Нынешние события в Сирии – кровавый хаос и позор для России. Боевики безнаказанно убивают мирных жителей, бывших солдат Асада и бывших сотрудников Администрации президента САР, вешают его родственников, взрывают мавзолей Хафеза Асада, глумятся над православными храмами, в частности, над церковью святой Софии.
Боевики умножают преступления и хаос. А между тем Израиль прихватывает территории Сирии на юге, курды и турки на севере: страна разваливается. Беснующиеся толпы глупых сирийцев, которые пляшут на улицах, празднуя якобы своё освобождение, напоминают пир во время чумы или гибель «Титаника», когда вода уже подбирается к палубам, но продолжает играть оркестр, и танцуют пассажиры.
Иными словами, сбываются наши самые худшие предположения. Как мы уже предупреждали, прежней Сирии уже больше не будет. Она распадается на куски. Меньшинства в Сирии – христиан и алавитов – вырезают или изгоняют.
Что в этой ситуации делать России? Надежда на переговоры и на то, что боевики не войдут в Латакию и Тартус и оставят алавитскую республику для России – судя по всему не оправдалась. Боевики уже вошли в Латакию, похищают и расстреливают людей – не только тех, кто сотрудничал с Башаром Асадом, но и тех, кто сотрудничал с Россией. И надежды на «договорняк», как это обычно бывает, оказываются посрамлёнными. Как в своё время справедливо говорил премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль: «Кто между позором и войной выбирает позор, тот в итоге получает и позор, и войну».
Мы можем бесконечно рассуждать о том, кто виноват в этой ситуации. Возникает вопрос: что делать?
Сценарий №1. Уходить. Но он невозможен. И не только потому, что в Сирию вложено слишком много, но и потому, что Сирия – перевалочный пункт для Африки. Получается, что нам надо уходить из Африки. И всё, что мы вложили в Африку – пойдёт «свинье под хвост». Мало того, что мы несём огромные финансовые и моральные потери – мы теряем статус великой державы. После ухода из Сирии никто с нами не будет разговаривать всерьёз.
Сценарий №2. Путём договорённостей всё-таки сохранить военные базы в Сирии. Но мы уже видим, что это почти невозможно – нам очевидно указывают на дверь. И не столько международные бандиты под командованием Джулани, а сколько их хозяева: ни турки, ни американцы, ни евреи не заинтересованы в русском военном присутствии в Сирии.
И тогда остаётся сценарий №3, «крымский». Воспользоваться ситуацией развала и неопределённости ввести ограниченный воинский контингент в Латакию и Хмеймим, «отжимать» территорию, на которой проживает алавитское меньшинство, «зачищать» от террористических группировок и объявить эту территорию, находящуюся под покровительством России. Если угодно – можно воспользоваться присутствием Башара Асада в Москве и объявить о восстановлении законной власти пока что на ограниченной территории Сирии.
Только такой вариант может спасти хотя бы частично ситуацию для России. А затем на этой базе создавать Латакийскую республику. Если же республика пожелает присоединиться к Российской Федерации и стать её заморской частью – не чинить этому никаких препятствий.
Таким образом, мы совершим, во-первых, достойный поступок, во-вторых, отстоим свои интересы. И не стоит слушать тех, кто предлагает бежать из Сирии без оглядки – бежать нам нельзя! Мы пребываем в ситуации лета 1942 года, когда нам надо сказать: «Ни шагу назад!». Где бы ни был поднят русский флаг, он должен там и развеваться. Если мы хотим выжить даже не как великая держава, но как суверенное государство.
Цена нашей трусости, малодушия и «договорнячков» может быть слишком большой, несоизмеримо большей, чем мы сейчас представляем. Пора извлечь уроки из Сирийских событий. Сирийские солдаты и офицеры бежали, думая, что они скроются, что их пощадят, что им скажут «спасибо» за капитуляцию. Сейчас за ними охотятся и их везде отстреливают, вешают, волокут за автомобилями. Если наши чиновники, генералы и офицеры не желают схожей для себя участи, то они должны сделать правильный выбор – мобилизоваться и, наконец, начать бороться! И не только они, но и мы все. Как прекрасно сказал Гёте: «Лишь тот достоин жизни и свободы,// Кто каждый день за них идёт на бой!».
В отрицательном смысле люди Башара Асада это доказали. Пора нам доказывать в положительном смысле!
Протодиакон Владимир Василик, доктор исторических наук, кандидат филологических наук, кандидат богословия, профессор, член Синодальной богослужебной комиссии