Было время, когда благочестивые люди на Руси приветствовали друг друга: «Каково спасаешься, брат?» Теперь впору вводить другое приветствие (не забывая соблюдать положенную дистанцию, если встреча очная): «Каково самоизолируешься, брат?»
Действительно, пресловутая «самоизоляция» становится синонимом спасения. Спасения, правда, телесного. Именно оно, как представляется, выходит на первый план. Причём, не только в выступлениях медиков и представителей властей, но и иерархов Церкви. В храмах присоединяются уже не только к рекомендациях не выходить из дома всуе, но даже воздержаться от посещения богослужений. Храмовая жизнь плавно перетекает в он-лайн пространство. Странный вирус, как бич Божий, выгнал нас с улиц, из офисов, из уютных кафе и ресторанов, лишил приятных шоппинг-туров по мегамоллам, тусовок в фитнес-центрах, да и почти всего такого, что составляло содержание нашей вневиртуальной жизни. Осталась у нас только она – Сеть. Но и та радикально меняется – ведь раньше Сеть наполнялась впечатлениями именно от того, чего мы лишились.
Самоизоляция не только призывает, но и даёт время поразмыслить, в первую очередь, о том, что и почему сейчас происходит. Люди православные знают, что случайного ничего не бывает, всё промыслительно, тем более не может быть случайной цепь событий, изменившая жизнь почти всей планеты. По крайней мере, той её части, происходящее в которой и создает так называемую «мировую историю».
Начнём с возможных последствий.
Очевидно, что вполне возможны изменения в глобальной политической конфигурации. Вирус вызвал обоснованные сомнения как в эффективности считавшихся эталонными либеральных государств западного типа, так и в единстве западного сообщества. Наподобие не лучших представителей животного мира они проявляют редкую сплоченность в травле и терзании избранной для того жертвы, но разбегаются в стороны при первой опасности, спасая каждый себя, в том числе и за счет недавнего собрата. Не западный мир возглавил борьбу с вирусом, напротив, вирус развалил Запад, заставив каждого думать о себе. Именно Запад оказался наиболее беспомощным в борьбе с угрозой – как неспособностью сплотиться, так и слабостью каждого в отдельности… Такие благополучные, толерантные, уютно-европейские Италия и Испания превращаются в чумные гетто, а в гордых США страховая медицина отказывается лечить заболевших, умирающих в коридорах городских больниц…
Вчерашние презренные изгои, травимые и презираемые «либерастной» сворой, – «авторитарные» Россия, Китай, Куба – оказались куда успешнее в борьбе с угрозой. Именно они, не попомнив обид, оказывают помощь нуждающимся своим гонителям (как не вспомнить притчу о «добром самаритянине»!). Даже грозный американский президент с детской радостью успокаивал нацию тем, что из России летит «ооочень большооой (!)» самолет с медикаментами. Но шакальи повадки никуда не денешь – за свои санкции держатся как утопающий за перстенёк с бриллиантом.
Сейчас уже всерьез говорят о возможном выходе ряда стран из ЕС – Италии, Греции, возможно, Испании. Толку-то от нее, «европейской семьи», оказалось в нужный момент – не грош, не полушка.
Не пройдет вирус даром и для России… Нелегко придётся многим, многократно усилится зависимость целых категорий людей от власти, от бюджета… Придётся пересмотреть расходы, образ жизни…
Но зачем всё это? Мир погряз в гедонизме, гордыне, человекообожении… И вот этот крохотный вирус показал людям всю их уязвимость и хрупкость кажущегося цивилизованного благополучия. Причём, самым жёстким, прямым образом. Мы поняли, что, по сути, не стали более защищёнными, чем средневековые люди, умиравшие от чумы или холеры. Мы поняли, что вся наша такая устроенная жизнь может рухнуть в один момент. И на кого нам уповать, если не на Бога?
Люди по-разному восприняли происходящее. Кто-то с тревогой о здоровье и благосостоянии близких, кто-то с радостью о нежданных выходных, кто-то увидев возможность заработать на масках с принтом и гламурных антисептиках, а кто-то со страхом Божиим…
Но страх страху – рознь. Усилились смущения. Воспряли ожидатели конца света, борцы с цифровым рабством активизировались в цифровом же пространстве, оживились раскольнические группы.
Не всем легко принять позицию Церкви. Да, «кесарево – кесарю, Богово – Богу». Не дело Церкви проявлять гражданское неповиновение принятым мерам, да и разумные соображения не противны Божией воле. Однако может ли Церковь призывать мирян не ходить на богослужения, не посещать храмы для соборной молитвы? Вспомним всем нам хорошо известные слова 90-го Псалма: «ты сказал: «Господь – упование мое»; Всевышнего избрал ты прибежищем твоим; не приключится тебе зло, и язва не приблизится к жилищу твоему; ибо Ангелам Своим заповедает о тебе – охранять тебя на всех путях твоих: на руках понесут тебя, да не преткнешься о камень ногою твоею; на аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и дракона». Возможно, следовало бы оставить решение на усмотрение верующих, не упрекая в маловерии тех, кто воздерживается от посещения храма, но и не внушая сидеть дома (это дело государства) «уповающим лишь на Господа», ведь храм всегда был на Руси убежищем от беды, а Причастие – исцелением от болезней, а не источником заражения. Не в очередной ли раз звучит слово иерархов как призыв лояльных чиновников, а не пастырей овец Христовых? «Тело Христово» – не государственный департамент.
Однако легко рассуждать нам, не ходившим в «архиерейских сапогах».
Переход практически всех коммуникаций (включая богослужебные) в он-лайн, разговоры о введении QR-кодов и прочее смущают опасающихся «цифрового тоталитаризма». В очередной раз стоит напомнить, что тоталитаризм сможет обойтись и без кодов, а вот сетевые возможности позволяют людям не потерять и взаимно поддержать друг друга, объединяться в том числе и для соборной молитвы.
И, наконец, главное. Не будем забывать, что вирус пришел в Россию в период Великого Поста. Все ли мы встретили Пост, как должно? Все ли сократили удовольствия, праздные развлечения, стремились смирить грешные страсти, обратиться к Богу с молитвой, полной раскаяния и надежды? Неужели с приходом Поста (а не с введением самоизоляции) опустели мегамоллы и рестораны, закрылись стриптиз-шоу и отменились рок-концерты? Хотя бы потому, что называющие себя православными вступили в Пост.
Нет. Только вирус вернул нас домой. Вернул – вырвав из круговерти стяжания и приумножения богатства, дав возможность и время поразмыслить о своей жизни, переоценить ценности, покаяться и смириться, уделить больше внимания близким, умерить потребительский и гедонистический азарт, задуматься о вечном, а не преходящем.
Не к Посту ли этот призыв? Если уж другие мы перестали слышать.
Олег Анатольевич Ефремов, кандидат философских наук, доцент