И летит фанера над страной

Современная эстрада деградирует под натиском шоу-бизнеса

Сергей Емельянов 
Секспросвет и пропаганда извращений 
0
27.03.2019 858

Искусство и спорт - высшие проявления человеческого духа. Олимпийские игры в Древней Греции сопровождались танцами и песнями. Во славу победителей лучшие поэты сочиняли торжественные оды. В какой-то дозе эти традиции живут и процветают. На закатно-советской Олимпиаде-80 проходили бурные концерты во всем многообразии видов и жанров с участием лучших артистических сил страны.

Прошли и проскакали годы. Современная эстрада больше не возводит личность в степень и деградирует под натиском шоу-бизнеса. Очередной «звездун» или «звездунья» изготавливаются примерно за один квартал из отобранного полуфабриката с помощью могучей ТВ-техники. И соответственно - при отсутствии школы и запаса прочности сверхновые звезды с пещерным интеллектом гаснут также быстро, как зажигаются.

В шоу-бизнес с попкорном и пивом в зале идут люди демонстративного склада, склонные к эпатажному поведению, психологическим срывам и депрессиям. Если «звезды» зажигаются, значит, это кому-нибудь нужно. Обычно - одному из эстрадных объединений, далеких от искусства, для оптимизации коммерческой деятельности. Красочные высокорейтинговые шоу - современный вариант древнеримского (из сатиры Ювенала) «Рanem et circenses» - «Хлеба и зрелищ».

Звезды и звездочки бывают не только в Космосе и на погонах. Лексема «звезда» очень распространена в масс-медиа и обыденной жизни. Согласно Википедии, звезда (англ. star, фр. étoile) - человек, достигший успеха в своей области, ставший широко известным и привлекающий повышенное внимание телевидения и прессы. Наиболее часто этуалями с гибким позвоночником становятся театральные и кино-актеры, певцы и певицы, спортсмены, манекенщицы, фотомодели и так далее и тому подобное.

Настоящие звезды загораются изнутри и подобны угольку, ждущему своего шанса, чтобы превратиться в алмаз. Гламурные звезды и созвездия угасших светил - это мифические герои, бытие которых связано не с подвигами, а с легендами. Селибрити знамениты тем, что знамениты. Ходячие псевдособытия и халифы на час опускают искусство до уровня ширинки и плинтуса. У попсы много роликов, но мало шариков.

Благодаря своей известности «звезды» имеют многочисленных фанатов, которые часто организовываются во всевозможные клубы и сообщества. Они передвигаются по миру, чтобы не пропустить любое публичное появление объекта внимания и отслеживают малейшие его действия, в том числе и относящиеся к лично-интимной жизни.

Телевизионный экран по своей природе - уникальное средство человеческого общения. Главное специфическое достоинство Музы с голубыми глазами в том, что она встречается со своим зрителем дома. Первыми художественными произведениями в эфире были телеспектакли. Он был когда-то странный - совсем не иностранный, а русский и родной телеэкран. Телевидение с опорой на коммуникативную функцию искусства должно интегрировать общество. Участие в экранных акциях на центральном ТВ равнозначно наивысшему общественному признанию.

Внешняя сторона дела в «прямом» телевидении часто выглядит как более быстрый и экономичный способ кинопроизводства. Не все режиссеры-«тихоходы» дрогнули перед соблазном поработать «на трубу». Однако в шеренге советско-российских телефильмов были свои удачи: «Война и мир» (реж. С.Ф. Бондарчук), «Семнадцать мгновений весны» (реж. Т.М. Лиознова), «Шерлок Холмс и доктор Ватсон» (реж. И. Ф. Масленников) и другие.

Телевизионная Муза является «рентгеном характера». Профессиональные качества на ТВ неотделимы от человеческих и этических. Только собственной глубиной можно измерить ширину и высоту партнера по диалогу на ярмарке эфирного тщеславия. Некоторые «самопроявления» нынешних властителей экрана лучше оставить за кадром. «Широк человек... Я бы сузил» - как говорил один из братьев Карамазовых.

Приставка «теле-» к слову «звезда» определяет новое значение. Телезвезда средней руки имеет свой круг фанов и привлекает внимание прессы и журналистов. Мегазвездами и телезубрами становятся К. Собчак и прочие ей подобные. Астрономический термин широко используется в названиях ток-шоу («Звездная Академия», «Фабрика звезд», «Стань звездой», «В поисках новых звезд»).

По количеству тяжких преступлений современная Россия стахановскими темпами обгоняет Советский Союз. Однако тюремный термин «передача» желательно не путать с теле-пургой.

Кино изображает действительность, а телевидение ‒ отображает. Сегодня на ТВ господствуют лавочники, которые почти никак не заинтересованы в идеологическом наполнении телепроизведений. Их интересует рейтинг, от которого зависит количество и стоимость рекламы как базиса благополучия. Суть рейтинга в том, что он не поднимает программу до уровня искусства, а опускает ее до среднего зрителя.

Кровь на дем-ТВ льется рекой, однако невозможно при этом представить себе такой анонс, как «трагический сериал». Появилось странное слово «мыло». Особым «драйвом» обладает реклама колдунов и экстрасенсов, которые как будто бы могут восстановить справедливость. Телевизор побеждает холодильник.

Дикторами и телеведущими становятся не только актеры второго класса. Телеведущего нельзя сыграть. Им надо быть. Ибо его Лик всегда на самом видном месте. На образный строй передачи «работает» стремление ведущего и «ведомых» гостей показать себя. В отличие от театра, главная задача ТВ - не раскрытие образов героев в предлагаемых автором пьесы обстоятельствах, а поиск самих обстоятельств, в которых наиболее ярко и свободно засверкает конкретный персонаж.

Между прототипом и его телеобразом немалое расстояние. Чтобы не исчезнуть в потемках Истории, человек на экране должен показать свою взволнованность, одухотворенность и убежденность. Желательно при этом затронуть душевные струны телезрителей. Оператор схватывает «клок действительности» и укрупняет малозаметные мгновения. Для властителей телевизионных дум значим не только интеллектуальный багаж, но и скрытые возможности самовыражения.

Известный дурак всегда найдет больше сторонников, чем неизвестный умный. Задача воспитания артиста, который будет любить «искусство в себе» не ставится вообще. Вместо настойчивой работы для рождения вдохновенных минут по обе стороны рампы - натаскивание на штампы и шаблоны. Основная цель - одноразовые проекты, на которых делаются «бабки». Шоумен обычно не отличает гобой от гиббона и становится куклой в руках продюсера. Эстрада действует «в реальных обстоятельствах». И летит фанера над страной.

Ритмы и мелодии не только развлекают, но и настраивают психику на определенный лад. Импульсы и толчки поступают через подсознание незаметно для самого человека. Музыка - могучее оружие. Она может и исцелять, и отравлять, и созидать, и разрушать. С некоторых иностранных рок-групп следовало бы брать подписку о невъезде.

Темперамент без таланта даже в постели никуда не годится. Грохот децибел не связывает сердце человека и слово Поэта, а убивает слово и совершает пиар во время чумы. Ни в какой сфере человеческой деятельности душа так не расходится с телом, как в шоу-бизнесе. Внимание СМИ направлено в основном на личную жизнь звездунов, движущихся в обратном направлении эволюции.

Что-то произошло с огнем любви. Сексуально недоразвитые поклонницы как акторы постмодернизма в едином психоделическом экстазе сливаются с конвульсивно дергающимися «фанерными конями». Функции режиссера обычно выполняют «жуки»-администраторы, случайные «работники культуры» и журналистская братва. Ветер смыслов не надувает паруса человеческой жизни.

Ф. Ницше сказал когда-то: «Искусство нам дано для того, чтобы не умереть от истины». Быть может, сегодня данную сентенцию следует перефразировать так: «Истина нам дана, чтобы не умереть от современного искусства».

В постоянно беременной философами и поэтами России обычно талантливы только те, кто хоть немного против. Все выдающееся в русской культуре подогревалось духом бунтарства с винцом в груди и жаждой мести. Настоящее произведение искусства обычно хочется увидеть, услышать и прочитать еще раз. В современном искусстве количество таких арт-продуктов стремится к нулю.

Творцы и экспериментаторы уже давненько начали «преодолевать» реалистические манеры в музыке, живописи и литературе. Однако они достигали высоких граней совершенства и искали средства творческого самовыражения. Римский философ, поэт и теоретик музыки А. Боэций настойчиво освобождался от нарастающих догматов христианства и декларировал «свободное искусство».

Музыкальное переживание всегда возбуждало чувство священной игры. Слово «импровизация» произошло от латинского «improvisus» - неожиданный, непредвиденный. Привлекательность импровизации в том, что создание и воспроизведение чего-либо совпадают во времени. На данный феномен обращали внимание пророки, ораторы и актеры. Внутренний мир Творца открывается для откровения только в том случае, если он подготовлен профессионально и эмоционально. Наиболее устойчиво и выпукло импровизация проявилась в музыке.

Искусство - это воспитание сердца. Импровизация должна быть органичной и подчиненной чувству формы. Слово «музыка» в греческом языке охватывала все искусства и знания, которые подвластны Аполлону и музам. Еще задолго до появления джаза с «синкопами» эпоха Возрождения вознесла музыкальную импровизацию на высокую ступень ценностной иерархии. Мастерство импровизации раскрывалось в мгновенном сочинении пьесы, музыкально-поэтической композиции на заданную тему, состязании вокалистов, «дуэлей» органистов и клавесинистов. Музыка снимает психическую энтропию, упорядочивает и структурирует сознание создателей, исполнителей и слушателей.

Многие музыканты эпохи барокко считали одним из главных достоинств свободное владение импровизационным орнаментом. Существуют показания свидетелей, что многодетный органист-виртуоз И.С. Бах создавал инвенции и симфонии прямо во время урока и называл их «фантазиями». Весомо и зримо импровизация проявилась у В.А. Моцарта, Ф. Листа, Н. Паганини, А. Рубинштейна, П. И. Чайковского. И многие другие виртуозы-импровизаторы украсят этот список.

Великая культура может быть только в великой стране. Современные экспериментаторы не отягощают себя познанием секретов ремесла. Однако у новаторов с высоким уровнем подсознательной агрессии есть надежная политическая «крыша», которая возводит новые формы в ранг искусства и делает его объектом купли-продажи. Вместо цензуры появилось такое понятие, как «формат», который устанавливается заказчиками и продюссерами. Кто девушку ужинает, то ее и танцует.

После того, как прискучило смеяться над банальным «Был ли секс в СССР?», стали активно восхищаться однополыми фиоритурами. В шоу-бизнесе очень активно проявляются гомосексуальные тенденции и каденции.

Согласно рейтингу «голубых» профессий в России (журнал «Карьера» №6, 2000 г.), концентрация представителей параллельной половой реальности ‒ одна из самых высоких. Впереди планеты всей по данном у показателю весело шагают художники. Гей-клубы, гей-сауны и гей-парады под лозунгом «очко в нашу пользу» претендуют на универсальность своего нравственного (точнее -безнравственного) опыта, постоянно рождаются, погибают и меняют адреса и явки.

Под давлением Совета Европы в свободной России 3 июня 1993 года отменили ст. 121 УК РСФСР ‒ уголовное преследование гомосексуальных актов. Ибо одним из условий активного и пассивного членства в данной международной организации было прекращение преследования лиц оригинальной сексуальной ориентации.

Из интервью Бориса Моисеева: «Я не боюсь принадлежать к касте гомосексуалистов очень высокого класса. Для меня это не унизительно и не восторженно - это нормально. Я должен кому-то принадлежать: касте, культуре, своей стране. Я горжусь этим, и подтверждение моей гордости видели все - это премия «Овация».

Переформатирование культурной среды и внедрение постмодернистских вирусов происходит очень бойко и слаженно. Основная ставка делается на толерантность-иммунную слабость российского социального организма.

Эстрада как открытое искусство ‒ это мир со своеобразной этикой («Призвание - хорошо, а почетное звание - еще лучше») и особым пониманием дружбы. И вместе с тем ‒ с явной и тайной борьбой за выживание. Обычно поэт легче простит поэту успех строфы, чем артист артисту рукоплескания. Эстрада ‒ понятие широкое. Это не только К. Шульженко, Л. Русланова, М. Бернес, Л. Утесов, А. Пугачева, ансамбль «Березка» и эстрадно-симфонические оркестры. Но и ‒ артисты разговорно-сатирического жанра.

Немного оживился жанр пародии. Однако звучат они, как хорошо выученная песня. Алтайский парень М. Евдокимов смешил людей и загрустил после губернаторской инаугурации.

В одном из монологов Е. З. Шифрина есть такой фрагмент: подходит ко мне человек и спрашивает: «Ты кто по национальности?»

В этом месте артист делал театральную паузу, после чего следовал глубокомысленный ответ: «Гуманоид».

На очередном концерте после вопроса и паузы из зала крикнули: «Еврей!». Отработав свой номер до конца, за кулисами Фима Залманович проявил чувство глубокого неудовлетворения. А организаторы его успокаивали:

Да он просто подумал, что вы текст забыли.

Народная мудрость обычно рождалась в юмористической упаковке и никогда не выражалась поучениями и проповедями. Многоликая эстрада как народное «сейчашное» искусство требует комического и всегда связана с праздником. Раскрытие глубинных эстрадно-драматических проблем почти немыслимо вне юмора и сатиры.

Однако смех не есть попса. Гротеск не смешон и даже страшен, если уничтожает духовное начало. Русской ментальности не очень присуща грубая и циничная насмешка. Смех возвышает смеющегося только при уважении к объекту осмеяния. К чистому зубоскальству в «юморе сумасшедшего дома» желательно добавить хотя бы каплю мудрости.

Сергей Алексеевич Емельянов, доктор философских наук, член Петровской Академии наук и искусств, руководитель рабочей группы по культуре Координационного совета по Евразийской интеграции, эксперт культурного фонда им. В.С.Суслова

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне.

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1. Re: И летит фанера над страной

"По количеству тяжких преступлений современная Россия стахановскими темпами обгоняет Советский Союз." Ну и какой смысл в этой реплике несёт слово "обгоняет"? Обгон ассоциируется с акселерацией. Давим на газ, наращиваем, так? А вот и нет. Статистика преступлений в России показывает, что их год от года становится меньше. С пика, куда нас закинули 90-е годы мы возвращаемся к советским показателям. Которые сами по себе - вовсе не хорошие. Поздний СССР был среди лидеров по убийствам, самоубийствам, изнасилованиям. Так что стоит задача снижать показатели и дальше
Андрей Карпов / 27.03.2019 18:43
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:
Сергей Емельянов
И летит фанера над страной
Современная эстрада деградирует под натиском шоу-бизнеса
27.03.2019
Зачем вообще благотворительность и спонсорство бизнесу?
О сложном и тернистом пути формирования социально-ответственного бизнеса в России
21.03.2019
Карл Маркс продолжает поджигать наши сердца
Размышления Сергея Емельянова к 200-летию классика марксизма
03.05.2018
Все статьи Сергей Емельянов
Секспросвет и пропаганда извращений
Католическая церковь в Германии умирает
Католики-содомиты уже требуют «отредактировать» Священное Писание
24.01.2022
Оружие и продукт либерализма
Заблуждения о феминизме
20.01.2022
Эти преступления не могут иметь никакого прощения
О принятии Думой закона, ужесточающего наказание для педофилов
19.01.2022
Что не так с современным феминизмом?
О равноправии истинном и ложном
19.01.2022
Все статьи темы
Последние комментарии
Хотят ли русские войны?
Новый комментарий от Кирилл Д.
25.01.2022 00:22
Что не так с современным феминизмом?
Новый комментарий от В.Р.
25.01.2022 00:10
Рано хоронить православных патриотов!
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
24.01.2022 23:27
Русская ли это идея - Третий Рим? Часть первая
Новый комментарий от Русский Иван
24.01.2022 20:38
Русские не хотят войны
Новый комментарий от Ладога
24.01.2022 20:14
Паралич политической воли в образовании
Новый комментарий от учитель
24.01.2022 17:57