Святой идеолог

Священник Сергий Карамышев о канонизации святителя Серафима (Соболева), напугавшей протодиакона А.Кураева

Прославление в лике святых архиепископа Серафима (Соболева) Архиерейским Собором исполнило радости сердца православных патриотов. Еще сравнительно недавно триаду «Православие – Самодержавие – Народность» воспринимали едва ли не как чудачество, не имеющее никакого реального приложения к современной политической жизни. И вот человек, вновь давший названным принципам блестящее теоретическое обоснование и предсказавший им будущность еще в 30-40-х годах прошлого века, отныне будет изображаться со святым нимбом, который означает, что он исполнен Святого Духа, что он богоносец и что говорил и действовал не столько от себя, сколько по божественному вдохновению.

Слово «идеология», формально отрицаемое действующей Конституцией в качестве необходимой основы государственной жизни, получает не только оправдание, но и освящение. Это слово было в последние десятилетия изрядно затаскано, и зачастую стало восприниматься как синоним пропаганды. Теперь, после прославления в лике святых автора написанной в 1934 г. книги «Русская идеология», оно зазвучит с новой силой.

Имя «Серафим» значит «Пламенеющий». И это имя наилучшим образом выражает сущность духа вновь прославленного святителя. Он во время земной жизни пламенел о Божией славе, безпощадно клеймил масонов, папистов и экуменистов как злейших врагов Божиих. Его литературное наследие востребовано современностью как хлеб.

Вслушаемся в огненные слова этого провидца: Теперь, если мы хотим спасения и возрождения России, то должны всемерно стремиться к тому, чтобы у нас опять был самодержавный Царь, Помазанник Божий, который, как душа русского народа, возродит Россию, и она опять сделается великой и славной на страх всем ее врагам, на счастье своего народа.

Ценность цитируемого труда владыки не в каких-то новых, никем не слыханных, мыслях. Напротив, большинство этих мыслей известно целые столетия. Ценность в том, что он, сконцентрировав, ввел их в современность, дал им свежее звучание. И призвал русский народ к покаянию за отступничество от Христа, Его Церкви, от богоучрежденной Царской власти, от нашей исконной идеологии.

Вслушаемся: Несомненно, Господь наказал русский народ за его удаление от Него, за то, что он изменил свой религиозно-нравственный идеал, к которому был призван Богом, политическим идеалом с его стремлением к учреждению в России демократического строя, к чему русский народ никогда Богом не призывался.

Призвав к покаянию, святитель Божий не обошел вниманием и те чуждые направления мысли, которые, подобно вирусам, проникли в организм русского народа и едва его окончательно не погубили: Не надо забывать, что демократических форм правления у нас требовали представители либерализма, в особенности его крайних направлений, которые не только совсем порвали с религиозно-нравственным идеалом русского народа, но сделались непримиримыми врагами нашей Церкви.

Ревнители либерального кошмара, ныне цепляющиеся за статью все более устаревающей действующей Конституции, где прописано отделение Церкви от Государства, по необходимости должны были вступить в противостояние с ревнителями принципа симфонии Церкви и Государства.

И вот как остро и современно звучать обличения Божия святителя в адрес первых: Вне всякого сомнения, на отделение Церкви от Государства русская безбожная интеллигенция во главе с ее руководителями-масонами смотрела как на главное средство борьбы с Церковью. «Борьба против Церкви – по свидетельству исследователей масонства, - кончится, когда отделение Церкви от Государства станет совершившимся фактом, когда Церковь станет частным обществом». Таким образом, отделения Церкви от Государства желали явные враги православной Церкви как средства ее уничтожения. Но к осуществлению сего желания стремятся и скрытые враги Церкви, которые лицемерно, под предлогом своих якобы забот о благе ее в целях приобретения ею полной свободы и независимости от государственной власти проповедуют отделение Церкви от Государства.

В разряд обозначенных святителем «скрытых врагов Церкви» просто классически вписывается, к примеру, недавно отстраненный от высокой должности в Патриархии Сергей Чапнин, опубликовавший в ноябре прошлого года в папском американском журнале First Things статью «Церковь империи». Здесь как раз порицается отход от либеральных принципов в сторону симфонии. Ностальгируя по «демократическим» 90-м годам прошлого столетия, Чапнин выдвигает в качестве безусловно отрицательного следующее, появившееся в 2000-х, положение: формирование новой идентичности через проповедь патриотизма и традиционных ценностей в полном согласии с внутренней и внешней политикой государства. Надеемся, теперь таким, как Чапнин, проталкивать свою прокисшую либеральную идеологию, будет сложней.

Сколь неистово возмущались либералы после впервые состоявшегося год назад в стенах Государственной Думы выступления Патриарха! Как же: нарушается их священный принцип отделения Церкви от Государства, если Патриарх выступил перед законодателями. В их ущербном понимании это означает: Церковь хочет управлять Государством.

Прекрасный ответ этим безпочвенным обвинениям дает владыка Серафим: Со стороны Императоров для нарушения симфонии властей была опасность увлечься цезарепапизмом. Но церковная власть не могла произвести нарушения симфонии проявлением папоцезаризма, ибо Православной Церкви совершенно не свойственны стремления папизма к господству над Государством. Идеал Православной Церкви состоит не в политическом властительстве над Государством, а в достижении нравственным подвигом святости и благодати Св. Духа для вечного единения со Христом в Его Царстве и здесь, и на небесах… Стремление Православной Церкви к политической и государственной власти было бы равносильным стремлению к самоотречению и самоуничтожению. Поэтому никто из представителей церковной власти в Православной Церкви одинаково, как Византии, так и в России, никогда не стремился к папоцезаризму.

Из либерального лагеря уже в самый день прославления святителя не замедлила последовать реакция в виде статьи протодиакона Кураева «Сегодня для правослактов изготовят святого покровителя».

Претензия здесь выложена кратко: Собор канонизирует архиеп. Серафима (Соболева), который еще в 1938 году советовал в будущей России ввести смертную казнь для проповедников атеизма. Здесь имеются в виду слова владыки из заключения к книге «Русская идеология»: народ наш должен неуклонно осуждать безбожие и всякие отклонения от православной веры и всемерно способствовать тому, чтобы в его будущем государственном законодательстве, в осуществление мысли епископа Феофана Затворника, был закон, сурово – вплоть до смертной казни – карающий пропаганду атеистических воззрений и в особенности кощунства. Про святителя Феофана Кураев не упомянул по понятным причинам: все же выступать против мнения сразу двоих святителей даже такой медиа-персоне проблематично. А еще, наверное, стало неуютно от опасения: а вдруг и ему самому за публичное оправдание кощунства в 2012 году кое-что теперь перепадет? Известно: лучший способ защиты – нападение.

Не напрасно подытоживает свою заметку скорбный протодиакон следующими, опять-таки кощунственными, словами: Эта канонизация означает, что удаление Чаплина не означает пересмотра патриархом своей после-пуськиной системы ценностей и реакций. Страшная обида, неизбывная неприязнь «предателя в рясе» звучат в каждом слове!

В конце цитируемого труда святителя представлен основанный не только на теоретических выкладках, но и на живой вере, ясный взгляд в будущее России: Конечно, русская идеология в последнее время была весьма сильно извращена, вследствие отступления русского народа от православной веры. Но ныне народ наш возвращается к ней своими великими страданиями. А вернувшись к православной вере, он вернется и к царской самодержавной власти как основанной на этой вере (Вот ответ таким, как Чапнин, почитающим парадоксальным разворот Церкви от либеральной мути в сторону союза с сильной государственной власти – С.К.). Русский народ в особенности любил и почитал тех из своих Великих Князей и Царей, которые отображали в своей личной и государственной жизни его идеологию и являлись истинным оплотом православной веры. Поэтому весьма многих из них, чрез Церковь свою, народ причислил к лику святых. И теперь, при возрождении России, народ наш, познавши горьким опытом всю разрушительную силу неверия и зная, что только истинная самодержавная царская власть в России может быть могущественным оплотом православной веры как основы и личного спасения, и процветания Государства, восстановит ее, будет ценить ее, будет особенно любить и почитать ее достойных представителей как выразителей идеологии народа.

В этих последних словах заключается ответ на вопрос: почему В.В. Путин имеет широчайшую поддержку в народе, почему он вышел на уровень самого влиятельного в целом мiре политика. Он защитник святого Православия и проводник в реальную политическую жизнь русской идеологии. Где уж тут гиркиным, кучеренкам, эль-мюридам, лимоновым, крыловым, просвириным и прочим январистам с ним тягаться!

Бросая взгляд в будущее, на восемь с лишним десятилетий, достигая им наших благословенных времен, святитель Серафим призывает: без всяких колебаний будем стремиться к восстановлению в будущей России самодержавной власти Царя Помазанника Божия.

И так как это стремление наше является основанным на православной вере, то Сам Господь будет нашим Помощником в этом святом и патриотическом деле. Он Своею Божественною благодатью осуществит его на благо России. Чрез нашу православную веру Он возродит ее и покажет вновь на русском народе всю силу его веры, о которой некогда Его возлюбленный ученик и Апостол Иоанн Богослов сказал: сия есть победа, победившая мiр, вера наша (1 Ин. 5, 4).

Аминь. Святителю отче Серафиме, моли Бога о нас! 

Иерей Сергий Карамышев, публицист, Рыбинская епархия
Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий

23. Ответ на 22., Иоанна:

А сейчас вместо Филаретовского Катехизиса предложал "Алфеевский катехизис", который до времени хранится в тайне, как и встреча папы с Патриархом.

М.Яблоков / 07.02.2016

22. Ответ на 21., Савва:

Дипломатический язык не исправляет сами искажения. Можно предположить что жесткий обличительный язык если и не остановил самого учителя ереси, но возможно и отрезвил многих на этапе зарождения ереси, и вероятно тем самым уберег от соучастия во лжи.

Я за верное понимание образа святителя Серафима. Для множества современных православных обличитель неправды и борец за чистоту православия ассоциируется с чем-то громким и резким, чаще даже с простым осуждением. Владыка позволял себе резкие высказывания в адрес атеистической власти и атеистического режима в России. Такие, что на форуме РНЛ ему бы крепко за них досталось . Но более приложимы к нему слова апостола:“Плод же правды в мире сеется у тех, которые хранят мир“ (Иак 3,18). В обсуждаемом случае такой, как Вы говорите, дипломатический язык и настойчивость архиепископов Серафима и Феофана остановил замену филаретовского катехизиса книгой митр. Антония (Архиерейский Синод Заруб. Церкви собирался это сделать в 1926 г.)

Иоанна / 06.02.2016

21. Ответ на 19., Иоанна:

Но поскольку после смерти митр. Антония (1936) его учение стало распространяться его последователями, арх. Серафим(Соболев) написал свою книгу "Искажение православной истины в русской богословской мысли", изданной в 1943 г. В ней Владыка указал на то, что новое учение нельзя считать православным, но по-прежнему не называл его ересью, понимая, что признать учение митрополита ересью может только Собор, и что догматические заблуждения случались иногда и у великих святых, что не мешает их почитанию православными. Митрополит Антоний не отвергал Крестной Жертвы. Он сместил акцент в сторону Гефсиманского моления. И на своей правоте он не настаивал, был готов к обсуждению своего учения Православной Церковью. Тем не менее, заслуга свт. Серафима и арх. Феофана в деле обличения нового учения неоценима - Вы правы. В свое время это сыграло огромную роль и уберегло от многих бед. Кроме того, арх. Серафим своими трудами показал православное понимание искупительного подвига Спасителя и для последующим поколений - для нас с вами.

Отличное от Церковного называется ложным, значит ересью. Родоначальник называется ересиархом. Митрополит не покорился Учению Церкви, "поправил" Ее, соблазнил на этот сколький путь многих. Хотел, не хотел, настаивал, не настаивал, о чем речь? "Искажение" означает как действие направленное на ..., так и результат этого действия. И то что реакция, или, если больше нравится, оценка 2-х Святителей на "смещение акцентов"разная, то и в виду этого ересь не перестает быть таковой. Дипломатический язык не исправляет сами искажения. Можно предположить что жесткий обличительный язык если и не остановил самого учителя ереси, но возможно и отрезвил многих на этапе зарождения ереси, и вероятно тем самым уберег от соучастия во лжи.

Савва / 06.02.2016

20. Ответ на 19., Иоанна:

По Иоанну Дамаскину ересь может пониматься в узком смысле, как осужденные соборно и в широком, как любое неправомыслие. Тем более архиеп. Феофан Полтавский настаивал на анафеме. Скоро и он будет канонизирован ) Крестоборчество - ересь.

М.Яблоков / 06.02.2016

19. Ответ на 15., М.Яблоков:

продолжаю. Но поскольку после смерти митр. Антония (1936) его учение стало распространяться его последователями, арх. Серафим(Соболев) написал свою книгу "Искажение православной истины в русской богословской мысли", изданной в 1943 г. В ней Владыка указал на то, что новое учение нельзя считать православным, но по-прежнему не называл его ересью, понимая, что признать учение митрополита ересью может только Собор, и что догматические заблуждения случались иногда и у великих святых, что не мешает их почитанию православными. Митрополит Антоний не отвергал Крестной Жертвы. Он сместил акцент в сторону Гефсиманского моления. И на своей правоте он не настаивал, был готов к обсуждению своего учения Православной Церковью. Тем не менее, заслуга свт. Серафима и арх. Феофана в деле обличения нового учения неоценима - Вы правы. В свое время это сыграло огромную роль и уберегло от многих бед. Кроме того, арх. Серафим своими трудами показал православное понимание искупительного подвига Спасителя и для последующим поколений - для нас с вами.

Иоанна / 06.02.2016

18. Ответ на 15., М.Яблоков:

У свт. Серафима Соболева, где он осуждает ересь митр. Антония Храповицкого.

Михаил, сам свт. Серафим не называл это ересью. На анафематствовании учения митр. Антония настаивал арх. Феофан (Быстров). А епископ (тогда - епископ) Серафим, выступая на заседании Синода в 1927 г., так обозначил свою позицию: учение митр. Антония не совпадает со святоотеческим, но назвать его ересью было бы опрометчиво.

Иоанна / 06.02.2016

17. Ответ на 16., Алекс:

Нет, не правильно. Почитайте работу свт. Серафима Соболева "Догмат искупления".

М.Яблоков / 06.02.2016

16. Ответ на 15., М.Яблоков:

У свт. Серафима Соболева, где он осуждает ересь митр. Антония Храповицкого.

Правильно ли я понимаю: юридизм - это когда распятие Христа признается благодеянием, а антиюридизм - это когда распятие Христа считается злодейством? (я не язвлю, я на самом деле не знаю)

Алекс / 06.02.2016

15. Ответ на 13., Алекс:

Ересь антиюридизма попранаЧто за ересь такая? Можно ссылочку?Отрицание догматов первородного греха и искупления.где об этом можно прочесть подробнее?

У свт. Серафима Соболева, где он осуждает ересь митр. Антония Храповицкого.

М.Яблоков / 05.02.2016

14. Re: Святой идеолог

5 февраля 2016 г. 14:54 Московский Патриархат и Святой Престол с радостью сообщают, что по благодати Божией Его Святейшество Кирилл, Патриарх Московский и всея Руси, и Его Святейшество Папа Франциск встретятся 12 февраля с.г. Встреча состоится на Кубе, куда Патриарх прибудет с официальным визитом и где Папа сделает остановку по пути в Мексику. Встреча будет включать в себя личную беседу в Международном аэропорту им. Хосе Марти в Гаване и завершится подписанием Совместной декларации. Готовившаяся в течение долгого времени встреча Предстоятелей Русской Православной и Католической Церквей станет первой в истории и ознаменует собой важный этап в отношениях между двумя Церквами. Московский Патриархат и Святой Престол желают, чтобы это событие стало также знаком надежды для всех людей доброй воли, и побуждают всех христиан к горячей молитве о том, чтобы по благословению Божию предстоящая встреча принесла добрые плоды. http://goo.gl/Z4tdo3 Тем не менее, ситуация, сложившаяся сегодня на Ближнем Востоке, в Северной и Центральной Африке и в некоторых других регионах, где экстремистами осуществляется подлинный геноцид христианского населения, требует неотложных мер и более тесного взаимодействия между христианскими Церквами. В нынешней трагической ситуации необходимо отложить в сторону внутренние несогласия и объединить усилия для спасения христианства в тех регионах, где оно подвергается жесточайшим гонениям. Завершившийся 3 февраля в Москве Освященный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви призвал, чтобы 2016 год стал годом особых усилий, предпринимаемых в данном направлении. Поэтому, несмотря на остающиеся препятствия церковного характера, принято решение о безотлагательном проведении встречи Святейшего Патриарха Кирилла и Папы Римского Франциска. Тема гонений на христиан станет на этой встрече центральной. Итого: Повод нашелся. Это официальный. Неофициальный. О нем Ходос сказал.

Савва / 05.02.2016
Сергий Карамышев:
Архитекторы всеукраинского раскола обнажают клыки
О саморазоблачающем интервью архиепископа Памфилийского (США) Даниила (Зелинского) Би-би-си
14.01.2019
«Летопись 2018 года»
Краткий перечень наиболее важных событий года, изредка чередуемый с очень сжатыми комментариями
05.01.2019
В чем польза укронацистского режима?
Порошенко последними своими действиями укрепляет Русскую Церковь на Украине качественно
03.01.2019
От десакрализации к «паралитургии»
Превращение католических храмов в музеи и архивы - очередной этап демонтажа остатков благодати Божией в Папской церкви
24.12.2018
Ёлочка… от сатаны
Или Христово Рождество, Ханука и сатанинский шабаш в одном зале
20.12.2018
Все статьи автора
"Проблемы церковной жизни"
Схиигумена Сергия (Романова) поддержали безымянные раскольники?
В сети Интернет опубликовано загадочное видео «Православные Санкт-Петербурга поддержали отца Сергия с Урала»
27.06.2020
Бунт схиигумена Сергия: кому выгодно?
Эта провокация усилит позиции либералов и модернистов в Церкви и обществе
24.06.2020
«Часть комментариев и статей выходят за рамки церковных приличий»
Митрополит Тихон (Шевкунов) выступил с обращением в связи с последними событиями в Сретенской духовной семинарии
24.06.2020
Все статьи темы
Последние комментарии
Ответ каббалиста Грефа режиссёру Михалкову
Новый комментарий от Владимир Николаев
2020-07-01 06:31
Почему нельзя строить культуру на рыночных отношениях?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
2020-07-01 00:47
Что мог сказать Бог товарищу Сталину?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
2020-07-01 00:27
Россия в Болонском процессе: был ли внешний диктат?
Новый комментарий от Леонид
2020-06-30 21:27
Тайна молчания Государя
Новый комментарий от Русский Иван
2020-06-30 19:47
Мистика войны
Новый комментарий от Русский Иван
2020-06-30 19:39