцип управления, согласно которому высшие руководящие должности должны занимать наиболее способные люди, независимо от их социального происхождения и финансового достатка. Свод этики для петровской элиты включал основные добродетели, такие как достоинство, вежливость, мужество, верность. Они были неотъемлемой частью служения Отечеству. Формируется дворянство служилого типа, где государственная служба становится основной миссией. Это прообраз советского «патриотизма через труд». Образование, манеры, этикет – всё направлено на формирование лояльного, образованного патриота, готового отдать жизнь за Царя и Империю, Государство Российское – обобщенно говоря, за Землю Русскую.
Сталинская формула «Кадры решают всё» была не столь лозунгом, сколь признанием – аксиомой: без надлежащей системы воспитания государству не выжить. Пионерия, комсомол, армия, трудовые лагеря и школы – вся советская модель была системой подготовки нового человека. Важнейшим аспектом было сочетание идеологии, дисциплины и реального действия. Патриотизм подкреплялся личным примером, героикой, клятвами, символикой. БАМ, стройки пятилеток, Великая Отечественная война – всё это было школой патриотизма.
С Беловежским заговором элит русский народ лишился и Красной Империи. Усечённая держава оказалась без патриотического фундамента. Обществу было предложено самостоятельно выживать (моему другу полковнику ГРУ дали премию – две буханки хлеба). Юноши в школах мечтали стать рэкетирами, девушки – валютными проститутками. В стихии глобального рынка процветали преимущественно негодяи и лица с пониженной социальной ответственностью. Да и «младоросы» – Чубайсо-Гайдаровцы, с философией соросят: а кто не умеет плавать – пусть тонут. Роль государства в воспитании личности была минимизирована и извращена. Период 2000-х ознаменовался попытками вернуть утраченное. Медведев инициировал «интеллектуальную модернизацию», Путин – «идеологическую мобилизацию». Однако оба проекта страдают имитационностью: элита всё ещё не несёт в себе жертвенного, духовного начала, а скорее адаптирована под внешние механизмы легитимации.
Нынешние до недавнего времени «постмодернисты без миссии» – всё ещё в большинстве своём носители компетенций, а не смыслов. Они почти не чувствуют связь с исторической преемственностью, в них нередко отсутствует чувство жертвенности, служения, долга. Они «выполняют KPI», но не чувствуют Империю как форму собственного существования. Отсюда – фрагментация, апатия, отстранённость. Внешне – активизм, внутри – пустота. Это прямое следствие отказа от государственной идеологии. Символы без содержания, формы без духа – так можно охарактеризовать современный облик элитных «кузнецов».
Патриоты войны и бюрократия мира: столкновение смыслов. Смена прогнившей, инерционной, циничной элиты на подлинных патриотов, прошедших огонь, кровь и испытание СВО, буксует. И буксует не потому, что нет достойных людей, а потому что гнилая система управления по-прежнему контролируется старой номенклатурой, охраняющей свои кресла лучше, чем Родину. Класс начальников, выросший в эпоху «бесконечного освоения бюджета» и «вечного сохранения стабильности», инстинктивно боится новых людей – носителей экзистенциального опыта, людей действия, прямоты, правды. Они мешают им, блокируют, маргинализируют, выдавливая из них всё живое, во имя поддержания своего комфорта. Возникает опаснейшая тенденция, которую уже невозможно игнорировать: фронтовики, герои, воины, попавшие внутрь старой кадровой матрицы, начинают разлагаться вместе с ней. Их втягивают в рутину, в бюрократический флёр, в мертвящее болото отчётов, заседаний и кулуарных интриг. Так теряется главное – горение, воля, прорыв, с которым они шли вперёд под обстрелами и теряли товарищей. Именно об этом предупреждали лучшие умы русской традиции: нельзя вливать новое вино в ветхие мехи. Нельзя строить новую Россию – Россию Победы, Россию Смысла – на фундаменте старой аппаратной импотенции.
Если патриотическая элита СВО не получит выхода к власти, к реальным рычагам трансформации государства – она либо исчезнет, либо будет переварена. А значит, СВО не перерастёт в Победу, а замрёт в промежуточном состоянии бесконечного ожидания. Вопрос стоит предельно остро: либо фронтовики идут в народное государственное строительство, меняя страну, либо старая элита окончательно прогрызёт даже святые смыслы войны, превращая подвиг в протокол.
Что и как надо изменить в нынешней системе управления страной, чтобы Россия вновь обрела государственно-патриотический смысл существования как мощная Империя? Создать Институт Имперского Воспитания с сетью филиалов: от казачьих школ до имперских университетов. Провести аудит номенклатурных должностей, ревизию кадрового резерва: приоритет – преданность, духовность, готовность к служению. Введение обязательной государственной службы (не только военной) для всех желающих занимать государственные посты. Формирование Имперского Кодекса поведения – морального аналога «Юности честного зерцала» XXI века. Возрождение духовной и идеологической составляющей в образовании. Создание Министерства Смыслов – координирующего работу с идеологией, воспитанием, культурой и молодёжью.
Империя как форма ответственности. Государство, не воспроизводящее элиту в имперском духе, становится корпоративным сателлитом чужих смыслов. Патриотическое воспитание – не факультатив, а ядро национального бытия. Только возвратившись к архетипу воина, миссионера, служителя, Россия вновь станет Империей – в духе, форме и действии. Если Россия хочет выжить, ей нужна элита с иконой в сердце, мечом в руке и щитом Империи на плечах.
Восстановление целеполагания. Цель элиты – служить Империи, а не извлекать из неё выгоду («рубить бабло»). Внедрение государственно-духовной доктрины, включающей в себя православно-исторический нарратив, уваровскую триаду (Православие, Самодержавие, Народность) и героико-миссионерский миф России как Третьего Рима. Внедрения формулы «Царь–Народ–Империя» вместо «Менеджер–Бюджет–Рейтинг».
Этапы патриотизации элиты: 1) Диагностика: кто есть кто; Полный аудит элит – политических, экономических, культурных, академических – на предмет: национальной лояльности; идейной мотивации; способности к служению. Создание Комиссии по легитимации элиты, аналогичной Третьему Отделению (но с современными методами). 2) Десакрализация олигархата: отмена неприкасаемости бизнес-элит; национализация ключевых отраслей в пользу государства как формы народа; введение теста на стратегическое мышление и патриотизм для допуска к государственным ресурсам. 3) Создание касты «государевы слуги»: восстановление образа служилого человека как высшей формы социального признания; возвращение элементов орденской структуры управления (аналог «Ордена меченосцев» или «Ордена Святого Георгия»); введение государственного монашества – форма жизни, посвящённой службе (в духе сталинской аскетики). 4) Ликвидация олигархического парламентаризма. Укрепление персоналистской исполнительной власти с элементами духовной легитимности (помазание, миссия). Конституционная реформа в сторону национальной монархии или цивилизационного цезаризма. 5) Централизация смыслов. Учреждение Института Имперской Доктрины, координирующего образование, СМИ, культуру и науку в едином патриотическом ключе. Все школы, вузы, госСМИ – под единым патриотическим надзором.
Кадровая кузница: как вырастить новых патриотов. «Измарагд» – предполагаемый институт подготовки молодых витязей в домонгольской Руси, основанный на синтезе воинской этики, родовой дисциплины и христианской духовности. Это была первая «кузница элиты», в которой формировался архетип русского патриота как носителя силы, веры и долга. Механизмы отбора и подготовки. Возрождение Имперских кадетских корпусов, с обязательной духовной, воинской, историко-геополитической подготовкой. Создание национального кадрового лифта на базе: Института Смыслов; Школы Героев (аналог комсомола, но глубже); Орденов служения (внешне – элита, по сути – служители).
Преемственность. Связывание всех элитных форматов с историческими аналогами: от Измарагда до Генштаба. Установление имперской генеалогии элит – ты не просто чиновник, ты наследник служивого рода (или строишь такой род заново). Возврат имперского мировоззрения народу. Массовая мобилизация культуры. Кино, литература, музыка, YouTube, TikTok – встраиваются в единый фронт имперской культурной экспансии. Создание Имперского центра культуры и мифологии (аналог Disney + ВГИК + ЦРУ в одном флаконе). Ритуализация жизни. Возвращение государственных праздников и символов с сакральным наполнением. Ежегодные присяги молодежи, как в СССР – но с православно-исторической подкладкой. Точка сборки: Имперская Конституция и Новый Царь. Переход от юридического нейтралитета к смысловой монархии или управляемому цезаризму. Путин или преемник – первослужитель, «держатель меча» и «носитель скрижали», а не администратор (не Главменеджер по Дерипаске). Перепрошивка всего государственного организма – не под либеральные KPI, а под имперскую онтологию: кто ты есть? для чего ты живёшь? как ты служишь? Только смысл держит империю от распада. Без патриотической элиты Россия обречена быть «территорией с флагом». С элитой – станет Империей со смыслом.
Патриотизация элиты невозможна без реставрации архетипов: Царь, Меч, Икона, Жертва, Победа. Ибо элита – это не те, кто командует, а те, кто несут смысл.
Первоочередные задачи Кремля по патриотической кадровой революции. Чтобы не допустить расползания фронтовой энергии и разложения героев в чиновничьем болоте, требуется жёсткая, институциональная кадровая реформа, выстроенная на идеологическом и организационном фундаменте. Не косметическая ротация – а смена смыслов и носителей власти.
Создание Высшей Государственной Патриотической Комиссии (ВГПК). При Совете Безопасности, под прямым кураторством Президента, должна быть создана структура, отвечающая за внедрение кадров из среды фронтовиков и идеологически проверенных патриотов в управленческий аппарат всех уровней. Эта комиссия должна иметь реальные полномочия – вплоть до пересмотра назначений губернаторов и федеральных чиновников.
Квотирование патриотических кадров во власти. На каждом уровне – от районной администрации до министерств – должно быть установлено квотирование на выходцев из СВО, военно-патриотических структур, казачества, НОД, ДОСААФ и родственных формирований. Это не популизм – это инъекция живой крови в аппарат. Без неё система умрёт.
Ликвидация кадрового «болота» (положить конец ельцинским кадровым «рокировочкам»). Должен быть запущен процесс принудительного вывода «пересиженных» чиновников, которые занимают должности более 10–15 лет без реальных результатов. Вместо них – молодые патриоты, готовые служить, а не торговать креслом.
Внедрение системы оценки не по KPI, а по смыслам и лояльности. Пора перейти от либеральной имитации эффективности (в цифрах и рейтингах) к оценке лояльности к идее, к государству, к народу. Фронтовик, прошедший Мариуполь или Артёмовск, не должен проигрывать в конкурсе «эффективному менеджеру» с MBA и антироссийским телеграм-каналом.
Учреждение Имперско-Патриотических Кадровых Центров. По образцу старых черносотенных училищ, партийных школ, фронтовых академий – создать сеть центров подготовки управленцев нового типа. Их программа – это не только экономика и управление, но и история, идеология, геополитика, Православие, дух служения.
Временная люстрация кадров с прозападным бэкграундом. Нужна открытая и временная (на 5 лет) люстрация всех, кто: проходил обучение на Западе после 1991 года; работал в структурах, получавших иностранное финансирование; участвовал в «либеральных реформах» 1990-х и 2000-х. Не как наказание – а как защитная мера в условиях ментальной войны.
Общественное патриотическое сопровождение назначений. Назначение ключевых лиц в регионах и ведомствах должно проходить через фильтр общественно-патриотических организаций, особенно в регионах Донбасса, Центральной России, Сибири и т.д. Это новая форма народного контроля – не на митингах, а в коридорах власти.
Без фронтовиков – новая Россия не состоится. Без вытеснения бюрократии – фронтовики превратятся в музейный экспонат. Без идеологического фильтра – СВО останется просто военной операцией, а не Рубиконом национального возрождения. Вывод прост: нужна не реформа – нужна революция кадрового смысла.
Евгений Александрович Вертлиб / Dr. Eugene A. Vertlieb (Париж-Брюссель), писатель, журналист, академик РАЕН