В тексте совершенно справедливые ответы зампредседателя комиссии общественной палаты России по вопросам демографии и семьи, многодетного отца Павла Пожигайло на вопросы редакции РНЛ по поводу президентского решения образовать Совет при президенте Российской Федерации по реализации государственной демографической политики, председателем которого назначена Валентина Матвиенко.
П. Пожигайло обоснованно сомневается в перспективе этого совета, заранее определяя его деятельность как профанацию.
Он отмечает, что во все эти советы, как правило, входят чиновники (на уровне руководителей департаментов профильных Министерств – Минпросвещения и Минтруда), которые и являются, по его мнению, основными противниками реального роста рождаемости, да и вообще развития человеческого потенциала России в целом.
Пожигайло упоминает разработанную Минтруда Стратегию действий по реализации семейной и демографической политики, поддержке многодетности в Российской Федерации до 2036 года, в которой на 2030 год закладывается коэффициент рождаемости 1.6, а на 2036 год – 1.8. А это означает не рост рождаемости, а минус 5 миллионов человек к 2036 году.
Он также упоминает давно обсуждаемые многодетными родителями проблемы их семей, которых сейчас в стране 2 миллиона. И говорит, что 10 миллионов многодетных семей могли бы решить проблему в корне. Но Стратегия малодетных или бездетных чиновников предусматривает лишь 2.7 миллионов многодетных семей в России. Очевидно, рост предполагается просто за счёт мигрантов.
Также рассказывает, что Минпросвещения разработало программы по дошкольному и школьному воспитанию (аж на 280 страниц!), сплошь наполненные идеями гендерного равенства и прочей содомией. А ведь эти программы является методически обязательными в детских садах и школах.
Вследствие этого делается вывод, что в министерствах Труда и Просвещения сидят откровенные детофобы и семьефобы.
На взгляд Павла Пожигайло Совет при Президенте должен возглавлять сам Президент РФ, а не глава Совета Федерации.
Какое впечатление оставляет это интервью?
Впечатление глубокого и верного понимания проблемы и слабого понимания реально действующей системы принятия властных решений.
То, что власть и народ – это не одно и тоже, особенно в России, известно давно. Впрочем, иначе, и быть не может. Так как обширность империи предполагает главным, при всяком властном решении, не решение проблемы, а сохранение власти. Поскольку разрушение власти принесет проблем на порядки больше и неразрешимей действующих в настоящем.
На этом основном принципе власть в России всегда строилась и стояла.
Потому и в аппараты управления подбор идёт не по признакам способности или желания решать проблемы. А по признакам лояльности к вертикали, верности, предпочтительно личной. Что зачастую предполагает непонимание проблем или нежелание их понимать. А то и при понимании сути дела – нежелание проблемы решать, так как это несёт риск восприятия перемен как покушения на стабильность властной вертикали.
Сегодняшний руководящий слой – это нормальная номенклатура, или точнее постномеклатура. Что неудивительно, так как в нее перетекла номенклатура бывшего КПСС. Которая и власть потеряла на ровном месте, потому что состояла из исполнителей, которые брали ориентиры для решения проблем исключительно из вчерашнего дня. А вчера в демографии и воспитании преобладали западные нетрадиционные ценности. Вчерашние решения, принятые людьми лично известными сегодняшним постноменклатурщикам являются убедительным аргументом соответствия этих решений принципу устойчивости властной вертикали. Что чиновникам и нужно!
Таким образом, парадокс власти без которой не может быть ни страны, ни государства, состоит в том, что для уверенности в собственной стабильности власть должна видеть одних и тех же людей вокруг себя, в верности которых уверена. А их эффективность является второстепенным фактором. Тем более что и среди верных попадаются умные. И порой что-то меняется и к лучшему.
Иными словами, ругая власть как неэффективную структуру, нужно понимать, что основной критерий эффективности власти, как явления, это её устойчивость. А потом уже всё остальное. Чему свежим примером является Сирия! Да и наша власть в России, вдруг стала на порядок эффективней с появлением угрозы для себя в вице агрессивной Украины.
А так бы многие низовые проблемы, да такие мелочи как коррупция в той же армии, ее бы и не волновали.
С другой стороны, зацикленность на устойчивости, и, как следствие, низкая эффективность для власти также опасны. Так как большое количество неэффективных решений рано или поздно переходит в качество необратимых последствий и уже, в принципе, неразрешимых проблем, разрушающих не столько власть, сколько общество, структуры его жизнеобеспечения, самоорганизации и целеполагания. Чему примером может служить та же Сирия…
Итак, может ли что-то измениться по проблеме нашей демографии в положительном ключе? Пролагаю, что у власти, структурированной по принципу постноменклатурной психологии и ответственности, перспектив реального решения проблемы демографии не существует в принципе.
Ведь что такое рост рождаемости в диапазоне зрения чиновников? Это рост молодёжного населения, которое всегда активно не только в критике, но и в действиях против вертикали власти. Рост молодежи – это увеличение рисков для устойчивости властной вертикали!
Пожилое население более стабильно. Оно тоже может критиковать, много говорит, но оно никогда не громит администрации, не буйствует на улице и не стремится вооружиться для сопротивления силам правопорядка, если даже проблемы вывели людей на улицы.
Поэтому чиновников не волнует, что страна вымирает. На век этих чиновников населения хватит. А их дети переедут в другие, спокойные маленькие страны…
Есть ли возможности что-либо изменить? Возможности, конечно, есть. Но людей нет! То есть люди, конечно, есть, но они не вписываются в традиционный, номенклатурный уклад.
Чтобы стать частью системы номенклатуры, нужно пройти множество инициаций и проверок на верность, что не каждый искренний и естественно живущий человек сумеет.
В то же время Президент, создавая Совет, хочет видеть в нём знакомые лица. Его задача – сохранить страну. Что означает в диапазоне его практического видения – сохранение устойчивости власти. И далее по вертикали соответствующие указания вниз. Где постноменклатура ловит приказы на лету и старательно исполняет. Как говаривали в прежние времена: «Политику партии и правительства понимает правильно».
Так что пока обстоятельства не сложатся так, что властная вертикаль не осознаёт, что проблема демографии означает быструю утрату страны, а соответственно и власти, ничего реального сделано не будет. Если, конечно, по какой-то счастливой случайности президент не бросит на проблему несистемного человека, дав ему неограниченные полномочия. Ну, как Белоусову в Минобороны, хотя бы...
Павел Иванович Дмитриев, правовед, публицист
1. верните отцам права на детей