Об учении т.н. «уранополитизма» (с греч. – небесного гражданства), основоположником которого явился убиенный в 2009 г. иерей Даниил Сысоев, я уже многократно писал. См., напр., мою статью «Уранополитизм против православного патриотизма». Здесь же я хочу коснуться темы Божьего гнева, признаки которого о. Даниил видел в тех или иных катастрофических событиях.
В августе 2009 года 16-го и 17-го числа произошли две катастрофы. Одна – гибель командира пилотажной группы «Русские витязи» Игоря Ткаченко, погибшего при столкновении двух истребителей Су-27., вторая – авария на Саяно-Шушенской ГЭС, в которой погибли 75 человек. На эти две трагедии о. Даниил откликнулся статьей «А Суд то над православными народами уже начался!» в своем Живом Журнале, в которой заявил:
«Катастрофа на Саяно-Шушенской ГЭС, небесный удар по нефтехранилищу, гибель руководителя Русских Витязей - это разве не явный признак гнева Бога на национальную гордость русских? Это наказание за их беззаконное оправдание безбожного СССР, за ложь про ВОВ, за оправдание Голодомора, за "национальную исключительность", за нежелание исполнять святые заповеди Творца (и пьянством, и абортами, и нежеланием исполнять 4 заповедь, так что даже маленькая Грузия дает больше прихожан по воскресеньям, чем великая Россия). Потому и удару Бог наносит прямо по идолам. "За то мы делаем ракеты и перекрыли Енисей" – так вот наказание на это и приходит на Енисейскую ГЭС, выстроенную в честь богомерзкого Ленина. Русские Витязи - предмет русской гордости – потому и падает» [А Суд то над православными народами уже начался!].
Эта статья, кстати, последователями о. Даниила Сысоева была опубликована в книге «Гражданин неба» (в разделе «Богословские ответы»), которая продается в церковных лавках. Так что не стоит рассматривать это как частное заблуждение убиенного иерея, а не пункт урано-политической идеологии вообще. Тем паче, что уранополиты-сысоевцы нередко подражают своему учителю в толковании тех или иных катастрофических событий. Характерна заметка одного их сысоевских учеников, Андрея Дамера, о метеорите «Челябинск», упавшем в 2013 г., что привело к незначительным разрушениям. В этой заметке (под названием «Господь нанес точечный удар по России») он заявил: «Господь Иисус нанес поистине точечный удар. Пострадали детские сады, школы и вузы, которые так и остались безбожными, хотя прошло уже больше 20 лет после падения СССР. Учителя и преподаватели врут про эволюцию и не хотят преподавать Закон Божий. И поэтому Господь посетил их в первую очередь. Учителя забыли, что это Свет Христов просвещает всех, а не общечеловеческая этика. Проклят всяк, надеющийся на человека, – так говорит Господь!...» и далее в том же (сысоевском) духе (на эту тему см. также мою статью ««Небесные граждане» (уранополиты) против светской педагогики», где разбирались рассуждения о. Даниила о Божьей каре для российских учителей и врачей).
Но обратимся к статье собственно основоположника уранополитизма. Про «ложь про ВОВ» (Великую Отечественную войну) понятно – об антипатриотической позиции о. Даниила по этому вопросу я уже писал неоднократно, в т.ч. в указанной выше статье. К числу сысоевских «правд» следует также отнести утверждение о. Даниила о том, что нацисты во время Великой Отечественной войны сознательно якобы не взорвали ни одного православного храма, просто советские сами взрывали, а потом валили на немцев. См. по этому поводу мою заметку на сайте Проза.ру «Об о. Д. Сысоеве и взорванных нацистами храмах».
«Оправдание безбожного СССР» – уже менее понятно. Сторонники этого самого СССР, напротив, постоянно сетуют на то, что СССР постоянно очерняют с подачи современной власти.
Но вот где он узрел национальную исключительность, я никак не возьму в толк. Сколько живу, не замечал особо. В армии служил, работал пастухом, учителем, строителем... С кем общался о. Даниил, в каких «тусовках»? Разве можно судить обо всём народе по каким-то отдельным его представителям, пусть и объединенным в какие-то группировки?
А Голодомор? Все знают, что это – одно из любимых обвинений, которое украинские националисты предъявляют русским (не только коммунистам, а русским вообще), и что эта тема давно и намеренно ими раскручивается. О. Даниил, противник всякого национализма (не только русского), похоже, оказался здесь единодушен с украинскими националистами. Но что значит «оправдание Голодомора»? То, что наши отказываются соглашаться с украинскими националистами и либералами-русофобами в том, что голод на Украине был организован намеренно с целью уничтожения украинского народа? Ведь то, что вина коммунистических властей в этом есть, никто особо и не отрицает (причем вина не только Кремля, но еще более – местных украинских властей). Вина эта – не намеренное истребление, а разгильдяйство, погоня за планами и прочее (для выполнения плана у голодающего населения отбирали последнее). Когда же разразился настоящий голод, власть всё же опомнилась и стала стараться как-то решить проблему, хотя предпринятые меры были слишком недостаточными. К тому же пострадали не только украинцы. В Саратовской и Пензенской области то же самое было. Моя бабушка (по матери) со Ставрополья также лишилась родителей во время голода 1933 года и оказалась в детдоме.
Ну ладно, допустим, наши историки лгут. И на самом деле это было сознательное истребление украинцев, как утверждают украинские националисты и прочие русофобы. Но почему же за грех политиков, историков и публицистов Божья кара обрушилась на военного летчика Ткаченко, руководителя русских «Витязей»? Какое отношение он имел к «оправданию Голодомора»? Или какое отношение ко «лжи о ВОВ» имели те 75 человек, что погибли во время аварии на Саяно-Шушенском ГЭС?
И являются ли такими уж идолами для современных русских самолеты и гидроэлектростанции? Что-то не замечал такого идолопоклонства. По моему скромному наблюдению, сейчас главный идол во всем мире (и у нас всё в большей степени тоже) – это богатство, маммона, а никак не технические достижения, к которым большинство россиян по большому счёту равнодушны.
В заключение я хочу привести слова святителя Феофана Затворника, написанные в связи с гибелью русских моряков на судне «Русалка», потерпевшем крушение в Балтийском море в мирное время:
«Поразила вас участь «Русалки» и бывших на ней... Кого же она не поразила?! Все поражены, и больше всех Государь... Но не имеем ли мы возможности найти утешение в обетованиях христианских? Кажется, имеем. Не погибель корабля ужасает, а участь бывших на нем. Станем мерить сию участь в отношении к участи вечной. Это главное. В каком положении были все эти лица? В положении исполняющих долг свой. Военный долг стоит ли в ряду Божиих, Богом определенных и Богом награжденных? Да! Морское воинствование не одинаково ли с воинствованием сухопутным? Да! И думается, его надо поставить немного впереди и выше... Теперь судите люди, исполнявшие свой долг, внезапно захвачены смертью и отошли в другую жизнь. Как их там встретят? Конечно, без укора... и притом как исполнителей долга своего... Говорит Господь: «в чем застану, в том и сужду». Так и их судить будет, то есть как исполнителей своего долга. Исполнителям же долга предлежит добрый приговор... Теперь поставьте сие решение с тем вопросом... зачем мы живем? Живем, чтобы, поживши здесь, на том свете встретить добрый приговор и соответственную тому участь. Не видите ли, что отшедшие от нас на «Русалке» ничего не теряют в отношении к главной цели нашего существования? И утешьтесь!
Прибавьте к сему, смерть их была ли сладка или мучительна? Я думаю, что подобную мучительность испытывали только великие мученики... Хоть она была непродолжительна, но меры ей определить нельзя... За что потерпели они сию мучительность? За исполнение долга.
Так терпели и все мученики... и, следовательно, скончавшиеся по причине крушения «Русалки» должны быть причислены к сонму мучеников. Я желал бы, чтобы все матери и стцы, братья и сестры и жены умерших тогда прочитали сии строки, поверили истине их и утешились. Я почитаю смерть их, в отношении ко спасению вечному, лучше смерти всех, кои в ту пору умирали, будучи окружены родными и знакомыми. Да упокоит Господь души их в Царствии Небесном!» [ Св. Феофан Затворник. О внезапной смерти. (Слово написано в связи с гибелью русских моряков на судне «Русалка», потерпевшем крушение в Балтийском море в мирное время)].
Как видим, налицо – существенная разница между реакцией о. Даниила Сысоева на гибель заслуженного летчика Игоря Ткаченко (погибшего, как и моряки «Русалки», при исполнении воинского долга) и словами св. Феофана Затворника. Последний не стал указывать на катастрофу (по количеству жертв превосходящую катастрофу на Саяно-Шушенском ГЭС), как на гнев Божий за то или иное прегрешение русских (типа национальной гордости и прочего), а отреагировал словами утешения. Это лишнее подтверждение того, что уранополитическая идеология, хотя и пытается опереться на Отцов, на самом деле противоречит православной традиции.
Тимур Давлетшин, публицист
1. Свет.