В России возникла совершенно небанальная ситуация. Небанальная и противоречивая.
С одной стороны, мы, как и весь остальной мир, пытаемся противостоять неведомо откуда взявшейся угрозе со стороны нового вируса COVID-19 (в просторечии - коронавируса).
Страна внимательнейшим образом следит за созданием стратегического запаса медицинских масок и иных средств индивидуальной защиты, за ценами на них, за потребным количеством, необходимым и достаточным для личной антивирусной безопасности. Медицина России встала щитом перед неведомой гадостью, чтобы защитить нас всех собственно от заражения, а также от возможных его последствий. Все в государстве сопереживают тем, кто находится на карантине в Тюменском санатории, вынужденным ограничить размеры личного жизненного пространства объемом медицинской палаты сроком аж на целых две (!) недели с момента возвращения из Китая на Родину. И все знают, что в общей сложности врачи наблюдают за двадцатью тысячами изолированных на тех или иных условиях от общества потенциально зараженных людей. Многие разговоры и диалоги между людьми в итоге сводятся к вопросам о том, что происходит на лайнере в Японии, вдруг превратившемся в «плавучую тюрьму», вполне возможно, что и с элементами заражения всех подряд там присутствующих в форме некоего инкубатора.
Одним словом, все мы обеспокоены в достаточной мере, чтобы почувствовать внутреннюю тревогу от непонимания общего будущего. Ученые рисуют карты распространения коронавируса, глядя на которые, так и хочется пририсовать пару лишних десятков дуг и стрел, чтобы почувствовать себя главнокомандующим на поле сражения. А тут еще и глава ВОЗ всех как бы успокаивает, заявляя, что вакцина от вируса будет получена для применения через полтора года.
Единственное, что действительно радует в сложившейся обстановке, так это выписка из больниц тех двоих пациентов, что реально были заражены коронавирусом. Дай Бог им здоровья!
С другой стороны, не все так просто оказалось в нашей сейчас жизни. Безусловно, находятся и такие люди, у которых сдают нервы от общего напряжения. И подобным человеком является та Алла, что умудрилась пренебречь нашей общей безопасностью и, взломав замок в своей палате в Клинической инфекционной больнице им. С.П. Боткина в Санкт-Петербурге на 9-10 сутки (смотря как считать) карантина от момента своего возвращения из Китая, сбежать оттуда.
В свое оправдание в СМИ она привела много разных слов и оправдательных моментов. Однако не может быть такого, чтобы она не знала о необходимости подвергнуться двухнедельной карантинной изоляции. Она человек взрослый, не ребенок, 32 года, информацию о себе умеет выкладывать в интернет, и, очевидно, из средств массовой информации не могла не узнать о карантинных мерах, даже если ей этого никто не объяснил под расписку.
Обратим внимание, что она добровольно (за что честь и хвала ей), следуя просьбе медиков, сообщать о возможных простудных проявлениях после возвращения (не откуда-нибудь, из Китая!), обратилась к ним по поводу своего заболевшего горла. Ведь было же подобное! Ну что тут скажешь?! Вот и врачи сказали также. Карантин! Две недели! 14 дней.
Дальше все пошло наперекосяк. В какой-то момент времени, заскучав, Алла вдруг вспомнила о своих конституционных правах, которые гласят, что никто не может быть подвергнут изоляции, кроме, как по решению суда, что она имеет право на отказ от госпитализации. Все! Тупик! Алла желает, будучи потенциально зараженной, быть среди нас, и мы ничего с этим поделать не можем. Не хочет она карантинить, а хочет разгуливать, а ведь вполне может быть, что и на пару с вирусом разгуливать. И ведь и Конституция Российской Федерации тут как тут! Ничего не попишешь.
Да, невероятно тяжелый случай. Для всех остальных Конституция вроде как и ни к чему получается, наших там прав словно и не прописано вовсе. Хотя нам, всем остальным, в отличие от Аллы, и надо-то совсем мало: всего лишь, чтобы отсутствие у нее неведомой смертельной для каждого болезни было подтверждено строго официально, вне зависимости от того, есть или нет у нее желания вести себя по-взрослому, хочется замки ломать и упражняться в правоведении или нет.
С Конституцией все так да не все! Вот наш Президент предлагает ввести в Конституцию РФ норму, точнее, модифицировать норму о том, что у нас действует приоритет международного законодательства над нашим национальным, заменив ее приоритетом национального законодательства над международным. Хорошее дело. Но пока-то нет подобной трансформации! Пока для нас решения и объявления ВОЗ являются приоритетными! А что гласит одно из последних решений ВОЗ? Да она 30 декабря признала вспышку коронавируса чрезвычайной ситуацией международного значения в области общественного здравоохранения.
Конечно, ВОЗ общественная организация. Это так. Но ее решения напрямую определяют медицинскую, эпидемиологическую и биологическую безопасность всего земного шара и каждой страны в отдельности, так что лучше в критические моменты нашего бытия к ним прислушиваться, чем игнорировать и пропускать мимо ушей. Так и сейчас было. «Зашевелился» весь мир, да еще как! В Австралии потенциально заболевших отправили на далекий остров, лайнеры с зараженными на борту имеют проблемы с заходом в порты, в Китае десятки миллионов посажены на жесточайший карантин за рвами... А у нас? А у нас Алла Конституцию вспоминает и объявляет сама себя здоровой, не дожидаясь окончания срока карантина. Господи помилуй!
Все страны члены ВОЗ обязаны следовать, если не хотят проблем с заболеваниями, за ее решениями во всех вопросах, касающихся эпидемиологии и общественного здравоохранения. ВОЗ считает, что веских оснований для введения ограничений на международные поездки и торговлю пока нет, но ВОЗ полностью поддерживает КНР, высоко оценивает меры, принимаемые Китаем для сдерживания распространения заболевания, и называет их «новым стандартом действий для таких ситуаций». Что это означает для нас? Да только то, что никто (вне зависимости от возможности вспомнить Конституцию или не вспомнить) не имеет права пренебрегать здоровьем и безопасностью окружающих людей, искусственно приписывая себе право на взлом замков и покидание карантина до истечения его сроков, предложенных медициной, да еще и прикрываясь для солидности Конституцией страны.
Если же в рассуждениях где-то здесь кроется ошибка, то тогда и нет надобности менять Конституцию в части приоритета или не приоритета национальных законов над международными.
Будем молиться Господу за наше здравие и за благополучное выздоровление всех заразившихся. Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, обереги державу Твою Россию!
Андрей Владимирович Козлов, публицист, кандидат экономических наук, полковник милиции в отставке, Санкт-Петербург
2. Ответ на 1, Андрей Карпов:
1. Не стоит нагнетать