О советской системе школьного воспитания

Официоз, попса и фольклор - три кита советского коллективизма

От редакции: На фоне современного ужасного состояния системы образования и воспитания многие обращаются как к образцу к советской системе. При этом советская система изображается всё чаще в пасторальных тонах. Автор статьи, сам в какой-то мере продукт советской школы, размышляет о пороках советской системы воспитания. Наверное, не во всём с ним можно согласиться, но поразмышлять на эту тему необходимо, чтобы не наступить на те же грабли.

Это попытка не совсем исторического анализа. А точнее, совсем не исторического. То, о чём я хочу сказать, имеет прямое отношение к современной системе воспитания детей. 

Советская школа до сих пор на устах у многих. Говорят, что она учила лучше, но, главное, эффективно воспитывала сознательного гражданина. Готов согласиться с тем, что у тогдашних дидактических технологий были свои преимущества, но вот в достоинствах советской системы школьного воспитания я позволю себе усомниться. 

Если система воспитания была действительно совершенна, как могло получиться, что воспитанные ею граждане оказались столь равнодушны к судьбам своей страны? Как выпускники советской школы позволили с такой лёгкостью, практически без малейшего сопротивления, разрушить веками создававшееся государство? Как «самый читающий в мире народ» в один миг забыл о своём высоком призвании и так легко соблазнился пошлейшим буржуазным гламуром – антикультурой? Как, наконец, в стране с совершенной системой школьного обучения и воспитания могла образоваться такая насквозь подражательная, творчески беспомощная элита?

Я не претендую дать исчерпывающие ответы на эти вопросы. Вполне удовольствовался бы убедительными намёками. 

Предметом анализа будет культура. Как бы нас ни убеждали во всемогуществе экономики, на самом деле творческая сила народа определяется состоянием его культуры: там, где она утрачивает самобытность, становится подражательной, народ деградирует, даже если он очень богат, и, наоборот, там, где стремление к самобытному самовыражению в культуре сильно, у народа, даже если он беден, есть ответы на любые вызовы. «Творческий» гений, - писал наш великий земляк-философ Константин Леонтьев, - может сойти на главу только такого народа, который и разнохарактерен в самых недрах своих и во всецелости наиболее на других не похож». Народ, у которого развился комплекс культурной вторичности, это заведомо исторический неудачник.

То, насколько народ культурно пассионарен, определяется состоянием его веры. Не сумма знаний, не эрудиция, не показатели ВВП, а именно вера вдохновляет культурное творчество. Соответственно, по культурным плодам можно судить о силе и качестве веры в народе. Так вот, оценивая урожай в саду нашей культуры во второй половине 20 века, нам приходится констатировать: в то время вера в нашем народе была чрезвычайно слаба. 

И это не удивительно. Коммунисты усердно преследовали христианскую религию, вдохновлявшую русских людей на протяжении многих столетий, предложив взамен неё учение Маркса-Энгельса-Ленина. Рукотворная псевдорелигия, каковой является всякая идеология, не может иметь длительного и прочного престижа, сравнимого с религией Богооткровения, хотя бы потому, что в человеке легче усомниться, чем в Боге. Уже у третьего поколения советских граждан уверенность в безальтернативности марксизма-ленинизма почти иссякла. И что же система школьного воспитания? Она как ни в чём не бывало, с упорством, достойным лучшего применения, продолжала внушать детям, что в марксизм-ленинизм следует полагать своё сердце. Дети, естественно, чувствовали фальшь, но, по привычке слушаться учителей, делали вид, что свято чтут заповедь о любви к «дедушке Ленину». Правда, не все. Те, кто не делал вид, считались неблагополучными. Неблагополучные были двух видов: несознательно неблагополучные, то есть ни во что не верующие «разгильдяи», и сознательно неблагополучные – те, кто с детства веровал во что-то другое или в кого-то другого, например, во Христа. И те, и другие считались браком советской школы, но вторые считались браком большим, чем первые. Но вот что интересно: именно этот брак из «сознательно неблагополучных» оказывался на первых ролях в нашей культуре периода позднего СССР. Именно эти люди, повзрослев, вытягивали культуру, а не паиньки, которые, имитируя пылающие, как у Данко, сердца, клялись в верности делу коммунистической партии. 

Советская школа, культивируя фальшивую веру, отвлекала от вовлечения в настоящее культурное творчество, которое, конечно же, должно происходить уже в детстве. Насквозь фальшивой получалась сама социализация. Сильная вера предполагает соборность: единение ярких личностей. Советской вере яркие личности были не нужны, поэтому соборность подменялась коллективизмом. Соборность гарантирует свободу веры, свободу духовного возрастания. Коллективизм требует слепого подчинения своей веры вере идейного большинства. Там, где нет свободы, не может быть и настоящей любви. Коллективисты никого и ничего по-настоящему и не любили. Оттого и Родиной не дорожили: собственный достаток оказался для них важнее благополучия государства. 

Я был активнейшим активистом в старших классах. Как руководителя школьной комсомольской организации, меня каждое лето награждали путёвкой в какой-нибудь престижный лагерь. Был я и в «Артеке», и когда я вспоминаю этот самый «Артек», то испытываю почему-то один привкус пошлости. В «Артеке» работали лучшие педагоги, но чем они потчевали нас, детей? 

Первым делом мы разучили речёвки, которые потом выкрикивали по поводу и без повода. Эти речёвки должны были внушать нам «чувство локтя» - тот самый «коллективизм». Ещё мы разучили такую же официозную песню и комсомольский танец. Не помню уже, на какую музыку. Не «Яблочко», но что-то такое, что у меня ассоциируется с «Яблочком», такая же заезженная в то время мелодия. Потом мы выступали с этой песней и с этим танцем на конкурсе. Возможно, даже заняли какое-то место. Что в этой песне и в этом танце было из того, что реально волнует юную душу? Ничего. Практически абсолютный ноль культуры. 

Эту лагерную казёнщину молодые, но уже очень уверенные в себе педагоги старались разбавить чем-то лёгким и развлекательным. Развлекались мы в основном попсой. Под гитару пели её у костра. Были у нас и танцы, но уже совсем не похожие на «яблочко». Мы в обнимку с девочками млели под «звёздочка моя ясная, как ты от меня далека» и индивидуально дёргались под «шизгару». На фоне пошлой казёнщины пошлость такой попсы казалась намного слаще, и мы досадовали, что попса дозировалась: это и была вся наша тоска по культуре. Говорю это без всякой иронии. К другой культуре никто нас ни в «Артеке», ни в школе не приобщал.

Официоз и попса, попса и официоз… Правда, разбавленные фольклором. Как это я в самом деле забыл про фольклор? Не два, а три было кита у советского коллективизма. 

О фольклоре стоит сказать отдельно. «Фольклор, - скажете вы, - это хорошо. Это приобщение к истокам народной культуры». Спорить не стану, однако позволю себе уточнить: это приобщение к истокам, которое имеет довольно слабую связь с актуальным культурным творчеством. В школьных программах по литературе на изучение фольклора отводится 2-3% времени, и, по-моему, эти самые 2-3% точно отражают ту роль, которую фольклор играет в современной культуре. 

То, что мы называем фольклором, это уже давно не народное творчество, а лишь стилизация под него. В настоящем устном народном творчестве не было и не могло быть авторов и исполнителей, там были сказители. Сказитель волен переиначить услышанный текст так, как ему заблагорассудится. Если нет этой свободы обращения с текстом, то нет и активного творчества. Народная песня становится чем-то вроде экспоната музея, её исполняют как авторский текст, и то, что он анонимный, в данном случае не принципиально. Самим исполнителем фольклор воспринимается как архаика. Разоблачившись после концерта, сняв с себя сарафан или вышиванку, он переходит в совершенно другую культурную среду.

Когда-то фольклор был самым надёжным индикатором христианизации – превращения языческого народа в христианский. Представьте, что вы живёте в средневековье. Вы часто слышите какие-нибудь языческие стенания-причитания (так же часто, как комсомолец а «Артеке» стенания про «звёздочку мою ясную»), эти стенания – принадлежность культуры вашего народа, но сами вы уже христианин, и причитать вам хочется по-другому: не заклиная, а молясь. Поскольку никто вас не заставляет исполнять записанный текст, вы воспроизводите то, что осело в вашей памяти, наполняя его новыми, христианскими, смыслами и коннотациями. Получается песня, напоминающая молитву. Кто-то услышал её от вас и, в свою очередь, добавил что-то своё. Если Господь дал ему особый талант, у него получится лучше, чем у вас. Потом у кого-то, чьё имя, к примеру, Боян, получится ещё лучше. Лучшим хочется подражать, но всё же большинство обычно не улучшает, а ухудшает, а потому изжить язычество в фольклоре практически нереально. Языческие интуиции никуда из него не уходят. Живой фольклор в христианском народе – это постоянная борьба язычества с христианством. «Бог с дьяволом борется, а поле битвы – сердца людей» - этот афоризм Достоевского в полной мере относится и к живому фольклору, и именно этим фольклор был интересен. «Был» - в прошедшем времени, потому что, после того как его стали записывать, ничего от этой живой борьбы, то есть от настоящего культурного творчества, там не осталось. После этого фольклорный текст –заспиртованный экспонат в музее народной культуры. 

Музеи могут иметь большое значение: мёртвые экспонаты могут будить живые творческие интуиции. Однако мёртвые экспонаты не должны выдаваться за живые. Всякая подобная стилизация – это маргинальный феномен в культуре. Навязывание детям фольклора под видом актуального искусства – это зачастую симптом боязни взрослыми педагогами искреннего культурного творчества. В самом деле, где искренняя культура, там искушения. Коммунисты не использовали в своей речи этого слова, но оно точно передаёт их страхи. Они боялись, что ребёнок искусится чем-то таким, что отвратит его от навязываемой ими псевдокультуры «коллективизма», которая, как им казалось, гарантирует незыблемость устоев социалистического общества. Это, в том числе, был и страх «другого пути», указанного Иисусом Христом в Его земной проповеди, страх того, что в христианстве называется «неотмирностью». 

Все цели советского воспитания ограничивались привременным миром, а это значит, что именно советская школа повинна в том, что у нас в таком невероятном объёме развелось мещанство. Советская школа была насквозь буржуазна – вот чего мы не хотим разглядеть. Почему не хотим? Это очень интересный вопрос. Очень хотелось бы услышать на него честный и мудрый ответ. Вот только, после того как над нашим народом усердно потрудилась советская школа, и честность, и мудрость у нас, к сожалению, в большом дефиците.

Советскую воспитательную систему можно признать успешной только в одном смысле: ей действительно удавалось старательно выпалывать все ростки настоящей высокой культуры. Той культуры, которая ведёт за собой народ в вечность. Где каждый – яркая личность, а не пошляк, имитирующий вдохновение натужной игривостью. Если настоящая культура у нас ещё не иссякла, то это только вопреки советской школе.

Арсений Николаевич Родына, преподаватель православной гимназии, г. Калуга
Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий

191. Ответ на 188., Андрей Карпов:

Вы по-прежнему пытаетесь изображать из себя "эксперта", что в корне является неверным подходом. Пытаетесь пробить какие-то свои совершенно неверные высказывания, являясь в этих вопросах абсолютно некомпетентным (прежде всего, в силу возраста и отсутствия личного опыта - полагаетесь на где-то что-то прочитанное). Всё высосано из пальца.

Вот интересно, на каком основании сделан этот вывод?

На основании того, что Вы совершенно не знакомы с предметом.

Вы не слышите, что Вам говорят.

Перестаньте пытаться "учительствовать". Абсурдно, поскольку в предмете некомпетентны совсем.

Вы всё время находитесь внутри рока.

Нет.

Меня же интересует общая картина.

Смешно. Все, кроме Карпова, по его теории, находятся в каких-то узких коробочках. Только у самого Карпова широта необъятного взгляда и космический полёт мысли. Вам бы немного рефлексии не помешало бы.

Второй - клубный. Кое-где, конечно, есть какая-то клубная самодеятельность, но в основном - это танцульки (танцплощадки, вечера, затем - дискотеки).

Не раз уже написал, что это - ложная картина. Ну, не знаете фактов же вообще, а продолжаете дудеть в ту же дуду. Типичная карповщина.

Если мы хотим иметь оригинальный отечественный продукт, он должен в равной мере присутствовать во всех трех каналах (коллективное прослушивание, индивидуальное прослушивание, масс-медиа).

Нет. Он либо оригинален, либо нет. Независимо от каналов вообще.

Рока на дискотеках, по понятным причинам, было мало.

Вам-то откуда это знать, если были в то время малышом? Да ещё по "понятным причинам". Причём сами же себе противоречите:

Рок-культуру (до Ассы) создавали дискотеки и магнитофоны.

(комм. 170). Программа на дискотеке зависела от того, кто её вёл. И рок там мог не только присутствовать, но и превалировать (и это было почти всегда), и даже быть эксклюзивным. И я не припомню ни одной, где бы рока "было мало". Вновь пишете, чего не знаете (поскольку не бывали там в те годы в силу возраста).

Затем возникло явление русского рока (много групп было в Ленинграде, поэтому заговорили о "ленинградском роке"). Естественно, расчет делался. прежде всего, на третий, магнитофонный канал.

Это канал распространения материала "на носителе" (причём повторили тут то, что я же и написал комментарием ниже). Все хоть сколько-то известные группы ездили с концертами по всей стране, причём очень активно (на магнитоальбомах, которые нигде официально не издавались, денег не заработать).

Наши рокеры заимствовав у запада инструментарий, всё-таки наследовали отечественную музыкальную культуру (многие рокеры начинали в ВИА).

Вы бы не смогли отличить в большинстве случаев наших от западных при слепом прослушивании инструментальных композиций/частей (при отсутствии знакомства с материалом ранее).

Конкурировать с Западом внутри магнитофонной страты им удавалось за счёт текстов. Тексты были критического (антиофициозного) содержания. Это подстёгивало интерес.

Опять повторяете то же, что я сам ранее писал. Это же относится и к концертной деятельности (частично - поскольку концертов западных исполнителей у нас было ничтожно мало). Кстати, вот с этим высказыванием:

Подходить к року с меркой меломана - это не понимать рок.

не согласны авторы рецензий на рок-альбомы, выходившие в СССР на "Мелодии". Просто в качестве примера перечислю несколько штук. Chris Rea. "On The Beach", Emerson, Lake & Powell. "Emerson, Lake & Powell", Pink Floyd. "Delicate Sound Of Thunder" (статьи на заднике конверта Д.Ухова), сборник Jethro Tull (статья на заднике конверта А.Гаврилова). Это то, что я у себя на полках нашарил с ходу. На самом деле, почти все лицензионные издания на мелодиевском виниле западных рок-групп сопровождались такими статьями. И они все написаны именно с меломанской точки зрения. И сами русские рокеры с Вами тоже не согласны (прослушайте хотя бы песню "Меломан" Кинчева с пластинки "Энергия"). И, разумеется, сами они все западный рок слушали не на дискотеках, а дома на хорошей технике.

190. Боеприпас187

#Главное. Уже почти все согласились с мемом, что 90-е " явились результатом Советского воспитания". Это совсем не так. Ровно наоборот. Кураторы из западных спецслужб , вынуждены были решать проблему отсутствия " кадров". 99,9% Советских люде# И они эту проблему решили.Чем же подкупили советских людей?Тем что у них есть,а у советских нет.Так вот,если бы совсистема была лучше обычной,то она бы перекупила.Ну,следуя этой логикой. Совсистема подкупала лидеров за границей.Потом подкармливали их народы что б те не бунтовали.Но...не хватило сил и средств,когда нефть подешевела.А что бы делать что-либо кроме как добывать,надо иметь Личности!А с этим в СС напряжёнка.Винтики не изобретательны,а Личности не нужны.Тупик. Человек поехал за бугор,в амер.школу зашёл. И пишет в газету .(А тут перестройка,можно) Видит играет оркестр.Что это?Это урок музыки.Каждый(!) умеет играть!А у нас? Классики,Моцарт,Шопен,Римский-Корсаков,джаз,пение,"Петя и волк". Всё. Отбить охоту.Тоже литература.Научишь играть,а они петь начнут,сочинять.Не то что нужно.Им талантливые исполнители нужны,а не творцы.А потом где сапоги финские,где пластинки...где что.А кто делать-то будет?

189. Re: О советской системе школьного воспитания

Но здесь присутствующие не являются засланцами западных спецслужб? Они полноценные продукты советской школы?

188. Ответ на 185., Коротков А. В.:

поскольку ничего сами не слушали

Вот интересно, на каком основании сделан этот вывод?

В первые годы своего существования наши рокеры как раз свои альбомы распространяли в виде т.н. магнитоальбомов

Вы не слышите, что Вам говорят. Ну плюс я, видимо, плохо изъяснился. Вы всё время находитесь внутри рока. Меня же интересует общая картина. Вот есть некое музыкальное пространство в СССР. То, что исполняется и слушается. Основных каналов потребления музыкального продукта - 3. Первый - официальный. Сюда относятся радио, телевидение, звукозапись. Второй - клубный. Кое-где, конечно, есть какая-то клубная самодеятельность, но в основном - это танцульки (танцплощадки, вечера, затем - дискотеки). Третий - домашнее свободное прослушивание. Началось с появлением бытовых магнитофонов. Предтечей была неофициальная грамзапись. Существовали пластинки, как говорилось, "на костях" - т.е. запись шла на рентгеновских снимках. Если мы хотим иметь оригинальный отечественный продукт, он должен в равной мере присутствовать во всех трех каналах (коллективное прослушивание, индивидуальное прослушивание, масс-медиа). Но в СССР были жесткие идеологические фильтры. Поэтому то, что шло через первый канал (масс-медиа), носило статус одобренного. С музыкальной точки зрения это был довольно качественный продукт, соответствующий духу нашей культуры (адекватный национальной культуре). В частности, это были ВИА. Но народ потихоньку привыкал к мысли, что забугорное круто, а то, что одобряется официально - туфта. И на альтернативных каналах доля отечественного продукта упала. Дискотеки и магнитофонную среду начал занимать запад. Внимание - это не только про рок, это про музыку вообще! Рока на дискотеках, по понятным причинам, было мало. Потому что танцевать и "оттягиваться" - это разные действия. В магнитофонной среде, кроме рока, зарубежной попсы существовала и своя струя, что называлось потом "шансоном" - то, что ранее записывалось "на костях". Эта струя была довольно низкопробная (потому она и не попадала в официоз). Затем возникло явление русского рока (много групп было в Ленинграде, поэтому заговорили о "ленинградском роке"). Естественно, расчет делался. прежде всего, на третий, магнитофонный канал. Наши рокеры заимствовав у запада инструментарий, всё-таки наследовали отечественную музыкальную культуру (многие рокеры начинали в ВИА). Конкурировать с Западом внутри магнитофонной страты им удавалось за счёт текстов. Тексты были критического (антиофициозного) содержания. Это подстёгивало интерес. Значимость второго и третьего канала росла, особенно среди молодежи. В результате отечественное музыкальное пространство менялось. В нём исчезал отечественный элемент (ценность его падала). Народ переходил на импорт. В общем, тут было как и в остальных отраслях советской жизни. Здание СССР шло трещинами. К концу восьмидесятых был пик отечественного рока, но при этом его эпоха уже пошла на спад, потому как с концом СССР нас просто до макушки затопило Западом. Кризис национального момента в культуре начался где-то в начале 70-х, и с развалом СССР достиг пика, рядом с которым пребывает до сих пор.

187. Ответ на 89., Арсений Р.:

, про комсомол. Замечаете в нём черты, восходящие к скаутскому движению. В таком коллективизме нет ничего порочного. Но в комсомоле было и другое, то, что неприемлемо для христианина,

Уважаемые Арсений и Кирилл. Так опять запутаемся в деталях -)) А сама Советская система Образования и воспитания ( как инструмент! ) , была хороша , именно как инструмент в целом. Горе наше в том, что этим инструментом обслуживались Цели и Смыслы , которые в одном пункте были порочны. А именно - Вместо Господа Бога , как цель и смысл жизни людей, вкладывались атеизм и " дедушка Ленин". Вот в этом и горе наше. ------------ Главное. Уже почти все согласились с мемом, что 90-е " явились результатом Советского воспитания". Это совсем не так. Ровно наоборот. Кураторы из западных спецслужб , вынуждены были решать проблему отсутствия " кадров". 99,9% Советских людей, категорически не годились на должности буржуев - кровососов и преступников. Нужны были люди , стоящие ЗАВЕДОМО против социума и его законов и правил.Не комплексующие по поводу преступлений , которые надо будет совершать. Думается .. до 40% кадров для приватизации , были взяты из криминального мира. Больше было просто неоткуда взять. ------------ Если с юмором , образно но точно - Вовочка из анекдота был поставлен директором школы ( а так же ГОРОНО, облОНО ..)получив полную власть над МариИванной. " Промокашка" был назначен начальником у Шарапова. " Горбатый" стал владельцем мясо и молокозаводов. Ит.д. "Вовочка, Промокашка и Горбатый" - как раз отрицание Советской системы образования и воспитания.Они и стали ( враз! ) задавать Цели и Смыслы. Со всей страстью мести ( полученной власти ).. дорвались.. в общем. ---------- Не дерзаю толковать Промысел. Предположения..В душах у криминальных людей , было БОЛЬШЕ места для Господа , чем у нас .. "хороших" .. но ставших ( с детства ) жертвами атеизма . В России от власти зависит чрезвычайно много! Возможно.. нам была адресно дадена именно такая власть для возвращения в Церковь. Поскольку нам стало некуда бежать от криминальных мерзостей, кроме как в Церковь.

боеприпас / 08.05.2019

186. Почему

Солоухин считает Русланову продолжением Надежды Плевицкой.Вот это возвращение к народной почве в нач.ХХ века обусловлено чем?Общим успехом в экономике.Значит не только есть лишнее время и деньги творить искусство,но и раз государство успешно,отпадает надобность в обезьянничании.В конце концов постепенно обходили Европу,а тот кто впереди создаёт оглядываясь вокруг на жизнь.А не смотря на тех кто впереди. Русланова осталась,Плевицкая беженка.Уже удар.Русланова потом ещё в лагерь ушла,но ладно,разговор не об этом. А о том где коллекция рус.нар.творчества Тенишевой?Разбита и раскидана по сусекам. Среда создавалась интернациональная.Она и не рождает национальный продукт.Еще были Цфасман,Мокроусов...Но это просто хорошо или отлично.И их слушали.Но было ли это русским?И вот эта индустриализация в музыке держалась до...эдак,года 1975,от силы ,ну...какого?А потом всё.К 81-му году сами вот эти три буквы "ВИА" вызывали зевоту. Удивительно ещё что оказалось что что-то есть.К рынку(после 85-го) и "Центр" В.Шумова,и "Пикник",и другие.Раньше надо было давать свободу.Теперь вопрос насколько это было русским по звуку?Насколько отличалось ?Переведи на английский слова и разницы не заметишь зачастую.Вот в том-то и дело.Социалисты ограбили не только нас,но и мировую культуру обеднили.

185. Ответ на 183., Андрей Карпов:

Т.е. Вы не в теме.

Вы не в теме, поскольку ничего сами не слушали, а читали чужие мнения о предмете. Поэтому имеете чисто "книжные" представления о нём. Вы похожи на "астронома", который прочёл пару популярных книжек по астрономии, но ни разу сам не взглянул на небо. Или на "гурмана", прочитавшего пару поваренных книг, но не пробовавшего ни одного блюда оттуда.

Вопрос стоял так - почему у нас нет своего рока мирового уровня. Мой ответ такой: потому что у него не было аудитории. Существующая аудитория делилась между дискотеками и магнитофонной средой.

Ответ неправильный. И даже внутренне противоречивый. Если "не было аудитории", то не могло быть "существующей аудитории". Плюс опять эта хрень про дискотеки. Вы вообще не знаете, как, что, кто и в каких условиях слушал, поскольку были в те времена малышом. "Магнитофонная среда" - это тоже какая-то хрень. В первые годы своего существования наши рокеры как раз свои альбомы распространяли в виде т.н. магнитоальбомов. Вот она, эта "магнитофонная среда" (на виниле их стали издавать уже только в перестроечные времена). Концерты они давали по всей стране и собирали (известные группы) полные залы на несколько тысяч мест. Это, разумеется, "нет аудитории". "Наутилус" когда концерт в Москве дал (то ли первый, то ли один из первых), там публика вообще входные двери "вынесла" в стремлении попасть, как мне сказали те, кто там побывал (сам я туда не пошёл, предпочёл пойти на редкий кинопоказ).

Ещё раз обращаю Ваше внимание на кавер из Бременских музыкантов. Это естественная реакция нашего человека на иностранщину именно рокового плана.

Не "нашего человека", а автора этого произведения плюс, разумеется, некоторых групп населения. Вы постоянно некорректно обобщаете. Я тоже так могу. Например, моя мама примерно одинаково не воспринимала что рок, что классику. Я когда включал вообще любую классическую музыку, она говорила, что я опять похоронную музыку слушаю. Просто она так её воспринимала. Могу тогда сделать вывод, что "это естественная реакция нашего человека на иностранщину именно классического плана".

В нашей культуре тогда были адекватны ВИА.

Бессмысленное выражение. У них была своя аудитория, как была и та аудитория, которая их не слушала вовсе. "Адекватны" - что это за туфта? ВИА - часть нашей культуры (музыкальной). Часть культуры адекватна культуре (с) Карпов

А к 80-м была уже создана наша отечественная аудитория для восприятия рока в его западном изводе.

Такая аудитория была, как минимум, с середины 70-х годов (широкая; узкая была ещё раньше). Не пишите, чего не знаете (а не знаете, поскольку тогда были малышом).

184. Re: О советской системе школьного воспитания

Разве интеллигентные люди посещали дискотеки? Но рок слушали.

183. Ответ на 181., Коротков А. В.:

Наверно, потому что я эту туфту не читал, а просто слушал музыку, то и вижу, что это туфта.

Т.е. Вы не в теме. По поводу дискотек - ещё раз. Вопрос стоял так - почему у нас нет своего рока мирового уровня. Мой ответ такой: потому что у него не было аудитории. Существующая аудитория делилась между дискотеками и магнитофонной средой. И там и там господствовали иностранцы. И наша национальная ментальность потихоньку менялась. Ещё раз обращаю Ваше внимание на кавер из Бременских музыкантов. Это естественная реакция нашего человека на иностранщину именно рокового плана. В нашей культуре тогда были адекватны ВИА. А к 80-м была уже создана наша отечественная аудитория для восприятия рока в его западном изводе. То есть как раз мы видим крах нашей культуры (внутри чисто советской эпохи).

182. Ярый ретроград

#Bлaд., paзyмeeтся. Ho пoлиции нexвaтaeт... кaдpoв... A личнoстeй слишкoм мнoгo, тянyщиx кaждaя в свoю стopoнy.# На каждом концерте есть кадры полиции.Что значит не хватает?Посмотрите сколько кадров полиции было до революции. Личности,тянущие каждый в свою сторону,это чиновники и депутаты.

Арсений Родына:
Он всю жизнь боролся со своим двойником-атеистом
Памяти Федора Достоевского (30.10/12.11.1821 – 28.01/10.02.1881)
11.11.2019
Литература в школе: жертвоприношение
Преодолев пошлость коммунистическую, неужели не справимся с пошлостью «рыночной»?
05.09.2019
Разделённые
Русские России и Украины: как вернуть единство?
17.06.2019
Шоу должно продолжаться?
Размышления о Постмодерне и Христианстве
24.04.2019
О советской системе школьного воспитания
Официоз, попса и фольклор - три кита советского коллективизма
12.03.2019
Все статьи автора
"Русская школа"
Образование без воспитания невозможно
Владимир Путин внёс законопроект об укреплении воспитательной составляющей системы образования
22.05.2020
Встречаем новый мир:
Какие профессии будут востребованы
21.05.2020
Дискуссионный клуб. Пионер всем пример:
как в современной России воспитать новое поколение?
19.05.2020
Православное образование
О контурах грядущей Православной Державы России в разгар пандемии
18.05.2020
Все статьи темы
Последние комментарии
Не ожидал
Новый комментарий от Александр Волков
2020-05-28 18:37
Ахиллесова пята России
Новый комментарий от романтик
2020-05-28 18:32
Цусимский бой в историческом интерьере
Новый комментарий от Hyuga
2020-05-28 16:52
Никита Михалков без мата смотрелся бы убедительнее
Новый комментарий от электрик
2020-05-28 16:16
Восстание Игнатьева свидетельствует о слабости режима
Новый комментарий от Русский Иван
2020-05-28 14:39
Безмолвие, затвор и молитва вместо публичных проповедей
Новый комментарий от Русский Иван
2020-05-28 13:37
«Человек должен быть востребован в жизни»
Новый комментарий от Сант
2020-05-28 12:20