Недавно Папский совет по культуре опубликовал документ «Прекращение эксплуатации и новое церковное использование храмов. Руководящие принципы».
Проблема заключается в том, что все большее количество храмов Папской церкви, находящихся в центрах старых городов Европы оказывается в запустении, поскольку народ перестает их посещать. Содержание же их требует финансовых вложений.
Конечно, и в прежние годы такие храмы передавались для использования по непрямому назначению. Давно идущий процесс лишь упорядочивается и регламентируется указанным документом. Он интересен тем, что дает прекрасную иллюстрацию давно идущей полным ходом десакрализации всей Папской церкви.
Поясним нашу мысль. Созданный из камня или других подходящих материалов храм является зримым образом Церкви Христовой, составленной из живых человеческих и ангельских душ, и отчасти - ее вместилищем. Не напрасно апостол говорит: «Кто разорит храм Божий, того покарает Бог» (1 Кор. 3, 17). Далее здесь же сказано: «ибо храм Божий свят, а этот храм - вы».
Если паписты вслух заговорили о десакрализации своих храмов как управляемом процессе, дела их плохи. Десакрализация всегда начинается на понятийном уровне, когда священные слова произносятся без должного благоговения, когда к святыням относятся небрежно, когда молитва сопровождается не предстоянием, а всеобщим сидением, когда служба сокращается в разы, когда вводится лукавое понятие «литургического поста» и т.д.
Поэтому обозначенная десакрализация храмов есть очередной этап демонтажа остатков благодати Божией в Папской церкви. Знаменательно, что он ведется священнослужителями, а не сотрудниками какого-нибудь ГПУ или Союза воинствующих безбожников.
Десакрализация, демонтаж, саморазрушение - закономерный итог многовекового отступничества папистов от Христа. Пойдя по пути адаптации к быстро меняющимся условиям жизни, они рассчитывали привлечь к себе больше людей. Но даже если кто-то и пришел к ним, он пришел не ко Христу, а к Его искаженному образу; он пришел не к Церкви, а к ее суррогату; он пришел не для того, чтобы измениться по образу воплотившегося Бога, но Его попытаться изменить по своему образу и подобию, что является одной из все более распространенных форм богоборчества. Это десакрализация в широком смысле. Люди из царственного священства превращаются в серую и безликую массу, мало чем отличающуюся от внешнего мiра.
Обозначенная широкая десакрализация естественным образом влечет за собой развенчивание святыни храмов, после чего в них водворяется мерзость запустения как один из признаков приближения конца этого мiра.
Комментируя рассматриваемый документ, президент Папского совета по культуре кардинал Джанфранко Равази заявил: «Верующих не должно шокировать, что храм используется для светских целей, - при условии, что эти цели созвучны с изначальным предназначением. Они могут стать музеями, архивами, культурными центрами, местом для собраний или благотворительной деятельности».
Далее вступает в ход новомодное богословие папистов с соответствующей терминологией, главный перл которой представляет собою слово «паралитургия». Вот ход рассуждений кардинала Равази: «Литургия означает «общее дело», и этот термин может охватывать не только богослужебный аспект, но и ассамблею в целом. Новое предназначение храмов - это своего рода паралитургия».
Христианский храм предназначен, в первую очередь, для совершения божественной литургии, для чего под его престолом полагаются мощи святых мучеников, которые, благодаря своему подвигу любви и самоотвержения, соединились со Христом неразрывной связью. Бог в них пребывает. И через них входит в храм, пребывая в теснейшем общении с верующими, соединяясь с ними.
Литургия не просто общее дело, наподобие сельского схода или партийного собрания, но общее дело в Боге, общение земной (воинствующей) Церкви с небесной (торжествующей). Если же Создатель не воспринимается как главное в литургии и оттесняется вместе со святыми на второй и третий план после земного собрания верующих, происходит сближение понятий «ассамблея» и «церковь», происходит профанация великого таинства. Отсюда уже появляется и понятие «паралитургии», или «недолитургии».
Если быть последовательными, почему бы не ввести понятия: «параверующие», «парасвященники», «параепископы», «парацерковь»? Не будем продолжать эту цепочку, дабы не впасть в богохульство. Получается что-то парообразное, развевающееся как дым по ветру.
Кто же выступает против десакрализации храмов? Оказывается, враги папистов. Об этом кардинал Равази говорит открытым текстом: «чаще всего против десакрализации храмов выступают неверующие, поскольку это удобный маневр для того, чтобы показать деградацию духовенства и Церкви в целом».
Непонятно, каково мнение самого Равази: имеет место деградация или нет? Или он признает, что она есть, но не хочет, дабы кто бы то ни было говорил об этом вслух. Итак, получается: чтобы стать врагом папства, нужно всего лишь выступить против поругания католических святынь.
А если «за» - это паралитургия, это миссия - ведь храм может напомнить собравшимся в нем для каких-то своих целей, о Боге. Ото всех этих нагромождений лукавства извилины сплетаются в гордиевы узлы, и непроизвольно хочется оттолкнуть от себя явленную Городу и мiру картину умственного и нравственного разложения.
Мы приводим эти рассуждения не для того, чтобы показать на папистов пальцем и покачать головой. Нас подстерегает та же болезнь паралитургийства. Если в русских православных храмах устраиваются шоу с песнями и танцами, что, увы, имеет место быть, значит, литургическое пространство разрушается так называемой паралитургией, а приход превращается в ассамблею. Если не давать этим болезненным явлениям отпора сейчас, очень скоро и нас поразит масштабная десакрализация, разложение, растление.
Иерей Сергий Карамышев, публицист, член Союза писателей России, Рыбинская епархия
1. Един Бог, Едина Вера, Едино Крещение!!!!!!!!!