Зачем вообще благотворительность и спонсорство бизнесу?

О сложном и тернистом пути формирования социально-ответственного бизнеса в России

Арифметика бывает обычная и божественная. В последней дважды два не всегда равно четырем. Ибо в человеческие расчеты и планы иногда вмешиваются действия божественной воли.

В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» приводится цитата из Пятикнижия (Втор. 24:19-22): «...заповедь Божья повелевает трудящимся заботиться о тех людях, которые по различным причинам не могут сами зарабатывать себе на жизнь - о немощных, больных, пришельцах (беженцах), сиротах и вдовах - и делиться с ними плодами труда, чтобы Господь Бог твой благословил тебя во всех делах рук твоих». 

Продолжая на земле служение Христа, который отождествил Себя с обездоленными, Церковь всегда выступает в защиту безгласных и бессильных. Поэтому она призывает общество к справедливому распределению, при котором богатый поддерживает бедного, здоровый -  больного, молодой - престарелого. Духовное благополучие общества возможно лишь в том случае, если повышение уровня и качества жизни считается безусловным приоритетом.

Благотворительность - это ТВОРЕНИЕ БЛАГА. Ставшая потребностью души благотворительность есть фактор счастья и здоровья человека. Благотворительность является родной сестрой филантропии (греч. «philanthropia» - человеколюбие). Как брак по любви, она не предполагает каких-либо финансовых обязательств со стороны получающих поддержку. Благотворитель демонстрирует свободную волю и совершает акт дарения в форме перечисления средств, оплаты счетов, передачи ценностей. И т. д.

Бросаясь вглубь веков, можно заметить, что с благотворительностью прочно связалось и даже стало нарицательным имя «Гай Цильний Меценат». Деятельность реального Мецената не сводилась к оплате счетов римских поэтов и художников.

Говоря современным языком, Меценат был сторонником стратегии равноудаления олигархов и создания положительного «имиджа» вертикали власти. Для решения данной богоугодной задачи гениальный римский патриций активно использовал волшебную силу искусства. В избранный Меценатом круг входили поэты знаменитые (Вергилий и Гораций) и не очень. Главной задачей руководителя круга была идеология и «национальная идея». Вдохновляемое Меценатом творчество формировало общественное мнение и помогло императору Августу стать самодержавным владыкой великой империи. 

Специфическим источником российской благотворительности были общинные традиции взаимопомощи. Другим крупным фактором стали идеи христианства. Наиболее простой и доступной формой благотворительности была раздача милостыни нищим и пожертвования Церкви как очага милосердия.

В Православии нищета и бедность - признак богоизбранности. И поэтому подать нищему означает не помощь в преодолении нищеты, а именно поддержку в данном богоугодном состоянии. По летописным свидетельствам, нигде в Европе не существовало такой хорошо отлаженной системы «социальной помощи», как в Киевской Руси.

Подача милостыни является способом сглаживания социального неравенства, а само наличие такого феномена фактически свидетельствует о дифференциации общества на богатых и бедных.

Христианство вводит помощь бедным и несчастным в «непременную обязанность». Вспомоществование бедным возводится в закон и рассматривается как обязанность по отношению к Богу. Необходимость помощи ближним отчетливо прописана в Нагорной проповеди: «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» (Мф. 5:7) и «Просящему у тебя дай и от хотящего занять у тебя не отвращайся» (Мф. 5:42).

Милостыня не только сглаживает социальное неравенство, но и очищает дающего от грехов и увеличивает вероятность его спасения. Чем больше человек чувствует себя согрешившим, тем более он должен быть щедрым и отзывчивым к проблемам других людей. Благотворительность отучала бедняка ненавидеть богатого и была необходимым условием личного нравственного здоровья: она больше нужна была самому нищелюбцу, чем нищему.

Одним из весомых оснований пожертвований на мирные и церковные нужды было сомнение в богоугодности предпринимательской деятельности и ее нравственной состоятельности.  
      
VIP-мечтой почти каждого русского купца было строительство Храма. Так в российской ментальности отражалась идея искупления за богатство, тесно связанного с грехом.

Подражание российских царедворцев опыту французских и германских коллег сделало особенно модным покровительство искусствам. В ХVIII веке появилось русское слово «меценатство». В память о просвещенных покровителях остались Эрмитаж, Русский музей, Мариинский театр оперы и балета, Александрийский драматический театр.

Хорошо известны имена российских меценатов П.М. Третьякова, чья коллекция картин дала имя знаменитой галерее, С.И. Мамонтова, создавшего Московскую частную оперу. Имена своих создателей носили Щукинский и Морозовский музеи современной живописи, Бахрушинский театральный музей.

Морально и материально окормлял передвижников заслуживший отдельную книгу из серии «Жизнь замечательных людей» собиратель П.М. Третьяков. В завещательном письме родоначальник Третьяковской галереи отмечает: «...прошу вникнуть в смысл желания моего, не осмеять его, понять, что для меня, истинно и пламенного любящего живопись, не может быть лучшего желания, чем положить начало общественного, всем доступного хранилища изящных искусств, и принесущего многим пользу, всем удовольствие... Более я ничего не желаю... прошу не осудить моего распоряжения...». 

Период с 1917 по 1990 гг. характеризуется наличием отсутствия благотворительности. Работа по поддержке семьи, инвалидов, ветеранов и одиноких граждан велась системой социального обеспечения населения. Вместо благотворительной деятельности появились шефские связи. Предприятия шефствовали над детскими домами, колониями, домами престарелых и т. д.
 
Начало лихих 1990-х гг. было отмечено всплеском филантропии. Подрастающий российский бизнес старался догнать взрослого западного друга, «сделать себе биографию» и весело зашагал через звезды к терниям.

Оказалось, что банкиры и культурный бомонд имеют почти не совпадающие «круги общения» и мотивировки. Творческая интеллигенция по своей врожденной наивности полагала, что предприниматели и банкиры обязаны любить высокое искусство и давать на него деньги. Отказ в помощи обычно квалифицировался как отсутствие нравственности и гражданственности у «человека с рублем».

Предприниматели опасались повышенного внимания со стороны «ока государева» и организованной преступности. Наиболее «продвинутые» банкиры видели в благотворительности часть PR, но не все усматривали в ней способ взаимного доверия и согласия в обществе. 

Встает не риторический вопрос - зачем вообще благотворительность и спонсорство бизнесу?

На этот вопрос можно ответить следующим образом.

1. Дополнительные рекламные возможности. Шумная акция с привлечением СМИ может быть эффективнее и дешевле, чем простая «рекламная волна».

2. Продвижение социально-значимых проектов экспонирует имидж фирмы как активного члена общества. Это есть естественная составляющая системных связей с общественностью.

3. Сопряженная с социально-значимыми событиями РR-деятельность генерирует позитивную популярность.

4. Укрупняется баланс положительных связей фирмы с глубокоуважаемыми и любимыми политиками, учеными, служителями искусств. Известные и временно великие люди становятся не только «проводниками» интересов фирмы, но и эрегируют рост ее репутации.

Важно выделить жирным шрифтом: благотворительность и спонсорство, как и РR в целом, ‒ это работа на процесс, которая в конечном итоге приносит весомый результат. Установление и углубление рабочих и доверительных отношений, рост репутации дают достойные и конкретные плоды.

Для «высшей лиги» российского бизнеса самыми актуальными объектами спонсорства являются спорт, искусство и политика.

В богомольной России официальное признание заслуг перед отечеством на ниве благотворительности и филантропии было предметом особой гордости и влекло за собой изменения в сословном статусе награждаемого. Появление или восстановление знаков общественного внимания будет иметь немалый эффект и способствовать формированию социально-ответственного бизнеса.

Сергей Алексеевич Емельянов, доктор философских наук, член Петровской Академии наук и искусств, руководитель рабочей группы по культуре Координационного совета по Евразийской интеграции, эксперт культурного фонда им. В.С. Суслова
Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Сергей Емельянов:
И летит фанера над страной
Современная эстрада деградирует под натиском шоу-бизнеса
27.03.2019
Зачем вообще благотворительность и спонсорство бизнесу?
О сложном и тернистом пути формирования социально-ответственного бизнеса в России
21.03.2019
Карл Маркс продолжает поджигать наши сердца
Размышления Сергея Емельянова к 200-летию классика марксизма
03.05.2018
Все статьи автора
Последние комментарии
Управляющий кладбищем образования
Новый комментарий от Русский Сталинист
2020-08-09 02:00
В «Двуглавом орле» революция
Новый комментарий от Русский Сталинист
2020-08-09 01:52
«К нам запускают прямую цензуру»
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
2020-08-09 00:28
Гонка вакцинаций
Новый комментарий от наталья чистякова
2020-08-08 20:43
Революция в «Двуглавом орле»
Новый комментарий от наталья чистякова
2020-08-08 20:26