Планета Земля, подобно человеческому мозгу, состоит из двух полушарий - Западного и Восточного. Обогащая грани евразийской концепции, Россия как страна десяти часовых поясов должна ассимилировать достижения Европейской и Азиатской ментальности. Оптимальная Европа оплодотворялась опытом географических открытий, радикально-политических всплесков и великого переселения народов. Однако и мудрый Восток все больше экспонирует, что древние цивилизации не канули бесследно в Лету.
Пространство Японии чуть больше Израиля, а культура кардинально не совмещается с американской. Там ничего нет, и есть все. «Японское чудо» нашло ключ к акселерации экономики в творческой сути человеко-деятельности. Японцы - самые лучшие в мире работоголики с глубокой потребностью в высоком искусстве созерцания. Островная Япония с молодыми и не очень гейшами (буквально ‒ люди искусства) не была культурно-стерильно-изолированной. Способный японский режиссер А.Куросава активно сближал традиции Восток-Запад и создал кино-адаптацию романа Ф.М. Достоевского «Идиот» (1951 г.) с Масаюки Мори в главной роли.
Многие японские фирмы украшают сталинские лозунги. В японских синтонических храмах, как и в первом Иерусалимском, бесплатный вход (и выход) охраняется фигурами львов. Слегка поражает фонетическое и смысловое совпадение многих слов японского языка и иврита («собрание» по-еврейски «кнессет», по-японски «кнесси», «трудность» на иврите «коши», по-японски - «кошу». И т. д.).
Не только через узкий китайский взгляд заметна почтительность Дальнего Востока к традиции. Камни прошлого - ступени в будущее. Поколение за поколением наращивало пласт знаний на древнейшей первооснове. Восточно-глубинные толчки и волны пошли от Древнего Китая. Его философы и «мудрейшие мужи» основательно наследили в разнообразных сферах- от основ мироздания и боевых искусств до стратегии гос-строительства. Как условная модель боевого сражения на благоразумном Востоке возникла древняя и вечно юная игра шахматы.
Высшую ступень эстетико-китайского совершенства выражала категория «и-пинь» (род, сорт, разряд). Данный аксиологический концепт развивался-уплотнялся и переоткрывался в соразмерности с общим и искусствоведческим пониманием. На древнекитайских картинах, гравюрах и иллюстрациях человек обычно находится не на первом плане.
Склонная к пассивному созерцанию и самая протяженная во времени Китайская цивилизация ориентирована на великий порядок, гармонию и справедливость. На Востоке не было резко выраженных ступеней-этапов-эпох и время перемен считается роковым периодом истории. В пору китайского средневековья от просветленного человека требовалось быть и поэтом, и музыкантом, и живописцем, и философом. Каждый кандидат на государственную должность должен был написать рифмованное сочинение на заданную тему. Китайские любомудры по призванию утверждали, что деградация в музыке есть верный признак неблагополучия и даже гибели государства.
Легендарный итальяно-средневековый М.Поло редко воровал духовные бриллианты вместе с деревянным ящиком. Пилигрим и купец в «Книге о разнообразии мира» отразил свои неизгладимые впечатления о путешествии по Азии с заходом в Китай продолжительностью в семнадцать лет.
Российским актерам очень трудно достоверно изобразить европейцев, но товарищ Сухов из «Белого Солнца пустыни» (реж. В.Мотыль) легко и вполне доходчиво объяснил, что Восток - дело тонкое. Истина рождается не в споре, а в безмолвии и самосовершенствовании. Твердое и толстое ломается, мягкое и тонкое непобедимо. Вода побеждает скалы. Сила духа, превосходящая силу тела - щит личности. Духовная немощь тяжелее телесной. Чтобы победить противника, потребно одержать победу над собой, ибо преодолевший себя непобедим.
Антиномия духовного и материального высвечивает противостояние Востока и Запада, гармонии и конкуренции. Культуры разнятся и представлениями о старости. Азиаты более благосклонны к уходящей молодости. По всем вероятиям, легче стать китайским мудрецом, чем американским. В китайской станице Бама очень высокий удельный вес долгожителей.
Согласно букве и духу евразийской теории, единство многообразия - весомое условие мировой и национальной динамики. Такой подход совпадает с конфуцианской идеологией. В книге «Лунь юй» («Беседы и высказывания») содержится архи-глубокая мысль: «Благородный муж стремится к единству через разномыслие, но не стремится к единству через послушание».
К воззрениям Кун Фуцзы (VI в. до н. э.), известного в Европе как «Конфуций» восходит собственно философская традиция с не совсем чеканно сформулированным нравственным императивом. Быть может, Конфуций был полу-еврейским мудрецом и имя знатного рода Кун происходит от названия израильских священнослужителей «коэн». Цитатник из сочинений Конфуция усваивался наизусть всем китайским народом. В начале III тысячелетия китайцы начали создавать по всему миру «институты Конфуция».
В китайском языке нет иероглифа «бог», однако в философии мудрейшего Лао- Цзы слегка абстрактное «Дао» трактуется как «всеединое». Человек зависит от земли, земля от неба (космоса), небо- от Дао, а Дао- от себя самого с верностью изначальной основе. В изменчивом есть неизменное как истинно-сущее. Заветы даосов обращены ко всем желающим вместить в себя целый мир и обрести подлинно великое и Вечное. В даосизме фокусируются корни игры с посягательством на святая-святых европейского индивидуализма. «Мудрый человек не имеет собственного сердца‒учил Лао-Цзы‒ Его сердце состоит из сердец народа».
Японцы по сравнению с китайцами менее склонны к отвлеченным рассуждениям. Поэтому всеединое «Дао» превратилось в более реалистичное «До» (буси- до, каратэ-до, дзю-до).
Желтолицым китайцам присуще и специфическое чувство юмора. Связка «король-шут» прочно вошла в народное сознание и на Востоке. В отличие от европейских смеховиков, свобода китайского шута без колпака и бубенцов базировалась не на придворном безумии, а на императорской благосклонности с желанием время от времени узнавать правду. Китайские шутники нацеливали свои стрелы на самовлюбленных чиновников-службогонов и любую «священную корову» с атрибутами благоговения и неприкосновенности. Без удобной маски идиота границы воли затейщиков часто нарушались и иногда переступали опасную грань конфронтации с властью. Китайский Геродот, Сыма Цянь (145-86 до н.э.) пробудил интерес других столпов к данной судьбоносной проблеме.
На Востоке родились поговорки: «Смеха боится даже тот, кто ничего не боится» и «Пулей можно убить одного, смехом можно убить тысячи».
В славянском преломлении азиатско-рисовая страна идеализировалась. China несколько раз упоминается в нон-фикшн тверского купца Афанасия Никитина «Хождения за три моря» (ХV в.). Страстным желанием побывать в Китае горело «Солнце русской поэзии» А.С.Пушкин. Образ Китая стяжал символическое значение в дебатах сторонников и противников прозападной ориентации. Граф С.С.Уваров выступал с инициативой (не наказуемой и не реализованной) учреждения Азиатской академии.
Идущий по борозде за плугом Л.Н.Толстой видел в Поднебесной воплощение земледельческо-духовной гармонии, искренне увлекался восточными идеями и изъявлял мечту выучить китайский язык. Постулат Конфуция о главной роли этико-морального критерия писатель сложной биографии использовал для жесткой оценки модернизма и декаденства. В «Крейцеровой сонате» даже музыка Бетховена и драмы Шекспира подвергались «нравственной зачистке» через призму конфуцианских доктрин.
Младший современник Л.Н.Толстого и философ-поэт колоритной натуры Владимир Соловьев пророчил грядущее столкновение двух культурных миров, в котором духовно-гормональный Китай с рисоводческими кооперативами легко окажется сверху христианской цивилизации.
Великий не-академик Д.И.Менделеев ставил духовную культуру Китая выше европейской. Горячо любимый тесть А.А.Блока отмечал, что у русских есть то преимущество, что они раньше китайцев прорубили окно в Европу, а у китайцев то, что они раньше и тверже всех народов стали следовать за мудрецами, проповедовавшими великое влияние добрых нравов.
Страстный любитель театра К.С.Станиславский многое позаимствовал из восточной литературы для создания своей «системы» (кавычки ставил Он Сам). В советских редакциях стали постепенно исчезать понятие «прана», сравнение создаваемого актером образа с эфирным или астральным телом, но сохранились такие термины, как «перевоплощение», «зерно образа» и др. «Система» одарила своим богатством актеров и режиссеров. Упражнения для развития внимания, сосредоточения, свободы мышц сближают актерскую систему с методологиями медитативных техник, особенно прописанных в буддизме.
Совсем не странно, что глубокую корневую систему и юные побеги в Китае имеет Ветхозаветная Библия. Евреи размножаются не так быстро, как китайцы, однако жили и живут на всех материках, кроме Антарктиды. В статье «Китай» из Еврейской энциклопедии можно прочитать: «Действительно, все данные указывают на долгое и своеобразное развитие религиозной и общественной жизни китайских евреев, начало которой едва ли может быть отнесено ко времени более позднему, чем первый век христианства».
Один из лейтмотивов дружбы народов явственно прозвучал еще в Хазарском каганате. Там славянский этнический субстрат государственно сожительствовал с народностями туранского и семитического генезиса. Квадратуру круга судеб России, Китая и евреев высветил разгром данной Ассоциации киевским князем Святославом в 965 году. Кровавый эксцесс в низовьях Волги гулким эхом откликнулся по всему миру.
Судьбоносная проблема «Китай и сионизм» не всегда активно присутствует в российско-академических планах, однако в Китае о евреях написаны погонные метры книг. Историк западной ориентации Т.Н.Грановский в юном возрасте познакомился с Торой и в студенческой работе «Судьбы еврейского народа» называет Китай самым удаленным местом эмиграции евреев после захвата Римом Иерусалима. «Евреи- проницательно замечает будущий светила - проникли в Китай и основали там в Ка-ин-фу колонию, которая существует до сих пор».
Община Ка-ин-фу с древней синагогой, построенной по типу китайского храма, магнитила внимание служителей Клио. В период расцвета личный состав общины насчитывал несколько тысяч активных членов с профицитом эндорфинов. Колена Израилевы очень легко ассимилировались в китайской культуре, с готовностью включали ее традиционные ценности в свои религиозные устои и ели мацу китайскими палочками.
Для обогащения внесознательных ассоциаций можно вспомнить, что многолетние и не совсем ветхие греки и римляне иногда превращали свои тела в художественные произведения, а Китай называли «Sinae» («Синэ», «Синае»), что каким-то удивительным образом созвучно со словом «Синай». Очевидно, не совсем случайно и термин «синагога» (сина-гога) содержит элемент «сина».
И в более поздние времена синайские мудрецы и китайские богдыханы результативно взаимодействовали на мировой арене. В феврале 1972 г. от Р.Х. израильские дипломаты инициировали открытие консульства в Гонконге. В том же году в Израиле были сделаны шаги (посредством переставления нижних конечностей) к созданию общества израильско- китайской дружбы, а премьер-министр Голда Меир без шуток заявила, что ее страна стремится завоевать поддержку Китая. Современный Гонконг- это дальневосточная столица евреев (вторая столица- Шанхай), а на Тайване наблюдается большое количество Ротари- клубов.
Китай без олигархов рассматривает Поднебесную как дом, где живет большая семья, регулярно медитирует и систематически познает не только российскую, но и еврейскую проблематику. В спектре исследуемых проблем- культура и история израильтян, а также такие экстравагантные темы, как «евреи и деньги», «мудрость евреев», «еврейский юмор», «евреи и политика США». Крайне сдержанно освещаются «культурно-советские особенности». Обстоятельно говорится о Еврейской автономной области с центром в Биробиджане. В результате много-трудных исследований, затратив большое количество человеко-мозгов, китайские авторитеты пришли к оптимистическому выводу, что только еврейскую культуру можно поставить на одну доску с китайской.
- Лева, вы знаете, порох, оказывается тоже изобрели евреи!
- Чепуха, все знают, что порох изобрели китайцы.
- Да-да. Лю-шинь-берг и Вань-шань-штейн.
Быть мудрым по-китайски - значит не упустить момент для воплощения мечты или цели. Сегодня шагающий левый марш Китай с самой длинной и видимой из космоса стеной не плача и не смеха превозмог трагические последствия «культурной революции» и продолжает граничить с Монголией. Китай повышает культурную мягкую силу государства при помощи обаяния конфуцианской традиции, спорта и центрального телевидения. Ни одна экономическая теория Запада не может объяснить «китайского чуда», главный инструмент которого- сознание кадров. Можно заметить в скобках, что в китайском языке словосочетание «заниматься бизнесом» совпадает с понятием «осмысленно жить».
Азиатская страна неоднократно делала последнее китайское предупреждение воробьям, которые расклевывали народный рис с народных полей. Китайцев в Китае больше, чем воробьев. Край восходящего Солнца в географическом смысле далеко от Европы. Однако он обладает крупными шансами на национальное преломление европейской идеи развития. «Младший брат» стал старшим соперником. СМИ и популярная литература расширяют «китайский вопрос».