Об этой печати, которой пока ещё, слава Богу, нет, приходится говорить, чтобы понять ныне существующие её прообразы или образы, типа ИНН и чипов.
Итак, в своё время печально известный и ныне запрещенный протодиакон Андрей Кураев решил, что сущность этой печати в отречении от Христа. Согласиться с этим мнением нельзя, поскольку, как это ни прискорбно, но следует признать, что, бывало, христиане отрекались от Христа и без всякой печати; например, во время гонений от язычников.
Бывали и другие случаи, как, скажем, упоминаемый в Житиях святых св.Димитрия Ростовского некий церковный эконом, который отрекся и от Господа, и от Божией Матери, поклонился сатане и заключил с ним договор. И тем не менее, затем раскаявшись, этот эконом после долгого покаяния умолил Пресвятую Деву, и Её молитвами был спасён. Чем подтвердились сомнения и нарекания диавола (упоминаемые в том же житии) ещё перед заключением вышеозначенного договора: что, «мол, вы все христиане сначала договариваетесь, а затем бежите каяться…».
Итак, отсюда следует, что а) отречение от Христа не есть сущность печати антихриста, поскольку не является чем-то только ей одной свойственным; б) но такое отречение является сущностью грехопадения христианина, потому что это самый большой грех, который он может совершить; и, наконец, в) очевидно, эта печать, исходя из вышесказанного, по своей сущности должна соответствовать сущности чаяний сатаны, а именно, сделать отречение от Христа практически необратимым, т.е. лишить обладающего ею возможности покаяния!
Как это электронно-мистически должно происходить на практике, можно понять из Св.Писания и Св.Предания. Но для этого необходимо сделать небольшое православное догматико-аскетическое предисловие. Человек, как создание Творца, по своей природе есть образ и подобие Божие (ср. Быт. 1: 26-27). Этот образ был повреждён в грехопадении прародителей, но восстанавливается в нас Христом чрез наше участие в Таинствах Церкви (особенно Крещении, Миропомазании, Евхаристии) и благочестивую христианскую жизнь.
Конечная цель всего этого заключается в том, чтобы в христианине мистически, таинственно, благодатью Святого Духа начал жить Сам Христос. Как и апостол говорит: «Уже не я живу, но живёт во мне Христос» (Гал. 2: 20). Причём, Он начинает жить и живёт в христианине, не нарушая его свободного произволения, не против его воли, но согласно с ней.
Ну а антихрист делает всё подобно Христу, только с противоположной целью, - не спасать человека, а окончательно погубить его. Поэтому, как можно понять из Св.Писания и Св.Предания, основным существенным свойством печати антихриста является то, что она каким-то еще неизвестным современной науке путём, по аналогии с вышесказанным о жизни в христианине Христа, так сказать, транслирует образ и подобие антихриста в принявшего эту печать человека; и уже живёт не он, но живёт в нем антихрист.
Именно так можно понять известные слова Апокалипсиса: «И дано ему было вложить дух в образ зверя, чтобы образ зверя и говорил и действовал так, чтобы убиваем был всякий, кто не будет поклоняться образу зверя. И он сделает то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их или на чело их, и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его» (Откр. 13: 15-17).
Как видим, начертание или печать является транслятором этого образа зверя (т.е. антихриста) в человека, принявшего эту печать. Так что начинает жить уже не сам этот человек, а начинает жить («говорить и действовать») в нём антихрист. С той только разницей, что если в христианах Христос живёт, не нарушая их волю, то антихрист, после вольного (своевольного) принятия человеком печати, уже затем ломает его волю, ум, чувства, насильственно заменяя все это своими сверхзлой волей, безумием и бесовскими чувствами.
Человек, как таковой, хоть в чём-то не согласный с антихристом, после вольного (своевольного) принятия им этой печати исчезает. Ибо его личность, хоть в чём-то противная этому апокалиптическому зверю, подавляется гораздо более мощным воздействием оной печати: «Убиваем был всякий, кто не будет поклоняться образу зверя» (Откр. 13: 15), - и в телесной оболочке запечатанного человека остаётся и действует один антихрист, а чрез него сатана! Что и делает практически невозможным (за исключением, может быть, какого-то чуда) покаяние такого принявшего эту поганую печать.
Это же подтверждается Св.Преданием, в частности, Посмертными вещаниями преподобного Нила Мироточивого. Вот что он пророчествует об этом, говоря о будущей проповеди Еноха и Илии: «Они будут убеждать людей не принимать печати антихриста, будут говорить: кто явит терпение и не запечатлеется печатию антихриста, тот спасётся, и Бог непременно примет его в рай, ради одного того, что он не принял печати. И да знаменуется каждый честным крестом, творя знамение креста на всякий час, ибо печать крестная освобождает человека от муки адской; печать же антихриста приводит человека в муку адскую. Если алчете и требуете еды, малое время потерпите, и Бог, увидав терпение ваше, пошлёт вам помощь свыше; вы оживотворитесь (досл.: живонасытитесь) помощию Бога Вышнего. Если же не окажете терпения, будете печататься печатию сего нечистого царя, то потом раскаетесь в этом.
Люди будут говорить Эноху и Илии: «Почему же благодарны антихристу те, которые приняли печать?» Тогда скажут Энох и Илия: «Они благодарны, но кто благодарен (т. е. кто благодарит их устами)? Не люди это благодарят, а печать сама только благодарит (т. е. злоба, возгосподствовав над людьми, устами их выражает утеху и радость, ибо успела погубить сих людей, как то бывает и со злодеями, торжествующими и радующимися по поводу совершенного злодеяния).
И что такое есть их благодарность? Их благодарность есть то, что воссел в них сатана, вообразился в чувстве человека, и человек не сознает того, что с ним делается. Тот, кто печатлеется печатию антихриста, становится демоном; хотя утверждает, что якобы не чувствует ни алчбы, ни жажды, однако алкает и жаждет ещё больше, и не только больше, но в семь раз больше против вас. Потерпите только малое время. Не видите разве, что тот, кто принимает печать антихриста, не будет жить (т. е. духом мёртв, и ожидает его вечная мука)? Ужели вы также желаете погибнуть с печатию в муке вечной, чтобы там быть с теми, которые запечатлелись ею. Идеже плач и скрежет зубов?».
Как видим, преп.Нил Мироточивый пророчествует о принявших печать антихриста, «что воссел в них сатана, вообразился в чувстве человека, и человек не сознает того, что с ним делается. Тот, кто печатлеется печатию антихриста, становится демоном».
Христос, живя в человеке, восстанавливает в нем образ и подобие Божие. А антихрист, чрез свою печать, делает запечатленных её образом и подобием сатаны, т.е. делает их демонами в облике человеческом! Как же можно этого достигнуть на практике?
Общее мнение православных христиан насчет сего такое: враг будет стремиться достичь такой своей победы над человечеством с помощью каких-то продвинутых чипов или других электронных приборов, являющихся их развитием. Они и будут этой самой печатью, вводимой в тело человека. Поскольку в последнем есть две силы – умная (чело) и деятельная (правая рука), то и печать будет транслировать в его душу и тело оба эти действования антихриста. Параллельно подавляя своим гораздо более мощным воздействием какие-либо личные действования человека, хотя бы на йоту отличные от антихристовых. Легко понять, что это будет означать гибель как человеческой личности, так и человеческой свободы!
С этим мнением можно согласиться, но я бы добавил к сему следующее. Думаю, что эту печать обязательно должен ещё курировать и специально назначенный бес. Ничего удивительного в этом нет. Мы знаем, что при крещении человек получает от Бога Ангела-Хранителя. Но тогда же от сатаны ему дается и личный демон-губитель. Вероятно, такой же демон будет даваться и всем, принимающим печать антихриста.
Дело в том, что спасение человека слагается не только из его личных действований, но и из действия благодати Божией. И если эти личные человеческие действования электронный прибор ещё, возможно, как-то может отследить, то благодать никакая электроника идентифицировать не сможет, а вот бес её видит и боится. Отменить её он также не может: «Не по сеньке шапка», - но зато чрез печать может воздействовать на своего курируемого с тем, чтобы он сию благодать не принял.
Основной вывод из всего этого вышесказанного следующий. Существующие ныне способы и устройства идентификации личности (например, ИНН), как уже давно и совершено правильно заметили православные, - это образ печати антихриста. Но это также и будущий её элемент, ибо сказано, что «он сделает то, что ВСЕМ, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их или на чело их, и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его» (Откр. 13: 16-17).
Здесь ключевое слово «всем» я выделил большими буквами. Очевидно, чтобы всем всучить эту поганую печать, сначала надо всех идентифицировать, иначе многих можно упустить. Задачу такой идентификации и выполняют вышеупомянутые способы и устройства. Но отсюда также следует, что это всего лишь второстепенный, не существенный образ и элемент данной печати. Ибо она в любом случае будет действовать вышеописанным образом и без такой всеобщей идентификации; будет действовать и без неё если и не во всех, то, во всяком случае, в очень многих.
Что же касается продвинутых чипов, то опять же согласно вышесказанному следует, что без них печать антихриста действовать не может. Следовательно, - это существенный, думаю, даже существеннейший элемент и образ данной печати.
Исходя из этого, можно сделать некоторые выводы о том, как же практически православным христианам бороться с этой бедой?! Особенно учитывая, что под шумок коронавируса некоторые «продвинутые» политики хотят поголовно чипировать народ (см. на этот счет, например, весьма содержательную публикацию на РНЛ Валерия Филимонова «Чипирование биообъектов по плану Собянина»).
Но об этом, думаю, следует поговорить особо, в отдельной статье.
Протоиерей Георгий Городенцев, кандидат богословия, Одесса
6. Механизм
5. Ответ на 5, Русский Иван:
4. О печати
3. О печати
2. р.Б.Алексий
1. Сложность или колхоз дело "добровольное".