Муза и Мамона

Александр Сергеевич Пушкин 
0
626
Время на чтение 8 минут

Художники все проверяют Вечностью. В рациональных же временных границах отношение к ним было изменчиво. Поэту-сказителю Гомеру наливали вина и смотрели на него добрыми глазами. Однако восхищение творениями искусства не всегда разумело пиетет к их создателям. Демиург мог быть рабом, ремесленником или фигурировать  на содержании  у аристократии.

В очень далекие мифические времена, где сами Боги на священном Олимпе оберегали своих художников, поэтов и архитекторов, авторесса-поэтесса Сапфо не смогла долго жить с возлюбившим ее бедным поэтом Алкеем и пророчески изрекла: «Бедное искусство будет вечно просить подачки у избытка жизни...».

Проницательный женски-мудрый человек словно предвидел(а) наступление времен, когда отключенная от финансовой розетки духовная сила создателей Прекрасного начнет умолкать, испаряться и уходить на дно бездушного забвения. Битвы потливых и усредненных импотентов духа за свое благополучие иногда приносят вреда больше, чем сталинские репрессии. Чем меньше становится искусства, тем больше - аномальных росконов, где собутыльники-лауреаты раздают друг другу тусовочные премии за своевременную политическую переориентацию.

Художественное мышление есть движущееся мировоззрение. Весь немного выше мира художник верует в вертикаль и подчиняется господству силы, делающей его творцом. Чтобы быть Творцом, он слегка убивает в себе человека. Чтобы выжить, художник показывается, заручается и налаживает. Духовные кристаллы истаивают в мутных водах реальности.

Художник с блуждающим в голове огоньком во все времена зависел от длани кормящей и источника ресурсов, позволяющих ему встречаться с Музой и  профессионально увлекаться своей деятельностью. Высокому искусству печально существовать без меценатов, спонсоров и дотаций. Однако только оно утверждает своим авторитетом Образы, еще не облученные светом через окошко федеральной или региональной кассы.

Только в искусстве не страшно быть рабом. Многие художники позапрошлого века обратились к евангельским сюжетам и вечным христианским ценностям: И.Н.Крамской «Христос в пустыне» (1872), И.Е.Репин «Крестный ход в Курской губернии» (1880-1883). Г.Семирадский «Христос у Марфы и Марии» (1886), И.Прянишников «Крестный ход» (1893).  Основные вехи жизненного пути И. Христа как  реально-исторической личности изображены в цикле посетившего  Землю обетованную  В.Д.Поленова  «Из жизни Христа» (1909 г.).

Быть может, никто из русских художников, кроме  М.В.Нестерова-идейного близнеца  Ф.М.Достоевского - не осознал в связке с русской идеей всю глубину мотивов аскетично-одухотворенного роста («Великий постриг», «Под благовест», «Молчание», «У креста»). В мастерской художника неформально общались ученые, философы и священнослужители. В старых и младых русских людях, в безмолвных и трепещущих березках  Нестерова - просветленная доверчивость к миру с изысканием соборной траектории.

Вторая  половина ХIХ в. в искусстве - это и натуралистические живописные ноты. Заметно и без справочника о путях миграции птиц, что миф о русской душе и природе звучит в «тихоструйной» саврасовской картине «Грачи прилетели» (1871 г.). Это поэма о русской весне с ручьями и белыми лепестками облаков. Чем образ конкретнее, тем выразительнее. Прилетели не птицы (родовое понятие), а грачи. Близкая к нищете простота провинциального пейзажа совмещается с просветленным сиянием. Сакральная взаимосвязь живописи и музыки позволяет уподобить двухмерное изображение гармоничному звучанию. В «Грачах» есть свет человеческого Идеала. Мартовский снег дает надежду на (историческое) обновление.

Из специфики труда богомаза проистекает  духовный облик. Следующий вечному зову субъект с интеллектом художественной конфигурации - почти всегда еретик с высокой  возбудимостью идеями трансформации. Искусство имеет коммуникативную, просветительскую, воспитательную и гедонистическую функции только в «мирное» время. «Возвышающий обман» и глубоко проникающие в недра социального бытия Идеи становятся камертоном социальной настройки. «Тут кончается искусство и дышат почва и судьба». Измененное сознание сдвигает реальность.

Творцы красоты восхищаются действительностью и одновременно ее отрицают.  На левитановской «Владимирке» (1892 г.) восприятие одинокого путника и холодных туч средней полосы России как будто экстраполируется и на далекий народный путь. Апофеозом эманации бунта стало суриковское «Взятие снежного городка» (1891 г.). Полноценный рабочий-гегемон впервые предъявлен на картине Н.А.Ярошенко «Кочегар» (1878 г.). Это были портреты правды.

Не совсем последнее место в успехе рисующих-поющих-пишущих имели финансовые инъекции. Крупным бескорыстным жертвователем на дела искусства был  Савва Иванович Мамонтов. Человек  русской мечты поил лошадей шампанским из ведра, а  его дом в Абрамцево под Москвой стал любимым местом встреч и напряженной работы. Именно в данном «культурном очаге» и священном гнезде семейства Аксаковых были написаны «Девочка с персиками» В.А.Серова, «Богатыри» и «Аленушка» В.Н.Васнецова, пейзажи В.Д.Поленова.

Театр человека с рублем С.И.Мамонтова показал публике неизвестные оперы Н.А. Римского-Корсакова «Садко», «Царская невеста», «Сказка о царе Салтане», «Снегурочка», «Псковитянка» и‒ чуть позже‒ все оперы П.И. Чайковского. Вокальный чутко-народный талант  Ф.И.Шаляпина не смог бы стать полноценным плодом без шефского заинтересованного участия  друга русской  культуры.

Еще один известный из курса истории КПСС великолепный  Савва по фамилии «Морозов» был хозяином Никольской мануфактуры в Орехово-Зуево,  ходил на репетиции в Московский Художественный театр, дружил с «буревестником революции» А.М.Горьким и питал радикальные идеи своими миллионами. Его брат Сергей Тимофеевич финансировал журнал «Мир искусства» и художника И.А.Левитана.

Барон-меценат и гений финансов А.Л.Штиглиц основал училище технического рисования (ныне - Художественно- промышленная академия), широко покровительствовал наукам и искусствам, распространяя щедрую благотворительность на всех, с кем приходил в соприкосновение.

Меценатов не могло быть много, однако они с размахом помогали истинным талантам и труженикам отечественного духовного поля. В память о щедрых покровителях культуры остались Эрмитаж, Русский музей, Мариинский театр оперы и балета, Александрийский драматический театр. В отличие от спонсорства, меценатство‒ это «брак по любви».

В советской Атлантиде высшие художественные проявления рождались на путях сопряжения партийного диктата с идеалом самоосвобождения. Достоинством  иллюзий и аллюзий искусства становилось обеспечение (ударение-просодия на втором «е») эмоционального контакта с массой. Художественная интеллигенция и поэзия труда активно и глубоко сближались. Журнал «Огонек» из номера в номер давал сигналы на уклоняющихся от соцреализма деятелей изящных искусств. Свой специфический вклад в эстетизацию быта вносило и декоративно-прикладное искусство, например красно-звездный агитационный фарфор.

В окоммуналенной действительности принцип партийности и государственного финансирования распространялся не только на литературу. В данном русле были сотворены проникнутые идейным воздухом произведения стахановцев творческого цеха - скульпторов  С.Коненкова, Е.Вучетича, И.Шадра, В.Мухиной, живописцев А.Герасимова, Б. Иогансона, А.Дейнеки, Ю.Пименова, С.Чуйкова, А.Пластова, П.Корина, графиков Д.Моора, Кукрыниксов и др. Вдохновляющая Мечта объясняла все парадоксы и совмещала настоящее и будущее, сущее и должное, видимое и подразумеваемое.

Шутки с генеральной Линией часто заканчивались трагически. Группа неформальных художников по инициативе О.Рабина и А.Глезера 15 сентября 1974 года экспонировала свои авангардистские работы на свежем московском воздухе в Беляево на опушке Битцевского лесопарка. Слова «андеграунд» еще не было, а мало-бюджетные творцы  уважали свое стремление и свой выбор. «На всякий пожарный идеологический случай» выставка закончилась уже через тридцать минут  бульдозерно-уголовным эксцессом.

Магическую мощь искусства активно используют только сильные политические лидеры и тираны. В современном невидимом храме Мамоны слова «культура» и «соотечественники» упоминаются преимущественно в связи с очередным награждением в Георгиевском зале за зубчатыми стенами. Искусство и образование есть не самая ликвидная часть Родины - товара.  

Любая политическая вертикаль любит юмор и иногда вводит своих коней в Сенат. Однако она предохраняется от еретических идей, возбуждающих инакомыслие или синдром протеста, унифицирует картину мира  и «усыновляет» интеллигенцию. Особенный  интерес к данному типу  социальной прослойки у широко-погонной власти обычно пробуждается  при падении авторитета из-за очередных непопулярных действий. «Мастера культуры» превращаются в «спецназ российской интеллигенции».

Можно без юмора  сказать, что взорвалась эстетическая атомная бомба со всеми следствиями проникающей радиации. Блокбастеры настырным торрентом стучатся в каждый дом. В условиях редких всполохов фольклорных реминисценций интеллигенция с двумя высшими образованиями  низведена до роли шутов в реалити-шоу.

Культура без Божественного Духа адресуется  отдельным инстинктам и имеет маркетинговые законы сбыта. Еще не совсем забывший нагорную проповедь секулярный индивид с расчлененной волей  должен вновь и вновь  ощущать потребность в эйфории по банальному поводу. Перед масс-культом стоят две взаимосвязанные задачи: расчленить человеческую личность и, имея в качестве адресата отдельные  психофизические инстинкты (например, половой или разрушительный), воздействовать на них напрямую.

Разлука, искусство и юмор  не всегда усиливают великие страсти.   Однако иногда кажется, что не все так плохо, как кажется. На не очень высокой новой фольклорной волне звучали светоносно-шукшинские «Перезвоны»  (1985 г.)  В.А.Гаврилина. Вологодский композитор без мученического ореола был чутким к русско-советской литературе. Ключевую тему и образ симфонии «вызванивает»  немолчный голос Отечества ‒ колокола, дорога, река без конца и неугасимая свеча.

Почетный ваятель-орденоносец М.К.Аникушин тяготел к монументальному искусству и высшим тонкостям человеческой психологии. На площади Искусств Санкт-Петербурга гранитно сияет «Солнце русской поэзии» А.С.Пушкин. В Московском районе все еще стоит  (с 1970 года) пластический образ В.И.Ленина. По словам мастера, он хотел выразить «сгусток воли и энергии, воплощение человечности, непоколебимой убежденности и неутомимой устремленности к великой цели».

Державник И.С.Глазунов поклоняется Ф.М.Достоевскому и философично осмысляет Историю. Народный художник хочет всегда жить в России, рисует ее вечную драму ‒ «Господин Великий Новгород», «Русская песня», «Град Китеж», «Мистерия ХХ века», «Вечная Россия», «Великий эксперимент», «Разгром храма в пасхальную ночь», цикл «Поле Куликово». Дивно- символическая картина «Чудо. Асфальт» отражает творческий путь самого художника - нежные листочки ландыша пробили темно-серый асфальт  и расцвели чистым жемчугом. Из глазуновского ребра в старинно-московском здании родился  (в 1986 г.) оплот реализма‒ Академия живописи, ваяния и зодчества.

Наполнен Светом балет  Б.Я.Эйфмана «Красная Жизель» (2002 г.) о трагедии балерины О.Спесивцевой. Звезда и жертва советского времени ростовчанка Ольга вкладывала в образ  Жизели сердце-душу-страсть и закончила  земной путь в клинике для душевнобольных г. Нью-Йорка. В истории балетного театра имя вынужденной отшельницы и пленницы безумия О.Спесивцевой занимает место не менее значительное, чем полу-божественные Анна Павлова и Матильда Кшесинская. Международная звезда балета с крупной судьбой прикоснулась к запредельным высотам бытия и приоткрыла незримые тайны.

Чистым потоком деревенского гуманизма с болью, нежностью и надеждой  являются фильмы Л.А.Бобровой «В той стране», «Бабуся», «Верую». О классических рецидивах отечественного кинематографа наглядно напоминают «Кукушка» (реж. А.Рогожкин), «Война» (реж. А.Балабанов), «Звезда» (реж. Н.Лебедев).

Сердце не научится любить, если устало ненавидеть. Основной функционал культуры - художественная инсталляция Идей, их совмещение с массовым сознанием и метаморфоза в материальную силу. Фольклорно- патриотические песни тысячекратно эффективнее научной конференции и лекции о геополитике.    

Искусство никогда не занимало верхние строки бюджетного финансирования и является вторым (после спорта) генеральным направлением вложения спонсорских денег с большими рекламными возможностями. Привлечение средств на искусство само становится искусством.

Дорога может вести не только к храму, но и к Дворцу культуры. «Гибель искусства» -  столь же долгая тема, как и падение нравов. Однако при наличии вменяемых инвесторов искусство как родовой рояль производит эмиссию чувств и хромосомы будущего.  Именно искусство есть живой носитель непреходящего, могущий сделать русскую идею эмоционально-притягательной и Вечной.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Сергей Алексеевич Емельянов
И летит фанера над страной
Современная эстрада деградирует под натиском шоу-бизнеса
27.03.2019
Зачем вообще благотворительность и спонсорство бизнесу?
О сложном и тернистом пути формирования социально-ответственного бизнеса в России
21.03.2019
Карл Маркс продолжает поджигать наши сердца
Размышления Сергея Емельянова к 200-летию классика марксизма
03.05.2018
Все статьи Сергей Алексеевич Емельянов
Александр Сергеевич Пушкин
Бабъёжество? Спаси Бог, не надо!
«Продвижение в массы» сказочной нечисти – продуманная кампания по дальнейшей дехристианизации и дезориентации остатков православного русского народа
19.11.2024
«...В России Пушкин длится»
Русская поэзия в журнале «Берега» (5, 2024)
06.11.2024
Памяти Якова Петровича Кульнева
Гости с Южного Урала преодолели более трёх тысячи километров, чтобы отдать дань памяти воинов 1812 года
01.11.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Для выживания России нужны радикальные меры!
Новый комментарий от Агафон
19.11.2024 23:51
Апокалипсис на сегодня
Новый комментарий от Агафон
19.11.2024 23:46
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Бузина Олесь
19.11.2024 22:46
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от Русский Сталинист
19.11.2024 22:01
Колчак – предатель России или герой?
Новый комментарий от Русский Сталинист
19.11.2024 21:37
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Сталинист
19.11.2024 21:31
Грядёт ли новая Ливонская война?
Новый комментарий от Бузина Олесь
19.11.2024 19:22