Искусство и спорт - высшие проявления человеческого духа. Олимпийские игры в Древней Греции сопровождались танцами и песнями. Во славу победителей лучшие поэты сочиняли торжественные оды. В какой-то дозе эти традиции живут и процветают. На закатно-советской Олимпиаде-80 проходили бурные концерты во всем многообразии видов и жанров с участием лучших артистических сил страны.
Прошли и проскакали годы. Современная эстрада больше не возводит личность в степень и деградирует под натиском шоу-бизнеса. Очередной «звездун» или «звездунья» изготавливаются примерно за один квартал из отобранного полуфабриката с помощью могучей ТВ-техники. И соответственно - при отсутствии школы и запаса прочности сверхновые звезды с пещерным интеллектом гаснут также быстро, как зажигаются.
В шоу-бизнес с попкорном и пивом в зале идут люди демонстративного склада, склонные к эпатажному поведению, психологическим срывам и депрессиям. Если «звезды» зажигаются, значит, это кому-нибудь нужно. Обычно - одному из эстрадных объединений, далеких от искусства, для оптимизации коммерческой деятельности. Красочные высокорейтинговые шоу - современный вариант древнеримского (из сатиры Ювенала) «Рanem et circenses» - «Хлеба и зрелищ».
Звезды и звездочки бывают не только в Космосе и на погонах. Лексема «звезда» очень распространена в масс-медиа и обыденной жизни. Согласно Википедии, звезда (англ. star, фр. étoile) - человек, достигший успеха в своей области, ставший широко известным и привлекающий повышенное внимание телевидения и прессы. Наиболее часто этуалями с гибким позвоночником становятся театральные и кино-актеры, певцы и певицы, спортсмены, манекенщицы, фотомодели и так далее и тому подобное.
Настоящие звезды загораются изнутри и подобны угольку, ждущему своего шанса, чтобы превратиться в алмаз. Гламурные звезды и созвездия угасших светил - это мифические герои, бытие которых связано не с подвигами, а с легендами. Селибрити знамениты тем, что знамениты. Ходячие псевдособытия и халифы на час опускают искусство до уровня ширинки и плинтуса. У попсы много роликов, но мало шариков.
Благодаря своей известности «звезды» имеют многочисленных фанатов, которые часто организовываются во всевозможные клубы и сообщества. Они передвигаются по миру, чтобы не пропустить любое публичное появление объекта внимания и отслеживают малейшие его действия, в том числе и относящиеся к лично-интимной жизни.
Телевизионный экран по своей природе - уникальное средство человеческого общения. Главное специфическое достоинство Музы с голубыми глазами в том, что она встречается со своим зрителем дома. Первыми художественными произведениями в эфире были телеспектакли. Он был когда-то странный - совсем не иностранный, а русский и родной телеэкран. Телевидение с опорой на коммуникативную функцию искусства должно интегрировать общество. Участие в экранных акциях на центральном ТВ равнозначно наивысшему общественному признанию.
Внешняя сторона дела в «прямом» телевидении часто выглядит как более быстрый и экономичный способ кинопроизводства. Не все режиссеры-«тихоходы» дрогнули перед соблазном поработать «на трубу». Однако в шеренге советско-российских телефильмов были свои удачи: «Война и мир» (реж. С.Ф. Бондарчук), «Семнадцать мгновений весны» (реж. Т.М. Лиознова), «Шерлок Холмс и доктор Ватсон» (реж. И. Ф. Масленников) и другие.
Телевизионная Муза является «рентгеном характера». Профессиональные качества на ТВ неотделимы от человеческих и этических. Только собственной глубиной можно измерить ширину и высоту партнера по диалогу на ярмарке эфирного тщеславия. Некоторые «самопроявления» нынешних властителей экрана лучше оставить за кадром. «Широк человек... Я бы сузил» - как говорил один из братьев Карамазовых.
Приставка «теле-» к слову «звезда» определяет новое значение. Телезвезда средней руки имеет свой круг фанов и привлекает внимание прессы и журналистов. Мегазвездами и телезубрами становятся К. Собчак и прочие ей подобные. Астрономический термин широко используется в названиях ток-шоу («Звездная Академия», «Фабрика звезд», «Стань звездой», «В поисках новых звезд»).
По количеству тяжких преступлений современная Россия стахановскими темпами обгоняет Советский Союз. Однако тюремный термин «передача» желательно не путать с теле-пургой.
Кино изображает действительность, а телевидение ‒ отображает. Сегодня на ТВ господствуют лавочники, которые почти никак не заинтересованы в идеологическом наполнении телепроизведений. Их интересует рейтинг, от которого зависит количество и стоимость рекламы как базиса благополучия. Суть рейтинга в том, что он не поднимает программу до уровня искусства, а опускает ее до среднего зрителя.
Кровь на дем-ТВ льется рекой, однако невозможно при этом представить себе такой анонс, как «трагический сериал». Появилось странное слово «мыло». Особым «драйвом» обладает реклама колдунов и экстрасенсов, которые как будто бы могут восстановить справедливость. Телевизор побеждает холодильник.
Дикторами и телеведущими становятся не только актеры второго класса. Телеведущего нельзя сыграть. Им надо быть. Ибо его Лик всегда на самом видном месте. На образный строй передачи «работает» стремление ведущего и «ведомых» гостей показать себя. В отличие от театра, главная задача ТВ - не раскрытие образов героев в предлагаемых автором пьесы обстоятельствах, а поиск самих обстоятельств, в которых наиболее ярко и свободно засверкает конкретный персонаж.
Между прототипом и его телеобразом немалое расстояние. Чтобы не исчезнуть в потемках Истории, человек на экране должен показать свою взволнованность, одухотворенность и убежденность. Желательно при этом затронуть душевные струны телезрителей. Оператор схватывает «клок действительности» и укрупняет малозаметные мгновения. Для властителей телевизионных дум значим не только интеллектуальный багаж, но и скрытые возможности самовыражения.
Известный дурак всегда найдет больше сторонников, чем неизвестный умный. Задача воспитания артиста, который будет любить «искусство в себе» не ставится вообще. Вместо настойчивой работы для рождения вдохновенных минут по обе стороны рампы - натаскивание на штампы и шаблоны. Основная цель - одноразовые проекты, на которых делаются «бабки». Шоумен обычно не отличает гобой от гиббона и становится куклой в руках продюсера. Эстрада действует «в реальных обстоятельствах». И летит фанера над страной.
Ритмы и мелодии не только развлекают, но и настраивают психику на определенный лад. Импульсы и толчки поступают через подсознание незаметно для самого человека. Музыка - могучее оружие. Она может и исцелять, и отравлять, и созидать, и разрушать. С некоторых иностранных рок-групп следовало бы брать подписку о невъезде.
Темперамент без таланта даже в постели никуда не годится. Грохот децибел не связывает сердце человека и слово Поэта, а убивает слово и совершает пиар во время чумы. Ни в какой сфере человеческой деятельности душа так не расходится с телом, как в шоу-бизнесе. Внимание СМИ направлено в основном на личную жизнь звездунов, движущихся в обратном направлении эволюции.
Что-то произошло с огнем любви. Сексуально недоразвитые поклонницы как акторы постмодернизма в едином психоделическом экстазе сливаются с конвульсивно дергающимися «фанерными конями». Функции режиссера обычно выполняют «жуки»-администраторы, случайные «работники культуры» и журналистская братва. Ветер смыслов не надувает паруса человеческой жизни.
Ф. Ницше сказал когда-то: «Искусство нам дано для того, чтобы не умереть от истины». Быть может, сегодня данную сентенцию следует перефразировать так: «Истина нам дана, чтобы не умереть от современного искусства».
В постоянно беременной философами и поэтами России обычно талантливы только те, кто хоть немного против. Все выдающееся в русской культуре подогревалось духом бунтарства с винцом в груди и жаждой мести. Настоящее произведение искусства обычно хочется увидеть, услышать и прочитать еще раз. В современном искусстве количество таких арт-продуктов стремится к нулю.
Творцы и экспериментаторы уже давненько начали «преодолевать» реалистические манеры в музыке, живописи и литературе. Однако они достигали высоких граней совершенства и искали средства творческого самовыражения. Римский философ, поэт и теоретик музыки А. Боэций настойчиво освобождался от нарастающих догматов христианства и декларировал «свободное искусство».
Музыкальное переживание всегда возбуждало чувство священной игры. Слово «импровизация» произошло от латинского «improvisus» - неожиданный, непредвиденный. Привлекательность импровизации в том, что создание и воспроизведение чего-либо совпадают во времени. На данный феномен обращали внимание пророки, ораторы и актеры. Внутренний мир Творца открывается для откровения только в том случае, если он подготовлен профессионально и эмоционально. Наиболее устойчиво и выпукло импровизация проявилась в музыке.
Искусство - это воспитание сердца. Импровизация должна быть органичной и подчиненной чувству формы. Слово «музыка» в греческом языке охватывала все искусства и знания, которые подвластны Аполлону и музам. Еще задолго до появления джаза с «синкопами» эпоха Возрождения вознесла музыкальную импровизацию на высокую ступень ценностной иерархии. Мастерство импровизации раскрывалось в мгновенном сочинении пьесы, музыкально-поэтической композиции на заданную тему, состязании вокалистов, «дуэлей» органистов и клавесинистов. Музыка снимает психическую энтропию, упорядочивает и структурирует сознание создателей, исполнителей и слушателей.
Многие музыканты эпохи барокко считали одним из главных достоинств свободное владение импровизационным орнаментом. Существуют показания свидетелей, что многодетный органист-виртуоз И.С. Бах создавал инвенции и симфонии прямо во время урока и называл их «фантазиями». Весомо и зримо импровизация проявилась у В.А. Моцарта, Ф. Листа, Н. Паганини, А. Рубинштейна, П. И. Чайковского. И многие другие виртуозы-импровизаторы украсят этот список.
Великая культура может быть только в великой стране. Современные экспериментаторы не отягощают себя познанием секретов ремесла. Однако у новаторов с высоким уровнем подсознательной агрессии есть надежная политическая «крыша», которая возводит новые формы в ранг искусства и делает его объектом купли-продажи. Вместо цензуры появилось такое понятие, как «формат», который устанавливается заказчиками и продюссерами. Кто девушку ужинает, то ее и танцует.
После того, как прискучило смеяться над банальным «Был ли секс в СССР?», стали активно восхищаться однополыми фиоритурами. В шоу-бизнесе очень активно проявляются гомосексуальные тенденции и каденции.
Согласно рейтингу «голубых» профессий в России (журнал «Карьера» №6, 2000 г.), концентрация представителей параллельной половой реальности ‒ одна из самых высоких. Впереди планеты всей по данном у показателю весело шагают художники. Гей-клубы, гей-сауны и гей-парады под лозунгом «очко в нашу пользу» претендуют на универсальность своего нравственного (точнее -безнравственного) опыта, постоянно рождаются, погибают и меняют адреса и явки.
Под давлением Совета Европы в свободной России 3 июня 1993 года отменили ст. 121 УК РСФСР ‒ уголовное преследование гомосексуальных актов. Ибо одним из условий активного и пассивного членства в данной международной организации было прекращение преследования лиц оригинальной сексуальной ориентации.
Из интервью Бориса Моисеева: «Я не боюсь принадлежать к касте гомосексуалистов очень высокого класса. Для меня это не унизительно и не восторженно - это нормально. Я должен кому-то принадлежать: касте, культуре, своей стране. Я горжусь этим, и подтверждение моей гордости видели все - это премия «Овация».
Переформатирование культурной среды и внедрение постмодернистских вирусов происходит очень бойко и слаженно. Основная ставка делается на толерантность-иммунную слабость российского социального организма.
Эстрада как открытое искусство ‒ это мир со своеобразной этикой («Призвание - хорошо, а почетное звание - еще лучше») и особым пониманием дружбы. И вместе с тем ‒ с явной и тайной борьбой за выживание. Обычно поэт легче простит поэту успех строфы, чем артист артисту рукоплескания. Эстрада ‒ понятие широкое. Это не только К. Шульженко, Л. Русланова, М. Бернес, Л. Утесов, А. Пугачева, ансамбль «Березка» и эстрадно-симфонические оркестры. Но и ‒ артисты разговорно-сатирического жанра.
Немного оживился жанр пародии. Однако звучат они, как хорошо выученная песня. Алтайский парень М. Евдокимов смешил людей и загрустил после губернаторской инаугурации.
В одном из монологов Е. З. Шифрина есть такой фрагмент: подходит ко мне человек и спрашивает: «Ты кто по национальности?»
В этом месте артист делал театральную паузу, после чего следовал глубокомысленный ответ: «Гуманоид».
На очередном концерте после вопроса и паузы из зала крикнули: «Еврей!». Отработав свой номер до конца, за кулисами Фима Залманович проявил чувство глубокого неудовлетворения. А организаторы его успокаивали:
‒ Да он просто подумал, что вы текст забыли.
Народная мудрость обычно рождалась в юмористической упаковке и никогда не выражалась поучениями и проповедями. Многоликая эстрада как народное «сейчашное» искусство требует комического и всегда связана с праздником. Раскрытие глубинных эстрадно-драматических проблем почти немыслимо вне юмора и сатиры.
Однако смех не есть попса. Гротеск не смешон и даже страшен, если уничтожает духовное начало. Русской ментальности не очень присуща грубая и циничная насмешка. Смех возвышает смеющегося только при уважении к объекту осмеяния. К чистому зубоскальству в «юморе сумасшедшего дома» желательно добавить хотя бы каплю мудрости.
Сергей Алексеевич Емельянов, доктор философских наук, член Петровской Академии наук и искусств, руководитель рабочей группы по культуре Координационного совета по Евразийской интеграции, эксперт культурного фонда им. В.С.Суслова
1. Re: И летит фанера над страной