«Японские СМИ услышали в словах Путина намек на Курилы», «Японцы увидели в поправках к Конституции РФ лазейку для Курил», «Toyo Keizai (Япония): поправки в Конституцию России и перспективы переговоров по "северным территориям"», - появившиеся в последние дни статьи с такими заголовками имеют под собой основание. В них, в частности, отмечается: «Путин посетил рабочую группу по конституционной реформе, согласившись с пунктом, запрещающим передачу его территории в другую страну, но понимая, что это положение не запрещает “пограничные переговоры”. На переговорах о мирном соглашении с Японией передача северных территорий считается вопросом демаркации границы, и существует вероятность того, что после внесения поправки в Конституцию будет проявлена гибкость...
Нынешний глава правительства Японии Синдзо Абэ уже неоднократно встречался с президентом РФ Владимиром Путиным в попытке договориться по вопросу Курильских островов. Более того он самонадеянно отмечал, что данный вопрос уже практически решен, хотя никаких видимых результатов не наблюдалось.
Заявление российского Правительства о новых поправках и вовсе всколыхнуло японских экспертов. Они сочли, что подобные нововведения поставит крест на их надежды по возвращению Курил. Однако нашлись и те, кто увидел в этих поправках некоторую лазейку. Гласящая в поправках формулировка “за исключением случаев проведения демаркации или редемаркации границ с соседними государствами” дает основание полагать, что все дальнейшие переговоры на счет Курил не будут входить в данный запрет...
Администрация Абэ последовательно проводит подготовку территориальных переговоров. В связи с этим особую важность представляла встреча министра иностранных дел России Сергея Лаврова и его японского коллеги Тосимицу Мотэги, прошедшая вечером 15 февраля в Мюнхене. В ходе встречи Мотэги заявил, что сотрудничество России и Японии уверенно развивается. Он также добавил: “Я хочу продолжить обсуждение двухсторонних проблем, включая вопрос подписания мирного договора, чтобы этот год стал плодотворным”. После встречи японский министр пояснил журналистам: “Сейчас другая фаза. Борьба принципов закончилась. Мы на этапе конструктивного общения. Я хочу осуществлять совместную работу по устранению принципиальных разногласий и развивать переговоры”», - таковы ключевые моменты из указанных сообщений.
В тексте законопроекта № 885214-7 «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти», принятого Государственной Думой и одобренного Советом Федерации, говорится:
«Внести в Конституцию Российской Федерации, принятую всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (Российская газета, 1993, 25 декабря), следующие изменения:
1) в статье 67:
а) часть 1 изложить в следующей редакции:
“1. Территория Российской Федерации включает в себя территории её субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними. На территории Российской Федерации в соответствии с федеральным законом могут быть созданы федеральные территории. Организация публичной власти на федеральных территориях устанавливается указанным федеральным законом”;
б) дополнить частью 21 следующего содержания:
“21. Российская Федерация обеспечивает защиту своего суверенитета и территориальной целостности. Действия (за исключением делимитации, демаркации, редемаркации государственной границы Российской Федерации с сопредельными государствами), направленные на отчуждение части территории Российской Федерации, а также призывы к таким действиям не допускаются”».
Раскроем понятия, вошедшие в «исключения»:
1. «Делимита́ция границы (лат. delimitatio “разметка”) - а) Определение общего положения и направления государственной границы между сопредельными государствами путём переговоров. Постановления о делимитации обычно являются составной частью мирных договоров или специальных соглашений об установлении или изменении государственных границ; б) Делимитация границы - договорное определение линии границы и нанесение её на карту с подробным описанием её прохождения по конкретным естественным или искусственно выбранным ориентирам и характерным признакам рельефа местности.
2. Демаркация (англ. demarcation “разграничение”) границы - проведение государственной границы на местности с обозначением её специальными пограничными знаками. Демаркация границы осуществляется на основании документов о делимитации границы (договор, описание линии государственной границы с приложением специальной карты) совместными комиссиями, создаваемыми на паритетных началах».
3. Редемаркация границ - проверка и восстановление линии государственной границы на местности и обозначение её пограничными знаками на основе ранее составленных документов, как правило двустороннего характера (протокола-описания, карт и протоколов пограничных знаков)».
Япония - сопредельная с Россией страна (сопредельный: соседственный, порубежный, прилегающий, близкий). С Японией Россия имеет морскую границу. Это узкие проливы: Лаперуза, Кунаширский, Измены и Советский, отделяющие Сахалин и Курильские острова от японского острова Хоккайдо. Длина границы с Японией примерно 194,3 километра.
Внесённое представителями рабочей группы в текст поправки в качестве «исключения» положение о «делимитации, демаркации, редемаркации государственной границы Российской Федерации с сопредельными государствами», как ожидают японцы, открывает для их страны «лазейку» для дальнейших переговоров по «северным территориям».
Как считает ряд японских экспертов, имеющаяся в поправке формулировка «выведет дальнейшие японо-российские переговоры за скобки законодательного запрета».
Валерий Павлович Филимонов, русский православный писатель