Казань как зеркало войны с коронавирусом в России

Из Казани эпохи коронавируса репортаж и рассуждения нашего постоянного автора Михаила Щеглова

Чем более всего знаменита Казань православная? Конечно, образом Богородицы «Казанская» – в нашем городе явленном и прославившимся тысячами чудес по всей стране, и не раз принесшим спасение самой России.

Но есть и другой образ Богородицы, не столь известный за пределами Казани и нашего края, но имеющий для нас сакральное значение – «Смоленская Седмиезерная». Но его истории, начатой во второй половине XVII века, которую и в православной-то Казани стали как-то подзабывать, коснёмся позднее, а сначала развернём картину дня сегодняшнего.

В современной Татарии и её столице Казани как-то принято быть во всём впереди. Заведено это нынешними правителями региона, начиная с первого президента Республики Татарстан Минтимера Шаймиева, и продолжается по сей день. «Казань – третья столица России!» – таков их лозунг, правда, не уточняется – какая? Если первая – Москва, это фактическая, вторая – Санкт-Петербург – это культурная, то какая третья столица – Казань? Спортивная, студенческая, духовная, международная, межнационально-межконфессиональная, или столица чиновничьего усердия, верноподданничества?

«Без булдырабыз!» – девиз не только правителей, а всего современного Татарстана, и сказать его перевод с татарского «мы – можем!» – это ничего не сказать, потому что «без булдырабыз» – есть «без булдырабыз», это не переводимо, и не потому что мы не просто «МОЖЕМ», а потому что «МОЖЕМ ВСЁ и ВСЕГДА». Хоть и употребляется этот девиз сейчас всё реже, может быть, потому что уже стал заезженным, а может, потому, что, как выясняется, можем «мы» на самом деле НЕ всё и НЕ всегда? Пока не будем разбирать все обстоятельства и неудачи нынешнего режима правления региона, остановимся на актуальном текущем моменте – на всенародной борьбе с коронавирусом в России, поскольку и тут лавры «столицы» не дают покоя местным властям.

Ещё не понятно было тогда в середине марта состояние проблем по поводу коронавируса в России, но уже 19 марта нынешний глава региона (у нас у единственных в стране он до сих пор называется «президент» – чтобы звучало «не ниже», чем первое лицо России) Рустам Минниханов ввел в республике режим повышенной готовности. Тогда же вышло соответствующее постановление регионального правительства – «карар». «Карар» в нашей республике – имя нарицательное, обозначает некое татарское распоряжение. Татарский язык ведь у нас – ГОСУДАРСТВЕННЫЙ до сих пор, хоть больше половины жителей, включая и многих этнических татар, его и поныне не понимают. Поэтому слово «карар» – лишь на бланке татарского правительства, а текст «карара» – исключительно на русском, иначе мало кто поймёт.

Итак, в Татарии уже 19-го марта был свой «карар» № 208, при том, что президент России Владимир Путин выступил перед народом 25 марта, закрепив выступление соответствующим указом. Правда, потом пришлось выпускать «уточняющие карары» 25 марта, 27 марта и дальше, не могли же авторы всего учесть. После публичного совещания президента Путина со своими полномочными представителями 30 марта, транслировавшегося по всем телеканалам, тотчас вышел очередной «карар» кабмина Республики Татарстан, уточняющий все предыдущие «карары». Этот симптоматичный «карар» № 234 от 30 марта 2020 г. аж на семи страницах фактически предписывал всем жителям республики сидеть по своим «норам» и не показывать носа, подразумевается, что под угрозой жестоких наказаний. Ведь для реализации принятой меры документом постановлено привлекать полицию, Росгвардию и даже ФСБ – структуры, как известно, сугубо федерального подчинения, но наши регионалы не из тех, кто станет зря замахиваться на федеральные полномочия и ресурсы.

В сетях и даже в местной прессе началась буквально паника. Чего здесь понаписано за прошедшие три дня – и не передать. Вот, лишь отдельные штрихи к этой информационно-чиновничьей лихорадке, причина которой – отнюдь не сам коронавирус.

Первый штрих – начальная реакция народа.

Как посчитали многие – эта мера властей Татарии стала слишком жёсткой. Посыпалась критика, что людей такими драконовскими методами хотят лишить возможности приобретения хлеба насущного, что надо бы мягче, гибче. Пусть ограничить число выходов граждан из дома, время пребывания вне дома, другие параметры, но не «задраивать люки» всем людям снаружи такими методами.

Эти первые настроения подытоживают результаты одного из опросов, запущенных в Интернете сразу после выхода «драконовского карара» от 30 апреля.

«Правильно ли столь жёсткие меры предусмотрены кабмином Татарии?» – таков был вопрос. Варианты ответов и проценты по ним. 1. «Да, мера правильная, иначе народ, не чувствующий опасности, не приструнить» (52,3 %); 2. «Меры явно драконовские, зато задница у регионального начальства прикрыта. А народ давить – им не привыкать» (34,9 %); 3. «Могли бы подойти более гибко, индивидуально, но с сохранением уровня защиты» (10,5 %); 4. «Начальству виднее. Потерпим любые запреты, какие они считают нужными» (1,2 %); 5. Другое (1,2 %).

Удивляет столь высокий процент согласия с жёсткими мерами. И, что важно – граждане по факту поступили вполне законопослушно. Не как по команде, конечно, но уже на следующий день, 31 марта, улицы Казани стремительно пустели. А 1 апреля Казань почти вовсе опустела, особенно в центре. И что удивительно – никаких первоапрельских шуток в городе, помимо одной, присланной только лишь по Вацапу работникам одного из подразделений нашего университета – КАИ. Затаив дыхание, открываю присланный документ под названием «Приказ о продлении карантина до сентября». Уже все думы передумал пока открывал – как быть дальше, а там внутри конверта… только поздравительная открытка с 1 апреля!

Второй штрих касается реализации этого грозного «карара» от 30 марта. Действительно, а каков механизм «легитимного» выхода из дома за продуктами, лекарствами и по другим первоочередным надобностям? Нельзя же жить просто как замурованный.

Самая характерная примета этих часов и дней неведения – картинка-демотиватор. На ней один полицейский отводит руку другого, прицеливающегося куда-то из пистолета с подписью: «Стой, кажется, он за хлебом пошёл». Причём, то ли случайно, то ли нет, прицеливающийся – низкого роста и тёмненький, а останавливающий его – ростом повыше и русый.

Но популярные источники, понятно, должны предоставить не эмоции, а хоть какую-то внятную информацию. Например, наиболее нейтральное формально независимое, но по факту – провластное (в интересах региональной власти Республики Татарстан) издание «Бизнес-онлайн» уже 31 марта заявило со ссылкой на источники, близкие к казанскому кремлю, что разрабатывается и вот-вот будет опубликована процедура легитимизации выхода граждан из своих домов по необходимости. Указывалась и ссылка на наиболее вероятный портал, на котором можно будет, зарегистрировавшись и подавши заявку, получить индивидуальный разовый «заветный код» на выход из дома, а именно, covid19.tatarstan.ru, указывалось даже, что корреспонденту почти удалось получить регистрацию на данном портале, но что-то сорвалось в последний момент. Однако официальная представитель казанского кремля Лилия Галимова, заявила: не факт, что регистрация и выдача электронных разрешений будут происходить на данном портале. Хотя информация от этого источника зачастую своеобразна, не зря Галимову иногда называют «татарстанская Дженифер Псаки». Вот, уже в этот же день 31 марта, если ввести этот адрес, то автоматически попадаешь на covid.akbars.ru – это уже ресурс «АкБарс-банка» – АББ.!

Здесь надо отметить, что АББ – главный банк суверенного Татарстана новейшего времени. «Ак барс», в переводе с татарского «белый барс» – один из символов государственности РТ, без преувеличения – сакральный символ для всего руководства республики, правящего в ней уже скоро три десятка лет.

Примечательны основные акционеры, собственники и руководство АББ.

– «Государственный жилищный фонд при Президенте РТ» – в названии каждое слово говорит само за себя.

– Сама Республика Татарстан, в лице Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан.

– ОАО «Связьинвестнефтехим». Числится как «Российская компания», но единственным её акционером является также Республика Татарстан. Председатель совета директоров, ни кто иной, как Минниханов Рустам Нургалиевич, президент Республики Татарстан, а генеральный директор – Сорокин Валерий Юрьевич, который «по совместительству» является и председатель совета директоров самого Ак Барс банка.

– плюс пара иностранных владельцев, включая Кипрскую компанию «OSMAND HOLDING LIMITED» и несколько компаний помельче.

И, надо сказать, что эти татарские банкиры, конечно, совсем не похожи на добрых самаритян, которые станут заводить специальный ресурс, чтобы облегчить выход граждан за пределы своих жилищ в эпоху пагубного поветрия. Смущала граждан и предлагаемая процедура, согласно которой необходимо для регистрации отправить СМС на короткий четырёхзначный номер. А входить в сообщение должны ФИО, паспортные данные, адрес пребывания и адрес своей личной электронной почты. Важно ещё, что отправка этого СМС означала бы согласие на обработку персональных данных. Только при этом условии вас выпустят из дома по отдельной заявке.

Непонятно, кому и зачем столько данных? Ведь, казалось бы, для нормальной организации и учёта достаточно было бы просто отправить СМС с личного мобильного телефона, в крайнем случае, если пребываешь не по месту постоянного жительства или прописки, то ещё адрес пребывания. Ну, и подтверждение в ответ с заветным кодом на разовый выход из дома. Плюс паспорт при себе иметь, что это именно ты вышел на улицу, если спросят какие-либо патрули или сотрудники полиции…

Как зачем – отвечают простые граждане?! Только для тотальной слежки! Это самая настоящая цифровая ловушка для людей, живущих в Республике Татарстан, под прикрытием борьбы с коронавирусом. Зарегистрировался? Добро пожаловать в «татарский цифровой концлагерь»! Тем более, что об этой угрозе постоянно пишут многие публицисты и учёные, чего стоят статьи и выступления одного профессора В.Ю. Катасонова – председателя Русского экономического общества им. С.Ф. Шарапова.

Об этом же говорят и результаты другого, пусть тоже непрофессионального, но тоже показательного опроса, проведённого в социальной сети ВКонтакте.

«Для чего, чтобы выйти за хлебом, надо вводить все личные данные на короткий №?» – такова тема опроса. И варианты ответов с процентами проголосовавших за них. 1. «Для удобства простых граждан, иначе и нельзя!» (4,4 %); 2. «Для анализа статистики и построения лучшей тактики борьбы с пандемией» (15,6 %); 3. «Для дальнейшего тотального контроля, слежения и автоматического управления каждым гражданином» (73,3%); 4. Другое» (6,7 %).

Как говорится, без комментариев. Хотя суммарный вывод из обоих приведённых опросов состоит в том, что люди в общем-то согласны с жёсткими мерами, и даже потерпеть готовы, но совсем не верят, что существующие власти в регионе будут реализовывать эти меры для пользы людей, и что не воспользуются ситуацией для формирования универсальной базы персональных данных и для других задач упрощения контроля, слежки и управления людьми.

Третий штрих – а что же в итоге третьего дня действия карантина в Татарии в и её столице Казани «в сухом остатке» для простых жителей?

1. Ссылка АкБарс банка covid.akbars.ru – сутки не открывалась, значит, вовсе зарегистрироваться нельзя было. Вчера после обеда вроде открылась, но непонятно, будет ли регистрация действительна. Где говорят про бумажные справки, где в регионах про регистрацию по QR-коду. Неразбериха.

2. С другой стороны, как пишут те же «БИЗНЕС Онлайн», следование к ближайшему месту приобретения товаров, работ, услуг, реализация которых не ограничена, регистрация на выход из дома не требуется. Это же касается выноса мусора, прогулок с домашними животными, походов в аптеку и подобных выходов из мест так называемой самоизоляции.

Проверял вчера ближайшие продуктовые магазины и аптеки работают, отделение Сбербанка – тоже. Полицейские не подходили.

3. Самое удивительное, что на улицах города – никаких кордонов, патрулей, вообще не видно людей в полицейской форме! Не в пример какому-нибудь Дню суверенитета Татарстана 30 августа. Люди реально почти не видят полицейских на улицах, посты ДПС на дорогах – тоже не чаще обычного. Это совсем не скажешь, если судить по сообщениям в местных СМИ: «Кого встретим, всех отправляем в отдел»: как идет «мягкое вхождение» в комендантский час; «В МВД отменяют отпуска и призывают подкрепления»; «Как будут проверять прохожих», «Тормозим вообще всех прохожих»; «Уже поймали трёх беглецов от карантина»; «За среду полиция проверила 1,5 тыс. пешеходов и оштрафовала каждого 10-го».

Хотя, если судить по последнему заголовку, полторы тысячи проверенных по Казани – сущий мизер – масштаб одного районного летнего Сабантуя.

Подытоживает перечисленные штрихи опрос, проведённый упомянутым уже изданием «БИЗНЕС Онлайн». Тема опроса «А вы поддерживаете жесткий контроль за соблюдением режима самоизоляции?». Ответы и проценты по ним: «Да, другого выхода нет» (51%); Нет, это беспредел! (30%); «Суровость закона будет компенсирована необязательностью выполнения» (17%); «Свой вариант» (2%).

А тем временем, 31 марта, оказывается, уже вышло очередное новое постановление – «карар», разъясняющее, как будет организован контроль за выполнением всех запретов.

А на следующий день вдобавок ко всему портал государственных и муниципальных услуг вдруг присылает мне на электронную почту «Обращение Президента РТ Р.Н. Минниханова в связи с санитарно-эпидемиологической обстановкой». Смысл обращения в двух словах: «Не выходите из дома без нужды. Я лично и коллеги – работаем, всё под контролем. Здоровья вам!» Зато на русском и татарском языках и телефоны горячих линий. Позитивный у нас всё-таки глава региона!

Устав от всей кутерьмы с режимом изоляции, решил я рискнуть пойти в храм на вечернюю службу – Стояние Марии Египетской с чтением канона Андрея Критского «в полной версии». Рискнуть – не в смысле заразиться или заразить, конечно, а в смысле быть остановленным полицией – я же без справки, а устроят ли сотрудников мои объяснения в случае чего – неизвестно.

Продвигался по возможности дворами, а на самом подходе к храму – вышло солнце! Почти всю эту службу прихожане стоят на коленях. «Помилуй мя, Боже, помилуй мя!» – звучит то и дело молитва, совершается земной поклон.

                                                    

Хор – всего в один голос, плюс псаломщица. Прихожан – нет и десяти, зато расстояние между ними с большим запасом. А, вот, священство – в полном составе – настоятель о. Виталий и два отца Михаила – иерей и протоиерей, и алтарники-помощники, которые взрослые – все тут.

Пока прихожанам можно чуть передохнуть – выбежал во двор церкви глянуть погоду. Заметно похолодало, солнце садится в чистых горизонтах, на небе первые звёзды. Ночью хорошо подморозит...

                                                         

Дома посмотрел в Интернет. Воскресенское Новоиерусалимское подворье, приход преподобного Серафима Саровского, Свято-Введенский Кизический мужской монастырь… Вижу, везде служили, служат и будут служить, собственными силами и при помощи прихожан батюшки организуют он-лайн трансляции богослужений.

Утром пошёл снежок…

Как обещал в начале, возвращаюсь к чудотворному образу Божьей Матери, Одигитрии «Смоленская Седмиезерная». Ведь была же в Казани история чудесного избавления от смертоносного поветрия! В 1654 (по некоторым данным – в 1653) году была в нашем крае эпидемия бубонной чумы. То ли из Азии, то ли с Ближнего Востока купцы, вероятно, завезли, но народ вымирал тысячами. Только крестный ход с этой иконой избавил тогда город от чумы.

В 1656 году вновь чума навалилась на Казань, и, вот, уже второй воевода Иван Колтовский пишет Государю царевичу и великому князю Алексею Алексеевичу: «…лежу болен язвой. А померло, государь, в Казани августа с 22 числа августа ж по 27 число пять дней, всяких чинов людей с язвами и без язв 925 человек».

Но тогда уже горожане знали – чем город может избавиться от напасти. И вновь верующие с мольбами обратились к чудотворному образу, и чума вновь отступила. И это не предания, это всё зафиксированные исторические факты.

С тех пор ежегодный крестный ход 26 июня (по новому стилю 9 июля) с чудотворной иконой Божьей Матери «Смоленская Седмиезерная» из Седмиезерного Богородичного монастыря, что под Казанью, в сам град Казань стал главным после Пасхи событием православной жизни Казанского края. Ведь он должен был предотвратить возможную эпидемию.

А что сейчас мешает возродить эту традицию, когда вновь замаячило над городом опасное поветрие?

Сейчас некогда крупнейший в епархии центр духовной культуры Семиозёрский Богородицкий монастырь в Высокогорском районе РТ – возрождается, и у истоков этого возрождения стояло Общество русской культуры. Мы же были организаторами и участниками первого возрождённого крестного хода, который состоялся 9 июля 1996 года в день Смоленской Седмизерной иконы Божьей Матери.

                                                             

Сейчас образ Божьей Матери «Смоленская Седмиезерная» находится в Петропавловском соборе г. Казани, еженедельно перед ней читается акафист. И сейчас, самое время вынести святыню в народ, возродить, наконец, в Казанском крае забытую традицию.

«Душе моя, восстани, что спиши? Конец приближается и имаши смутитися. Воспряни убо, да пощадит тя Христос Бог, везде сый и вся исполняй». Эту молитву покаянного канона Андрея Критского коленопреклонно пели накануне вечером во всех церквях Православного мира.

И пусть молящихся прихожан – единицы. Но, может, по таким молитвам дерзновенных и верных – и стоит Россия в самые трудные времена?

Вот, президент Путин выступил вчера с коротким обращением к народу страны. Страна продолжает пребывание в самоизоляции ещё до конца этого месяца, и даже не понятно теперь – как будем праздновать Пасху, да и не продлят ли самоизоляцию потом ещё и на май, тогда как же 9 мая? Но ведь оттого, что мы будем толпами праздновать даже самые великие праздники на улицах, их значение – не убудет, пока мы живы, мы будем их помнить.

Репортаж по первому каналу из Казани сразу после обращения Путина говорит о «беспрецедентных мерах», мне звонят из других городов: «Казань снова круче Москвы?». Странно, что в СМИ одно, а из окна квартиры, окна которой выходят на оживлённую некогда улицу – совсем другое. Звоню знакомым полицейским, тем, кто поближе к народу, выясняю, что особых режимов патрулирования и указаний «всех хватать» – нет, и если нет справки, то по Казани скорее всего спокойно можно перемещаться – и пешком и на автомобиле. И что если, например, парень поехал навестить мать и его остановят без справки, то пусть скажет как есть, предложит набрать её номер. В общем, подход к каждой ситуации – индивидуальный, человеческий, ведь вся страна в непростой ситуации.

А в обращении президента слышалось ещё, что он видит больше ответственности на главах регионов за жизнь, безопасность, здоровье и благополучие людей на вверенных им территориях, что в целом правильно. Может, в перспективе – и возрождение системы земств? Дай Бог!

Россия сосредотачивается…

Михаил Юрьевич Щеглов, председатель Общества русской культуры Республики Татарстан, председатель Казанского отделения «Русского собрания», доцент

Фото с сайта «БИЗНЕС Онлайн»

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий

1. Одигитрия Смоленская Седмиезерная - спасительница Казани от пагубных поветрий

В подтверждение упоминаний в данной статье Одигитрии Смоленскаой Седмиезерной митрополит Феофан облетел сегодня Казань с иконами Божьей Матери "Казанская" и "Седмиезерная" (см. фото по ссылке) https://tatmitropolia.ru/newses/eparh_newses/kaznews/?id=72267

ross-Kazan / 03.04.2020
Михаил Щеглов:
А существует ли Республика Татарстан?
Под шум празднования 100-летия учреждения от общественности скрывают факт отсутствия декрета 1920 года
28.05.2020
Математическое доказательство чуда?
Инженер по авиационным приборам из Казани Михаил Щеглов зафиксировал обрыв темпов роста заболеваемости коронавирусом в России, составив математическую модель динамики её развития
30.04.2020
«Всегда первый» Татарстан: эпидемия паники или гонения на православных?
Представители православной общественности Татарии начали открыто обращаться к главе региона с возмущением о закрытии храмов для верующих
15.04.2020
Казань как зеркало войны с коронавирусом в России
Из Казани эпохи коронавируса репортаж и рассуждения нашего постоянного автора Михаила Щеглова
03.04.2020
Чистый лист Путина?
«Обнуление сроков» надо рассматривать в контексте общей ситуации
20.03.2020
Все статьи автора
"Коронавирус — биологическое оружие или эпидемия?"
Все статьи темы
Последние комментарии
«Вот это и случилось»
Новый комментарий от Григорий Иванович
2020-05-29 21:04
«Чипирование через шприц»: возможно ли оно технически?
Новый комментарий от Коротков А. В.
2020-05-29 20:40
«Если мы хотим выжить...»
Новый комментарий от поп Андрей
2020-05-29 19:46
Убить Бога – 2
Новый комментарий от поп Андрей
2020-05-29 19:30
Ахиллесова пята России
Новый комментарий от Русский Сталинист
2020-05-29 19:27
Никита Михалков без мата смотрелся бы убедительнее
Новый комментарий от Олег В.
2020-05-29 19:10
Не ожидал
Новый комментарий от Иоанн
2020-05-29 18:59