itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

«Солженицынизм» и историческая правда – несовместимы

Ответ на статью «Солженицын – предатель, агент КГБ или современный юродивый-правдолюбец?»

Бывший СССР  100 лет со дня рождения Александра Солженицына 
0
6755
Время на чтение 10 минут

3-го ноября в Санкт-Петербурге состоялся круглый стол под названием «Значение творчества Александра Солженицына в наши дни: pro et contra», посвящённый приближающемуся 100-летию со дня рождения писателя. Ведущий круглого стола, председатель Совета Собора православной интеллигенции Санкт-Петербурга Валентин Евгеньевич Семёнов подвёл итог обсуждения и полемики. Рассматривались три версии личности Александра Солженицына и его творчества.

Первая: Солженицын - предатель.

Вторая: Солженицын - агент КГБ.

Третья: Солженицын - современный юродивый-правдолюбец.

Попутно замечу: меня удивил упрёк уважаемого Валентина Евгеньевича в адрес оппонентов Солженицына в том, что они, якобы, в своей критике делают акцент на изъянах личной жизни Александра Исаевича. Где он нашёл таких критиков? Меня, например, никогда не интересовала личная жизнь «вермонтского затворника», да и что в ней интересного? - обычный двоежёнец, коих полно среди русской интеллигенции - как правой, так и левой. Развратником он не был: идейная борьба съедала его целиком. Так что - ничего примечательного, почти так же, как у Ленина.

На РНЛ материал, посвящённый этому круглому столу, так и называется: «Солженицын - предатель, агент КГБ или современный юродивый-правдолюбец?». Название говорит само за себя. Если отбросить уж совсем смехотворную версию «Солженицын - юродивый-правдолюбец», то остаётся две - «предатель» и «агент КГБ». Что из этих двух - хуже? Говоря словами товарища Сталина - «оба хуже». Но если ещё сузить круг поиска истины, то придётся отсечь и вторую версию из двух: «Солженицын - агент КГБ». Если уж он и был агентом КГБ, то - той его части, которая сама была завербована западными спецслужбами и работала на развал СССР. И с заданием этих завербованных Западом КГБистов дядя Саня справился блестяще. Поэтому, как ни крути, а остаётся лишь единственная версия: «Солженицын - предатель». И вот тут - согласен - можно было бы поспорить - был он сознательным предателем или просто не понимал того, что он творил. Лично я больше склоняюсь ко второй своей версии - «не ведал, что творил». Оправдывает ли это его? - Думаю, что нет, поскольку последствия такого непростительного непонимания, по сути, ничем не отличаются от последствий сознательного предательства.

Я не буду здесь подробно повторять свою аргументацию по поводу мотивов деятельности и творчества Солженицына, в своё время приведенную мной в разных статьях («Моё поколение», «Снайпер со сбившимся прицелом», «Солженицын мало чем отличается от Ленина», «Высокомерие убивает понимание», «Советский вопрос и церковная революция» и др.). В юности и молодости я был очень увлечён Солженицыным, прочитал все его художественные и публицистические вещи. Прежде всего, под влиянием Александра Исаевича я стал ярым диссидентом, как и многие мои сверстники из интеллигентской среды. В Евангелии сказано: «По плодам их узнаете их». Каков же «плод» деятельности и творчества Солженицына? Название ему - пораженчество. Он сформировал в нас (особенно - своим «Архипелагом ГУЛАГом») стойкие пораженческие настроения. Все последователи Александра Исаевича всеми фибрами своих душ желали поражения во всём своей Родине. Все цифры жертв ГУЛАГа завышены Солженицыным во много раз. Он ссылается на непроверенную статистику И.А.Курганова. Понимая всю шаткость этой статистики, он мимоходом даёт ремарку в «Архипелаге ГУЛАГ»: «Мы, конечно, не ручаемся за цифры профессора Курганова». И когда появилась объективная статистика жертв репрессий, начисто опровергающая кургановскую, Александр Исаевич и ухом не повёл. Как это назвать?! Он надолго отравил моё сознание этим пораженчеством, и мне потребовались годы глубокого изучения русской истории, особенно - советского её периода, чтобы изблевать из себя «солженицынизм». Конечно, в этом тоже была своя польза, но только в смысле преодоления диссидентства, воспитанного во мне «вермонтским затворником». И особенно я благодарен великому филологу, историку и мыслителю Вадиму Валериановичу Кожинову, труды которого являются, говоря образно, антидотом против яда «солженицынизма». Об этом я подробно написал в своей статье «Великий шестидесятник», посвящённой Вадиму Валериановичу Кожинову.

Конечно, Александр Исаевич - по-своему феноменальная личность, особенно - по степени своего патологически завышенного уровня притязаний. Он страшно вожделел войти в «первый ряд» классиков русской литературы. Но назовите хотя бы одного русского прозаика или поэта первого ряда, о котором вёлся бы спор - предатель он или нет. Даже Лев Толстой, несмотря на всё своё «диссидентство», на все свои антигосударственные выпады, никогда не воспринимался как предатель. Как путаник - да, но не как изменник. Это и естественно, поскольку, во-первых, Лев Николаевич сам храбро воевал в молодости, защищая Отечество, а во-вторых, его гениальная эпопея «Война и мир» исполнена глубокого патриотизма. У Александра Исаевича - ни того, ни другого: ни храбрости, мягко говоря, ни патриотической эпопеи. Всё его творчество - проклятие советского периода русской истории и Сталина - и больше ничего. На «полку вечности» ни одна из книг Солженицына поставлена быть не может. Да что там - Толстой! Даже Белинского с Герценом никто никогда не причислял к предателям. Их справедливо называли «западниками». Но вот в чём состоит интереснейший парадокс: Солженицын всегда позиционировал себя почвенником, но вместе с тем, по своим словам и делам, оказался самым лизоблюдствующим западником. Вот фрагмент его выступления в 1975 году перед американскими сенаторами: «Многоуважаемые господа! Здесь, в здании Сената Соединённых Штатов Америки, я не могу не начать с того, что нисколько не забыл ту высокую и даже исключительную честь, которую оказал мне Сенат, проявив двукратные усилия присвоить мне звание "почётного гражданина Соединённых Штатов"». Можно ли себе представить более «лизоблюдский» текст? Про такое в народе говорят: «Лизать ...» - я опущу обычно употребляемое здесь слово и заменю его словом «сапоги». Кстати, сам Александр Исаевич неизменно злобно иронизировал по поводу подобострастных слов, произносимых советскими писателями и деятелями культуры в адрес КПСС и лично Леонида Ильича. В своём Слове, обращённом к сенаторам США, новоиспечённый американский гражданин намного переплюнул своих советских оппонентов. Мне возразят: «Но ведь Солженицын впоследствии отказался от "высокого звания гражданина США"!». - Ну, и что? Может быть, нам теперь следует обделаться от восторга и не жить? В этом кульбите дяди Сани я вижу лишь «жалкий лепет оправданья» и полное отсутствие глубины ума. Чем здесь восторгаться - решительно не понимаю.

А если прочитать все речи Солженицына, произнесённые в 1975 году перед американским истеблишментом, то образ пожилого Мальчиша-Плохиша - это самое позитивное из того, что встаёт перед мысленным взором. И неизбежно возникает вопрос, который по своим поводам задавал в своё время господин Милюков: «Что это, глупость или измена?». А может быть - всё вместе?.. И уж точно двоедушие господина Солженицына ничего общего не имеет ни с юродством, ни с правдолюбием. Следуя такой логике, можно назвать «юродивым» и предателя генерала Власова, столь уважаемого Александром Исаевичем. И так мы неизбежно должны дойти до признания «юродивым» Смердякова, который говорил: «В двенадцатом году было на Россию великое нашествие императора Наполеона французского первого, и хорошо, кабы нас тогда покорили эти самые французы, умная нация покорила бы весьма глупую-с и присоединила к себе. Совсем даже были бы другие порядки».

А вот что говорил в 1975 году Александр Исаевич в одной из своих речей в США, обращенной к американскому руководству: «"Внутренних дел" не осталось на нашей тесной планете... Коммунистические вожди говорят вам: не вмешивайтесь в наши внутренние дела, дайте нам душить спокойно... А я говорю вам: пожалуйста, побольше вмешивайтесь в наши внутренние дела... Мы просим вас - вмешивайтесь!».

И так далее, и всё в таком же духе. Когда читаешь, то кажется, будто наступаешь в блевотину. И хочется задать вопрос уважаемому Борису Георгиевичу Дверницкому, старейшине Собора православной интеллигенции, озвучившему на петербургском Круглом столе версию о «юродстве и правдоискательстве» Солженицына: Чем позиция Александра Исаевича отличается от позиции Смердякова? Конечно, кто-нибудь из поклонников Александра Исаевича скажет, что, мол, Смердяков ненавидит саму Россию, а Солженицын - коммунистическую власть, которая душит своих же граждан. Но это - смехотворный аргумент. Призывать США «вмешиваться в наши внутренние дела», чтобы опрокинуть советскую власть, и не понимать, что при этом будет разрушена империя под названием СССР, да и существование самой России окажется под большим вопросом, может только человек с ограниченными умственными возможностями - или... Одним словом, вновь возникает вопрос: это «глупость - или измена»? А вот и буквальное, до запятой, совпадение рассуждений Смердякова с разглагольствованиями Александра Исаевича о войне 12 года: «Простая истина, но и её надо выстрадать: благословенны не победы в войнах, а поражения в них! ... Мы настолько привыкли гордиться нашей победой над Наполеоном, что упускаем: именно благодаря ей освобождение крестьян не произошло на полстолетия раньше; именно благодаря ей укрепившийся трон разбил декабристов. (Французская же оккупация не была для России реальностью.)».

Да к тому же в 1975-м году, когда раздавались солженицынские призывы к США «вмешаться в наши внутренние дела», коммунистические вожди в СССР никого уже не «душили» - как утверждает Александр Исаевич. Да, существовали советские законы и правила, которые надо было соблюдать. И преследованиям подвергались лишь те, кто сознательно «лез на рожон». Но никаких массовых репрессий уже и в помине не было. Можно было спокойно учиться и получать прекрасное образование, иметь хорошую работу, свободно передвигаться по всей территории СССР - ограничения устанавливались только в отношении поездок на Запад. Я, как и многие мои ровесники, могу засвидетельствовать, что степень внешней свободы в СССР, особенно - как раз в 70-е годы, была весьма высокой, более того - шёл органичный поступательный процесс демократизации, который был резко и подло прерван группой «беловежских предателей». И сегодня мы, пережившие беспредел «лихих 90-х», когда внутренняя жизнь страны шла исключительно под диктовку Запада, прежде всего - США (сбылась мечта дяди Сани!), с ностальгией вспоминаем охранительные советские времена.

И, без сомнения, Солженицын возглавляет плеяду деятелей, о которых принято говорить: «метили в коммунизм, а попали - в Россию». В этих словах заключается печальный итог творчества и деятельности Александра Солженицына. Идеологическая мёртвая стена, воздвигнутая Солженицыным в своих собственных сознании и душе, не позволила ему разглядеть живую жизнь в советском периоде русской истории. В отличие от многих выдающихся людей, часть которых пережила и перестрадала гораздо больше, чем Александр Исаевич. Например, святитель Лука (Войно-Ясенецкий), прошедший все круги лагерного ада, не только не ожесточился, но - напротив - сделал всё, чтобы помочь своей Родине. Почему Солженицын не захотел последовать примеру величайшего православного богослова Владимира Лосского, которого эмигранты-антисоветчики прозвали «красным богословом» за его отношение к советской власти и Патриарху Сергию (Страгородскому)? Почему Александр Исаевич не прислушался к почитаемому им выдающемуся русскому философу Николаю Бердяеву, который сумел распознать в СССР исконную архетипическую непреходящую Россию с её всеотзывчивостью и всечеловечностью? И вот ещё один потрясающий пример, который стирает в порошок всякий «солженицынизм». Речь идёт о русском адмирале, Великом князе Александре Михайловиче Романове. Он ясно понимал суть Февральской революции, в отличие от своих родственников, Великих князей Николая Николаевича, Кирилла Владимировича, Павла Александровича и трёх своих родных братьев - Николая, Сергея и Георгия Михайловичей. Большевиками были зверски убиты более двадцати его родственников, в том числе - трое его братьев и двоюродный племянник. И, несмотря на это, в его «Книге воспоминаний», завершённой незадолго до смерти (умер он в Париже в 1933 году), в эпилоге мы читаем: «-По-видимому, "союзники" собираются превратить Россию в британскую колонию, писал Троцкий в одной из своих прокламаций в Красной армии. И разве на этот раз он не был прав? ...британское министерство иностранных дел обнаруживало дерзкое намерение нанести России смертельный удар... Вершители европейских судеб, по-видимому, восхищались своей собственной изобретательностью: они надеялись одним ударом убить и большевиков, и возможность возрождения сильной России. Положение вождей Белого движения стало невозможным. С одной стороны, делая вид, что они не замечают интриг союзников, они призывали... к священной борьбе против Советов, с другой стороны - на страже русских национальных интересов стоял не кто иной, как интернационалист Ленин, который в своих постоянных выступлениях не щадил сил, чтобы протестовать против раздела бывшей Российской Империи».

Впоследствии Солженицын, если мне не изменяет память, говорил что-то о неоднозначной роли большевиков в плане сохранения государства как такового, но это не меняет самой сути «солженицынизма» - лютой ненависти к советскому периоду. Особенно следует отметить позицию Солженицына по сбережению русского народа - мне уже приходилось об этом писать. Александр Исаевич полностью отрицал «имперскость» - как дореволюционную, так и советскую - и предлагал разрушить империю, «сбросив» имперские окраины. Без этого - полагал он - невозможно сберечь русский народ. Надо ли объяснять, что если бы Владимир Путин последовал «рецептуре» Солженицына, то ни Российского государства, ни русского народа уже не было бы на Земле.

И в заключение - несколько слов по поводу якобы пересмотра Солженицыным своих прежних позиций после возвращения из «вермонтского затвора» в Россию. Александр Исаевич, вернувшись на Родину, конечно, не мог не понимать, что он, как говорится, «лажанулся» по всем основным вопросам. - И последовал «жалкий лепет оправданья». Но никакого публичного покаяния, адекватного причинённому им нашей Родине ущербу, от него так и не последовало. Даже перед Шолоховым не извинился. Поэтому не понимаю, на каком основании один из заочных участников круглого стола, Егор Холмогоров, назвал Солженицына «выдающимся консервативным мыслителем». А что касается литературного качества произведений Солженицына, то один мой знакомый, в частности - по поводу «Красного колеса», сказал: «Такое можно прочитать до конца только по приговору суда».

Двоедушие - главное качество личности и творчества Александра Исаевича Солженицына. Это двоедушие, повторяю, воздвигло в нём стену мёртвой идеологии, за которой он уже не в состоянии был разглядеть живую жизнь. Такому человеку можно лишь по-христиански посочувствовать.

Священник Александр Шумский, публицист, член Союза писателей России

Впервые опубликовано на сайте священника

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

334. Ответ на 330., Кирилл Д.:

Исторические и этногенетические интерпретации - они тоже что дышло, повернуть как угодно можно.

Да, да. "Ни войны, ни мира, а армию распустить". (С)
Лебедевъ / 27.11.2018, 06:51

333. Ответ на 320., Абазинский:

Тема происхождения революционных деятелей интересна тем, что разрушительная революционизация начиналась в основном т.н. евразийским началом. В основном западного происхождения. Акматическая фаза этногенеза неизбежна для любого этноса. И чем ближе был к ней русский, тем большую роль в его жизни играли этногенетические метисы. Но в случае с русским этносом, ведущим и титульным, роль европейцев и евреев была осложняющим фактором. Это как человеку болеющему тяжело стать ещё и жертвой какой-нибудь эпидемии. И дело тут не в поиске виноватых.

В этом что-то есть, и тут можно даже без Гумилёва. Понятно, что Русь в 16-19 веках расширилась и приняла множество разных народов. Что не могло не привести к масштабным сдвигам. Активное участие "инородцев" (выходцев из евреев, в том числе) - это, так сказать, "издержки интеграции". А "советский народ" - некая "формула единства" для всей разношерстной публики, которая была ей предложена и на определённом этапе сработала. Эта интеграция и советизация всё равно происходила на русской основе; русский народ и русская культура были системообразующими (и "революциеобразующими" тоже); и, в общем-то, Троцкий - русский революционер, примерно, как Левитан - русский художник. Насчёт того, что на Ульяновых через маму повлияла лютеранская бабушка своим чуждым духом... Не знаю, что в данном конкретном случае (или это просто умозрительное предположение), но ведь и на самом верху - немецкие лютеранские принцессы, начиная с Петра I, становились русскими царицами. В Россию они приезжали, русского не зная вообще. Что тогда по этому поводу сказать? Или по поводу того, как генерал Ермолов с горькой иронией попросил Николая I: "Государь, произведите меня в немцы!" Освещая данную сторону реальности, можно ведь сказать, что наша верхушка была насквозь западной (главным образом, немецкой), а революционное движение - национально-освободительной борьбой русского народа в союзе с другими народами России против немецких оккупантов. Если что, я не предлагаю такую интерпретацию, я просто показываю, что обыграть можно и так. Исторические и этногенетические интерпретации - они тоже что дышло, повернуть как угодно можно.
Кирилл Д. / 27.11.2018, 00:42

332. Ответ на 289., М.Яблоков:

Вот они... красавцы!..

да уж. Сейчас, как сто лет назад, Россия окружена врагами. И все зубы точат. Но люди наши уже не такие простые. кроме форумчан,конечно. https://clck.ru/EnpZt И в том, что все помнят и знают, к чему приводят революции - огромная заслуга в том числе и Солженицына.
Lucia / 26.11.2018, 22:40

331. Ответ на 310., Lucia:

А какая разница.

Дело в том, что, если Яблокову поверят, он сможет манипулировать сознанием людей, создать свою партию, назвав ее "Яблоко2". И уже сейчас понятно, кто может в нее войти.
lexa / 26.11.2018, 20:50

330. Ответ на 310., Lucia:

я.А какая разница.

lexa / 26.11.2018, 20:40

329. Ответ на 314., Кирилл Д.:

Кстати, фамилия «Джугашвили» переводится как «сын еврея»... не грех, конечно, но все же... :) ******************************************* На смеси английского с грузинским. По-английски "джу" (jew) - еврей. Осталось понять, что значит "га".:)

Осетинский - индоиранская группа индоевропейской семьи. Тогда, может быть, вот так - le joug (фр), the yoke (англ), das Joch (нем), иго, йога, дуга?

328. Ответ на 322., Лебедевъ:

Ленин - "сифилитик". Ну сифилитик и сифилитик. С кем не бывает!

Да. Чего уж там)
М.Яблоков / 26.11.2018, 09:42

327. Ответ на 306., Lucia:

О, неужто Вас так задело, что Вы стали хамить. Впрочем, все красные = хамы.

) О, хныкающие кнопкодавы - Лукиа и Яблоков.

326. Re: «Солженицынизм» и историческая правда – несовместимы

Чем позиция Александра Исаевича отличается от позиции Смердякова? Конечно, кто-нибудь из поклонников Александра Исаевича скажет, что, мол, Смердяков ненавидит саму Россию, а Солженицын - коммунистическую власть, которая душит своих же граждан. Но это - смехотворный аргумент.

"Вся жизнь покойного являет достойный пример служения истине, верности своему призванию и предначертанной Богом миссии. Он стремился делать все возможное, дабы люди узнали правду о трагическом и вместе с тем героическом прошлом нашей страны. Свидетельствуя об истине и страдая за нее, он неуклонно следовал принятому для себя жизненному принципу: одно слово правды весь мир перетянет. На этой убежденности и приверженности правде зиждется его духовное завещание для нынешнего и грядущих поколений. Александр Исаевич возвышал свой голос в защиту свободы слова, за сохранение русского языка и культуры, духовное и нравственное возрождение, укрепление семьи и сбережение народа. Многое он сделал и для того, чтобы религиозная свобода стала не декларативным понятием, а реальным достоянием духовной жизни российского народа." Патриаршее обращение к участникам траурной церемонии отпевания А.И. Солженицына
Лебедевъ / 26.11.2018, 08:19

325. Ответ на 312., Кирилл Д.:

Чернь, что с них взять. Ни то что высокая знать вроде Вас с Яблоковым, n'est-ce pas?Тут мы имеем дело с одним из обычных постмодернистских вывертов. В старые времена знатность сопрягалась с определённой культурой, обычно подкреплённой образованием и интеллектом. Здесь же наша виртуальная "знать" копирует "их благородий" в меру своего понимания, примерно, как, если бы условный "Петросян" на эстраде изображал графа Толстого. Короче, просто клоунада.

О,Вы повторяете лучшие перлы здешних люмпенов. Причем, заметьте, все эти мысли - вы сами высказали, о знатности и прочем. Не комплексуйте. Благородство доступно любому. Это духовная категория и она не зависит от рождения. Только от личного усилия.
Lucia / 26.11.2018, 08:15
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Священник Александр Шумский
Смердящее дуновение с троцкистских курга<ня>нов
О клеветнической статье В.Павленко, посвящённой супругам Чавчавадзе
25.03.2020
«Адский» водитель
Задуматься бы некоторым нашим патриотическим писателям – что и кого они формируют своими «всепропальческими» и «путиносливческими» статьями
22.01.2019
Юбилей Солженицына превратился в бенефис Сталина!
Время, когда Александр Исаевич был «притчей на устах у всех», давно миновало, и все попытки вернуть солженицынскую «притчу» на народные «уста» полностью провалились
29.12.2018
Все статьи Священник Александр Шумский
Бывший СССР
День памяти композитора М.П.Мусоргского
Сегодня мы также вспоминаем лидера киевских монархистов В.Э.Розмитальского и митрополита Мефодия (Герасимова), микробиолога Д.Ф.Гамалею, библиотековеда Д.Д.Иванова, летчика-истребителя Г.В.Зимина и писателя генерала А.В.Пыльцына
29.03.2024
Европа - марионетки запада, Евросоюз
развалится как СССР
28.03.2024
«Такого маршала я не знаю!»
Как Хрущёв пытался стать Маршалом Советского Союза
28.03.2024
«Когда на Песах и Пасху проливается кровь, самое время строить Храм»
Что сейчас происходит на и под Храмовой горой?
28.03.2024
«Уйти от этих вопросов не получится»
Об ошибках в миграционной политике
28.03.2024
Все статьи темы
100 лет со дня рождения Александра Солженицына
«Осеменяли наших воинов большим количеством антисоветской литературы»
О пребывании во время службы в ВМФ в 1971 году в Копенгагене
27.02.2024
Жить не по лжи
Как я рассказывал сыну-десятикласснику о причинах краха Советского проекта
26.04.2023
Не пора ли успокоиться?
О Солженицыне, власти и отношении к прошлому
23.09.2020
Загадочный…
Александр Солженицын в Иркутске
28.04.2020
Все статьи темы
Последние комментарии
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 06:42
О красных и белых
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
29.03.2024 00:26
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 00:17
Если всерьёз об Эдмунде Шклярском и о «Пикнике»
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 23:30
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 20:04