Ранее на «Русской народной линии» была опубликована статья сопредседателя Правления, члена Бюро Всемирного Русского Народного Собора Нины Борисовны Жуковой «Мы заменили фундаментальное высшее образование "компетенциями"».
В частности, Нина Борисовна пишет, что «школьное и высшее образование подверглись серьезным изменениям, утратили свою фундаментальность. Его заменили понятием "компетенции". Если раньше студентов учили думать, доказывать, сомневаться, преодолевать, то теперь – запоминать».
«Узкая специализация – основа основ Болонского процесса – приводит к неумению "видеть дальше собственного носа", неспособности ставить и решать не только инновационные, но и проработанные задачи», - подчеркнула член Бюро Всемирного Русского Народного Собора.
О поднятой проблеме рассуждает в интервью «Русской народной линии» экономист, доктор экономических наук, профессор Олег Сергеевич Сухарев:
В 1999 году 29 государств приняли Болонскую декларацию, объединяющую образование Евросоюза в одно «образовательное пространство» в рамках единой капиталистической задачи сформировать ЕС и единый рынок. Цель унифицировать образование, подготовку кадров в рамках единого союза, чтобы рабочая сила свободно перемещалась по странам Европы. Заправилами были Германия, Франция, Италия и Англия. К Болонской системе Россия присоединилась лишь в 2003 году, хотя она не является и никогда не будет членом ЕС. По идее нормативы и объединения Европы России совершенно ни к чему. Меньшее не может принять большее!
Коротко напомню основные позиции Болонской системы:
1. Признание дипломов во всех странах - участницах.
Кстати, именно этой позицией пытались своеобразно «подкупить» другие страны, в том числе Россию, на вход в эту Болонскую систему. И наша страна соблазнилась на это предложение. Во всяком случае, основной аргумент – вот нужно, чтобы дипломы котировались. Однако если при этом снизился уровень образования – об этом никто даже не задумывался! А зачем России поставлять свои кадры в Евросоюз? У нас что – такая задача нашего развития?
2. Двухуровневая система образования: бакалавриат и магистратура.
При этом был разрушен специалитет и фундаментальная подготовка кадров, магистратура стала в основном платной и выхолощенной по сути.
3. Свободное перемещение студентов: изменение часовой нагрузки, программ, курсов и методик. Примечательно, что вновь вступающие страны в Болонскую систему должны были адаптировать и переформатировать свою образовательную систему под стандарты Европейского Союза. Отсюда и масштабная реформа университетов, правил, нормативов, преподавательской работы, планов и программ. И остаётся непонятным: стоила ли овчинка выделки? В итоге страна подделывается под главных бенефициаров - Германию, Францию, Италию и Англию, законодателей этих правил и норм, ведущие, а наша страна, Россия, становится ведомой, при этом в угоду наносным требованиям выхолащивает свои достижения.
Что осуществлялось для перехода на стандарты Болонской системы? Менялся перечень преподаваемых программ, менялись квалификационные рамки, всё подгонялось под нормы европейских вузов. Двухуровневая система образования (бакалавриат и магистратура) обернулась для России полным провалом. Бакалавры были превращены в недоучек, а магистратура стала платной. Нормальное высшее образование стало платным. Группы сократились до 5-7 человек, учеба в магистратуре превратилась в индивидуальные занятия – с ростом самостоятельного изучения при этом.
Кроме того, был введён так называемый кредитно-модульный принцип. В итоге без обязательных дисциплин осталась половина бакалавров и две трети магистров. Это можно назвать борьбой некомпетентности за компетенции. Смешно, если бы не было так грустно. Всё это привело к разрушению российского высшего образования. Смысл и суть потеряны, подчинены внешним целям, которые не нужны России, преподаватели унижены, нищие, загнанные в отчёты и формализм работы. Обучающиеся дезориентированы в своей учёбе, расслоены в своих образовательных возможностях по уровню дохода.
Что можно и нужно предложить незамедлительно?
Первое. Выход из Болонской системы, ибо Болонская система противоречит стратегии развития России, а также целям и задачам подготовки кадров для внутрироссийского рынка. Нельзя подчинять развитие стратегии такой страны, как Россия, Евросоюзу. В ЕС образование трещит по швам. Немецкий профессор Лиссман много лет говорит о серьёзных провалах в немецком образовании, которые обрушат конкурентоспособность в стране. Идёт широчайшая дискуссия в Германии с критикой подхода по компетенциям. А Россия только очнулась что ли? И к этому привёл, по мнению немецкого профессора, компетентностный подход в обучении в ущерб фундаментальному базовому образованию.
Итак, нужно отказаться от Болонской системы – выйти из договора 2003 года. Нам не нужно поставлять кадры в ЕС, это не наша задача и не наша жизнь. Только создав свои правила и свои преимущества, а не копируя ЕС, мы сможем конкурировать с ними и победить в этой конкуренции. Иначе это будет проигрыш, оформленный для замазывания глаз народа некими рейтингами, в которые кто-то когда-то войдёт, может быть… Именно для них осуществлено это вхождение и дальнейшая деградация. То есть разрушением системы образования мы обеспечиваем некий рейтинг – не абсурд ли это тотальный?
Второе. Возврат к базовому фундаментальному образованию с обязательным вводом государственных стандартов России, независимо от внешних стандартов.
Вернуть базовые программы, использовавшиеся до 2003 года.
Вернуть специалитет (5-6 лет учебы) с планированием бюджетных мест.
Отказ от дипломов бакалавра и магистра как дихотомии – и этих уровней подготовки.
Имеются договоры о нострификации и для этой процедуры совершенно не обязательно применять Болонскую систему, так как она применялась и задолго до неё некоторыми странами в рамках их договорённостей.
Третье. Изменение подхода к оплате труда профессорско-преподавательского состава с оптимизацией учебной (снижением часовой нагрузки) и научной нагрузки (увеличением), отказа от формализма, упрощение системы защиты диссертаций и выстраивание системы подготовки кандидатских и докторских работ без сегодняшних перегибов. Простота защиты, пересмотр базовых положений о диссертационных советах, о системе аспирантуры, докторантуры и присвоение учёных степеней в пользу рассмотрения вклада и общих результатов. Необходимо создать единую систему с минимальными издержками и максимальным материальным поощрением за научные результаты, педагогико-методический вклад и за освоение базовых дисциплин. Фундаментальное образование требуется сделать основным ориентиром в выстраивании образования, а не компетенции.
И не надо нам в угоду признания наших дипломов, фиктивного признания, которое схоже с целью переманивания кадров, выхолащивания и подчинения российского образования, полностью подкладывать систему образования под чужие и чуждые нам нормативы и законы.
Кто навязывает образовательные стандарты – тот их и контролирует, подчиняет другие страны собственным освоенным стандартам. А кто диктует правила – тот и «на коне». И Россия в этой жёсткой конкуренции и в остром противодействии должна отходить от внешнего диктата. Первый шаг сделал Президент России, внося поправку, что международные документы не будут иметь приоритета над внутрироссийскими правовыми актами. Но настала пора сделать следующий шаг и навести порядок в системе образования и науки – отвязаться от внешней зависимости!