Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

«Он уже прославлен Богом на небесах»

27.10.2012


Диакон Владимир Василик о подготовке канонизации архиепископа Серафима (Соболева) …

Как известно, уже довольно давно рассматривается вопрос о канонизации архиепископа Серафима (Соболева). Причем, как сообщил на днях представитель Святейшего Патриарха Московского и всея Руси при Святейшем Патриархе Болгарском игумен Филипп (Васильцев), в настоящее время одной из главных задач русского подворья в Болгарии является «подготовка канонизации владыки Серафима». Священник заявил, что Комиссии по канонизации святых Русской Православной Церкви уже представлены свидетельства о чудесах и благодатной помощи владыки Серафима. Но «по объективным причинам сама процедура канонизации отнимает достаточно долгое время».

Высказать свое мнение о возможной канонизации архиепископа Серафима (Соболева) мы попросили известного богослова, историка Церкви, кандидата филологических наук, доцента СПбГУ диакона Владимира Василика
.

Диакон Владимир ВасиликЛично я глубоко почитаю владыку Серафима (Соболева). Для меня он является непрославленным святым. Его рождение и жизнь отмечены Промыслом Божиим и великой Его милостью и, кроме того, духовным мужеством его матери. Он рождался очень тяжело, застрял во чреве матери, и врачи приготовились расчленять его на части, чтобы спасти мать. Но мать, придя в себя, запретила врачам это делать и умолила отца ребенка на это не соглашаться. Отец стал горячо молиться, и по молитвам родителей произошло чудо, младенец Николай родился. Когда его поднесли матери, она сказала: «Вот из-за кого я чуть на тот свет не отправилась, какой мухтар серьезный». Только через много лет владыка Серафим узнал, что «мухтаром» на Востоке называют епископа. Получается, что мать сказала: «какой серьезный епископ».

Удивительна была и отроческая жизнь Николая Соболева. В школе, когда учитель, рассердившись сказал: «Кто из вас самый главный дурак?», то Николай Соболев вышел к доске. Учитель поразился и сказал: «Ты же лучший ученик, зачем ты себя принижаешь». Николай промолчал. Учитель же пораженный его кротостью и смирением переменился по отношению к нему и к другим ученикам.

Стремление будущего владыки носить тяготы других ярко проявилось ещё в юношеском возрасте. В семинарии с ним произошел поразительный случай. Семинаристы обнаружили, что один из их однокашников является вором и стали его судить «судом чести». В этот момент Николай Соболев сел рядом с ним и стал его утешать. И вот председатель этого суда чести во всеуслышание заявил: «Друзья, Николай Михайлович Соболев утешает вора и не знает, что тот украл у него калоши и перчатки». Несмотря на это будущий владыка Серафим сделал всё для того, чтобы этот несчастный был отчислен из семинарии без позора.

Такое удивительное человеколюбивое отношение он сохранил к людям и дальше. Когда он принял монашество и стал ректором семинарии, то вначале семинаристы над ним просто издевались, чувствуя его доброту. Инспектор хотел подать шалунов к отчислению, но иеромонах Серафим сказал, что разберется с ними сам. И затем индивидуально с ними работая, добротой добился того, что эти озорники и хулиганы стали самыми примерными студентами академии.

Удивительная доброта, вдумчивость, сердечность характеризует его деятельность как пастыря. В 1920 году, в трагические для России годы он сподобился епископского сана, но вынужден был эмигрировать, и стал главой русских приходов в Болгарии. И вот в достаточно непростых условиях, в голодной и разоренной войной Болгарии среди несчастных русских беженцев, он делал все для помощи людям, как русским, так и болгарам. Часто по его молитвам происходили удивительные чудеса, исцеление смертельно больных, устроение совершенно безнадежных человеческих судеб. При этом владыка проявил себя не только как добрый пастырь, но и как ревнитель веры и опытный догматист. Его сочинение о Софии - Премудрости Божией, опровержение ереси протоиерея Сергия Булгакова является классическим богословским произведением.

Я не случайно рассказал об этих историях, показывающих его смирение и человеколюбие. Я это сделал для того, чтобы читатели поняли, не по человеческой злобе и агрессивности нападал он на протоиерея Сергия Булгакова, а ревнуя о правде Божией, о чистоте догматического учения, о нераспространении ереси пантеистического типа. В данном вопросе его сочинения, равно как и труды Н.О.Лосского, следует признать правилом веры и, естественно, что ни о каком допущении «софианского» учения не может идти речи.

Владыка Серафим (Соболев) прославился и как мыслитель-государственник. Он автор трудов о монархической государственности и русской идеологии. Его патриотические мысли стали классическими. Его труды сохраняют свое влияние до сих пор, по крайней мере в том, что Архиерейский Собор 2000 года признал монархию высшей формой правления по сравнению с прочими, за исключением, пожалуй, теократии, практически никогда не осуществленной в истории. В этом немалая заслуга трудов святителя Серафима.

Я не только считаю, что он достоин канонизации, но полагаю, что он уже прославлен Богом на небесах. Он скончался в 1950 году, и всего через два года произошел такой случай. Один солдат заснул на посту и ему угрожал расстрел, потому что это увидели проверяющие. Его мать, христианка, пришла на могилу к владыке и стала горячо молиться. Произошло чудо. Солдату расстрел заменили тюремным заключением, которое вскоре отменили. Верую, что Господь делает тайное явным, и владыка Серафим вскоре будет прославлен в лике святых.


РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев - 64

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

14. vlad7 : Ответ на 8., дезинфектор:
2012-10-31 в 15:26

Как, поистине, душеспасительно прочесть иные реплики!


Жаль, что вы не жили в Ефесе в 431 году.

"Местом собора был назначен город Ефес, нейтральная зона (город на полпути между Константинополем и Александрией). Местный епископ, свт. Мемнон полностью поддержал св. Кирилла; его поддержали и римские легаты. Несторию был запрещен вход в Ефеские церкви. Обстановка в Ефесе была очень напряженная. Свт. Кирилл приехал на собор с огромной свитой, у них в огромном числе были даже низшие клирики Александрийской церкви, в частности, так называемые «параволаны» — санитары церковных больниц. Последние ходили по городу и кричали: "Смерть несторианам!" Императорские войска блокировали город, пытались контролировать ситуацию, но это было достаточно трудно". о.Валентин Асмус "Патрология".

Вот как раньше-то бывало, а вы говорите: "реплики".
13. Екатерина Домбровская : Отзывы двух святых.
2012-10-31 в 15:24

Святитель Иоанн Шанхайский
В ЧЕМ ДУХОВНАЯ СИЛА
БЛАЖЕННЕЙШЕГО МИТРОПОЛИТА
АНТОНИЯ
«Он был хорошо научен благодатию Духа, что
предстоятель Церкви должен заботиться не о той
одной Церкви, которая вручена ему Духом, но и о
всей Церкви по вселенной; этому научился он из
священных молитв. Если должно, — говорил святой
Евстафий, — творить молитвы за вселенскую
Церковь, от концов до концов вселенной, то тем
более должно проявлять попечение о ней о всей,
равно заботиться о всех церквах и пещись о всех».
Сии похвалы св. Иоанна Златоуста святителю
Евстафию Антиохийскому вполне приложимы и
к Блаженнейшему митрополиту Киевскому Антонию.
Он был действительно вселенским святителем,
вникавшим во все вопросы церковной
жизни во всей вселенной, носившим в себе все
ее болезни, словно всю тяжесть их поднявшим
на свои рамена. Душа его не существовала вне Церкви и как бы в себе отражала Церковь. Близок ему был каждый православный, какой
бы он ни был народности и из какого бы ни был края. Каждому, кто имел нужду в нем, он был добрым отцом и мудрым наставником. К каждому, приходившему к нему за духовным советом, он относился как к своему сроднику, — телесное родство перестало для него существовать после принятия монашества. Всякому, обращающемуся к нему за поддержкой и помощью, он считал себя обязанным помочь, как своему ближнему, отдавая нередко последнее, что имел, а сам испытывая
подчас лишения. Такое отношение к людям не было у него искусственным или принужденным. Оно исходило из глубины его существа и имело корни в глубокой вере и преданности Богу. Возлюбя Христа еще в детстве и пожелав идти за Ним еще с младенческих лет, он, возрастая, преуспевал и духовно, еще в молодых годах достигши высокой духовной
зрелости. Обладая большим умом и будучи высокодаровитым по своей природе, он, получив прекрасное светское образование, с таким усердием изучал затем науки богословские, что как бы весь напитался
богословия. Соединив же это с безупречной
нравственной жизнью, он сам стал источником духовной мудрости и словно изливал из себя
токи богословия, напояя своих духовных чад Божией благодатью... Особенно же сильно мог действовать митрополит Антоний на души людские благодаря чистоте своего сердца. Отдав его Богу от своей юности,он сохранил его неповрежденным до конца жизни и, еще находясь в теле, весь прилепился к
горнему миру. Сам устремляясь все больше и
больше к горнему миру, он к нему привлекал и
каждого, кто имел с ним общение, незримо действуя на него чистотою и высотою своего духа. Отрешаясь постепенно от всего земного, предавшись всецело Богу и «в Бозе пребывая» (1 Ин.4, 3), он сделался твердым адамантом Веры. Вмещая в своем любящем сердце всех и каждого, он, как магнит, притягивает ищущих спасения, возводя их к познанию Божественной истины.

Преподобный Иустин (Попович)
ОН МЕЖДУ НИМИ
(Памяти Блаженнейшего
Митрополита Антония).*
Молитвенно и легко перешел в другой мир Блаженнейший Митрополит Антоний. Принадлежа
весь другому миру, он в этом мире жил миром
другим. Ходил по земле, а жизнь его вся была сокрыта со Христом в Боге. Размышлял о том, что вверху, и небесным измерял земное, и временное оценивал по сравнению с вечным. ...Блаженнейший Митрополит в этом мире всегда жил в единении «со всеми святыми» (Евр. 3, 18), всегда во святой соборности, которая питается молитвой, любовью и верою. Вот его святое содружество. Святые Отцы — кто с таким благочестивым умилением и молитвенным подъемом общался с ними, думал о них, говорил о них. Всею душою и всем сердцем он принадлежал им: их глазами взирал на этот мир, ими жил в этом мире, поэтому
был по-святоотечески мощным и крепким в вере, в делах, в жизни. И теперь он с ними и
между ними. Нет сомнения, его восхищенная
душа теперь радостно совершает поклоны пред
святым Златоустом, пред святым Василием, пред святым Григорием и остальными святителям. Совершает поклоны и рыдает, молясь за себя и за всех нас, его чад.
Мученик, он смертью приобщился к мученикам.
Разве не мученик он, который мучил себя
суровыми подвигами? который еще на заре своего монашества истязал себя Христовыми муками, налагая на себя днем и ночью подвиги поста,молитвы, слез, кротости, милосердия, любви, братолюбия, боголюбия? ...
Редко кто в наше время так исповед-
нически неустрашимо и смело указывал и благовествовал истины Евангелия. Его богомудрая речь звучала не только по обширной Руси, но и по всем православным странам, звучала и своею животворящей силою воскрешала мертвые души, воздвигая падших, поддерживая колеблющихся, утешала скорбящих, ободряла слабеющих, низлагала христоборцев, заставляла умолкнуть злобствующих. Неустрашимый, он кратчайшим путем шел ко Христовой истине и с апостольской
смелостью защищал Православную
Церковь перед сильными века сего. И это — ценой тяжких страданий. Но всегда во всех страданиях он был благим и тихим. По апостолу: «Я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа, ибо, когда я немощен, тогда я силен» (2 Кор. 12, 10).Ничто не могло заставить умолкнуть, а тем более
уничтожить его по-павловски красноречивую
ревность о Православии.
...Ничего нет мертвого, ничего
схоластического в его восприятии и понимании
христианства. А кругом, в рационалистической
и схоластической Европе, мертвецы хоронят
своих мертвецов. Облагодатствованный авва
воспринимал всякую заповедь Спасителя как
подвиг, а все заповеди вместе — как богочеловеческое подвижничество. Действительно, ни одно слово Спасителя, ни одна заповедь Спасителя не может быть исполнена без усилия, без труда, без подвига. Поэтому и сказано: «Царство
небесное нудится и нудницы восхищают е» (Мф.
11, 12). А Блаженный Митрополит всегда был в
подвиге евангельского труда. И свою подвижническую жизнь превращал в проповедь: Евангелие есть подвиг, Христианство есть подвиг. Этим Православие отличается от европейских мертвечин, которые выдают себя за христианство, а в действительности все это погребение мертвецов мертвецами. Великий Митрополит от начала до конца — неустанный подвижник, исполненный молитвы, умиления, слез, любви, прощения, всеобъемлющей любви.
Молитвенник, он через смерть приобщился
к молитвенникам. Воистину блаженный Владыка
молитвою жил на земле. Иначе и быть не могло.
Самый верный Евангелию человек на земле
есть в то же время и самый молитвенный.
Потому что он чувствителен к безмерной трагике жизни, которая происходит от вселения в этот мир греха и зла. И евангельский человек всем существом ощущает, что только всемогущий Господь может стереть зло и диавола в роде людском. В евангельской душе блаженного Митрополита всякий человек вызывал молитву. Ко всему он относился молитвенно. ...Истинный христианин неминуемо
истинный молитвенник. Если есть у него какое-либо звание, то вот его звание и на этом и на том свете.
Теперь? — Теперь над нашим печальным миром
еще одним мучеником больше между святыми
Мучениками, еще одним бессребреником
больше между святыми бессребрениками, еще
один подвижник между святыми подвижниками,
еще одним молитвенником больше между святыми
молитвенниками. А это значит: увеличилось
число вечно бдящих и неустанных молитвенников за наш горький мир.
12. vlad7 : Ответ на 10., иерей Илья Мотыка:
2012-10-31 в 15:11

А иерей Николай Савченко вздумал защищать эту дурацкую концепцию.


а это кто вообще? я не слышал про такого модерниста
11. С. Швецов : Re: «Он уже прославлен Богом на небесах»
2012-10-31 в 14:38

+труды Н.О.Лосского+

о.Владимир, Вы, очевидно, отца и сына перепутали? Имели в виду Владимира Николаевича, а не Николая Онуфриевича?
10. иерей Илья Мотыка : дезинфектору
2012-10-31 в 13:45

А вы хотя бы знакомы с отвратительной работой митрополита Антония Храповцкого, "Догмат искупления", где он назвал Голгофские страдания Спасителя спектаклем вызванным педагогическими заданиями. А иерей Николай Савченко вздумал защищать эту дурацкую концепцию.
9. М.Яблоков : Ответ на 8., дезинфектор:
2012-10-31 в 13:23

Как, поистине, душеспасительно прочесть иные реплики!


Исключительно ))
8. дезинфектор : Re: «Он уже прославлен Богом на небесах»
2012-10-31 в 12:45

5. иерей Илья Мотыка : Re: «Он уже прославлен Богом на небесах»
2012-10-28 в 23:49

Да скорее настанет день, когда мы явно можем воскликнуть Святителю архиепископе Серафиме моли Бога о нас. Аксиос.
Заодно тихо шепнем анафема митрополиту Антонию Храповицкому крестобоцу и хулителю Голгофы. И его явному апологету иерею Николаю Савченко.
-----------

Как, поистине, душеспасительно прочесть иные реплики!
7. Павел Тихомиров : автору материала
2012-10-31 в 10:58

адское сочинение Храповицкого "Опыт христианского катехизиса"



тихо шепнем анафема митрополиту Антонию Храповицкому



о. Владимир, прокомментируйте, пожалуйста, эти реплики. Спасибо
6. vlad7 : Ответ на 5., иерей Илья Мотыка:
2012-10-31 в 08:18

Заодно тихо шепнем анафема митрополиту Антонию Храповицкому крестобоцу и хулителю Голгофы.


У нас имеет широкое хождение "Закон Божий" о.Слободского, там в источниках указано адское сочинение Храповицкого "Опыт христианского катехизиса". Хотя прямо в "Законе Божием" догмат Искупления не отрицается, но как-то очень кратенько описан, буквально в полстранички. Будто автор заставил себя написать о самом главном.
5. иерей Илья Мотыка : Re: «Он уже прославлен Богом на небесах»
2012-10-29 в 00:49

Да скорее настанет день, когда мы явно можем воскликнуть Святителю архиепископе Серафиме моли Бога о нас. Аксиос.
Заодно тихо шепнем анафема митрополиту Антонию Храповицкому крестобоцу и хулителю Голгофы. И его явному апологету иерею Николаю Савченко.
4. М.Яблоков : Ложка дёгтя.
2012-10-28 в 19:44

равно как и труды Н.О.Лосского, следует признать правилом веры


С чего это вдруг?! Лосский антиюридист, отрицающий догмат искупления, а святитель Серафим совершенно наоборот - защитник этого догмата. Что это такое за сравнение? Для чего вообще здесь Лосского помянули? Может он тоже для кого-то уже прославлен на небесах?
3. свщ Алексий Бачурин : Ответ на 1., vlad7 :
2012-10-28 в 19:25

Достоин!

Согласен.
2. М.Яблоков : Re: «Он уже прославлен Богом на небесах»
2012-10-28 в 15:46

Ну, наконец-то! Про старца вспомнили...
1. vlad7 : Re: «Он уже прославлен Богом на небесах»
2012-10-28 в 08:49

Достоин!
Правилом веры следует признать и его труд "Искажение Православной Истины в русской богословской мысли" против врагов догмата Искупления.
Страницы:   1 | 2 

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие новости этого дня

Другие новости по этой теме