В заключении экспертов, в частности, отмечается, что «анализ Федерального закона от 03.07.2016 № 323-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации по вопросам совершенствования оснований и порядка освобождения от уголовной ответственности»… в части закрепления новой редакции статьи 116 Уголовного кодекса Российской Федерации… даёт основания для вывода о том, что указанный выше Федеральный закон (в части закрепления новой редакции ст. 116 УК РФ) обладает неудовлетворительным качеством, содержит ряд существенных правовых дефектов, предопределяющих иные правовые и социальные последствия, нежели это было продекларировано разработчиками».
Эксперты отмечают, что «новая редакция ст. 116 УК РФ (в новой ред.) содержит существенные правовые дефекты, в силу чего будет способствовать значительным нарушениям прав граждан при применении указанной статьи». «Ст. 116 УК РФ (в новой ред.) создаёт реальные условия значительных для нарушений прав членов семьи, в том числе вследствие фактической правовой дискриминации членов семьи при совершении деяний, предусмотренных указанной статьёй УК РФ, а также вследствие увеличения возможностей для принятия произвольных незаконных уголовно-процессуальных и иных решений по деяниям, субъективно произвольно подводимым под признаки преступления, предусмотренного этой статьей УК РФ, и для злоупотреблений иных лиц (например, месть соседей в форме оговора или ссора между супругами, повлекшая оговор одного из супругов другим), в результате чего нормативное воздействие указанной нормы УК РФ на сферу семейных отношений наносит вред институту семьи в целом и грубо противоречит декларируемой государственной семейной политике», - сказано в тексте экспертного заключения.
«Считаем необходимым в интересах защиты института семьи и прав граждан - членов семьи - внести изменения в ст. 116 УК РФ, исключив из её диспозиции указание на близких лиц и исключив примечание данной статьи. Или, другой вариант, следует, как минимум, значительно детализировать диспозицию данной нормы (в части объективной стороны состава преступления), отграничив действительно общественно опасные действия от иных действий, которые из-за текущей неопределённости рассматриваемой нормы могут быть субъективно и необоснованно отнесены к образующим признаки состава преступления, предусмотренного данной статьей», - пишут И.В. Понкин и М.Н. Кузнецов.
Кроме того, по их словам, «следует существенно пересмотреть соотношения мер ответственности по ч.1 ст. 115, ст. 116, ст. 116.1 УК РФ и ст. 6.11 КоАП РФ».
«Также полагаем необходимым восстановить уголовную ответственность за совершение побоев в отношении несовершеннолетних лиц, женщин, заведомо для виновного находящихся в состоянии беременности, а также лиц, заведомо для виновного находящихся в беспомощном состоянии, независимо от того, кем совершено такое преступление», - указывают эксперты.
В редакцию РНЛ также поступил комментарий доктора экономических наук, профессора, заместителя министра образования России в 2001-2004 годах Леонида Гребнева:
«Я бы хотел обратить внимание на следующую мысль "Заключения..." Понкина-Кузнецова: "Посторонние лица получили правовую возможность совершить побои, не опасаясь быть уголовно наказанными за это. Например, совершённые воспитателем в детском летнем лагере или в детском саду, школьным учителем или просто посторонним лицом побои малолетнего ребёнка – теперь не будут уголовно наказываться (за исключением повторного совершения такого деяния)". Что же получается: если посторонние люди совершают не побои, а иные насильственные действия, не причиняющие физическую боль, но унижающие человеческое достоинство, значит они могут заниматься этим совершенно безнаказанно и многократно?»