Об успешности политической и экономической составляющих визита премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху на Украину 18-20 августа наблюдателям и аналитикам хотя бы в общих чертах известно. Обратим внимание на гуманитарную часть визита.
В последний раз Нетаньяху был в Киеве 20 лет назад, в 1999 году, в первую свою каденцию премьер-министра. Причин нынешнего визита несколько, и одна усиливает другую. Каждую можно подробно комментировать, но достаточно и просто перечислить три основных: чистокровный еврей впервые воссел в Киеве; 17 сентября выборы в Кнессет Израиля; Израиль достиг в своём росте потолка и нуждается в привлечении со стороны донорских энергий.
20 августа Нетаньяху встретился с представителями еврейской общины Украины. На фотографии мы видим большую группу раввинов, сообщается о присутствии эмиссара движения Хабад - главного раввина Киева, «официального посланника Любавичского ребе Йонатана Маркович».
Выступал премьер на иврите, аудитория в переводе не нуждалась. Знающие иврит поймут глубже, здесь же ограничимся взглядом на два официальных перевода.
Посетив в рамках визита мемориал «Бабий Яр», Нетаньяху говорит о судьбе своего народа - о прошлом и настоящем: «Нас убивали массово и без пощады. И вот сегодня мы живем в сильной, крепкой, развитой и процветающей стране, прежде всего благодаря силе нашей веры. Без веры ничто не имеет значения. Без веры мы не смогли бы сотворить чудо - возрождение Народа Израиля на его Родине. Это вера, которая передавалась из поколения в поколение...».
Слова прекрасные, только речь идёт о вере, как мы понимаем, не во Христа Спасителя, а о вере в приход Мошиаха, который в православной традиции понимается как Антихрист.
Разумеется, вслушиваясь в чьи бы то ни было слова, мы соотносим их с собой, с судьбой своего народа, своей страны (страна - шире понятия государства, границы которого не всегда являются результатом побед народа, но результатом поражений). Да, думаю я, и нас, русских, убивали без пощады, без счёта врывали в землю, разделяли, рассеивали. Мы и сами против себя преизрядно постарались. Вот и опять отсутствие согласия в русском обществе подводит государство к граничной черте, за которой ощущается обрыв. В такие времена каждая точка становится болевой. Даже ключевая точка недавней истории - Победа, которая на метафизическом уровне воспринимается предвестницей будущего, стала предметом дискуссионным. Православные считают, - её исток в возрождении веры и милости Божией. Коммунисты-атеисты полагают иначе. Либералы (в своём радикальнейшем изводе) утверждают, что следовало б проиграть войну, сдаться, как Польша, Франция и Норвегия, и пили б все теперь баварское пиво на Мальдивах. Нет в обществе согласия, и усмехается нам в глаза Иван Андреевич Крылов: «Однажды Лебедь, Рак, да Щука везти с поклажей воз взялись...». Стоит заметить, что и нынешнее равновесное состояние не является препятствием для спасения души. Да и в кризисное время, когда обрыв и всё в разнос, каждому даёт шанс на спасение. Во всём есть Промысл.
Гость из Израиля продолжает о Бабьем Яре: «Даже в этой долине смерти были люди, которые шептали: "Слушай, Израиль", и мечтавшие о возрождении Израиля... Возможно, что, произнося слова молитв, эти люди уже не верили, что их молитвы будут исполнены, но это случилось - благодаря вере».
Речь о молитве «Слушай, Израиль», «Шма, Израэль» из Второзакония пророка Боговидца Моисея, которую современные иудейские проповедники называют «самым крепким скелетом нашей веры», «декларацией народа» и даже «конституцией». Важность её подчёркивается не первыми лишь стихами, которые нам хорошо памятны, но и последующими, целиком: «Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть; и люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всеми силами твоими. И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем [и в душе твоей]; и внушай их детям твоим, и говори о них, сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась, и вставая; и навяжи их в знак на руку твою, и да будут они повязкою над глазами твоими, и напиши их на косяках дома твоего и на воротах твоих» (Втор. 6: 3-9).
«Внушай их детям твоим» - это встряхивает.
Протоирей Андрей Ткачёв сказал глубоко о молитве этой, соотнеся её с нами, православными христианами: «Эти заповеди нам очень нужны, как звук трубы, будящей нашу совесть, как колокол...».
Нетаньяху констатирует, обобщая: «Мы полны веры, той же веры. Сегодня наша миссия в основном заключается в возрождении иврита и возрождении национального движения...».
Не просто слова. Они воплощаются в жизнь конкретными делами. Как не вспомнить слова горделивого израильского раввина: «Куда бы вы ни приехали, вы встретите две вещи - кока-колу и Хабад. И даже там, где нет кока-колы, есть Хабад». 19 августа помимо прочего в Киеве было подписано межгосударственное соглашение о том, что в украинских учебных заведениях будут изучать иврит, а в израильских - украинский язык. Надо понимать, что Зеленский нашёл свою альтернативу русскому языку, как в своё время Порошенко - свою. При этом в Израиле ценятся специалисты, знающие русский и арабский языки. В частности, большой спрос на них в разведке.
Нетаньяху поясняет, почему стали возможны «возрождение языка иврит и подъем еврейского национального движения»: «И то, и другое было бы невозможно, если бы не события, случившиеся здесь, на украинской земле, откуда пришли многие наши писатели, такие как Бялик или Черниховский, и так много наших великих мыслителей, таких, как Ахад-ха-Ам и Жаботинский. Воистину, украинское еврейство родило некоторых из наших величайших гениев, и все они были глубоко погружены в наше наследие. Они были знакомы с еврейской традицией, они не избегали ее...».
Сразу заметим, речь идёт о рождённых в землях Российской империи во второй половине ХIХ века.
Поэт Хаим Бялик родился в 1873 в Волынской губернии, литератор Саул Черниховский, переводчик на иврит Пушкина, в 1875 в Таврической (ныне Запорожская обл.), Ахад-ха-Ам - Ушер Гинцберг, претворявший в жизнь идею сионизма, ревнитель иврита, еврейской культуры и истории, в 1856 в Киевской губернии; Зеэв (Владимир) Жаботинский, идеолог практического сионизма, создатель, в частности, террористической организации «Иргун», в 1880 в Одессе.
Вспоминая заповедь «и внушай их детям твоим», показательным можно счесть воспитание упомянутого Гинцберга. Будущего философа воспитывали в такой набожности, что «учителю запрещалось даже обучать его русской азбуке, чтобы он не пошёл по дурной дороге, ведущей к безбожию». Вот как! Его детство - 1860-е годы. Родителям было чего опасаться! Примеров воспитания в русских семьях, которое приводило к безбожию, более чем достаточно. Когда-то поразил пассаж в романе Ивана Гончарова «Обрыв». Говорится о воспитаннике, которому «четырнадцать лет - и тот вдруг объявил матери, что не будет ходить к обедне... На старшего показал. А тот забрался в девичью да горничным целый вечер проповедовал, что глупо есть постное, что Бога нет...». На этом фоне иудейское воспитание смотрится контрастно. Кстати, даровитый хлопчик Гинцберг сам в 8 лет выучился читать по-русски, «разбирая вывески на лавках».
Нетаньяху говорит не только для религиозной аудитории, но и для абсолютно светской, говоря о евреях, выходцах с «украинских земель», подчёркивает: «Конечно, они хотели штурмовать будущее и построить страну, но они не закрывали дверь в прошлое. Напротив, они благословляли святость Израиля; они приняли святость Израиля; и они изучали смысл святости Израиля...».
Биньямин Нетаньяху возглавляет партию Ликуд («консолидация»), которая на политической шкале Израиля числится как правоцентристская национал-либеральная. Корни её уходят в сионизм-ревизионизм, идеологом которого являлся Зеэв Жаботинский, и к упомянутой организации «Иргун». Партия Ликуд считается светской, за неё зачастую голосуют выходцы из СССР. Но Устав Ликуда при этом гласит, что основным способом сохранения еврейского самосознания является изучение иврита и еврейской традиции, что партия ратует за репатриацию евреев на их историческую родину, за признание единства судьбы всего еврейского народа.
Нынешняя Россия не спешит объединять и созывать под свои крылья своих детей.
Нетаньяху знает, перед кем выступает. Этих людей, вероятно, можно назвать смотрящими за Украиной: «Создатель дал нам потрясающую возможность, которую не получили многие другие народы - вновь восстановить нашу национальную жизнь на нашей Родине...». Конечно, он не мог не упомянуть «7-го и последнего ребе Хабада», умершего в 1994 году рабби Менахем-Мендля Шнеерсона, признаваемого частью Хабад Мошиахом, чей представитель сидит в зале: «Я вижу, как государство Израиль вызывает восхищение во всем мире. Это не только потому, что мы стоим против тьмы и зажигаем свечу истины, о которой говорил Любавичский Ребе, не только потому, что мы успешно отразили наших врагов и нашли новых друзей, но и потому, что нам присуща какая-то внутренняя волшебная сила» (в другом переводе говорится о «некой магии, которой мы обладаем»).
Но хватит об этом.
Веками перед нашим Отечеством, которое благочестивый народ назвал Святой Русью, вставали мессианские задачи. Таковым был и Священный Союз императора Александра I - с религиозно-монархической идеологией, противостоящей разрушительным революционно-либеральным тенденциям, и ООН коммуниста Иосифа Сталина, уже отказавшегося от идеи мирового освобождения пролетариата (идеи тоже мессианской), но свинтившего рассыпавшийся мир Победой. Через 75 лет, мерцая, вновь перед Россией мессианская задача по удержанию мира от сползания в хаос оголтелого либерализма, погибельного ада. Огромные пространства и неисчислимые ресурсы, данные русскому человеку Богом, могут служить спасению всех, кто понимает, в чём смысл человеческой жизни и всей цивилизации.
Россию, Святую Русь называют Новым Израилем. Не по крови, но по духу. Израиль - «ум, видящий Бога».
И вслушаться надо в Божий глас, в слово Господа нашего Иисуса Христа: Слушай, святая Русь! «Господь, Бог наш, Господь един есть; и люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всеми силами твоими, сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя...» (Втор. 6: 4-5; Мф. 22: 38-39). И тогда придёт время вновь приблизиться к пониманию пророчества преподобного Филофея о Москве - Третьем Риме.
Станислав Ворон, публицист, Киев
34. Ответ на 33., рудовский:
33. Re: Чему мы должны поучиться у евреев
32. Ответ на 30., рудовский:
31. Ответ на 27., Советский недобиток:
30. Re: Чему мы должны поучиться у евреев
29. Ответ на 24., Ник Ликашин:
28. Ответ на 19., рудовский:
27. Ответ на 20., Андрей Козлов:
26. Re: Чему мы должны поучиться у евреев
25. Re: Чему мы должны поучиться у евреев