Подальше от Болонской системы и внешнего диктата

Предложения профессора Олега Сергеевича Сухарева по выходу высшего образования из перманентного кризиса

Русская школа  Закон об Образовании в РФ  ЕГЭ 
0
9119
Время на чтение 5 минут

Ранее на «Русской народной линии» была опубликована статья сопредседателя Правления, члена Бюро Всемирного Русского Народного Собора Нины Борисовны Жуковой «Мы заменили фундаментальное высшее образование "компетенциями"».

В частности, Нина Борисовна пишет, что «школьное и высшее образование подверглись серьезным изменениям, утратили свою фундаментальность. Его заменили понятием "компетенции". Если раньше студентов учили думать, доказывать, сомневаться, преодолевать, то теперь – запоминать».

«Узкая специализация – основа основ Болонского процесса – приводит к неумению "видеть дальше собственного носа", неспособности ставить и решать не только инновационные, но и проработанные задачи», - подчеркнула член Бюро Всемирного Русского Народного Собора.

О поднятой проблеме рассуждает в интервью «Русской народной линии» экономист, доктор экономических наук, профессор Олег Сергеевич Сухарев:

В 1999 году 29 государств приняли Болонскую декларацию, объединяющую образование Евросоюза  в одно «образовательное пространство» в рамках единой капиталистической задачи сформировать ЕС и единый рынок. Цель унифицировать образование, подготовку кадров в рамках единого союза, чтобы рабочая сила свободно перемещалась по странам Европы. Заправилами были Германия, Франция, Италия и Англия.  К Болонской системе Россия присоединилась лишь в 2003 году, хотя она не является и никогда не будет членом ЕС. По идее нормативы и объединения Европы России совершенно ни к чему. Меньшее не может принять большее!

Коротко напомню основные позиции Болонской системы:

1. Признание дипломов во всех странах - участницах.

Кстати, именно этой позицией пытались своеобразно «подкупить» другие страны, в том числе Россию, на вход в эту Болонскую систему. И наша страна соблазнилась на это предложение. Во всяком случае, основной аргумент – вот нужно, чтобы дипломы котировались. Однако если при этом снизился уровень образования – об этом никто даже не задумывался! А зачем России поставлять свои кадры в Евросоюз? У нас что – такая задача нашего развития?

2. Двухуровневая система образования: бакалавриат и магистратура.

При этом был разрушен специалитет и фундаментальная подготовка кадров, магистратура стала в основном платной и выхолощенной по сути.

3. Свободное перемещение студентов: изменение часовой нагрузки, программ, курсов и методик. Примечательно, что вновь вступающие страны в Болонскую систему должны были адаптировать и переформатировать свою образовательную систему под стандарты Европейского Союза. Отсюда и масштабная реформа университетов, правил, нормативов, преподавательской работы, планов и программ. И остаётся непонятным: стоила ли овчинка выделки? В итоге страна подделывается под главных бенефициаров - Германию, Францию, Италию и Англию, законодателей этих правил и норм, ведущие, а наша страна, Россия, становится ведомой, при этом в угоду наносным требованиям выхолащивает свои достижения.

Что осуществлялось для перехода на стандарты Болонской системы? Менялся перечень преподаваемых программ, менялись квалификационные рамки, всё подгонялось под нормы европейских вузов. Двухуровневая система образования (бакалавриат и магистратура) обернулась для России полным провалом. Бакалавры были превращены в недоучек, а магистратура стала платной. Нормальное высшее образование стало платным. Группы сократились до 5-7 человек, учеба в магистратуре превратилась в индивидуальные занятия – с ростом самостоятельного изучения при этом.

Кроме того, был введён так называемый кредитно-модульный принцип. В итоге без обязательных дисциплин осталась половина бакалавров и две трети магистров. Это можно назвать борьбой некомпетентности за компетенции. Смешно, если бы не было так грустно. Всё это привело к разрушению российского высшего образования. Смысл и суть потеряны, подчинены внешним целям, которые не нужны России, преподаватели унижены, нищие, загнанные в отчёты и формализм работы. Обучающиеся дезориентированы в своей учёбе, расслоены в своих образовательных возможностях по уровню дохода.

Что можно и нужно предложить незамедлительно?

Первое. Выход из Болонской системы, ибо Болонская система противоречит стратегии развития России, а также целям и задачам подготовки кадров для внутрироссийского рынка. Нельзя подчинять развитие стратегии такой страны, как Россия, Евросоюзу. В ЕС образование трещит по швам. Немецкий профессор Лиссман  много лет говорит о серьёзных провалах в немецком образовании, которые обрушат конкурентоспособность в стране. Идёт широчайшая дискуссия в Германии с критикой подхода по компетенциям. А Россия только очнулась что ли? И к этому привёл, по мнению немецкого профессора, компетентностный подход в обучении в ущерб фундаментальному базовому образованию.

Итак, нужно отказаться от Болонской системы – выйти из договора 2003 года. Нам не нужно поставлять кадры в ЕС, это не наша задача и не наша жизнь. Только создав свои правила и свои преимущества, а не копируя ЕС, мы сможем конкурировать с ними и победить в этой конкуренции. Иначе это будет проигрыш, оформленный для замазывания глаз народа некими рейтингами, в которые кто-то когда-то войдёт, может быть… Именно для них осуществлено это вхождение и дальнейшая деградация. То есть разрушением системы образования мы обеспечиваем некий рейтинг – не абсурд ли это тотальный?

Второе. Возврат к базовому фундаментальному образованию с обязательным вводом государственных стандартов России, независимо от внешних стандартов.

Вернуть базовые программы, использовавшиеся до 2003 года.

Вернуть специалитет (5-6 лет учебы) с планированием бюджетных мест.

Отказ от дипломов бакалавра и магистра как дихотомии – и этих уровней подготовки.

Имеются договоры о нострификации и для этой процедуры совершенно не обязательно применять Болонскую систему, так как она применялась и задолго до неё некоторыми странами в рамках их договорённостей.

Третье. Изменение подхода к оплате труда профессорско-преподавательского состава с оптимизацией учебной (снижением часовой нагрузки) и научной нагрузки (увеличением), отказа от формализма, упрощение системы защиты диссертаций и выстраивание системы подготовки кандидатских и докторских работ без сегодняшних перегибов. Простота защиты, пересмотр базовых положений о диссертационных советах, о системе аспирантуры, докторантуры и присвоение учёных степеней в пользу рассмотрения вклада и общих результатов. Необходимо создать единую систему с минимальными издержками и максимальным материальным поощрением за научные результаты, педагогико-методический вклад и за освоение базовых дисциплин. Фундаментальное образование требуется сделать основным ориентиром в выстраивании образования, а не компетенции.

И не надо нам в угоду признания наших дипломов, фиктивного признания, которое схоже с целью переманивания кадров, выхолащивания и подчинения российского образования, полностью подкладывать систему образования под чужие и чуждые нам нормативы и законы.

Кто навязывает образовательные стандарты – тот их и контролирует, подчиняет другие страны собственным освоенным стандартам. А кто диктует правила – тот и «на коне». И Россия в этой жёсткой конкуренции и в остром противодействии должна отходить от внешнего диктата. Первый шаг сделал Президент России, внося поправку, что международные документы не будут иметь приоритета над внутрироссийскими правовыми актами. Но настала пора сделать следующий шаг и навести порядок в системе образования и науки – отвязаться от внешней зависимости!  

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Олег Сергеевич Сухарев
Нужно заканчивать это позорище!
Политика Центробанка направлена не только против экономики РФ, но и лично против В.Путина
20.11.2024
Трамп вернётся к модели колонизации России?
Отмена или ослабление санкций не сулит России ничего хорошего
13.11.2024
Путин наносит удар по гегемонии Запада
О знаковых итогах саммита БРИКС в Казани
25.10.2024
Нужна новая индустриализация!
О причинах роста ВВП российской экономики
09.10.2024
«Не дай Бог, чтобы Россия оказалась унтер-офицерской вдовой»
Размышления по итогам IX Восточного экономического форума
06.09.2024
Все статьи Олег Сергеевич Сухарев
Русская школа
О трезвомыслии, скромности и карантине
Самое время собраться внутренне, вспомнить, что стране нужны любящие ее защитники, показать примеры таких самоотверженных людей
16.11.2024
Воспитание в духе преемственности поколений
В Калязине продолжается кино-арт марафон «С верой в возрождение!»
14.11.2024
Памяти героя!
В обновлённом зале спортивной борьбы Калязина прошёл турнир памяти лётчика Сергея Пичугина
12.11.2024
Маятник качнулся от либерализма к патриотизму
Об обнадеживающих успехах российского кинематографа
11.11.2024
Все статьи темы
Закон об Образовании в РФ
«Это – ожесточённая многоплановая атака враждебных сил»
Эксперты обсудили болевые точки общественно-политической ситуации в стране и предложили алгоритмы общественного реагирования на них
21.11.2024
Война смыслов - в тылу горячее, чем на
передовой: Россия должна окончательно определиться сама в себе
02.11.2024
Чтобы защитить будущее страны
Эксперты обсудили вопросы информационной безопасности детей и молодёжи и возможности улучшения ситуации
24.10.2024
«Нам очень важно слышать ваше мнение»
В Москве открылся IV Всероссийский форум классных руководителей
04.10.2024
Все статьи темы
ЕГЭ
«Придумайте органичное сочетание!»
О заявлении главы Рособрнадзора, что школьники никогда не согласятся на отмену ЕГЭ
11.07.2024
Ректора-взяточники ненавидят ЕГЭ
Если педагог не способен дать нужное образование, он валит свои недостатки на форму контроля, а не на формат подачи знаний
04.07.2024
Нельзя превращать педагога в «куклу для битья»
О возможности введения в школе оценок за поведение и о недопущении «хулиганов» до ОГЭ и ЕГЭ
27.06.2024
Как я призадумался: Какое будущее нас ожидает?
Продолжая разговор о ЕГЭ. И не только
19.06.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
21.11.2024 23:14
«Путь России — собирание народов и земель»
Новый комментарий от Дмитриев
21.11.2024 21:51
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
21.11.2024 19:14
Дьявольская война против России
Новый комментарий от Рабочий
21.11.2024 17:16
Наша идеология – Русская Мечта о великой гармонии
Новый комментарий от Рабочий
21.11.2024 17:11
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
21.11.2024 17:07