Нужно разработать законопроекты, направленные на укрепление института семьи

В Ростове-на-Дону состоялась всероссийская конференция, посвященная правовой политике государства и ее стратегическим приоритетам в сфере профилактики семейного насилия

Алексей Овчинников 
Проблемы семьи и брака  Ювенальная юстиция  Закон о «семейно-бытовом насилии» 
0
14.03.2020 455

12 марта 2020 года в г. Ростове-на-Дону на базе Южного федерального университета состоялась всероссийская конференция, посвященная правовой политике государства и ее стратегическим приоритетам в сфере профилактики семейного насилия. В мероприятии приняли участие как ученые, так и представители служб образования и молодежной политики, психологи, юристы, духовенство Русской Православной Церкви, общественных организаций, СМИ Ростовской области. Тема планерного заседания: «Законопроект о домашнем насилии: избыточность или необходимость?!». В нем приняли участие декан юридического факультета ЮФУ Зиновьев Игорь Петрович, ректор Донской духовной семинарии протоиерей Тимофей Фетисов, Уполномоченный по правам ребенка в Ростовской области Черкасова Ирина Александровна, заслуженный деятель науки Российской Федерации, заведующий кафедрой конституционного и муниципального права Южно-Российского института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор Баранов Павел Петрович, директор общественной организации «Институт демографической безопасности» Медведева Ирина Яковлевна «Неучтенный фактор национальной безопасности», заведующий кафедрой уголовно-правовых дисциплин Южно-Российского института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор Бойко Александр Иванович, профессор кафедры уголовного права и криминологии юридического факультета Южного федерального, доктор юридических наук, профессор Корецкий Даниил Аркадьевич и другие известные ученые и общественные деятели.

Обсуждая законопроект «О профилактике семейно-бытового (домашнего) насилия», участники конференции были едины относительно необходимости государственной поддержки семьи, гарантий и защиты материнства, отцовства и детства. Однако, по общему мнению, дополнительных нормативных актов в сфере профилактики семейно-бытового насилия не требуется, так как достаточно доработки и эффективной реализации тех правовых норм, которые уже существуют и на сегодняшний день способны как предупредить случаи семейно-бытового насилия, так и защитить их жертвы. Кроме того, исходя из общедоступной информации и статистических данных, в настоящее время однозначно признавать массовость и распространенность проявления насилия в семьях нет никаких оснований.

Современные нормы, уже направленные на профилактику семейно-бытового насилия, содержатся в статьях УК РФ, УПК РФ, Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Семейного кодекса РФ, Федерального закона от 23.06.2016 № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации», Федерального закона от 20 августа 2004 г. № 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства», региональных законодательных актов, многочисленных подзаконных актов. Серьезным препятствием на пути к эффективной реализации этих норм является коррупция в правоохранительных органах, недостаточная подготовка и квалификация сотрудников полиции, незарегистрированных браков.

На сегодняшний день существует институт лишения родительских прав, органы опеки и попечительства наделены необходимой совокупностью правомочий, вполне достаточных для активной и эффективной защиты прав ребёнка, действуют подразделения по делам несовершеннолетних в системе МВД России, имеются судебные механизмы защиты прав детей и других членов семей.

Доработка уже существующих и действующих нормативных положений позволит избежать многочисленных юридических коллизий, психологических конфликтов, непрогнозируемых политических последствий, этноконфессиональных и социокультурных противоречий, неизбежно возникающих при внедрении в правовую систему Российской Федерации зарубежных правовых моделей в столь деликатной и болезненной для общества теме как семейные отношения.

Законопроект нарушает конституционные права граждан, создает правовую основу для вмешательства в дела семьи, представляет собой угрозу национальной и демографической безопасности страны, генерирует высокие риски социальной дестабилизации. Кроме того, отдельные статьи законопроекта обладают серьезной коррупциогенностью, ввиду неопределенности многих юридических терминов. Законопроект не только не решит проблему семейно-бытового насилия и не позволит усовершенствовать систему его профилактики, но и будет способствовать возникновению недоверия к институту семьи, прежде всего, у молодого поколения.

Среди этих неопределенных терминов указанное в ст.2 ПФЗ понятие «семейно-бытовое насилие», под которое может быть подведено любое страдание, не причиняющее боли и не порождающее последствий, которые могут быть юридически зафиксированы. В результате основанием для применения суровых санкций закона может стать принятие решения правоприменителем относительно квалификации страданий на основе субъективного усмотрения. Аналогичным коррупциогенным потенциалом для правоприменительного усмотрения обладает и термин «психическое страдание». Вводимые законопроектом понятия «психологического», «экономического» насилия, а также расширение понятия «физического насилия» дают повод для вмешательства практически в каждую семью.

Указанные формулировки, как и иные понятия законопроекта, не отвечают вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям определенности и недвусмысленности правовой нормы, что противоречит статьям 19, 34 (часть 1) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации. Данная неопределенность нарушает такой принцип правового государства, как «обращенное к законодателю требование определенности, ясности, недвусмысленности правовой нормы и ее согласованности с системой действующего правового регулирования» (Постановление Конституционного Суда РФ от 06.04.2004 N 7-П).

Коррупциогенностью обладает и возможность вынесения судебного защитного предписания, которое может ограничить ряд конституционных прав граждан: неприкосновенность частной жизни (ст. 23 Конституции РФ), право на воспитание детей (ст. 38 Конституции РФ), неприкосновенность собственности (ст. 35 Конституции РФ), право на жилище (ст. 40 Конституции РФ), свобода передвижения (ст. 27 Конституции РФ), свобода совести и право действовать в соответствии со своими убеждениями (ст. 28 Конституции РФ). Коррупционные риски возникают и в результате обязывания правонарушителей проходить психологические специализированные программы, что будет способствовать вовлечению в процессы реализации норм законопроекта некоммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей, оказывающих такие услуги.

По итогам конференции принята резолюция, в которой участники изложили общие предложения, в том числе предложение разработчикам законопроекта «О профилактике семейно-бытового насилия в Российской Федерации» в Совете Федерации Российской Федерации, в Государственной Думе Российской Федерации отказаться от дальнейшей разработки данного законопроекта ввиду его явной избыточности, коррупциогенности, этноконфессиональной и социокультурной конфликтогенности, а также отсутствия в обществе запроса на разработку такого законопроекта. Прозвучали также предложения разработать и принять законопроекты, направленные на укрепление и защиту института семьи, а в целях обеспечения демографической безопасности страны отказаться от реализации внешних обязательств по международным конвенциям, в результате которых в России продвигаются опасные для института семьи законодательные инициативы; ввести ограничения на разработку любых законопроектов, касающихся семейных отношений без предварительного обсуждения с представителями традиционных конфессий и учета их официальных позиций по разрабатываемым законам, не включать в рабочие группы по созданию таких законов лиц, не имеющих семьи и опыта семейной жизни не менее десяти лет; ввести запрет на включение в перечень социально-ориентированных некоммерческих организаций, таких организаций, которые имели в прошлом иностранное финансирование; ввести запрет на иностранное финансирование разработки и реализации национальных стратегий в России.

В целях обеспечения национальной безопасности прозвучало предложение об обязательном прохождении наиболее важных федеральных законопроектов этнокультурной и конфессиональной экспертизы с привлечением представителей традиционных религий Российской Федерации на соответствие законопроектов традиционным духовно-нравственным ценностям Российской Федерации.

Участники конференции говорили также о необходимости разрабатывать юридические механизмы, ограничивающие сцены, демонстрирующие насилие и жестокость на телевидении, в интернете и компьютерных играх; разработать механизм общественного контроля в сфере государственного регулирования в области массовой информации, оказывающей негативное воздействие на нравственность, психическое здоровье и психологическое состояние общества; сохранить существующую маркировку информационной продукции, учитывающую различную возрастную градацию в зависимости от характера информации, способной нанести вред развитию и здоровью детей; принять меры, направленные на стимулирование и государственное финансирование произведений культуры и искусства, пропагандирующих традиционные семейные ценности, а также на введение запрета государственного финансирования и иных форм государственной поддержки произведений культуры и искусства, пропагандирующих отказ от традиционных семейных ценностей (ценностей, обеспечивающих непрерывную смену поколений, являющихся условием сохранения и развития многонационального народа Российской Федерации, имеющих предназначением рождение и воспитание детей).

Особенно обратили внимание участники на важность разработать мероприятия, направленные на борьбу с распространением порнографии в сети Интернет, на эффективную реализацию уголовно-правовых норм, устанавливающих ответственность за изготовление и размещение в сети Интернет порнографических материалов, за пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений среди детей. Звучали предложения также принять программы, направленные на поддержку многодетных и социально незащищенных семей, на формирование позитивного образа многодетных, многопоколенных семей, на пропаганду уважения к старшим, послушания детей родителям, рассмотреть возможность увеличения штата участковых — уполномоченных органов внутренних дел Российской Федерации, принять меры по их прохождению специальных программ дополнительного профессионального образования в указанной сфере – профилактики семейно-бытового насилия.

Алексей Игоревич Овчинников, заведующий кафедрой теории и истории государства и права Южного федерального университета, доктор юридических наук, профессор

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне.

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:
Алексей Овчинников
«Современный человек растворяется в цифровой сфере»
Участники научного форума отметили основные проблемы, угрозы и вызовы правосознанию в условиях цифровизации государства
20.05.2020
Нужно разработать законопроекты, направленные на укрепление института семьи
В Ростове-на-Дону состоялась всероссийская конференция, посвященная правовой политике государства и ее стратегическим приоритетам в сфере профилактики семейного насилия
14.03.2020
Законодательные инициативы в сфере духовного и культурного развития России
Доклад на традиционных для Ростова Св. Димитриевских Образовательных Чтениях
17.11.2013
Духовные причины правового нигилизма
Безумие «политкорректности»
07.07.2013
Все статьи Алексей Овчинников
Проблемы семьи и брака
Любовь и эмансипация
Кто целится в женщину, тот метит в разрушение государства и уничтожение народа
21.01.2022
Что не так с современным феминизмом?
О равноправии истинном и ложном
19.01.2022
«Нельзя превратить Россию в канал для торговли детьми»
Почему депутаты хотят пресечь вывоз за границу российских детей, хотя и считают это полумерой
17.01.2022
Игрушечная оккупация
Как потерять будущее России в детском универмаге
10.01.2022
Этика реагирует на бездетность
Отклик на статью Андрея Карпова
30.12.2021
Все статьи темы
Ювенальная юстиция
Нас ожидает мутация мира?
Эксперты предупреждают о смертельных угрозах глобальных сценариев расчеловечивания
23.12.2021
Перевёрнутая реальность – уже на расстоянии вытянутой руки
Автор и ведущая программы «Территория семьи» на радио «Радонеж» Людмила Рябиченко – о фатальности цифровых изменений нашей жизни
30.11.2021
«Всеобщее счастье» уже не за горами?
Людмила Рябиченко о начале построения в России экспериментального правового режима и связанных с ним рисках и угрозах для суверенитета страны
10.11.2021
Обыкновенный феминизм
Об итоговых документах Евразийского женского форума
23.10.2021
Все статьи темы
Закон о «семейно-бытовом насилии»
Семейные конфликты в РФ
В прошлом году в результате семейно-боевых конфликтов погибли 304 женщины и 756 мужчин
04.01.2022
Нам готовят расправу над семьёй
О требовании ЕСПЧ к России принять закон «о домашнем насилии» в свете трагедии Маргариты Грачёвой
27.12.2021
Зачем России феминизм?
К чему ведет Евразийский женский форум
11.10.2021
«Мы наблюдаем процесс фактического уничтожения семей»
Состоялась встреча иерея Феодора Лукьянова с депутатами Госдумы Ингой Юмашевой, в ходе которой обсуждались вопросы реализации государственной семейной политики
14.09.2021
Высокий патриотизм или низкое предательство?
Кто и зачем снова лоббирует закон «О семейно-бытовом насилии»?
01.09.2021
Все статьи темы
Последние комментарии
Не хватает слова Правды
Новый комментарий от Олег В.
23.01.2022 01:55
Как трупами расчищался путь Горбачёву
Новый комментарий от Кирилл Д.
23.01.2022 00:34
Социальные функции Церкви
Новый комментарий от Кирилл Д.
22.01.2022 23:56
Рано хоронить православных патриотов!
Новый комментарий от С. Югов
22.01.2022 22:57
О чем же говорил старец Паисий?
Новый комментарий от Русский Иван
22.01.2022 22:21
«Кровавое воскресенье»: правда и вымысел
Новый комментарий от Русский Иван
22.01.2022 22:16
Русская ли это идея - Третий Рим? Часть первая
Новый комментарий от Василий З.
22.01.2022 22:15