Что-то как-то в последнее время стал забываться Андрей Макаревич… Наверное, он сам об этом подумал и решил, что надо как-то о себе напоминать. Как? Ничего нового творческого не создано за последнее время, и не может быть создано по ряду причин. Так что в этой части удивлять нечем. «Крутить» старые «машиновские» пластинки не всегда дают. Ну, нельзя же так охаивать своё Отечество, при этом рассчитывать, чтобы тебе продолжали давать стадионы для «стрижки» купюр с доверчивых поклонников твоего былого творчества. А потому остаётся только одно – уподобившись своим нынешним друзьям по радикал-либерализму и русофобии, хлёстко оскорблять людей. Чем хлестче, тем лучше, тем больше вероятности, что тебя услышат, вспомнят о тебе.
Пару лет назад взял да назвал практически всех россиян – «злобными дебилами». Это в отличие, по мысли Макаревича, от американцев – «спокойных, весёлых и добрых». Надо полагать, именно «спокойствие, весёлость и доброта» некоторых высокопоставленных американцев позволяют им быть убийцами, нанося смертоносные удары по всему миру, последним по хронологии из которых является ракетный удар по аэродрому в Багдаде с уничтожением Сулеймани и приближённых к нему людей. А вот «злобные» русские всю свою историю «дебильно» отбиваются от нападений, выигрывая войны, заодно спасая всё человечество то от монгольского нашествия, то от наполеонов, то от гитлеров.
Теперь, как сообщают, вновь заскучавший лидер группы «Машина времени» устроил бурю в социальных сетях. По его мнению, критически высказываются о Михаиле Горбачеве лишь «мрази». «Интересно, что Горбачева поливают в сети дерьмом именно те мрази, которым он дал свободу - в частности заниматься тем, чем они занимаются. Сидели бы сейчас секретарями партийной ячейки ПТУ. Да и на это ума бы не хватило», - написал 14 января он в Фейсбуке.
Весьма «интеллигентно» выразился бывший культурный человек. Кстати, СССР, защитники которого по выражению Макаревича называются «мразями», является правопреемником Российской империи. А современная Россия является правопреемником Советского Союза. Значит, как только кто начал критиковать первого и последнего президента СССР, развалившего Советский Союз, то есть разрушителя, так сразу – «мразь»?! А как тогда называть самих разрушителей великого государства? Не мог бы подсказать Андрей Вадимович? Случайно он не перепутал в очередной раз «плюс» с «минусом», «правое» с «левым»?.. Какую свободу дал Горбачев? «Свободу» хаоса, разрухи, войн, воровства и крушения государства?
«Кто в молодости не был либералом, у того нет сердца, а кто в зрелости не стал консерватором, у того нет ума». Эту фразу приписывают то Черчиллю, то Бисмарку, то еще кому. Авторство не столь уж важно. Формула не во всём буквально верна первой своей частью. Многие прекрасно обходятся без либерализма и иного радикализма в молодости. Но второй частью формулировка верна абсолютно! Коль любит Андрей Макаревич рассуждать об умственных способностях миллионов людей, то пусть, используя вышеприведенную мудрость, задумается об уровне своего ума. Чем более зрелым по годам становился Макаревич, тем в большей степени его несло в либерализм, в обратную сторону от рассудка. Большинство с годами умнеют, а некоторые… наоборот.
Молодой Андрей Макаревич – человек, безусловно, был умный. Действительно в его творчестве угадывалась многоплановость смыслов, оригинальность слов песен, мелодичность произведений. Во многих песнях «Машины времени» угадывалась, как говорили позже, «социальность». Ну, говоря о последнем, видимо, это кто как хотел, так и слышал, так и понимал произведения Макаревича. В молодые и средние его годы, действительно, можно было наблюдать за поступательным развитием творчества этого человека.
Он отличался от многих, тоже популярных, групп и исполнителей, могущих петь только о «цветочках» и «любви», той любви, которая пишется с маленькой буквы. За что творчество «Машины» и самого Макаревича и любили наиболее думающие его ровесники. Помню в начале 80-х (или в конце 70-х?) в одном из интервью для меломанского журнала его спросили: «Почему у вас нет песен о любви?» «Как, я считаю, что у меня все песни о Любви», - ответил молодой Андрей. За буквальное цитирование не ручаюсь, но смысл был в этом… Глубоко.
Потом уже, по-моему в «лихие 90-е» или в начале «нулевых», размышляя на эту же тему он стал рассказывать, каким было закомплексованным в сексуальном смысле его поколение, да и он сам, а потому и песен, мол, о любви он не писал и не исполнял… А как раскрепостился, так, мол, стал писать и о любви. Где они, кстати, именно эти его песенки о «любви»? Их никто не знает и не помнит, в отличие от его произведений 70-х и 80-х годов. Разницу интеллекта и уровня восприятия мира Андрея Макаревича 80-х и Макаревича конца 90-х уже можно увидеть хотя бы в этом… Поглупел.
Дальше – больше. Чуть позже его потихонечку стало нести в политиканство. Плюс сомнительные коммерческие проекты, ток-шоу, да «кулинарное мастерство». В этот период, если что и сочинял Макаревич, так что-то посредственное. За исключением, пожалуй, песни «Не стоит прогибаться под изменчивый мир». Всё остальное – серо. Вот такая причинно-следственная связь. Распродал себя Андрей Вадимович по мелочам, отвернулась от него Муза.
Более того, стал девальвировать и свои прежние произведения. Слова своей хорошей песни, сочиненной в молодости, «Право»: «Каждый, право, имеет право на то, что слева и то, что справа», – он с легкостью и инициативностью позволил использовать на избирательные кампании «Союзу правых сил» Немцова, Хакамады и иже с ними. Говорят, Чубайс попросил. Здесь его уже совсем серьёзно стал подводить уровень интеллекта, потому как «правое дело» в понимании гайдаров-немцовых не имеет ничего общего с настоящими правыми – приверженцами национальных традиций, сильного государства и народной и классической культуры. СПС просто спекулировал относительно новым на тот момент времени термином, пытаясь изобразить из себя «правых», на самом деле являясь радикал-ультра-леваками. И Макаревич, возможно, сам не заметил, как этим подписал себе, как творческой личности, окончательный приговор, превращаясь в радикала неопределенной масти. Начиная с этого – он кончился. Может, чуть раньше? Не знаю.
Потом по нарастающей стал участвовать в либеральных тусовках, поражать эпатажными заявлениями, ходить на «марши несогласных» и т.д. Всё чаще стал делать какие-то, якобы, «политические» заявления, защищать всевозможную русофобскую нечисть, писать тупые открытые письма Президенту России. Да вот с каждым заявлением и письмом всё больше себя обесценивал и оглуплял.
Нынче кто его коллеги? Например, дебошир, скандалист, нудист, признающий себя бисексуалом, актер Алексей Панин, назвавший россиян «умственно ограниченными». В «исполнении» Макаревича, россияне – «злобные дебилы». Завидное единодушие двух «ярких» представителей «культуры». В чём тогда разница между Макаревичем и Паниным? Ни в чём! Ещё, не менее «яркая», Лия Ахеджакова, порочащая недавно Россию в интервью украинским СМИ, а в ночь с 3 на 4 октября 1993 года, введя себя в транс, ввергающая всю страну в истерию, настраивая армию против защитников Дома Советов в Москве. Ну, ещё Алексей Навальный или Леонид Гозман. Последний во время несанкционированных акций либеральной оппозиции в Москве летом прошедшего года откровенно и недвусмысленно провозглашал: «Революцию заказывали? Распишитесь. Да, та самая, какую хотели, цветная!..» Гозман является «коллегой» Макаревичу и по пристрастию к СПС, и по восхищению Чубайсом, и по членству в общественном совете Российского еврейского конгресса. Все перечисленные в компании с Андреем Макаревичем сокрушаются воссоединением Крыма с Россией, так или иначе оправдывают киевский преступный режим, подстрекают молодежь к выражению недовольств на соответствующих акциях. Еще в друзьях Макаревича, судя по всему, высокоинтеллектуальные участницы группы Pussy Riot, любящие устраивать сатанинские пляски в святых местах, в защиту которых он подписывал письма. В хорошей компашке уже давно находится Макаревич! Так в ней и будет продолжать пребывать до полного своего исступления. С чем его и можно поздравить.
А потому ко всем оскорблениям, изрекаемым им сейчас в адрес нормальных людей, думается, нужно относиться терпимо, понимая неуклонность степени его интеллектуальной деградации. Ну, что с него возьмешь? Жалко некогда культурного и умного человека.
Андрей Витальевич Сошенко, публицист, общественный деятель