В университете от нас требовали знание латыни. Одной из форм тестирования была проверка знания студентами наизусть определенного количества крылатых фраз и поговорок. Выучил я их быстренько, сколько смог, и проскочил на зачете без заминок. Всю жизнь пользовался ими и особенно «Repetitio est mater studiorum». И когда какой-нибудь не очень успевающий студент спрашивал меня, как ему запомнить предложенный объем знаний, то я бывало включал умного и цитировал эти записи моей студенческой юности.
Но, почему-то в универе нас учили именно этой форме данной поговорки и все? Но мы же продолжаем читать и как-то корректировать свои знания, и тут оказывается, что полностью эта блестящая мысль звучит в переводе так: «Повторение - мать учения и прибежище ослов (утешение дураков)». Вот именно в такой форме и при такой смысловой нагрузке Овидий произнес это изречение. При этом прочтении сразу многое пониматься иначе. Получается, что эллинистическое образование было очень разным по технологическим подходам и между этими подходами была интеллектуальная конкуренция, которая и выразилась в смысле данного выражения очень хорошо.
Получается, что был в образовании тех времен апробированный временем интуитивный подход к воспитанникам, который подразумевал познание посредством познания (игры, работы, конкурсов и пр.) и начетнический подход, основанный на зубрежке и палочной дисциплине. Разумно будет заметить, что при тогдашних планках в статусах, при тех нормах этики и морали, люди, как и сегодня, были разными (одаренными и нет, трудолюбивыми и не очень), а потому обе технологические линии образования нормально сосуществовали, что позволяло выдавать на-гора и высоких интеллектуалов, и дотошных исполнителей.
«Suum cuique» - всякому своё, каждому по его заслугам. И в этом древние видели понимание классического стрежня справедливости во всем. И то, что Патриций позволял себе это, с позволения сказать, «оскорбление», как нам сейчас кажется, на самом деле делало патриция только лишь хранителем древней справедливости в понимании того времени, а не врагом плебса.
Абстрагируясь от Эллинистического периода и перенеся идею на русское средневековье и Новое время, при сравнении с эллинской древностью, нам открывается циничный вывод - Университет и школа - разные технологические линии. И то, что большая школа с ее чисто начетническим принципом образования появилась на Руси сильно раньше Университетов, определило Русскую ментальность на века. Если бы не наши природные дарования, стремление к воле вольной и наше гениальное разгильдяйство ( - Китайский-то сдадите? - А когда экзамен?), то не бывать бы нам Великой державой и не преодолеть бы нам технологическое отставание от Запада, где школы появились, чаще всего, именно как дочери Университетов - рассадников самостоятельной учености. Все бы сожрала, как свинья, тупая муштра.
Университет с его методологией преподавания есть Дом, где живут Интуиция и опыт - родители конкретного открытия и движения вообще. Итак, доводя мысль до логического абсурда, мы приходим к выводу, что современное начетничество в наших школах и ЕГЭ как его вершина сделали и продолжают делать русскую школу домом утешения для дураков для того, чтобы дураки в конце концов стали ослами (что чаще всего бывает очень даже нужно и полезно для корней социума, но не для его роста). Но так же нельзя! Ведь не могут же все стать ослами и тянуть одну единственную лямку, которая приводит в действие нефтеперегонный насос. Если все будут ослами, это не избавит нас от погонщиков и наездников, они появятся со стороны и будут жестче и требовательнее доморощенных.
Вот вам, дорогие мои читатели, и результат вдалбливания в наше русское сознание «Repetitio est mater studiorum», которая является синонимом германского девиза для жизни народа при фашистах «Arbeiten, arbeiten und disciplinen meine soldaten». От работы при таком подходе кони дохнут, не то чтобы высоким материям высоко в Небе парить. Нельзя оставлять страну без познания через познание - без интуитивно-прикладного метода с одним только начетничеством! Спорить нет смысла - ослы, даже дрессированные, всегда останутся ослами, главное, чтобы те, кто хочет и может быть ЛЮДЬМИ, не попали в этот красиво налакированный буржуями капкан - «Repetitio», а имели бы в самой школе, от первого класса и до выпускного, безвозмездную возможность прорваться - исполнить это свое законное стремление.
Р.S. Вернемся к нашим баранам. Учили мы латынь, учили, а все более во вред себе и получается, что фраза «scientia potentia est» (лат. Знание - сила) тоже чаще всего не верна и даже по-разному опасна. Так что выходит, что скажи я и сейчас другому студенту, как и раньше говаривал, этой латынью, то могу по меньшей мере очень обидеть человека, если он, конечно же, знает эту самую латынь, что вряд ли может быть в анналах наших ослиных ясель.
Протоиерей Вячеслав Пушкарев, руководитель Миссионерского отдела Иркутской епархии
12. Ответ на 5, София7:
полностью адекватен уровням знаний школьника, т. е. слабый не может получить слабую оценку, а сильный обязательно получит сильную,
Ошиблась, извините: "слабый не может получить ХОРОШУЮ оценку", и уточнение: "сильный получит хорошую оценку при основательной подготовке". Может. Даже у слабого в математике ученика может быть очень хорошая краткосрочная память, которая позволяет зазубривать и визуально запоминать большие тексты и это даст ему шанс получить 65 балов, а растерявшийся ударник, от испуга получит только 40.
11. Ответ на 8, Серёга Чудиса: Вот на 100% с Вами согласен. Этим только и спасаемся.
10. Ответ на 1, Андрей Козлов: Тут спорить, что зерно в асфальт садить, если что и прорастет, так все равно засохнет. Мне вот очень бизко понимание "электрика", хотя он же сам меня и повторил. Сам повторюсь: "Наша школа не учит всех так, чтобы все знали, а просто выливает знание на голову всех и снимает сливки (тех, кто природно одарен и по возрасту способен понять), а остальных - куда угодно и как угодно - по ветру головы своея...
9. Ответ на 4, София7: Добрая ночь! Наконец добрался до Вашего поста. Про то что "ослы" утешавются результатами зубрёжки, я сам писал, имея в виду, что это им мало и не всем поможет. Имел возможность наблюдать за преподаваним математики в школе с 1974 года и до сей поры. Сам проработал учителем в школе 7 лет и семерых детей выучил. Огромный опыт импирического наблюдения и погружения в тему. Свидетельствую, что математику и геометрию в средних школах всегда плохо преподавали. Всегда!!! Исключая из наблюдения специально подобранные классы статистика остаётся неизменной до сей поры. На класс в 24 человека при примерно равном соотношении полов приходится один мальчик отличник и одна девочка отличница, три мальчика ударника и четыре - пять девочек ударниц. Всех остальных можно бех колебаний классифицировать, как двоечников, которых мудрые учителя определяют в троечники. С английским и русским языками считуация может быть даже чуть похуже. И вот тут, я почти на 100% уверен, что от учителей тут зависит не очень много, потому как тут другие вводные работают - те, на которыми у нас ни кто не работает. Почему? Потому что у нас чисто начетническая система образования, которая тупо снимает природные сливки с контингента учеников, а молоко оставляет для самостоятельного вскисания.
Интуиция научная может возникнуть только на базе немалых знаний, я думаю. А уж опыт, совершенно точно, берется из изучения азов предмета, движения от элементарного к более сложному.
Что касается ЕГЭ, могу Вам только об экзамене по математике засвидетельствовать: экзамен этот НЕ в формате теста, очень грамотно и компетентно составлен (главный там - академик И. Ященко), содержит все разделы элементарной математики, задания заключительной, более сложной, части, взяты из вступительных экзаменов в МГУ прошлых лет (с параметром, на целые числа), полностью адекватен уровням знаний школьника, т. е. слабый не может получить слабую оценку, а сильный обязательно получит сильную, можете даже не сомневаться. Проблема не в ЕГЭ, а в падении уровня преподавании математики в современной школе (это падение началось не сейчас, но прогрессирует). СпасиБо за внимание.
8. Ведь не могут же все стать ослами
7. Re: «Ведь не могут же все стать ослами»
6. Ответ на 2., электрик:
5. Ответ на 4., София7:
4. Уважаемому автору
3. "Кого боги хотят покарать того они делают педагогом".