22 ноября в Общественной плате РФ в Москве состоялось заседание Рабочей группы по защите семьи и традиционных семейных ценностей Общественного совета при Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, сообщила «Русской народной линии» пресс-служба движения «Семья, любовь, Отечество».
Основной темой заседания стал вопрос: «Об актуальных вопросах семейной политики в контексте принятия закона о семейно-бытовом насилии».
Перед собравшимися выступили: руководитель экспертно-аналитического центра «VERITAS», председатель движения «Семья, любовь, Отечество» Л.А.Рябиченко: «О перспективах и последствиях принятия Федерального закона «О профилактике семейно-бытового насилия» в контексте реализации стратегических направлений семейной политики Российской Федерации»; член Общественной палаты Российской Федерации Л.Н. Виноградова: «О нарушении принципов уголовного и уголовно-процессуального права: принципа законности, принципа равенства граждан перед законом, принципа презумпции невиновности в случае принятия Федерального закона «О профилактике семейно-бытового насилия»; председатель Межкомиссионной рабочей группы Общественной палаты Московской области по защите прав несовершеннолетних, профилактике совершенных ими и в отношении них противоправных деяний, заслуженный юрист РФ, полковник милиции в отставке Л.И. Тропина: «Противоправные деяния на бытовой почве: причины и меры профилактики тяжких и особо-тяжких преступлений на бытовой почве»; к.ист.н., член Общественной палаты РФ П.А. Пожигайло: «Домашнее насилие: «окно Овертона» и глобальный либеральный проект».
Участники в своих выступлениях в рамках заседания подробно обсудили проект федерального закона «О домашнем/семейно-бытовом насилии» и последствия его принятия.
Комплексный анализ международного законодательства позволяет судить, что указанный законопроект является модельным, исходит из Совета Европы, предписывается для принятия национальным государствам и основан на положениях «Конвенции о предупреждении и пресечении насилия в отношении женщин и бытового насилия» (Стамбульская конвенция, 2011г.).
Указанный законопроект переводит все внутрисемейные отношения в плоскость потенциального насилия, осуществляет криминализацию семьи («семья – место насилия») и вводит в правовое поле смысловые доминанты, противоречащие традиционным представлениям и ценностным установкам нации.
Он делает некоммерческие социально ориентированные организации (СО НКО) полноправным и даже первостепенным субъектом профилактики с государственным финансированием, наделяя их правом на вхождение в любую семью под различными предлогами. При этом никаких требований к образовательному, профессиональному, социальному, правовому и нравственному статусу членов таких СО НКО законом не предусмотрено, кроме указания ими в своих уставных документах в качестве цели своей деятельности направленности на работу с семьёй.
В настоящее время российское законодательство уже содержит более 40 норм УК РФ, а также 5 норм КоАП РФ и УПК РФ, защищающих граждан от насилия, независимо от пола и отношений в семье; по мнению специалистов, в настоящее время в России наблюдается спад семейного насилия и без дополнительных законов.
Согласно ст.1 Семейного кодекса РФ, «семейное законодательство исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав», но концепция данного законопроекта предлагает отказаться от таких принципов и подвергнуть внутрисемейную жизнь публично-правовой регуляции, при этом игнорируется такой правовой принцип, как презумпция невиновности.
Законопроект базируется на дефектной концепции, несёт неустранимые социальные риски (разрушение нравственных устоев и иерархии отношений в семье, избыточное вмешательство в дела семьи, принудительное разлучение детей со своими родителями), криминализует семью и семейные отношения, игнорирует традиционные для России семейные и духовно-нравственные ценности, разрушает семейные установки, размывает национальную идентичность, приводит к социальной нестабильности и несёт угрозу национальной безопасности.
В случае принятия законопроект будет способствовать массовым нарушениям прав и законных интересов семьи и ребёнка, разрушению института семьи в России, уничтожению материнства и отцовства как ценностных установок, обострению социальных проблем.
По мнению экспертов, законопроект является инструментом демографического сдерживания, противоречит стратегическим и демографическим интересам России, сформулированным Президентом России В.В. Путиным в майских указах (в частности, повышение рождаемости), угрожает демографической безопасности страны и её суверенитету и не может быть поддержан государством в качестве новой модели семейной политики.
По итогам заседания Рабочая группа по защите семьи и традиционных семейных ценностей представила Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по правам ребенка для принятия необходимых решений пакет документов (экспертиз, заключений и решений) с ключевым предложением рекомендовать законодателям не вносить в Государственную Думу и не принимать любые проекты законов о «семейно-бытовом (домашнем) насилии» как создающие угрозу институту семьи, семейным и духовно-нравственным ценностям, национальной идентичности, национальной и демографической безопасности.
В перечень предлагаемых мер также вошли предложения по защите института семьи в России, предложения Генеральному прокурору РФ, Верховному суду РФ, Правительственной Комиссии по профилактике правонарушений, Министерству внутренних дел РФ, Следственному Комитету России, Министерству просвещения РФ.
Выступления докладчиков будут опубликованы дополнительно.