Введение. Сегодня одна из широко дискутируемых тем в российском образовании, да и в российском обществе – работа по принятию Государственной думой РФ поправки к 16 статье Закона «Об образовании в Российской Федерации». Вот эта поправка: «2. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ. Порядок применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ, образовательных программ среднего профессионального образования и соответствующих дополнительных профессиональных программ, основных программ профессионального обучения устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования. Порядок применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ высшего образования и соответствующих дополнительных профессиональных программ устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования».
Читаешь эту поправку и не понимаешь: что в ней вызвало такое беспокойство общественности? Воистину ситуация напоминает эпизод из известной советской комедии, когда в село ворвалась банда, организовала митинг, объяснив трудящимся, что она и не банда вовсе, и программу свою имеет, и за свободу она, но граждане почему-то сделали свой вывод: «Будут грабить!». Так чего же тогда опасаются учителя и родители или, говоря языком нового русского, где же здесь «кидалово»?
Не трудно понять, что беспокойство родителей вызвано возможностью введения дистанционного образования, которое показало множество недостатков в период пандемии коронавируса. И как будто его и не собираются вводить, кроме крайних случаев: эпидемия, наводнение и т.п., а таковых пока в России, слава Богу, бывает не так много. Тогда почему же об этом и не сказали в поправке? Не успокоили россиян?
Правда, это уточнение, столь необходимое, не решит основную проблему – проблему оптимального использования электронных средств в образовании. А эта проблема в свою очередь фактически требует решения нескольких взаимосвязанных проблем: использование электронных средств обучения; информационного и дистанционного обучения; информационных и дистанционных технологий обучения; пространство использования дистанционного образования. И только разумно решив все эти проблемы, мы можем сделать российское образование успешным и эффективным, и, безусловно, не превратим его в «кидалово», говоря языком новых русских.
1. Проблема использования электронных средств в образовании. Средства – это то, с помощью чего осуществляется процесс обучения. Существуют различные средства обучения – от слова учителя до сложнейших приборов, от бересты и металлических писал до компьютеров. Использование средств обучения зависит от целей и задач обучения и образования.
В настоящее время важнейшим средством обучения стали электронные средства обучения. Чтобы понять проблему использования электронных средств в образовании, надо понять, что в нашей жизни и на наших глазах произошла четвертая информационная революция в истории человечества.
Первая информационная революция произошла вместе с величайшей космологической революцией: творением самого человека, который обладал способностью мыслить и говорить. Мысль и слово – это величайшая революция во всей информационной системе Вселенной.
Вторая революция, а она произошла уже буквально на глазах современного человечества, в древнее время – создание письменности, письменного слова, что позволило существенно расширить информационное пространство человечества.
Третья революция – это изобретение типографии. Печатное слово колоссально расширило информационное пространство человечества. Фактически оно создало информационную основу формирования единого человечества.
И четвертая информационная революция произошла в последние десятилетия вместе с конструированием электронных средств информации, что сделало информационное пространство человечества практически неограниченным.
Какое отношение информационные революции имели к обучению и образованию? Самое прямое и непосредственное.
Само человеческое обучение стало возможно, когда появились человеческая мысль и человеческое слово.
Появление письменного слова стало основой формирования системы образования, потому что школа в собственном смысле этого слова начинается тогда, когда появляется потребность научить людей читать и писать. И потребность в этой школе настолько велика, что уже в Древнее время и во всех больших древних государствах большинство свободного населения было грамотным. Нет нужды специально подчеркивать и то, что письменное слово стало основой создания с древнего времени и тех школ, которые мы сегодня называем средними и высшими. Так что письменное слово позволило уже в древнее время сформировать «систему образования», представленную начальной, средней и высшей школой.
Ещё большее значение имело печатное слово. Именно печатный учебник стал основой массового образования, и не только начального, но и среднего, и высшего. Собственно, сам учебник как таковой, хотя и появился в средние века, но как повседневное и повсеместное средство обучения стал возможен только тогда, когда появилось печатное слово.
И вот теперь появилось электронное слово, которое уже широко вошло в образование.
Таким образом, если все информационные революции имели глубочайшее значение для развития образования, и более того, может быть, образование и было той социальной сферой, где прежде всего использовались новые информационные средства, то естественно, что электронное слово не может не использоваться в современном образовании. И, соответственно, электронные средства непосредственно, широко и очень быстро входят в современное образование. При этом они и существенно изменяют его.
Прежде всего в использовании электронных средств информации надо избегать всех и всяческих утопий, начиная с того, что умный компьютер заменит глупого учителя. Это невозможно сделать по определению, поскольку никогда машина не заменит человека. Обучение есть процесс формирования человека человеком, и никто кроме человека сформировать человека не сможет. Можно возразить: сегодня в медицине техника творит чудеса. Поправим. Эти чудеса творит не техника, а талантливые врачи с помощью техники. И чем сложнее техника, тем более талантливым должен быть врач.
Соответственно, чем лучше будет подготовлен учитель для педагогической деятельности, тем более успешным будет процесс обучения.
Нам говорят: какой учитель? Сегодня любой ученик может за десять секунд узнать, что будет в Большом театре. Да, может. Но что поймет любой ученик, прослушав оперу с участием мировых звезд в Большом? Чтобы он хотя бы что-то понял, надо, чтобы учитель сформировал его до понимания этой оперы. Да, что там оперы. Чтобы он слушал Муслима Магомаева, а не Ксюшу, его надо прежде сформировать до уровня понимания настоящей песни.
Следовательно, надо понять, что, во-первых, электронные средства – это средства, и они действуют по законам использования средств, и они всегда дают тот результат, который определяет человек. И потому электронные средства с равным успехом могут быть и средствами, которые вынесут человека в космос, и средствами, которое «оцифруют» и загонят человека в электронный концлагерь.
В образовании эти средства открывают просто неограниченные возможности получения информации. Но давая эти возможности, электронные средства сами по себе не вводят человека в эти сокровища. Человек должен быть развит до сокровищ, открываемых электроникой.
Самое же главное состоит в том, чтобы понять, что компьютер сам по себе еще не есть средство обучения. Чтобы он стал средством обучения, его ещё надо таковым сделать, например, подготовить электронный учебник, то есть подготовить соответствующее содержание обучения. А как известно, пока собственно электронных учебников ещё нет. Поэтому их ещё надо сделать. И будут ли сделаны электронные учебники надлежащего качества – это ещё большой вопрос.
При этом содержание на электронном носителе не есть благо само по себе. Чтобы содержание стало благом, оно должно быть по-настоящему педагогически оформлено, то есть стать учебником, учебным пособием и т.п. А это колоссальный труд.
Нельзя забыть и то, что электронные средства обучения несут массу своих недостатков, начиная с ограничения человека в выборе содержания и заканчивая реальными рисками игромании.
Но понимая все возможные негативные моменты использования электронных средств обучения, было бы совершенной ошибкой считать, что лучший способ их использования – это вовсе отказаться от них. Такое решение для образования было бы куда более страшной ошибкой, чем отказ от печатной книги. Не использовать их в образовании – это остановить развитие самого образования. Такой подход сразу же отбросит нашу страну на самые последние места в мировом образовании. Вопрос же заключается в том, как их педагогически эффективно использовать.
Следовательно, электронные средства в образовании сами по себе не являются ни благом, ни злом. Таковыми они становятся в зависимости от их использования. И поэтому, чтобы они стали благом, надо системно и последовательно искать пути и способы их эффективного педагогического использования в обучении.
2. Информационные и дистанционные формы обучения и технологий. Средства обучения сами по себе не являются целью обучения. Целью обучения является развитие ученика. А средства есть то, с помощью чего эта цель решается. Поэтому средства используются в зависимости от цели обучения. И вот почему так важно понять сегодня сущность использования информационных и дистанционных форм обучения и технологий в образовании, чтобы они служили благу каждого, и не средством, с помощью которого можно наломать таких дров, что потом и десятилетиями нельзя будет поправить дело.
Обучение – это процесс взаимодействия учителя и ученика, в ходе которого решается или целостная, или частная цель развития ученика.
Существуют разные формы обучения. Есть традиционная, всем известная, форма обучения. Есть другие формы обучения. Например, проектное обучение, детище американской педагогики, которое в СССР в 20-е годы вылилось в знаменитый бригадно-лабораторный метод организации обучения. Есть программированное обучение. Есть проблемное обучение.
Теперь фактически появилась новая форма обучения, форма с использованием электронных средств обучения, которую можно назвать информационным обучением, которая получила название электронное обучение. Название не совсем корректное. Здесь более правильно употреблять понятие информационное обучение, хотя и оно не совсем точно – любое обучение использует информационные средства, начиная с устного слова учителя. Но в любом случае это более точное название. Благодаря электронным средствам появилась и другая форма обучения – дистанционная.
Обучение, в свою очередь, состоит из отдельных отрезков, которые называются технологиями. Технологии обучения – это процесс взаимодействия учителя и ученика, дающий возможность решения конкретной обучающей задачи.
Любая технология предполагает использование тех или иных средств. При этом чем мощнее средство и соответствующие ему технологии, тем более полезным оно может быть, с одной стороны, а с другой – тем более разрушительным. Поэтому образовательные технологии должны использоваться каждым учителем именно в соответствии с целями обучения и никак не сами по себе. И только в этом случае от них будет толк. Ученик должен не просто посетить виртуальную картинную галерею, филармонию, консерваторию, театр. Но прежде их посещения или в процессе их посещения учитель должен поднять ученика до уровня достаточного, чтобы он что-то понял в увиденном.
Вместе с электронными средствами появились новые технологии: информационные и дистанционные. Их надо различать. Информационные технологии – это обучение с применением электронных средств. Дистанционные технологии – это технологии, позволяющие с помощью компьютера и интернета вести процесс обучения на удалении. И эти технологии уже навсегда останутся реальностью в обучении.
Почему же сегодня у некоторых людей вызывает настоящую эйфорию использование электронного, информационного обучения? Дело в том, что в основе создания новых форм обучения лежит вековечная цель педагогики: повышение качества образования. А для этого надо заставить ребенка работать по «полной программе», а при традиционном обучении это не всегда удается сделать: ребенок первую половину урока слушает то, что учитель рассказывает, а вторую ждёт: вызовут – не вызовут. Идет потеря учебного времени. Поэтому надо сделать так, чтобы учиться ученику было не в тягость, а интересно и успешно, а самое главное – он бы всё время работал. Именно для этого создаются разные формы обучения. Вспомните, какие были великие ожидания, когда было создано программированное обучение. Тогда казалось, что всё здесь отработано, и все дружно пошагово пойдут в будущее светлое царство успеха каждого.
Увы, железной поступи программированного обучения как всеобщего обучения нигде в мире не случилось. И программированная форма обучения так и осталась одной из форм обучения.
Соответственно, нельзя не видеть, что сегодня решить проблему более интенсивной работы ученика в учебном процессе пытаются с помощью информационного, электронного, цифрового, дистанционного обучения. И соответствующих технологий.
Конечно, они решают эту проблему только отчасти. При этом, как и все формы обучения, технологии несут в себе и свои плюсы, и свои недостатки, и значительные риски.
И очевидно, что использоваться новые формы обучения должны наряду с другими. И только в этом случае они принесут максимальный педагогический эффект.
Следовательно, информационное и дистанционное обучение и соответствующие технологии должны стать одной из важных форм обучения и технологий, наряду сдругими формами, войдя в традиционную систему обучения как их часть.
3. Что такое дистанционное образование? В настоящее время образование – это сверхсложная система, обеспечивающая успешность процесса обучения. В наше время образование осуществляется всей совокупной мощью современного общества.
Непосредственно образование – это процесс организации обучения. Другими словами, если обучение – это процесс непосредственного взаимодействия обучающих и обучающихся с целью формирования обучающихся, то образование – это целостная организация процесса обучения.
Соответственно, есть разные формы обучения и есть разные формы образования. Если сказать в целом, то образование в настоящее время существует в очной форме, заочной, и в их смешанных формах.
В настоящее время фактически родилась новая форма образования – дистанционное образование. Чем отличается кардинально это образование от других уже известных форм образования? Значительной удаленностью между собой учащего и учащегося. В принципе, реальная предпосылка дистанционного образования появилась вместе с появлением телевизора. Но телевизор не имел обратной связи. Персональный компьютер и интернет эту возможность дали. И поэтому появилась реальная возможность создания электронной среды общества в целом, и электронной образовательной среды, а благодаря этому дистанционного образования.
Говоря о сущности дистанционирования в образовании, надо подчеркнуть, что, в сущности, процесс развития обучения есть процесс дистанцирования учителя и ученика. Он становится всё более значительным, по мере взросления самих обучающихся. Детей первого класса нельзя заставить сидеть и читать весь урок учебник, а ученика 10-11 класса можно. Конечно, многое зависит и от самого предмета обучения.
По мере развития средств образования, учитель и ученик также могут в значительной мере дистанцироваться. Чем больше появляется средств, тем больше возможностей дистанцировать процесс взаимодействия учителя и ученика. Так появляется заочная форма образования и его разные промежуточные формы: вечернее образование, вечерне-заочное образование и т.п.
Однако дистанционное образование, как и заочное, не может быть массовой формой образования, аналогичной очной. И чтобы понять это, достаточно спросить: где можно использовать это образование? В дошкольном образовании? – Это невозможно по определению. Разве можно представить, что сидят дети-дошкольники за компьютером вместе с мамами и папами? Это форма образования невозможна в начальных классах, да и в средних. И только в старших классах вполне реально, хотя и частично использовать эту форму образования, и то, при изучении только некоторых предметов.
По-настоящему оно может использоваться в профессиональном, прежде всего в высшем гуманитарном образовании. И то частично. Как вы будете в компьютере проходить практику? Его самое эффективное использование возможно в получении второго высшего образования, особенно высшего гуманитарного образования, то есть там, где нет нужды в специальной практике. Возможно его успешное использование и в организации некоторых других форм обучения.
Таким образом, дистанционное образование вполне может стать новой формой образования. Но оно не может стать массовым образованием. Скажем точнее, пространство его использования будет еще более ограниченным, чем заочного. А реально, оно, видимо, будет создано как заочно-дистанционное образование.
4. Как дистанционное образование может стать очередным «кидаловом» в образовании. Итак, если с таких позиций посмотреть на проблему дистанционного образования, то можно утверждать, что дистанционное образование действительно возможно. Но, во-первых, само по себе оно возможно только в ограниченном секторе образования, во-вторых, как часть существующего образования. И только в этом пространстве его и можно использовать. Как только оно хотя бы на сантиметр выйдет за пределы своих возможностей, оно сразу же превратится в «кидалово».
Казалось бы, всё очевидно: появилась еще одна форма образования, которая никак не может стать массовой формой образования. Но оно может стать, и ведь станет, повседневной реальностью. Достаточно напомнить, с какой настойчивостью оно проталкивается сегодня некоторыми государственными деятелями России.
Конечно, можно сказать, что сам Президент России В.В. Путин сказал, что дистанционное образование не сможет и не должно заменить традиционное образование. Увы, в жизни есть логика самой жизни. И эта логика бывает порой сильнее решений Президента страны, в том числе и в образовании. Разве вопреки Президенту не идёт оптимизация системы здравоохранения и образования? Разве не ликвидирован региональный компонент учебного плана, чтобы убрать преподавание основ православной культуры и других традиционных религиозных культур России? Разве не обещали в учебный план ввести особую образовательную область духовно-нравственной культуры, в рамках которой можно будет преподавать традиционные религиозные культуры России? Список можно продолжить.
Так почему же дистанционное образование может стать массовым, и значит россиян в очередной раз «кинут»? А данная поправка вполне может стать прикрытием этого безобразия. И все прекрасно понимают, что эта возможность вполне реальна. И невольно в голове всплывают слова нашей курской народной песни: «И откуда же ты, горюшко, явилося, да на наши на головки покатилося».
Эта возможность реальна потому, что образование всегда прямо и опосредованно тысячами нитей связано с обществом. И оно, со временем появления общества, решает задачи общества. Было советское общество, устремленное в космос,и была классическая советская культура, и было классическое советское образование.
Сегодня у нас другая общественная система – система финансового капитализма. А в этой системе все определяет финансовая целесообразность. И в этой системе определяющей фигурой становится менеджер. И во всех сферах. И задача его оптимально освоить и распределить финансовые потоки. Соответственно, в этой логике всё превращаются в услуги, в том числе и культура, и медицина. Кажется, единственное, что осталось ещё не превращённым в услуги – армия и Церковь.
Превращено в услуги и образование – хотим или не хотим мы употреблять это понятие и признавать это. И в силу этого здесь, как во всех других сферах российского общества, все проблемы определяет финансовый менеджмент. А его важнейшим критерием является финансовая целесообразность.
И значит, непосредственно в образовании на первое место выходит проблема оптимального распределения финансовых потоков, то есть, проще говоря, максимальное уменьшение финансовых расходов на образование. Решение менеджеров понятно и известно: сократить в образовании по максимуму всё, что только можно сократить. Увеличивая при этом, если в этом будет особая нужда, зарплату сохранившихся учителей. Главным же способом решения этой проблемы становится увеличение количества учеников на учителя. И вот дистанционное образование такую возможность даёт. Идея, с которой много раз выступал ректор ВШЭ А.Я. Кузьминов.
Но… вспомним историю. Эта идея известна на протяжении всей истории образования. И никогда её не удавалось решить. Но то, что не удалось решить на протяжении истории человечества, теперь пытаются сделать финансовые менеджеры. Удастся ли менеджерам с помощью дистанционного образования решить глобальные проблемы в образовании? Назовём только две глобальные проблемы, которые решает образование, с тех пор как оно появилось: улучшение качества обучения и расширение количества обучающихся.
Если мы посмотрим на решение первой проблемы – улучшение качества образования, то мы можем говорить о несомненном успехе этого процесса уже в древнее время. И этот процесс не останавливался в каждое новое историческое время, хотя шёл достаточно медленно. Но иногда этот успех был столь велик и общеизвестен, что об этом знают все. Таков был успех аналитико-синтетического метода обучения грамоте К.Д. Ушинского, сделавшего возможным обучение грамоте детей не за несколько лет, а за несколько месяцев. За это открытие К.Д. Ушинский был признан «народным педагогом» России.
В решении второй задачи всегда стояло две задачи: расширение вообще числа обучающихся, и расширение числа обучающихся под руководством одного учителя – на образование, увы, у человечества всегда не хватало средств, разве только в отдельные исторические периоды. Но таких периодов в истории человечества, увы, было мало.
Безусловно, решалась проблема расширения числа обучающихся всегда трудно. И здесь главная причина – материальная, а уже затем и социальная, и организационная, и т.п. Но и она всё-таки решалась и решается. Сегодня человечество приступило к созданию системы массового непрерывного образования.
А вот решение проблемы увеличения числа обучающихся на душу обучающего, увы, оказалась практически такой же нерешаемой задачей, как и задача создания вечного двигателя, хотя попыток создания такого обучения в истории человечества было огромное количество. Сам гениальный Я.А. Коменский решал эту проблему. И сколько затем предлагалось таких решений! Напоминаю хотя бы столь известную белл-ланкастерскую систему. Каковы её успехи? Мне лично известен только один случай её успешного использования, тот самый, который прекрасно описал наш гениальный А.С. Пушкин. Ввиду важности этого успеха процитирую его описание полностью, простите за многословие: «"Да коли хочешь, я тотчас выучу тебя грамоте". – "А взаправду, – сказала Лиза, – не попытаться ли и в самом деле?" – "Изволь, милая; начнем хоть сейчас". Они сели. Алексей вынул из кармана карандаш и записную книжку, и Акулина выучилась азбуке удивительно скоро. Алексей не мог надивиться её понятливости. На следующее утро она захотела попробовать и писать; сначала карандаш не слушался её, но через несколько минут она и вырисовывать буквы стала довольно порядочно. "Что за чудо! – говорил Алексей. – Да у нас учение идет скорее, чем по ланкастерской системе". В самом деле, на третьем уроке Акулина разбирала уже по складам «Наталью, боярскую дочь», прерывая чтение замечаниями, от которых Алексей истинно был в изумлении, и круглый лист измарала афоризмами, выбранными из той же повести».
Казалось бы, всё понятно: массовое дистанционное образование – это настоящее «кидалово» в образовании. Но массовое дистанционное образование может быть введено именно потому, что оно позволяет одновременно учить большое количество учеников. А это позволит существенно сократить и число школ, и число учителей. А то, что мощнейшее информационное прикрытие этому безобразию будет обеспечено сомневаться не приходится. Финансовый капитализм может торжествовать.
Но ведь нормальное образование даёт только нормальная школа. И такие школы оставят! Но только за такую плату, которую смогут себе позволить далеко и далеко не все родители.
А Дума? Что Дума. В любом обществе парламент обслуживает определяющие тенденции (тренды) развития общества.
5. Что же нам делать? 1. Осознать, что мир переживает глобальные перемены в образовании. Одной из них стала четвёртая информационная революция, которая существенно изменит образование. И российское образование должно успешно освоить достижения этой революции, приняв именно оптимальные, в том числе и законодательные, решения этого вопроса.
2. Понять, что даже в экономике финансовый капитализм – это не лучшая система. И он не может быть определяющей силой в развитии всех других социальных сфер. Достаточно напомнить, что Россия не успела окончательно, как Англия и Америка, превратить свою медицину в систему услуг. И, кажется, это позволяет России легче пережить эпидемию коронавируса, чем в странах, где реформирование медицины было проведено финансовыми менеджерами. Может это чему-то всех нас научит?!
Соответственно, образование – это не та сфера, которая живёт по сиюминутным интересам финансового капитала. Образование – это базовая и более значимая сфера, чем оборона, потому что это сфера – сфера, определяющая будущее государства. И определять эту сферу должен не финансовый капитал и его НИИ – ВШЭ, а само общество, и в его лице государство, решающее проблему успешного развития будущего России. И поэтому использовать все средства и все технологии в обучении надо так, как это требует истинное всестороннее развитие ребенка, а не оптимизация самих по себе финансовых потоков.
3. Проблема освоения новой информационной революции в образовании – это прежде всего педагогическая проблема. И её прежде всего должна решать система образования и педагогическая наука. И здесь фактически стоит несколько глобальных проблем.
3.1. Оценивая использование электронных средств, следует вновь подчеркнуть, что средство есть средство. Средство образования не может создать само образование уже хотя бы потому, что средство образования – это компонент образования, то есть часть образования, а часть не создаёт целое. И оно само по себе не может создать новое, например, «цифровое образование». Поэтому когда говорят цифровизация образования, то это равносильно тому, как во времена, когда в школу входил печатный учебник, было бы говорить «печатизация образования». Другой же вопрос: каков будет педагогический эффект электронного слова. Как и всякое средство – электронные средства могут служить и всестороннему развитию человека, и его всестороннему ограничению, оглуплению, а то и вовсе его деградации.
И, конечно же, говоря об электронных средствах, нельзя забывать и об их опасности, начиная с рисков игромании и заканчивая рисками неудачного построения содержания обучения на электронных носителях, всевозможных технических сбоев электроники в процессе обучения.
Осознавая настоящий масштаб проблемы использования электронных средств, надо понять, что здесь необходима системная теоретическая и экспериментальная работа по созданию, развитию и совершенствованию электронных средств обучения, информационных и дистанционных технологий и форм обучения, и дистанционной формы образования. Здесь особый упор должен быть сделан на экспериментальной работе. До каких пор мы будем применять те или иные новшества в образовании в целом, без какой-либо их серьезной экспериментальной проверки?
В целом эта работа потребует десятилетия самого серьёзного труда. Здесь самое главное создание содержания, которое должно нести в себе истину, добро и красоту, и соответствующих технологий его освоения.
3.2. Необходимо создание индустрии электронных средств обучения, начиная с персональных образовательных компьютеров, в рамках создания и развития современной образовательной индустрии страны в целом. Если мы не хотим создавать такую индустрию, то нам её навяжут. И понятно, что нам навяжут.
3.3. Осознавая необходимость освоения новых электронных средств, форм обучения и технологий, важно отметить, что ни одно кардинально новое информационное новшество не отменяло предыдущее информационное средство: печатное слово не отменило письменное, письменное – устное, но каждый раз создавался новый симбиоз информационных средств в образовании, в результате создавалось новое более сложное информационное пространство. Поэтому нельзя считать, что электронные средства заменят другие средства образования: устное слово, письменное слово, образ, книгу и т.п. Подобно тому как печатная книга хотя и потеснила, но не вытеснила устное и письменное слово, также «электронное слово», электронная информация не сможет вытеснить другие формы информации. Соответственно, и новые технологии, и формы обучения не отменяют уже существующие. Но всегда создается их какой-то новый органичный синтез. Какой? Это покажет практика, которая займет, конечно, ни один десяток лет. Равно как и понимание, что дают эти средства для конкретного развития учащегося.
При этом важна предельная осторожность в использовании электронного слова, новых технологий и форм обучения, особенно в наше время, когда они только вводятся, и когда неизвестного куда больше, чем известного.
3.4. Необходимо кардинально улучшить профессиональную подготовку учителя. По-настоящему успешно освоить знания ребенок может только под руководством творческого, талантливого учителя. И, следовательно, современная система педагогического образования должна готовить такого учителя.
Между тем, она не только не соответствует новым требованиям, но и опустилась даже сравнительно с советским периодом. Чтобы понять это, зададим первый вопрос: почему в медицинском образовании сохранился специалитет, а в педагогическом перешли на бакалавриат?
Поэтому необходим сверхсерьёзный государственный разговор о том, как нам создать современное профессиональное педагогическое образование, а сама подготовка такого учителя должна стать важнейшим приоритетом государственной политики. И такое образование должно предусмотреть и подготовку учителя для успешного освоения новых информационных технологий.
4. Дело не столько в информационных средствах и технологиях. Дело в том, в руках каких политиков они окажутся и каким целям они будут служить. А определяющее слово в образовании принадлежит политикам. Если дело образования окажется в руках политиков, которых в России называют либеральной тусовкой – то превратят они образование с помощью новых средств и технологий в настоящий электронный хаос. Окажутся в руках по-настоящему ответственных российских политиков – принесут громадное благо, потому что станут важнейшим средством всестороннего развития каждого человека. А это залог успешного развития России.
5. А Государственная дума как часть государства должна принять оптимальные законодательные решения по этим вопросам, отразив в своих решениях, как и при каких условиях должны оптимально использоваться электронные средства, информационные и дистанционные технологии обучения, и дистанционное образование.
Заключение. Таким образом, мы встаём перед новыми глобальными вызовами в образовании. Одним из которых является освоение четвёртой информационной революции. Поэтому необходимо всестороннее понимание и оптимальное решение всего спектра глобальных проблем, ею порожденных. При этом надо понять, что не будет одномоментного решения этих проблем – их решение займёт даже не годы, а десятилетия. И только осознав весь масштаб проблем и найдя их оптимальное решение, мы не превратим четвёртую информационную революцию в очередное средство «кидания» россиян, только теперь их детей.
Меньшиков Владимир Михайлович, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой теологии и религиоведения Курского государственного университета