Как показывает исторический опыт, ни одна ересь, ни один раскол не могут ужиться с Церковью на общей территории. Потому что природа их враждебности к истине имеет онтологический характер. Церковь - тело Христово, «столп и утверждение истины», а ересь или раскол представляют собою антицерковь, поскольку зарождаются из противопоставления себя Церкви.
То, что произошло в конце 2018 года на Украине, рано или поздно должно было случиться. Невозможно было, ставя идею крови, идею плотского родства, превыше всего (как это делают пропагандисты укронацизма), не придти в противоречие с Христовым Евангелием, которое сплотило воедино разные народы Земли.
Царство Божие уподоблено Христом закваске, которая кладется в муку, преображая природу последней. Если к этой преображенной благодатью Божией субстанции вдруг подмешать еще какую-то закваску (к примеру, идеологию нацизма), начинается брожение, приводящее сознание носителей указанной идеологии к деградации и разложению. Всё остальное (происки заинтересованных в религиозном противостоянии сторон) - вторично.
Можно для иллюстрации происходящего на Украине воспользоваться евангельской притчей о плевелах, посеянных врагом посреди пшеницы. Из притчи ясно, что они взросли стараниями диавола. В данном случае слугами последнего выступают патриарх Варфоломей и его сподручные.
Если последние вторглись в чужую ограду, дабы сеять соблазны и нестроения с надеждой получить для себя некую материально ощутимую пользу, они заключили договор с преисподней, и поэтому не могут не заразиться сатанинскими лукавством и злобой. И сколь бы тщательно ни пытались скрыть «родимых пятен» своего подлинного предводителя, они непременно выйдут наружу.
Один из архитекторов раскола архиепископ Памфилийский (из США) Даниил (Зелинский), в прошлом - униат, назначенный патриархом Варфоломеем в качестве экзарха на Украине, дал ВВС пространное интервью.
Здесь он заявил, что очень скоро «Румынская церковь и церкви греческой традиции» признают ПЦУ, а вот «с остальными будет вестись работа»... Назначил иерарх из США, в случае чего, виновных в возможном обострении ситуации: Религиозной войны из-за переходов из одной юрисдикции в другую, скорее всего, не будет, хотя возможны провокации со стороны РПЦ. Мне кажется, приведенные здесь обороты речи выдают не иерарха, а какого-нибудь функционера из структур то ли силовых, то ли шпионских.
Архиепископ Памфилийский Даниил. Политическое священнодействие
Не стесняясь, архиепископ Даниил говорит о своей заветной цели - переподчинить части УПЦ (МП) Константинополю (архиереев, священников, мирян и храмы): Архиереи, которые были с нами на связи, сейчас общаются с владыкой Симеоном, с владыкой Епифанием, чтобы определить, как они могут прийти в ПЦУ всеми своими епархиями или частями этих епархий. Что это, как не схема рейдерских захватов? Завербовать своих агентов в земле воюемой, с их помощью запустить когти в жертву и проглотить? Что это как не религиозная война, которую иерарх из США только что на словах отрицал?
На противников рейдерских захватов уже приклеено клеймо врагов государства, свободного выбора, врагов украинского народа, которые, по мнению Зелинского, априори могут действовать лишь подкупом: С другой стороны, есть большой противовес: идет своеобразное финансирование от определенных олигархов, депутатов Верховной рады, пытающихся заблокировать этот процесс, помешать духовенству и архиереям осуществить свой свободный выбор.
Какова лексика архиепископа Памфилийского! На вопрос, не слишком ли поторопились экзархи Константинополя с проведением «объединительного собора», он ответил ни много ни мало: Понимаете, есть два пути работы. Первый - путь выжидания, малого прогресса. Но я верю в своеобразную шоковую терапию. Когда мы работали, я руководствовался именно этой логикой - шоковой терапии.
Одним словом, архитекторы раскола изначально предполагали методы самые что ни на есть радикальные, революционные. Таковы, видимо, инструкции их скрытого от посторонних глаз руководства.
В ходе дальнейшей беседы иерарх из Штатов допускает, что называется, оговорку по Фрейду. Вот полюбуйтесь: Как ребенок растет и с этим ростом начинает вести себя тем или иным образом, так же произойдет с церковью. Сейчас это маленький ребенок: были болезненные роды, мы его родили, а теперь это дитя будет расти на наших глазах. И, конечно, мы и все остальные поместные церкви будем ему подсказывать, советовать, но не вмешиваться во внутреннюю жизнь этой церкви.
Прекрасно: создали «церковь» по своему образу и подобию. Апостол Павел, никогда не строивший на чужом основании, выражался иначе: «Кто Павел, кто Аполлос? Они только служители, через которых вы уверовали, и притом поскольку каждому дал Господь. Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог; посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а все Бог возращающий» (1 Кор. 3, 5-7). В другом месте святой Павел говорит о муках духовного рождения: «Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос!» (Гал. 4, 19).
Христа ли силятся изобразить в раскольниках «многострадальные отцы» экзархи Варфоломея? Их образец вообще какая-то тайна, которую можно выразить кратко следующим образом: что угодно, только чтобы русского духа не осталось ни капли: я оптимист, потому что на Украине есть достаточно молодого духовенства, молодых парней и женщин в лоне церкви, стремящихся к тому, чтобы церковь вышла на другой уровень, чем тот, который мы имеем сегодня. Ведь и УПЦ КП, и УАПЦ, и УПЦ МП - это всё модель РПЦ, только с измененными титулами. А мы не можем быть моделью РПЦ на территории Украины.
Вот очередное подтверждение того, что Украина задумывалась в качестве тарана против России, против твердыни Третьего Рима, что Украина - антироссия, а ПЦУ - антирусская церковь, единственное назначение которой - разложить, разрушить, распылить по ветру Русскую Церковь.
На вопрос, почему Константинополь переводит зарубежные приходы частей только что слепленной ПЦУ под свое непосредственное управление, иерарх из США ответил: Речь идет о том, каким образом ПЦУ будет осуществлять опеку над людьми украинского происхождения, живущими за пределами Украины. Дело в том, что в лоне Вселенского патриархата есть отдельная структура - Украинская православная церковь в диаспоре. У нее есть структуры в США, в Канаде, в Австралии, Бразилии, Венесуэле, Парагвае, в Европе. В приведенной цитате важно отметить, что на первое место выходит идея крови: «люди украинского происхождения».
На прямой вопрос о месте спецслужб США в деле создания ПЦУ и о награждении «киевским патриархом» Денисенко бывшего заместителя директора ЦРУ Джека Девайна орденом архиепископ Памфилийский не нашел сказать ничего лучшего, как: У владыки Филарета и других церковных лидеров есть тенденция одаривать орденами людей, которые приходят к ним в гости. Я бы не придавал этому значения, там нет никаких политических подводных течений. Замечательно: замдиректора ЦРУ взял и пошел к Денисенко в гости - чайку попить...
Под конец интервью Памфилийский архиепископ, видать, несколько расслабился и стал открыто лицемерить, применяя двойные стандарты. Прозвучал вопрос: РПЦ давно говорит, что действия патриарха Варфоломея могут привести к беспрецедентному расколу в православном мире и сравнивают нынешнюю ситуацию с 1054 годом, когда единая христианская церковь разделилась на Восточную и Западную. Возможен ли такой раскол, по вашему мнению?
Последовал ответ: Я бы изменил в этом тезисе имя патриарха Варфоломея на Кирилла, и вы получите ответ на свой вопрос. Я не прогнозирую раскола мирового православия в этой ситуации.
Далее из американского иерарха посыпались лозунги точно из штатного пропагандиста, приведем лишь последний из них: Мы не можем предполагать, что церковные структуры суверенных государств должны принадлежать или находиться в подчинении структурам иностранного государства.
Действительно, что здесь имеется в виду? Действия самого архиепископа Даниила, гражданина Соединенных Штатов, устраивающего церковную жизнь Украины, действия турецкого подданного Варфоломея, который почитает всю планету своей вотчиной, имея незаменимый образец для подражания в лице папы Римского, абсолютного монарха государства Ватикан?
На вопрос о возможных сложностях во взаимоотношениях Русской Церкви на Украине и ПЦУ архиепископ Памфилийский заявил: Думаю, что отношения будут мирными и благочестивыми. Но процесс налаживания взаимопонимания и примирения требует времени. Я не прогнозирую никаких захватов храмов или ссор, хотя люди, конечно, будут выражать свое мнение.
Видимо, отныне бандитские налеты на храмы будут именоваться «благочестивыми», конечно, не захватами и не отжимами, а какими-нибудь рецепциями или реституциями.
Аппетит вселенского патриархата необъятен, как сама вселенная.
Прозвучал вопрос: если в гипотетическом будущем Александр Лукашенко или его преемник вместе с пусть даже частью тамошнего духовенства - даже не с митрополитом Павлом, - обратятся к Константинополю, то согласны ли вы, что гипотетическая схема получения автокефалии для Белорусской церкви должна быть такая же, как для Украинской?
Ответ был краток: Да. Должно быть обращение народа, власти и пастырей.
Иными словами, обкатанная на Украине схема должна работать где угодно.
Не случайно иерарх из США обмолвился в интервью о церковной ситуации в Черногории и Македонии. Видимо, имеется установка: «неправильные» народы (каковы русские и сербы) следует всеми силами раздроблять и ослаблять, а «правильные», могущие служить инструментом для ослабления первых, - поощрять и всячески поддерживать.
В конце интервью последовало самое интересное. Клыки и когти стали вылезать наружу, изменяя благообразную личину Памфилийского архиепископа. Приведем беседу по ролям.
Би-би-си: Как правильно с точки зрения Константинополя сейчас называть митрополита Онуфрия, главу УПЦ МП?
А.Д.: Митрополит Онуфрий является иерархом РПЦ.
Би-би-си: Правильно ли называть его митрополитом Киевским?
А.Д.: На сегодняшний день митрополитом Киевским и всея Украины является Епифаний. Имея каноническое признание Константинополя, владыка Онуфрий имеет титул митрополита РПЦ на Украине.
Би-би-си: Митрополита Киевского?
А.Д.: Митрополита РПЦ на Украине. Внутренне РПЦ может его называть Киевским. Но для мирового православия митрополитом Киевским является Епифаний.
По-русски это называется: пусти козла в огород. Он все поест, все перероет, все изгадит. И будет говорить от имени «мирового православия» о великой вселенской любви, пожирая остатки чужого огорода и рыгая от удовольствия. Созданная по образу и подобию подобной особи «церковь» станет заповедником по разведению козлищ.
Иерей Сергий Карамышев, публицист, член Союза писателей России, Рыбинская епархия