И летит фанера над страной

Современная эстрада деградирует под натиском шоу-бизнеса

Бывший СССР  Секспросвет 
0
1088
Время на чтение 9 минут

Искусство и спорт - высшие проявления человеческого духа. Олимпийские игры в Древней Греции сопровождались танцами и песнями. Во славу победителей лучшие поэты сочиняли торжественные оды. В какой-то дозе эти традиции живут и процветают. На закатно-советской Олимпиаде-80 проходили бурные концерты во всем многообразии видов и жанров с участием лучших артистических сил страны.

Прошли и проскакали годы. Современная эстрада больше не возводит личность в степень и деградирует под натиском шоу-бизнеса. Очередной «звездун» или «звездунья» изготавливаются примерно за один квартал из отобранного полуфабриката  с помощью могучей ТВ-техники. И соответственно - при отсутствии школы и запаса прочности сверхновые звезды с пещерным интеллектом гаснут также быстро, как зажигаются.

В шоу-бизнес с попкорном и  пивом в  зале идут люди демонстративного склада, склонные к эпатажному поведению, психологическим срывам и депрессиям. Если «звезды» зажигаются, значит, это кому-нибудь нужно. Обычно - одному из эстрадных объединений, далеких от искусства,  для оптимизации коммерческой деятельности. Красочные высокорейтинговые шоу - современный вариант древнеримского (из сатиры Ювенала) «Рanem et circenses» - «Хлеба и зрелищ».

Звезды и звездочки бывают не только в Космосе и на погонах. Лексема «звезда» очень распространена в масс-медиа и обыденной жизни. Согласно Википедии, звезда (англ. star, фр. étoile) - человек, достигший успеха в своей области, ставший широко известным  и привлекающий повышенное внимание телевидения и прессы. Наиболее часто этуалями с гибким позвоночником становятся театральные и кино-актеры, певцы  и певицы, спортсмены,  манекенщицы, фотомодели и так далее и тому подобное.

Настоящие звезды загораются изнутри и подобны угольку, ждущему своего шанса, чтобы превратиться в алмаз. Гламурные звезды и созвездия угасших светил - это мифические герои, бытие которых связано не с подвигами, а с легендами. Селибрити знамениты тем, что знамениты. Ходячие псевдособытия и халифы на час опускают искусство до уровня ширинки и плинтуса. У попсы много роликов, но мало шариков.

Благодаря своей известности «звезды» имеют многочисленных фанатов, которые часто организовываются во всевозможные клубы и сообщества. Они передвигаются по миру, чтобы не пропустить любое публичное появление объекта внимания и отслеживают малейшие его действия, в том числе и относящиеся к лично-интимной жизни.

Телевизионный экран по своей природе - уникальное средство человеческого общения. Главное специфическое достоинство Музы с голубыми глазами  в том, что она встречается со своим зрителем дома. Первыми художественными произведениями в эфире были телеспектакли. Он был когда-то странный - совсем не иностранный, а русский и родной телеэкран. Телевидение с опорой на коммуникативную функцию искусства должно интегрировать общество. Участие в экранных акциях на центральном ТВ равнозначно наивысшему общественному признанию.

Внешняя сторона дела в «прямом» телевидении часто выглядит как более быстрый и экономичный способ кинопроизводства. Не все режиссеры-«тихоходы» дрогнули перед соблазном поработать «на трубу». Однако в шеренге советско-российских телефильмов были свои удачи: «Война и мир» (реж. С.Ф. Бондарчук), «Семнадцать мгновений весны» (реж. Т.М. Лиознова),  «Шерлок Холмс и доктор Ватсон» (реж. И. Ф. Масленников) и другие.

Телевизионная Муза является «рентгеном характера». Профессиональные качества на ТВ неотделимы от человеческих и этических. Только собственной глубиной можно измерить  ширину и высоту партнера по диалогу на ярмарке эфирного тщеславия. Некоторые «самопроявления» нынешних властителей экрана лучше  оставить за кадром. «Широк человек... Я бы сузил» - как говорил один из братьев Карамазовых. 

Приставка «теле-» к слову «звезда» определяет новое значение. Телезвезда средней руки имеет свой круг фанов и привлекает внимание прессы и журналистов. Мегазвездами и телезубрами  становятся К. Собчак и прочие  ей подобные. Астрономический термин  широко используется  в названиях  ток-шоу («Звездная Академия», «Фабрика звезд», «Стань звездой», «В поисках новых звезд»).

По количеству тяжких преступлений современная Россия стахановскими темпами обгоняет Советский Союз. Однако тюремный термин «передача» желательно не путать с теле-пургой.

Кино изображает действительность, а телевидение ‒ отображает. Сегодня на ТВ господствуют лавочники, которые почти никак не  заинтересованы в идеологическом наполнении телепроизведений. Их интересует  рейтинг, от которого зависит количество и стоимость рекламы  как базиса благополучия. Суть рейтинга в том, что он не поднимает программу до уровня искусства, а опускает ее до среднего зрителя. 

Кровь на дем-ТВ льется рекой, однако невозможно при этом представить себе такой анонс, как «трагический сериал».  Появилось странное слово «мыло». Особым «драйвом» обладает реклама колдунов и экстрасенсов, которые как будто бы могут восстановить справедливость. Телевизор побеждает холодильник.

Дикторами и телеведущими становятся не только актеры второго класса. Телеведущего нельзя сыграть. Им надо быть. Ибо его Лик всегда на самом видном месте. На образный строй передачи «работает» стремление ведущего и «ведомых» гостей показать себя. В отличие от театра, главная задача ТВ - не раскрытие образов героев в предлагаемых автором пьесы обстоятельствах, а поиск самих обстоятельств, в которых наиболее ярко и свободно засверкает конкретный персонаж.

Между прототипом и его телеобразом немалое расстояние. Чтобы не исчезнуть в потемках Истории, человек на экране должен показать свою взволнованность, одухотворенность и убежденность. Желательно при этом затронуть душевные струны телезрителей. Оператор  схватывает «клок действительности» и укрупняет малозаметные мгновения. Для властителей телевизионных дум значим не только интеллектуальный багаж, но и скрытые возможности самовыражения.

Известный дурак всегда найдет больше сторонников, чем неизвестный умный. Задача воспитания артиста, который будет любить «искусство в себе» не ставится вообще. Вместо настойчивой работы для рождения вдохновенных минут по обе стороны рампы - натаскивание на штампы и шаблоны. Основная цель - одноразовые проекты, на которых делаются «бабки». Шоумен обычно не отличает гобой от гиббона и становится куклой в руках продюсера. Эстрада действует «в реальных обстоятельствах». И летит фанера над страной. 

Ритмы и мелодии не только развлекают, но и настраивают  психику на определенный лад. Импульсы и толчки поступают через подсознание незаметно для самого человека. Музыка - могучее оружие.  Она может и исцелять, и отравлять, и созидать, и разрушать. С некоторых иностранных рок-групп следовало бы брать подписку о невъезде.

Темперамент без таланта даже в постели никуда не годится. Грохот децибел не связывает сердце человека и слово Поэта, а  убивает слово и совершает пиар во время чумы. Ни в какой сфере человеческой деятельности душа так не расходится с телом, как в шоу-бизнесе. Внимание СМИ направлено в основном на личную жизнь звездунов, движущихся в обратном направлении эволюции.

Что-то произошло с огнем любви. Сексуально недоразвитые поклонницы как акторы постмодернизма в едином  психоделическом экстазе сливаются с конвульсивно дергающимися «фанерными конями». Функции режиссера обычно выполняют «жуки»-администраторы, случайные «работники культуры» и журналистская братва. Ветер смыслов не надувает паруса человеческой жизни.

Ф. Ницше сказал когда-то: «Искусство нам дано для того, чтобы не умереть от истины». Быть может, сегодня данную сентенцию следует перефразировать так: «Истина нам дана, чтобы не умереть от современного искусства».

В постоянно беременной философами и поэтами России обычно талантливы только те, кто хоть немного против. Все выдающееся в русской культуре подогревалось духом бунтарства с винцом в груди и жаждой мести. Настоящее произведение искусства обычно хочется увидеть, услышать и прочитать еще раз. В современном искусстве количество таких арт-продуктов стремится к нулю.

Творцы и экспериментаторы уже давненько начали «преодолевать» реалистические манеры в музыке, живописи и литературе. Однако они достигали высоких граней совершенства и искали средства творческого самовыражения. Римский философ, поэт и теоретик музыки А. Боэций настойчиво освобождался от нарастающих догматов христианства и декларировал «свободное искусство».  

Музыкальное переживание всегда возбуждало чувство священной игры. Слово «импровизация» произошло от латинского «improvisus» - неожиданный, непредвиденный. Привлекательность импровизации в том,  что создание и воспроизведение чего-либо совпадают во времени. На данный феномен обращали внимание пророки, ораторы и актеры. Внутренний мир Творца открывается для  откровения только в том случае, если он подготовлен профессионально и эмоционально.  Наиболее устойчиво и выпукло импровизация проявилась в музыке. 

Искусство - это воспитание сердца.  Импровизация должна быть органичной и подчиненной чувству формы. Слово «музыка» в греческом языке охватывала все искусства и знания, которые подвластны Аполлону и музам. Еще задолго до появления джаза с «синкопами» эпоха Возрождения  вознесла музыкальную импровизацию  на высокую ступень ценностной иерархии. Мастерство импровизации раскрывалось в мгновенном сочинении пьесы, музыкально-поэтической композиции на заданную тему, состязании вокалистов, «дуэлей» органистов и клавесинистов. Музыка снимает психическую энтропию, упорядочивает и структурирует сознание создателей, исполнителей и слушателей.

Многие музыканты эпохи барокко  считали  одним из главных достоинств свободное владение импровизационным орнаментом. Существуют показания свидетелей, что многодетный органист-виртуоз И.С. Бах создавал инвенции и симфонии прямо во время урока и называл их «фантазиями». Весомо и зримо импровизация проявилась у В.А. Моцарта, Ф. Листа, Н. Паганини, А. Рубинштейна, П. И. Чайковского. И многие другие виртуозы-импровизаторы украсят этот список. 

Великая культура может быть только в великой стране. Современные экспериментаторы не отягощают себя познанием секретов ремесла. Однако у новаторов с высоким уровнем подсознательной агрессии есть надежная политическая «крыша», которая возводит новые формы в ранг искусства и делает его объектом купли-продажи. Вместо цензуры появилось такое понятие, как «формат», который устанавливается заказчиками и продюссерами. Кто девушку ужинает, то ее и танцует.    

После того, как прискучило смеяться над банальным «Был ли секс в СССР?», стали активно восхищаться однополыми фиоритурами. В шоу-бизнесе очень активно проявляются гомосексуальные тенденции и каденции.

Согласно рейтингу «голубых» профессий в России (журнал «Карьера» №6, 2000 г.), концентрация представителей параллельной половой реальности ‒ одна из самых высоких. Впереди планеты всей по данном у показателю весело шагают художники. Гей-клубы, гей-сауны и гей-парады под лозунгом  «очко в нашу пользу» претендуют на универсальность своего нравственного (точнее -безнравственного) опыта, постоянно рождаются, погибают и меняют адреса и явки.

Под давлением Совета Европы в свободной России 3 июня 1993 года отменили ст. 121 УК  РСФСР ‒ уголовное преследование гомосексуальных актов. Ибо одним из условий активного и пассивного членства в данной международной организации было прекращение преследования лиц оригинальной сексуальной ориентации.

Из интервью  Бориса Моисеева: «Я не боюсь принадлежать к касте гомосексуалистов очень высокого класса. Для меня это не унизительно и не восторженно - это нормально. Я должен кому-то принадлежать: касте, культуре, своей стране. Я горжусь этим, и подтверждение моей гордости видели все - это премия «Овация».

Переформатирование культурной среды и внедрение постмодернистских вирусов происходит очень бойко и слаженно. Основная ставка делается на толерантность-иммунную слабость российского социального организма.

Эстрада как открытое искусство ‒ это мир со своеобразной этикой («Призвание - хорошо, а почетное звание - еще лучше») и особым пониманием дружбы. И вместе с тем ‒ с явной и тайной борьбой за выживание. Обычно поэт легче простит поэту успех строфы, чем артист артисту рукоплескания. Эстрада ‒ понятие широкое. Это не только К. Шульженко, Л. Русланова,  М. Бернес, Л. Утесов, А. Пугачева, ансамбль «Березка» и эстрадно-симфонические оркестры. Но и ‒ артисты разговорно-сатирического жанра.

Немного оживился жанр пародии. Однако звучат они, как хорошо выученная песня. Алтайский парень М. Евдокимов смешил людей и загрустил после губернаторской инаугурации.

В одном из монологов Е. З. Шифрина есть такой фрагмент: подходит ко мне человек и спрашивает: «Ты кто по национальности?»

В этом месте артист делал театральную паузу, после чего следовал глубокомысленный ответ: «Гуманоид».

На очередном концерте после вопроса и паузы из зала крикнули: «Еврей!». Отработав свой номер до конца, за кулисами Фима Залманович проявил чувство глубокого неудовлетворения. А организаторы его успокаивали:

Да он просто подумал, что вы текст забыли.

Народная мудрость обычно рождалась в юмористической упаковке и никогда не выражалась поучениями и проповедями. Многоликая эстрада как народное «сейчашное» искусство требует комического и всегда связана с праздником. Раскрытие глубинных эстрадно-драматических проблем почти немыслимо вне юмора и сатиры.

Однако смех не есть попса. Гротеск не смешон и даже страшен, если уничтожает духовное начало. Русской ментальности не очень присуща грубая и циничная насмешка. Смех возвышает смеющегося только при уважении к объекту осмеяния. К чистому зубоскальству в «юморе сумасшедшего дома» желательно добавить хотя бы каплю мудрости.

Сергей Алексеевич Емельянов, доктор философских наук, член Петровской Академии наук и искусств, руководитель рабочей группы по культуре Координационного совета по Евразийской интеграции, эксперт культурного фонда им. В.С.Суслова

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1. Re: И летит фанера над страной

"По количеству тяжких преступлений современная Россия стахановскими темпами обгоняет Советский Союз." Ну и какой смысл в этой реплике несёт слово "обгоняет"? Обгон ассоциируется с акселерацией. Давим на газ, наращиваем, так? А вот и нет. Статистика преступлений в России показывает, что их год от года становится меньше. С пика, куда нас закинули 90-е годы мы возвращаемся к советским показателям. Которые сами по себе - вовсе не хорошие. Поздний СССР был среди лидеров по убийствам, самоубийствам, изнасилованиям. Так что стоит задача снижать показатели и дальше
Андрей Карпов / 27.03.2019, 18:43
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Сергей Алексеевич Емельянов
Зачем вообще благотворительность и спонсорство бизнесу?
О сложном и тернистом пути формирования социально-ответственного бизнеса в России
21.03.2019
Карл Маркс продолжает поджигать наши сердца
Размышления Сергея Емельянова к 200-летию классика марксизма
03.05.2018
Все статьи Сергей Алексеевич Емельянов
Бывший СССР
Война разбудила русский ум, русскую волю
Русская армия, воюющая в Донбассе, восстанавливает честь Сороковой армии, поруганной после афганского похода
26.12.2024
«Потом на руинах Киева и Львова будут спрашивать: "А нас за що?"»
Вместе с газовым транзитом закончилась для России легитимность украинского государства
26.12.2024
Великий архитектор «подземелья Алексей Душкин
Из цикла «Бриллианты русской культуры»
26.12.2024
День памяти русского музыканта В.В.Андреева
Сегодня мы также вспоминаем языковеда Л.В.Щербу, летчика-штурмовика Л.И.Беду, поэта Д.И.Кленовского
26.12.2024
«Знаю, что вы нас все время критикуете!»: Президент
России — президенту Таджикистана про российских учителей и учебники
25.12.2024
Все статьи темы
Секспросвет
Мне стыдно за моего Президента
О нравственных вопросах на Прямой линии Владимира Путина
21.12.2024
У них всё возможно
Что происходит в Америке?
21.12.2024
Общественные лидеры обсудили итоги своей деятельности за год и наметили новые планы
10 декабря 2024 года в Общественной палате РФ состоялось заседание Общественный совет при Уполномоченном при Президенте России по правам ребенка, которое провела Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка Мария Львова-Белова. В заседании также приняла участие член Общественного совета, руководитель Экспертно-аналитического центра «VERITAS», председатель движения «Семья, любовь, Отечество» Л.А. Рябиченко, сообщает пресс-служба движения «Семья, любовь, Отечество».
19.12.2024
Что понадобится мигранту сразу же после
переезда в Россию: комментарий на указ Президента
10.12.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Ладушки – нескладушки
Новый комментарий от Туляк
26.12.2024 11:36
Игорь Стрелков попросил суд освободить его из колонии
Новый комментарий от Vladislav
25.12.2024 23:18
Мне стыдно за моего Президента
Новый комментарий от С. Югов
25.12.2024 21:00
Сторонники взятия Киева и наше нелёгкое будущее
Новый комментарий от влдмр
25.12.2024 20:46
Путину нужно срочно менять Систему
Новый комментарий от Анатолий Степанов
25.12.2024 19:51
В Феофании состоялось итоговое заседание Священного синода УПЦ
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
25.12.2024 19:50
С падением Сирии наступают последние времена?
Новый комментарий от Анатолий Степанов
25.12.2024 19:34