19 февраля 2018 года на сайте информационного агентства «Реалист» была опубликована статья протоиерея Всеволода Чаплина «Всеволод Чаплин: Без активной позиции церковная молодежь останется субкультурной группой для социальных аутсайдеров», в которой односторонне рассмотрен вопрос активности молодежи в Русской Православной Церкви.
Иеромонах Макарий (Маркиш) подготовил ответную статью с оценкой мнения отца Всеволода Чаплина для ее размещения на сайте ИА «Реалист». Однако представители агентства отказались разместить мнение отца Макария на своем ресурсе по вымышленным причинам.
Мы публикуем текст, подготовленный иеромонахом Макарием.
Нет памяти о прежнем; да и о том, что будет, не останется памяти (Еккл.1:11)
Пролог. «Он безусловно предан идее освобождения рабочего класса, но так как подпольную партийную деятельность он не находит целесообразной, то он считает неизбежно необходимым открытую организацию рабочих масс по известному плану и надеется на успешность своей задачи, если отдельные группы сознательных рабочих сомкнутся около него и дадут ему свою поддержку. Таким образом он думает организовать, ведя дело возможно осторожнее, рабочее общество, в которое должно войти возможно большее число членов. Насчитывая в обществе несколько десятков, а, может быть, и сотен тысяч, можно организовать такую пролетарскую армию, с которой в конце концов правительству и капиталистам придётся считаться в силу необходимости... Мы полагаем, что план этот имеет будущность».
…
«Занятие активной жизненной позиции - это именно то, чего ей подчас не хватает. А такая позиция сегодня неотделима от умения побеждать. Побеждать зарвавшиеся местные власти, отправлять их на свалку истории - и становиться на их место, даже если это сопряжено с угрозой жизни и со звонками со Старой площади Патриарху. Побеждать прозападные идеологические секты, захватившие макроэкономику и культуру, - даже если начнется шельмование в СМИ и доносы тому же Патриарху в виде публикаций на "влиятельных" сайтах. Побеждать архиереев - нарушителей канонов, добиваться их позорного и публичного изгнания, даже если в ответ будут звучать обвинения в "раскачивании церковной лодки", в том числе из уст Патриарха».
В первом отрывке сказано про священника, который жил больше ста лет назад. Автор второго - тоже священник, наш современник и земляк. Оба - целеустремленные, преисполненные заботой об общем благе.
Пренебрегая угрозой жизни, один из них повел январским утром 1905 года своих братьев и сестер под винтовочные залпы, которые стали сигналом к открытию самой страшной эпохи в жизни нашей Отчизны - а быть может и всего человечества. Избежав гибели, продолжал свое безумное, разрушительное дело, лишился священного сана, а как окончил земную жизнь - рука не поворачивается писать. Звали его Георгий Гапон.
Автор второго текста, протоиерей Всеволод Чаплин пока, слава Богу, никого никуда не повел ни с угрозой жизни, ни без таковой. Кстати, первым про «свалку истории» заговорил, как считается, Троцкий. И мы также знаем, что из этого вышло.
Активная, самоорганизованная православная молодежь - это прекрасно, но главное, чтобы она методами своей деятельности не напоминала народовольцев, комсомольцев, хунвейбинов и прочие группы с «активной жизненной позицией».
1. В первом отрывке сказано про священника, который жил больше ста лет назад. Автор второго - тоже священник, наш современник и земляк. Оба - целеустремленные, преисполненные заботой об общем благе.