Когда Владимир Зеленский шел на выборы президента Украины, он обещал принести мир на Донбасс. Именно этот тезис его предвыборной программы обеспечил ему победу. Однако мир на донбасской земле так и не наступил. Несмотря на определенные подвижки в деле урегулирования вооруженного конфликта (отвод войск на ряде участков, обмены пленными, обещание обеспечить имплементацию «формулы Штайнмайера» и др.), украинская сторона, как и при Порошенко, продолжает вооруженные провокации против ополченцев, обстрелы территории ЛДНР и манипуляции Минскими договоренностями, пытаясь выдать их за легитимацию желания взять под контроль территории ЛДНР.
Данный казус пытаются объяснить и неопытностью нового президента, и разногласиями в его команде, и его зависимостью от олигархов и Запада, и тем, что «партия войны» сохраняет на Украине свои позиции. По большей степени все это именно так и есть, но почему же не консолидирована «партия мира»? Ведь сколько украинцев, голосуя за Зеленского, поддержали идею мира! Даже такой скандально известный олигарх, как Игорь Коломойский, много сделавший для милитаризации Украины, вознес свой голос за необходимость скорейшего окончания войны в Донбассе… Неужели им некого противопоставить марширующим под «Голос» Вакарчука «нацикам», порошенковцам и тимошенковцам?
Судя по тому, что никакой массовой акции в поддержку минско-нормандского процесса не последовало, можно сказать, что, скорее всего, – нечего…
Собранный наспех «Слуга народа» не только не в состоянии стать «партией авангардного типа» и силами своих боевиков разогнать «нациков» и их сторонников, но и просто организовать митинги в поддержку миротворческой позиции Зеленского.
Занявшая на последних парламентских выборах на Украине второе место «Оппозиционная платформа – За жизнь», хотя и имеет влияние на Юго-Востоке Украины, но также не смогла провести более-менее массовых мирных акций в поддержку минско-нормандского процесса.
Профсоюзы? Общественные организации? Структуры гражданского общества? Им что – не нужен мир? Безусловно, нужен, но нет структуры, которая бы начала объединение «партии мира»…
На взгляд автора, такой структурой может стать каноническая Украинская Православная Церковь Московского Патриархата, которая выполняет свой исповеднический подвиг в условиях охватившей Украину бесовщины. Она продолжает молиться за мир. Организованный ею в июле 2016 года Крестный Ход Мира, участники которого, выйдя из Святогорской и Почаевской лавр, встретились в Киеве, собрал сотни тысяч людей. Почему бы ей сейчас не активизировать свои усилия по установлению мира на Донбассе? Неужели нет православных активистов, которые, показав свою силу в противостоянии «партии войны», помогут президенту Зеленскому стать настоящим президентом мира?
Говоря о верующих УПЦ как активе «партии мира», следует помнить тот факт, что Донбасс уже необратимо ассоциирует себя с Россией и пойдёт на диалог с Украиной только в том случае, если она вернётся к своей исторической русской идентичности, устремится к своему цивилизационному идеалу единства в многообразии в рамках православной русской цивилизации, станет федеративной Малороссией, Новороссией, Подкарпатской Русью, «Святой Русью!», а это возможно только в опоре на УПЦ МП и отказе от униатской «оккупационной идентичности».
Вячеслав Иванович Сальников, кандидат исторических наук, директор Центра исследований проблемной государственности, г. Воронеж