Каков идеал политической жизни России?

К 200-летию со дня рождения выдающегося русского мыслителя, общественного деятеля, славянофила Юрия Фёдоровича Самарина

Бывший СССР  Консервативная классика  Конференция «Идея монархии в православно-русской цивилизации. Прошлое и настоящее» 
0
1349
Время на чтение 4 минуты
4 мая (по Григорианскому календарю) исполняется 200 со дня рождения выдающегося русского мыслителя, общественного деятеля, славянофила Юрия Фёдоровича Самарина.  Это крупная дата, и жаль, что деятельность такого выдающегося отечественного мыслителя не вызывает в наши дни надлежащего внимания. 
 
Юрий Фёдорович принадлежал старинному дворянскому роду Самариных. После окончания Московского университета он поступил на службу в министерство внутренних дел. Выйдя в 1854 году в отставку, он целиком посвятил себя общественной деятельности. Самарин был одним из активных участников подготовки великой крестьянской реформы 1861 года. Главной его заботой было не просто освобождение крестьян, а определение дальнейшего пути развития народа и государства.   Поэтому он был против формального освобождения и считал сохранение общины важнейшей целью развития общества. 
 
Подобно другим славянофилам, Самарин идеал политической жизни России видел в единстве двух сил – самодержавия и сельской общины. Он утверждал, что образцом общественных отношений должен стать не западный индивидуализм, а иерархия христианской общины с верховной властью во главе. Дворянство для него казалось уже выродившейся бесперспективной силой. Хотя Россия тогда пошла по другому по пути, включившись в активное строительство капитализма, эти идеи не канули в лету. В частности схожие тезисы лежат в основе знаменитой книги И.Л.Солоневича «Народная монархия». Актуальны они и в наши дни.
 
Можно ли считать народную монархию – идеальной политической системой для России, как полагал Самарин и многие славянофилы? С одной стороны, русская история не раз показывала склонность общества именно к такому строю. И не раз именно такая система выручала страну. С другой стороны, не следует забывать, что народа в том смысле слова, в котором его употребляли во времена Самарина, уже нет. Кардинальное изменение жизни, сознания, жизненного уклада общества, произошедшее в ХХ веке, трудно переоценить. 
 
Славянофилам, в каком-то смысле было проще. Их воззрения базировались не только на общеевропейском стремлении найти свои национальные корни, но и на подлинной любви к русской старине и русскому народу.
 
Все славянофилы были влюблены и в русскую общину. Восторгались бы ей и мы, если бы она была где-то рядом. Но ее давно уже нет. Своими гусеницами по ней проехала даже не советская власть, а тотальная урбанизация, разрушившая традиционные уклады отнюдь не только в России. 
 
Были у общины и другие враги. В первую очередь, как не странно, это изменение материального положения крестьян. Эволюция тут простая. По мере накопления материальной собственности, крестьянин превращается сначала в крепкого хозяина, затем либо в кулака, либо в купца. Надо ли говорить, что  ни тому, ни другому община не нужна. Но и общине они не нужны. К сожалению, в пореформенной России конца XIX века преобладал именно подобный буржуазный путь развития, развитие которого как раз община и сдерживала. 
 
Разрешить этот антагонизм пытался, как известно, П.А.Столыпин. К чему бы привели его реформы, имей он в запасе 20 лет, как он сам и мечтал, не известно. Но становясь буржуа, мелким или крупным, бывший крестьянин не сохранял уже ту приверженность самодержавию, которая была свойственна крестьянской общине. 
 
Тот путь народной монархии, идти по которому, (или возвращаться к которому, предлагали славянофилы, и который был отчасти реализован в СССР во времена Сталина, не учитывал простой универсальной закономерности развития общества, а именно процесса отчуждения. Это такой же объективный закон, как и закон гравитации. Обойти его не просто. 
 
Проблема отчуждения отнюдь не связана ни с Марксом, ни с Гегелем. Если говорить проще, то это проблема заключается в том, что один человек, по мере развития общества, стремится поработить другого. Другим может быть иноплеменник, но может быть и сосед, родич, собрат.
 
В Советском союзе делали вид, что там такой проблемы нет, потому что построено бесклассовое общество. Но это была лишь иллюзия. Пока был силен общинный дух, унаследованный от прошлых веков, общество сохраняло свою цельность. Затем советское общество повторило путь крестьянской общины царской России. Экономическое развитие и рост благосостояния привел к взаимному отчуждению. 
 
Что же нас ждет теперь? Процесс взаимного отчуждения набирает силу. Каждый стремится отделиться от другого и создать свой мир, ограниченный частной собственностью.  Единый дух народа распадается. В результате народ просто исчезает с лица истории.
 
Если просто плыть по волнам капиталистического развития, то приплывешь к антагонистическому обществу, когда одна часть народа люто возненавидит другую. Исход  такого пути ясен  изначально: богатые станут еще богаче, бедные еще беднее. Сильная верховная власть может сдерживать, но не бесконечно, это растущее противоречие, как всегда и было в России. Кроме того, это сдерживание неизбежно ведет к деградации определенной и достаточно значительной части населения. 
 
Что же можно противопоставить этой не веселой перспективе? Сторонники Западного пути ищут равновесия, среднего класса, веру в который, кажется стали терять и на Западе.
 
Кстати на Западе, особенно в Европе, идеи социализма весьма уважаемы, потому что все понимают опасность раскола общества и необходимость примирения социальных противоречий. В России же во времена советского бесклассового общества, опыт осознания опасности социального конфликта просто был утрачен.
 
Что же могут предложить в наши дни те, кого можно назвать духовными наследниками славянофилов? Так или иначе, если народ хотел бы сохранить себя в истории, у идеи народной монархии, подразумевающей определенную форму социализма, альтернативы нет. Более того, пока народ окончательно не смирился со своей гибелью он будет к ней возвращаться постоянно
 
Однако, мы, кажется, еще дальше отстоим от подобных идеалов, чем Самарин. На пути стоит олигархический, банковский постиндустриальный, то есть паразитический, капитализм. Его идеологи выражают уверенность в незыблемости подобной системы в будущем. Так ли это? История не раз показывала, что может удивить любого политтехнолога своей непредсказуемостью.

Александр Сергеевич Зверев, искусствовед, культуролог, фотограф
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

7. Re: Каков идеал политической жизни России?

Идеал известен- Самодержавная Православная Монархия. Однако сей идеал был утрачен в начале 18 века, и вернуться к нему без Божьей Милости невозможно, ибо это надо заслужить.

6. Ответ на 4., Коротков А. В.:

В тоже время, пропаганду идей социального и правового равенства должно прекратитьИ то верно.=== Туфли-то олигархам, которые их купили на денежки, накопленные непозильным трудом, целовать надо. А то запыляютзя. И зпину при этом под кнут подзтавлять.

Так ведь за что коммунисты боролись, то и получили. Боролись, чтобы не было русских богатых, стали богатые других нац.меньшинств... Хотя вот Вы, вроде и не коммунист, но пора уже понять, пока коммунисты не признают своих исторических ошибок - 1)деятельное участие в свержении Царя, 2)богоборчество, 3)замена православия свои красным марксистским учением - ведь ничего не изменится... Вот покаются коммунисты и Россия начнет поворачиваться на верный путь... Ведь большевики и февралисты - это одна братия, потом только между собой что-то не поделили и разборки были в 1917, в результате которых более брутальные бандиты (большевики-коммунисты) пришли к власти...
ВладимирАз / 07.05.2019, 06:20

5. На 1

#исключающими паразитизм отдельных личностей или групп людей. Даже некогда отсталый социалистический Китай оказался сильней процветающих США. Исторически доказанный факт.# Китай был отсталый пока был социалистический.Таким бы он и остался,если бы не капитализация труда.
Влад.Атласов / 07.05.2019, 05:36

4. Ответ на 2., охтензкий обыватель:

В тоже время, пропаганду идей социального и правового равенства должно прекратить

И то верно. Туфли-то олигархам, которые их купили на денежки, накопленные непозильным трудом, целовать надо. А то запыляютзя. И зпину при этом под кнут подзтавлять.
Коротков А. В. / 06.05.2019, 18:29

3. Ответ на 2., охтенский обыватель:

О как прав автор в своих выводах!О как верны его заключения, и как актуальны труды и мысли Юрия Фёдоровича для наших современников!Воистину, Россия стоит на развилке: строительство капитализма необходимо свернуть, но и возвращения в социализм/коммунизм не должно допустить, ибо оба этих порядка противны Господу! Задача России - свой, особый, исконне русский, третий путь, не социалистический и не капиталистический, ибо она они ложные, западные - от слова "западня", которой для Руси всегда был Запад. Особый путь Отечества нашего сложно выразить словом или изложить в программе, ибо он во-многом принципиально неизрекаем, однако, русские сердцем, не слепые душой, могут его почувствовать, узреть духовным зрением, понять в движениях листвы на троицкой берёзке, в утреннем мареве Петрова дня, в звоне колоколов, в первом снеге, покрывающем землю Русскую из года в год точно на Покров, в ожидании Рождества, пурге и вьюге Крещенского сочельника, в чуде Возкресения Христова... Горек и печален удел тех, кто этого не видит! Можно только скорбеть об их душах, обреченных на вечную погибель в тёмных безднах ада...Нет никакого сомнения, что необходимо максимально внедрять в повседневную жизнь накопленный Святой Церковью нашей опыт Православной монастырской жизни, соответствующего миростроения и умостроения... Нет и не может быть никакого сомнения, что дальнейшее накопление материальной собственности частными лицами должно если не пресечь, но, по возможности, приостановить, или, насколько то возможно, замедлить. В тоже время, пропаганду идей социального и правового равенства должно прекратить; крепкой рукой заткнуть рты всякого рода социалистам, кому надо - и язык повырывать, чтобы, как говаривает в подобных случаях Глава Государства Российского, Владимир Владимирович, больше ничего не отрастало. Сколько смуты в народе нашем все эти призывы социальной справедливости уже посеяли! Сколько они еще могут посеять!Только всемерное просвещение народа светом Христовой Веры и возврат его к изтокам, к корням и заветам, которым отцы и деды были верны, спасёт Отечество наше и народ наш!Русь Святая, храни Веру Православную!

Спаси Господи. Истинно так!
ВладимирАз / 06.05.2019, 17:15

2. Прекрасная статья!

О как прав автор в своих выводах! О как верны его заключения, и как актуальны труды и мысли Юрия Фёдоровича для наших современников! Воистину, Россия стоит на развилке: строительство капитализма необходимо свернуть, но и возвращения в социализм/коммунизм не должно допустить, ибо оба этих порядка противны Господу! Задача России - свой, особый, исконне русский, третий путь, не социалистический и не капиталистический, ибо она они ложные, западные - от слова "западня", которой для Руси всегда был Запад. Особый путь Отечества нашего сложно выразить словом или изложить в программе, ибо он во-многом принципиально неизрекаем, однако, русские сердцем, не слепые душой, могут его почувствовать, узреть духовным зрением, понять в движениях листвы на троицкой берёзке, в утреннем мареве Петрова дня, в звоне колоколов, в первом снеге, покрывающем землю Русскую из года в год точно на Покров, в ожидании Рождества, пурге и вьюге Крещенского сочельника, в чуде Возкресения Христова... Горек и печален удел тех, кто этого не видит! Можно только скорбеть об их душах, обреченных на вечную погибель в тёмных безднах ада... Нет никакого сомнения, что необходимо максимально внедрять в повседневную жизнь накопленный Святой Церковью нашей опыт Православной монастырской жизни, соответствующего миростроения и умостроения... Нет и не может быть никакого сомнения, что дальнейшее накопление материальной собственности частными лицами должно если не пресечь, но, по возможности, приостановить, или, насколько то возможно, замедлить. В тоже время, пропаганду идей социального и правового равенства должно прекратить; крепкой рукой заткнуть рты всякого рода социалистам, кому надо - и язык повырывать, чтобы, как говаривает в подобных случаях Глава Государства Российского, Владимир Владимирович, больше ничего не отрастало. Сколько смуты в народе нашем все эти призывы социальной справедливости уже посеяли! Сколько они еще могут посеять! Только всемерное просвещение народа светом Христовой Веры и возврат его к изтокам, к корням и заветам, которым отцы и деды были верны, спасёт Отечество наше и народ наш! Русь Святая, храни Веру Православную!

1. Каков идеал политической жизни России?

С капитализмом России точно не по пути. Он аморален по своей сущности: общественный труд присваивается одной личностью или небольшой группой лиц, узаконено воровство, государство воспринимается как рекетир капиталистами, поэтому капитал старается спрятаться в офшорах, капитализм враг государству и т.д. Согласен с автором, что будущее у России с общинами (трудовыми, национальными, родовыми и т.д коллективами) исключающими паразитизм отдельных личностей или групп людей. Даже некогда отсталый социалистический Китай оказался сильней процветающих США. Исторически доказанный факт.
Серёга Чудиса / 04.05.2019, 18:01
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александр Сергеевич Зверев
Андрей Рублев и Николай Второй
Размышления о сверхзадаче Русской культуры
20.07.2020
Фильм Матильда – как послание элиты
Александр Зверев считает, что цель скандального фильма унизить верховную власть
29.09.2017
Размышления о русской революции
Сочинение на конкурс «Революция в России: есть ли предпосылки, реальны ли угрозы»
21.05.2017
Все статьи Александр Сергеевич Зверев
Бывший СССР
День памяти русского первопечатника диакона Ивана Фёдорова
Сегодня мы также вспоминаем Великого князя Михаила Николаевича и героя-танкиста Дмитрия Лавриненко
18.12.2024
Со святыми упокой
3. Записки о поминовении старших братьев
17.12.2024
День памяти святителя Геннадия Новгородского
Сегодня мы также вспоминаем графа А.Р.Воронцова и графа С.Д.Шереметева
17.12.2024
«Мы бежим на геополитическое кладбище»
Демографию нужно сделать вопросом номер один в жизни Российского государства
16.12.2024
Все статьи темы
Консервативная классика
Незнакомая знакомая русская литература 13.
А.С. Пушкин: в поисках Истины. «Повести Белкина»
18.12.2024
Незнакомая знакомая русская литература 12.
А.С. Пушкин: в поисках Истины. «Евгений Онегин»
16.12.2024
Незнакомая знакомая русская литература 11.
А.С. Пушкин: в поисках Истины. «Евгений Онегин»
13.12.2024
Все статьи темы
Конференция «Идея монархии в православно-русской цивилизации. Прошлое и настоящее»
Возрождение монархии в России невозможно?
Кто сказал? Почему невозможно?
25.01.2023
От белогвардейской эмигрантской эстетики к социал-монархизму будущей России
О дискуссии, начатой статьями главного редактора «Русской народной линии»
18.08.2020
О монархистах XXI века
Монархия в России может быть восстановлена только с учётом советского опыта
12.08.2020
Нам надо к Богу обращаться, а мы ждём царя
О проблемах нынешнего монархического сознания
24.01.2020
Все статьи темы
Последние комментарии
Что не так с критикой шовинистов
Новый комментарий от С. Югов
18.12.2024 16:27
Опасность караул-патриотизма
Новый комментарий от Сергей из НН
18.12.2024 13:24
Очередной «удар по Самодержавию»?
Новый комментарий от Владимир Николаев
18.12.2024 13:20
Это вопрос о судьбах России и русской души
Новый комментарий от Рабочий
18.12.2024 12:38
Восстанет народ на народ и царство на царство
Новый комментарий от Владимир Николаев
18.12.2024 11:03