Прочитал материал Кирилла Фролова о негативном отношении раскольников из «Православной Церкви Украины» к русской традиции крещенских купаний и сразу же вспомнил о своем посещении в 2018 году Абхазии. Раскольники из «Священной митрополии Абхазии», захватившие Ново-Афонский монастырь, также негативно отзывались о традиции освящения плодов земных в праздник Преображения Господня… Всплыл в памяти и разговор с одним из их лидеров – Давидом Сарсанией, во время которого тот защищал право УПЦ на автокефалию, считая, что Московская Патриархия должна пойти ей навстречу…
О «миссии» Фанара. Неудивительно, что и за «ПЦУ» и за «Священной митрополией Абхазии» стоит т.н. «Вселенский патриархат», известный своим церковным модернизмом, экуменизмом и ненавистью к православной цивилизации, оплотом которой является Русская Православная Церковь, возвращающая себе катехоническую миссию Третьего Рима. Подобно Римо-католической церкви, «Вселенский патриархат» отрицает само понятие «каноническая территория», внося разлад в единство поместных православных церквей, играя на руку врагам Православия. В данный момент – это, прежде всего, правящие круги Вашингтона, сделавшие стамбульского «патриарха» своим послушным орудием.
Фанар (исторический район в Константинополе, на южной стороне Золотого Рога, где расположена резиденция константинопольского патриарха), несмотря на то, что уже давно встал на путь церковного модернизма, пытается, опираясь на римо-византийскую традицию, обосновать своё право быть даже не первым среди равных, а «первым без равных», (см. публикацию «Стирается грань между Церковью и расколом»), забывая при этом, что на территории Римской, а затем и Византийской империй в церковной организации действовал принцип пентархии, согласно которому Церковью управляли пять равнозначных патриархов (римский, константинопольский, иерусалимский, александрийский и антиохийский). И лишь только после разделения Риской империи на Западную и Восточную, и после того как епархии восточных патриархов оказались под властью иноверцев, константинопольский патриарх, хотя и превратился в этнарха, но таки обрел религиозное полновластие в уменьшившейся империи…
После того как Второй Рим пал под натиском османов, константинопольских патриархов уравняли в правах с остальными Восточными Патриархами, и лишь желание Москвы, а потом и Санкт-Петербурга освободить Константинополь, вновь позволило константинопольским патриархам играть особую роль в православном мире. Правда, после гибели Российской империи эта особая роль поддерживается антиправославными силами, стремящихся не допустить возрождения Православного Катехона (исторического субъекта, выполняющего миссию препятствовать окончательному торжеству зла и приходу в мир антихриста).
Поэтому отнюдь не случайно Варфоломей II подписал «томос» об автокефалии «ПЦУ» и лично принимал лидеров абхазских раскольников, а сыгравший значительную роль в организационной поддержке раскольников митрополит Пергамский Иоанн (Зазиулас) получил от президента Украины орден «За заслуги» III степени «за выдающуюся деятельность, направленную на укрепление авторитета православия в мире, утверждение идеалов духовности и милосердия, весомый личный вклад в развитие автокефальной поместной Православной Церкви Украины» (Указ Президента Украïни №2/2019. Про відзначення державними нагородами України)..
Отчего случаются расколы, и к чему они ведут… Известно, что расколы порождаются духовным нестроением и клира, и мирян. Во многом эти нестроения формируются под влиянием внешних факторов – экономики, политики, геополитики и т.п.. Особенно, если учесть тесную связь Поместных Церквей со своими народами и государствами, которые могут время от времени погружаться в турбулентное состояние, распадаясь, а потом снова собираясь…Особенно, если это касается т.н. «проблемных государств», с одной стороны, испытывающих трудности с контролем своих территорий, а с другой стороны, проблемы международного признания.
Что касается Абхазии, то её сопротивляющийся грузинизации народ принял в 1990 г. Декларацию о государственном суверенитете. Грузия решила воспрепятствовать реализации права на самоопределение Абхазии и ввела туда войска и вооруженные бандформирования. Абхазский народ, которому пришли на помощь другие народы Кавказа и казаки, отстоял свою независимость. Грузинам, включая почти всё духовенство, пришлось бежать, а абхазам пришлось восстанавливать свою страну, в том числе и религиозную жизнь.
Признав, несмотря на отпадение Абхазии, как и Южной Осетии, «целостность канонической территории Грузинской Православной Церкви» и отказавшись принять их православные общины под свою юрисдикцию, Московская Патриархия поставила православных этих новообразованных государств де-факто в неопределённое положение. Грузинское духовенство покинуло эти территории вместе с грузинским населением. Его возвращение туда после грузино-абхазского и грузино-юго-осетинского вооруженных конфликтов не представляется возможным. Обращение Епархиального Собрания самопровозглашенной Абхазской Православной Церкви к Предстоятелям и Священным Синодам Грузинской и Русской Православной Церквей от 2009 г. с просьбой о помощи в восстановлении Абхазской Православной Церкви, имевшей «поместную значимость вселенского характера, но утраченную в 1795 г.» (см.: «Абхазская православная церковь обратилась к духовенству Грузии с братским посланием»), осталось без ответа. ГПЦ, несмотря ни на что, продолжает считать Абхазию и Южную Осетию своими каноническими территориями, а РПЦ не захотела ссориться с ГПЦ…
Смиренная же позиция АПЦ о том, что она «не выходит ни из какой бы то ни было православной юрисдикции и ни в какую юрисдикцию не входит», не могла не подтолкнуть более молодое поколение абхазского клира и мирян к провозглашению «Священной митрополии Абхазии» как преемницы существовавшей в VI-VII вв. Анакопийской епархии - одной из территориально-административных единиц с центром в Анакопии, входивших в юрисдикцию Абазгской архиепископии Константинопольского Патриархата. Их поддержали политические элиты Абхазии и «Вселенский патриархат», в силу чего эта раскольничья структура усиливает своё влияние как в внутри страны, так и в «околофанарском» православном мире. А дезориентированные непризнанием поместных церквей православные Абхазии вынуждены разрываться между Абхазской православной церковью, «Священной митрополией Абхазии» и «народным православием» (отправлением религиозного культа с примесью язычества в древних полуразрушенных храмах)…
Что касается «ПЦУ», то её каноничность не признаётся подавляющим большинством Поместных Церквей. Но что будет с ориентирующимися на Русский мир православными Украины, если иерархи РПЦ, среди которых немало «симпатизантов» «Вселенского патриархата» и противников катехонической миссии, вдруг захотят предоставить Украинской православной церкви автокефалию, о которой настойчиво просят ряд представителей УПЦ (как МП, так и КП)? В чьей юрисдикции окажутся православные общины ЛДНР, если Минские соглашения будут аннулированы? Хорошо, если новая автокефалия будет помнить о том, что ее Церковь-мать – это Русская Православная Церковь… А если они вслед за «ПЦУ» признают своей Матерью – Константинопольский патриархат? Это будет мощнейший удар не только по Русскому Православию, но и по самой возможности создания православной цивилизации, выполняющей катехоническую миссию Третьего Рима. И когда «будет взят Удерживающий…» - тогда «тайна беззакония свершится в действии…» (2 Сол. 2: 7), ввергнув мир в хаос, который перестанет быть управляемым…
Вячеслав Иванович Сальников, кандидат исторических наук, Воронеж