Креативный президент Украины Владимир Зеленский придумал проект-акцию «Пасха дома». Чтобы фигу коронавирусу показать. Но главным образом, кажется, православным.
24 марта Зеленский призвал «глав церквей всех конфессий» проводить богослужения без присутствия верующих. Сделал это хитроватым способом: «Благодарю тех глав церквей, которые понимают опасность и проводят богослужения без людей, в режиме онлайн. Уверен, что и другие главы присоединятся к такой вынужденной практике». Онлайн? Однако богослужение православных христиан включает в себя Причастие Святых Тайн. Зеленский этого, возможно, не знает. А если знает, то его фактический призыв «причащаться онлайн» через экран монитора – это что-то совершенно новое в лукавых человеческих речах.
25 марта президентский сайт сообщил о его задумке: «Мы готовим и скоро презентуем проект «Пасха дома», который поможет отпраздновать этот большой праздник дома, не собираясь толпами в церквях». Тему «безопасности празднования Пасхи и проведения богослужений в условиях распространения COVID-19», обсудив с «главами церквей», президент обсудил на селекторном совещании с руководителями областей и мэрами областных центров. Сообщается, что «на совещании была рассмотрена возможность размещения патрулей у храмов и церквей»…
Патрулей?! Что называется, давно не было и вот опять!
Как мы понимаем, «проект» касается православных христиан канонической церкви – УПЦ (Московского патриархата). Потому что руководство ПЦУ/СЦУ томос-бармалеевского раскола уже 25 марта заявило о готовности проводить безлюдные «службы». И даже продемонстрировало соответствующую фотографию. Что же касается протестантских течений – там уже веками не причащаются и посидеть протестантам перед монитором с пастором внутри лишнее облегчение.
Что стоит за темой «патрулей у храмов и церквей»? Почему-то вспоминается пророчество о «кровавой Пасхе».
Впереди, до светлого дня Пасхи ещё два великопостных воскресения – 29 марта и 5 апреля, праздник Благовещения Пресвятой Богородицы – 7 апреля, Вход Господень в Иерусалим 12 апреля, Страстная седмица...
Судя по всему, в эти дни и будут отрабатываться «приёмы и методы ограничения православных».
Но каков состав патрулей? Какова их задача?
Пожелание Зеленского: «В случае большого скопления людей они должны проводить беседы с прихожанами и разъяснять, что собираться толпами опасно не только для них самих, но и для здоровья окружающих».
Два месяца истерии не дали результата, а в праздничную ночь на пороге храма они будут объяснять, что собираться толпами опасно? Как это будет выглядеть на практике?
Вероятно, «что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться»? На памяти старшего поколения – атеистические времена и малое число действующих храмов. Перед ними выставлялись кордоны. В компании с милицией крутились активисты с повязками – дружинники, комсомольцы-добровольцы. Картина из времён середины 1960-х впечатляюще дана у Солженицына в рассказе «Пасхальный крестный ход». В нынешних реалиях, значит, будут полицейские Авакова, его же нацгвардейцы (спецназ, бывший «Беркут») и активисты-националисты из структур так же подконтрольных грозному министру.
Аваков как вирус, выживает во всех средах, выжил в коричнево-шоколадной среде, благоденствует и в зелёно-болотной. В эпоху коронавируса ещё более укрепился. Говорят, поглядывает в наполеоны, «спасители нации», мечтая о треуголке. Режим чрезвычайной ситуации уже позволяет ему контролировать и улицы и всю общественную жизнь. Он член фактической «тройки политбюро-Зе» наряду с премьером Денисом Шмыгалем и президентом Владимиром Зеленским. При этом и не скажешь, что он точно второй в этой тройке, а тем более третий.
25 марта Кабмин (Шмыгаль) уже дал ему особые полномочия – «принудительно обследовать, лечить и госпитализировать украинцев от коронавируса Covid-19». Мера, понятно, сама по себе разумная. Но Аваков её готов трактовать в расширительном смысле. И в категорию людей, «которые избегают врачей» может быть зачислен кто угодно. Хоть и все верующие, пожелавшие Пасху отпраздновать в храме.
Как было в 60-х? «…Все же до ножей не доходит – три-четыре милиционера для прилики прохаживаются там и здесь. И мат – не воплями через весь двор, а просто в голос… Потому и милиция нарушений не видит, дружелюбно улыбается подрастающей смене». А плюс тот, что активисты 60-х – «не штурмовики 30-х годов, не те, что пасхи освященные вырывали из рук и улюлюкали под чертей».
Провокации «активистов» против священнослужителей уже происходят в разных местах Украины, нагнетая атмосферу неприязни к верующим УПЦ. То журналистка коломойского канала «1+1» подлезла с микрофоном к священнику во время таинства маслособорования на территории Александровской больницы: «Вы не боитесь одной кисточкой...». То известный врач-шарлатан Коморовский накануне Крестопоклонной выступает с виршами, призывая: «Чем целовать заразный крест, носите маски». Эпитет, применённый к Кресту, говорит о его ненависти ко Христу, в противном случае язык бы не повернулся. Коморовский, как ни смотри, разжигает ненависть к христианам! То какой-то журналист звонит старенькому черкасскому митрополиту, представившись работником полиции, задаёт глумливые вопросы по поводу окропления улиц священником с открытой платформы пикапа: как опасно! В обществе нагнетается, причём судя по комментариям к роликам, нагнетается успешно атмосфера неприязни к православным.
Итак, патрули в 2020 году призваны не пускать, пресекать, отфильтровывать. У Авакова есть мотив и возможность устроить серьёзную провокацию. А там и до введения Чрезвычайного положения шаг (не путать с введённым режимом чрезвычайной ситуации – разные уровни ограничений). Может дойти и до введения нацгвардии в некоторые монастыри. А там и до зачистки и передачи святынь «государственной церкви» недалеко. Есть возможность, есть мотив – возвыситься, получить треуголку.
Как не вспомнить чумной бунт в Москве в 1771 году. Поводом для восстания послужил инцидент с чудотворной Боголюбской иконой, пребывавшей тогда у Варварских ворот Китай-города. Толпы народа стекались к Варварским воротам со всей Москвы, служились молебны, делались подношения. Московский архиепископ Амвросий, дабы пресечь распространение моровой язвы, запретил молебны, благословил перенести икону, а короб с пожертвованиями опечатать. Владыка был оклеветан – якобы присвоил пожертвования. Бунт начался с вопля: «Грабят Богородицу!».
Владыку растерзала толпа, настигнув у Донского монастыря. Очередной русский бунт бессмысленный и безобразный развивался по своему классическому алгоритму – с подзуживанием боярских людей и купцов, с убийствами, разграблением монастырей и особняков знати. Московское начальство заблаговременно покинуло агонизирующий город. Главнокомандующим Москвы – не по номинальной должности, а по воле случая, – оказался боевой генерал Пётр Еропкин. Три дня в Москве шли бои с переменным успехом. Еропкин решительно исполнял не приказ (приказывать некому было), но долг. Он подавил мятеж. Пётр Еропкин был совестливым человеком и каялся в зарубленных и пострелянных его войсками людях; написал письмо Екатерине II Алексеевне с изложением событий и просьбой об отставке. Императрица наградила его как героя. От части наград генерал отказался, в частности, от 4 тыс. душ крепостных.
Конечно, никто не заподозрит министра Авакова в благородстве, но без труда охарактеризует его как опасного интригана. Вполне возможно он готов взять на себя роль «героя» и «спасителя нации», подавив спровоцированные властями народные волнения.
Священноначалие пытается найти приемлемый выход, выдержать среднюю линию, избежать конфликта. Митрополит Запорожский и Мелитопольский Лука нашёл такое решение, огласив его через свой Telegram-канал: «В связи с большим количеством людей, приходящих в храмы на Пасху, Причащения в этот день НЕ БУДЕТ, но причаститься можно будет в дни Страстной седмицы (за исключением Великой Пятницы) и на всей Светлой неделе».
Вероятно, на местах будут приниматься и другие приемлемые для всех решения.
Станислав Ворон, публицист, Киев