Андрей Рублев и Николай Второй

Размышления о сверхзадаче Русской культуры

0
897
Время на чтение 4 минуты

Не все совпадения в жизни значимы, но некоторые действительно дают повод увидеть в них потаенный смысл. В церковном календаре совпадает день памяти преподобного Андрея Рублева и царя страстотерпца Николая Второго.

Есть ли в этом совпадении особая «связь времен»? Есть ли особый дух русской культуры, позволяющий связывать столь отдалённые по времени явления и личности? Можно ли вообще говорить об особом духе русской культуры в эпоху, когда она блуждает среди нулей, почти утратив всякую связь со своей судьбой?

Что нам известно про Андрея Рублева? Несколько строк в летописях. Хотя для иконописца той эпохи – это чрезвычайно много. От времени Николая Второго остались тысячи документов, написаны сотни книг. Но тексты не всегда дают главное – понять человека, а лучший способ понять его – просто взглянуть ему в глаза. Однако увидеть другого человека – порой самое трудное в жизни. Обычно мы видим не человека, а его форму, мундир, звание, чаще же всего мы видим не другого, а свои предрассудки.

Эпоху Преподобного Андрея Рублева, как и эпоху Николая Второго иногда называют русским Возрождением. Возможно ли такое сравнение? Безусловно в России не было движения подобного Итальянскому Возрождению, хотя был действительно великий духовный и художественный подъем, как и в начале XV, так и в начале ХХ века.

Но Возрождение – это не только новое обращение к античности, но и особое отношение к человеку. Гуманизм – вот главное содержание великой эпохи европейской истории. Русская культура также дала нам свой пример своего особого отношения к человеку. Не как норму, а как возвышенный идеал, в основе которого преодоление отчуждения, той ненавистной розни, которая преодолевается воззрением на Пресвятую Троицу, как учил преподобный Сергий Радонежский.

Молитва преподобного Сергия Радонежского созидала Дом Пресвятой Троицы, дом, в котором творилось пространство русской культуры – Святую Русь, где главной ценностью было Имя Бога. Спор о природе имени Бога стал главным богословским и философским спором начала ХХ века. Этот последний крупный философский спор русской культуры так и остался до конца неразрешенным.

Преподобный Андрей Рублев и запечатлел на своих иконах этот дом – особое пространство, где человек может созерцать лик Бога. Много страниц исписано, посвящённых Троице Андрея Рублева, но исчерпать длинными рассуждениями изумление перед простой гениальностью этого образа невозможно. Надо действительно просто увидеть, то есть войти во внутреннее пространство этой иконы, также как человек входит в дом или храм.

Любая икона – не плоскостная, но особенно это утверждение подходит к иконе Троица Преподобного Андрея Рублева. Её внутреннее пространство, построенное с помощью простых геометрических фигур, включает в себя предстоящего человека, который становится соучастником божественного триединства.

Образ Христа Вседержителя преподобного Андрея Рублева из Звенигородского чина действительно отличается от всех икон Христа. Других таких нет. Этот образ Христа характеризует удивительная мягкая кротость и беспредельное человеколюбие. Во всех иконах заметна, чуть сильнее или меньше, ритуальная граница перед священным. Здесь же Бог непосредственно предстоит человеку. Обращается к нему лично, дружески, по-отечески и по-братски. Такой близости Бога к человеку, без потери божественного совершенства, не знала ни Византия, ни Запад. Там очеловечивание образа Христа шло за счет усиления именно человеческого начала, а не через приближения Бога к человеку. У Андрея Рублева мы видим божественное снисхождение. Бог идёт навстречу человеку. Не для того, чтобы его заставить простираться ниц, а для того, чтобы он сам в себе увидел человека. А человек – это образ, в котором отражается Бог.

Эпоха Николая Второго, серебряный век русской культуры – это время, когда искусство опять устремилось за пределы себя, чтобы творить новую реальность. Император был человеком своей эпохи. Его художественная утонченность, склонность к мистике, соразмерна духу русской культуры начала ХХ века. Но подлинный образ царя скрыт под ворохом мнений о нём. Хотя, чтобы его понять достаточно просто взглянуть на портрет Николая Второго, работы Валентина Серова. Только не стоит, как это часто делают, сразу вспоминать, что мы знаем про Николая Второго и что думаем о нем. Когда мы смотрим на произведение искусства, лучше всего – забыть всё, что мы вообще знаем. Пусть глаголет само искусство.

Не надо быть маститым искусствоведом, или проницательным художником, чтобы увидеть удивительную простоту и человечность этого образа. Может быть даже и не надо как-то характеризовать этот портрет, давать ему разные эпитеты, вроде – простота, душевность, человечность. Может быть, самое главное в том и заключается, что есть вообще возможность взглянуть в душу другого человека? И это не художественный приём, ведь каждый портрет Серова созвучен тому, кого он живописует. В этом портрете Серов действительно даёт нам возможность почувствовать индивидуальные качества характера царя, посмотреть на него, как на человека.

Только великий художник может увидеть и изобразить саму суть явления, вопреки даже своему личному мнению. То, что Серов увидел и воплотил на своём полотне – много глубже, чем надуманные интерпретации, коими богата историография. Тут всё просто, а подлинная простота – всегда величественна. С помощью Серова мы можем увидеть не мундир, а человека. Надо только смотреть не по-фарисейски. Это трудно, но и увидеть душу другого человека – нелегко. Проще смотреть на его одежду, на его послужной список. Мы видим обычно – соседа, друга, подчинённого, начальника, военного, доктора. Но увидеть человека – это значит услышать слова: «я брат твой!», услышанные когда-то героем повести Шинель Н.В. Гоголя. Может быть знаменитые слова Достоевского «Все мы вышли из шинели Гоголя» имеют не только литературоведческий смысл, но и касаются самой сути духа русской культуры? Вспомним еще одну цитату Гоголя оттуда же: «...И закрывал себя рукою бедный молодой человек, и много раз содрогался он потом на веку своем, видя, как много в человеке бесчеловечья...».

Увидеть в человеке – человека, среди ужасающего окружающего бесчеловечья, – можно ли это считать заветом и забытой сверхзадачей русской культуры? Может быть, в этой великой простоте и есть средоточие русского духа, сказавшего, но не досказавшего своё слово?

Александр Сергеевич Зверев, искусствовед, культуролог, православный публицист


Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александр Сергеевич Зверев
Каков идеал политической жизни России?
К 200-летию со дня рождения выдающегося русского мыслителя, общественного деятеля, славянофила Юрия Фёдоровича Самарина
04.05.2019
Фильм Матильда – как послание элиты
Александр Зверев считает, что цель скандального фильма унизить верховную власть
29.09.2017
Размышления о русской революции
Сочинение на конкурс «Революция в России: есть ли предпосылки, реальны ли угрозы»
21.05.2017
Все статьи Александр Сергеевич Зверев
Последние комментарии
Трамп – это просто «Вучич», но калибром побольше?
Новый комментарий от Владимир Николаев
22.11.2024 08:26
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
21.11.2024 23:14
«Путь России — собирание народов и земель»
Новый комментарий от Дмитриев
21.11.2024 21:51
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
21.11.2024 19:14
Дьявольская война против России
Новый комментарий от Рабочий
21.11.2024 17:16
Наша идеология – Русская Мечта о великой гармонии
Новый комментарий от Рабочий
21.11.2024 17:11