Будьте просты, как голуби, и мудры, как змеи
Мф. 10: 16
В силу разных причин и обстоятельств предмету «Основы православной культуры» не удаётся в течение многих лет найти свое время и место в перечне обязательных для изучения школьных предметов. И возможно, что нужна какая-то вспомогательная альтернатива способам внедрения, так скажем, необходимой суммы знаний для подрастающей молодежи российского общества. Суммы знаний, которая могла бы послужить необходимыми «пазлами» и составить цельную картину («мозаику») мiра (в какой-то момент времени), когда вместо «когнитивного диссонанса» у школьника (или уже у повзрослевшего человека) сложатся (как Дар Божий) чувства, вера и разум - в единое целое.
В своё время у революционеров тоже сложилась «цельная картина мира» - но на основе понятий и определений - «инвертированного» сознания; сознания, где ложные утверждения подменяли истинные. И они с безумным самоотвержением «шли к светлой цели», убивая городовых и взрывая бомбами царей. В настоящее время тёмные силы также пользуются: во-первых, старыми лекалами такой методологии; во-вторых, плодами «инвертирования» общественного сознания. И эта их «работа» позволяет взращивать «плевелы», успешно заражающие общество.
Но, подробнее...
Если проследить эволюцию и развитие революционного движения в России, начиная с середины девятнадцатого века, то с большой уверенностью можно сказать, что успехи этого разрушительного движения в первую очередь были обусловлены успехами внедрения в умы молодежи понятий, «инвертирующих» сознание общества.
Мы и сейчас применяем те термины и определения, которые принадлежат к области инвертированного сознания общества и опосредованно создают в нашем сознании «вектор силы», оттаскивающий нас от Бога, «Творца небу и земли и видимым же всем и невидимым...». Например: вместо разночинцев - людей ходящих в «разных чинах», стали употреблять слово «интеллигенция» (см. «Интеллигенция, нормальная и адекватная...» из книги автора «Власть, проси мудрости у Бога...») и приписывать ей некое мессианское предназначение. Вместо того, чтобы признать простого человека, м.б. малообразованного и неграмотного - духовно и нравственно чище и благороднее какого-либо бесстыжего банкира-ростовщика или нечистого на руку руководителя фирмы, мы ставим «грамотных и образованных» (см. статью «Грамотные и образованные...» из книги «Красные, белые и ... русские») неизмеримо выше всех остальных, в том числе и упомянутых нами «простых» людей.
Далее. Слово «прогресс» - по умолчанию предполагает прогресс «вообще», а не прогресс технический или прогресс в смысле комфорта. На самом деле слову прогресс сопутствует регресс - духовный и нравственный; и избежать их взаимосвязанного воздействия мало кому удаётся. Это - постулат.
Внедрение демократических начал в учебные заведения России вышли ей боком. Кто-то гениальный догадался с помощью студенческого голосования выбирать (себе) руководителей (не помню, уж не князь ли Трубецкой?). И т.д. Вы можете себе представить, чтобы детвора детского садика выбирала себе воспитательницу? А ведь молодежь достигает необходимой зрелости ума где-то годам к двадцати пяти - тридцати. Более того, после того, как обзаведётся семьей. Семью надо кормить - онтология быта порождает необходимую мудрость.
Т.е для того чтобы попытаться переместить сознание общества в область понятий и определений, хотя бы и не сильно искажающих адекватную, Божественную картину мiра - для этого нужна длительная и кропотливая работа.
Одновременн, нужна и правильная расстановка акцентов в областях литературных, художественных, радио, ТВ и т.д. Пояснять молодежи, испытывающей тяготение к православному миропониманию, «что такое хорошо, и что такое плохо» - всё касающееся вышеупомянутых областей.
Можно быть уверенным, что такие явления, как «дело Жукова» (двадцатиоднолетнего студента высшей школы экономики - гнезда птенцов Е. Гайдара), выступившего летом на стороне «болотно-конструктивной оппозиции», могли бы проявляться в гораздо меньшей степени, имей школы общего образования такие бы, например «факультативные» (или нефакультативные) часы, как, например, «Введение в православие» - на добровольных началах и с согласия родителей. Что-то похожее на беседы священника Ткачева со студентами по каналу СПАС.
В середине-конце девятнадцатого века, начале двадцатого религиозно-философские кружки были «заточены» на эволюцию от богословия к богоборческой философии. И те, кто руководил ими, точно знали, чего они хотят. Как известно, философия бывает - служанкой богословия, а бывает - содержанкой богоборцев (И.Л.Солоневич). Нам же, видимо, нужно идти в обратную сторону - от неадекватного атеизма (философии) к адекватному богословию. Т.е. иметь ввиду молодежь как с наследственными, так и с благоприобретенными (не обязательно во благо) заблуждениями, закреплёнными в нескольких поколениях, в том числе и поколениях, живших при советской власти.
Следует также иметь в виду, что после 1991 года, когда, казалось бы, новая власть сдала в утиль марксистско-ленинское учение, она (новая власть) почему-то (как само собой разумеющееся) не сдала в утиль философские учения, являющиеся идеологическим базисом этого самого марксистско-ленинского учения.
И мы видим, как они пользуются этим инструментом - «законами» философии и марксистско-ленинского учения - так же, как пользовались им и в двадцатом веке - по принципу: «Закон, что дышло, куда повернешь, туда и вышло».
Но, они имеют цели разрушительные (по жизни). И эти цели преследуются ими с необычайной настойчивостью.
Мы, же имеем цели созидательные. И идём в сторону Бога. Почему и имеет смысл назвать эти кружки (или секции) - «Введением в Православие». Лучше что-то делать, чем безстрастно стоять в сторонке.
Начальными беседами в таких секциях, кружках, «часах» («Час Православия») могли бы стать темы: о вышеупомянутой «инверсии» общественного сознания, о Замысле Божьем о Человеке, о исторических истоках Православия; не только исторических истоках стран, государств и народов, но и исторических фактах личностного характера - здесь очень могли бы помочь книги митрополита Тихона (Шевкунова) и священника Ярослава Шипова (зеленая серия выпуска Сретенского монастыря).
Таким образом, азы начального православного просвещения, хотя бы и проверенные, в каком-то смысле духовными иерархами РПЦ - представали бы перед обществом, как чисто светское учреждение. Автору кажется такой подход наиболее продуктивным.
Преподаватель предмета (в обычной гражданской одежде), несомненно, должен быть воцерковленным и «далеко не глупым». Как бы и священник, но не священник, а гражданское лицо. Имеющее статус преподавателя и хорошую зарплату (куда же без этого). Неглупым настолько, чтобы понимать, что именно в феврале 1917 года Россия упала в яму бездуховности, утеряв адекватность восприятия существования Невидимого Мира; и только в во времена войны 1941-1945 гг., во времена руководства страной И.В.Сталина частично восстановила утерянные позиции в духовной сфере; которые с 1953 года продолжают испытывать давление как внешних, так и внутренних сил. Сил, которым не даёт покоя роль нашей страны и нашего православного народа в стабилизации и умиротворении «планетарного беспредела».
Кстати, при нормальном (истинном) освещении событий довоенного и военного времени, в которых... Впрочем, автор здесь выразился неудачно: именно и естественно, что «нормальное» (но не истинное) освещение событий довоенного и военного времени произошло «на практике» - ведь наш мiр - «мир князя сего»...
И от того, сможем ли мы выполнить задачу начального православного просвещения, от того, насколько готова и РПЦ поддержать эти вышеприведенные смысловые «абзацы», зависит, наверное, очень многое.
Уткин Юрий Герасимович, публицист, кандидат технических наук, доцент