В этом году отмечается 1000-летие со дня преставления святого равноапостольного Великого князя Владимира, Крестителя Руси. В связи с этой годовщиной корреспондент «Русской народной линии» Анна Бархатова встретилась и побеседовала с настоятелем Князь-Владимирского собора, председателем Комиссии Санкт-Петербургской епархии по канонизации, профессором СПбДА, благочинным Центрального округа Санкт-Петербургской епархии, кандидатом богословия митрофорным протоиереем Владимиром Сорокиным.
Ваше Высокопреподобие, Вы настоятельствуете в храме, носящем имя святого равноапостольного Великого князя Владимира. Этот год юбилейный. Каково на Ваш взгляд, историческое значение Крестителя Руси? Как Великий князь повлиял на историю нашего государства?
1000-летие преставления святого равноапостольного князя Владимира - событие великое. Когда я думаю о нём, то мысленно возвращаюсь к торжествам в память 1000-летия Крещения Руси, участником которых мне довелось быть. Тогда на одной из конференций впервые была высказана мысль, что 20-й век, давший православному миру сотни мучеников, исповедников, достоин изучения. Эта мысль, представленная владыкой Ювеналием, была очень смелой - ведь при советской власти тема гонений была под запретом, не говоря о новомучениках.
Это празднование послужило тому, что общество наше начало преображаться, стало внимательнее относиться к религиозной жизни и признало роль Русской Православной Церкви в развитии страны. Посмотрите, сколько сейчас отреставрированных храмов, восстановленных и новосозданных монастырей, сколько воскресных и православных школ! Мы свободно обсуждаем вопросы религиозной жизни, можно сказать, что у нас есть свое национальное сознание и своя миссия, свое призвание. Не все с этим согласны, что закономерно, ведь и князь Владимир, когда крестил Русь, тоже встречал непонимание и сопротивление.
Хотелось бы, чтобы 1000-летие его кончины превратилось в такое же серьёзное событие, каким было 1000-летие Крещения Руси. Славянские государства выступали тогда единым духовным фронтом, не было разделения на Белорусскую,
Украинскую, Сербскую, Болгарскую или Русскую ветвь. Для всех славян это был общий праздник, и с этим фактом считался весь мир! Ясно, что со стороны хотят славян во что бы то ни стало ослабить, ведь у нас оказались и нефть, и газ, и все природные богатства, американцы же говорят, что всё это должно принадлежать всем, подразумевая, что всё должно принадлежать им.
Князь Владимир является для нас, славян - русских, белорусов и украинцев - объединяющей фигурой. Его можно сравнить с хорошим руководителем хора: если собрать много людей, обученных пению, но задать неправильный тон, то они будут петь, «кто в лес, кто по дрова». Без правильного тона хор звучать не будет. Величие князя Владимира я вижу в том, что он задал верный тон, понял, какими свойствами должна обладать та религия, что будет близка славянской душе, славянскому характеру. Он почувствовал, что славянам нужна глубина внутреннего содержания, богословское обоснование, и соответствующее величественное внешнее выражение. Он увидел в Православии симфонию внешних выразительных средств (архитектуры, живописи, иконографии, музыки) и глубокого идейного содержания, которые дают возможность в полной мере проявиться национальному самосознанию. Мы переняли иконопись от Византии, но всегда можно отличить византийскую икону от русской, потому что в стиле иконописи выражаются черты национального характера.
Князь Владимир задал тон, и каждый голос, каждый человек стал петь не сам по себе, а в согласии с соборным разумом. К сожалению, со временем забывается, затуманивается это единое, согласное звучание. Происходящее ныне с Украиной меня повергает в печаль - это уход от того гармоничного хора, которому князь Владимир задал тон. Помня его святой образ, нужно бы смирить свою гордыню и обеим сторонам попросить друг у друга прощения.
А как же иначе по-христиански жить в Завете? Ведь Православие - это не Закон, это Божественный Завет, когда человек - соработник Божий и находится в диалоге с Творцом. Живя в Законе, люди постоянно ищут врагов, нагнетают обстановку и самоуничтожают самих себя. Живя в Завете, мы признаем свои ошибки и просим прощения. У князя Владимира тоже были проблемы, были войны, но славяне услышали оптимистический тон, заданный им, и объединились.
Дай Бог, чтобы в празднование 1000-летия преставления князя Владимира наше общество осознало, что святые Руси и есть тот идеал, который задает созидательный тон развития нашей страны.
Какие юбилейные мероприятия Вы планируете проводить?
Мероприятий довольно много. Отмечу, что городские власти, отделы культуры и образования заинтересованы в праздновании юбилея святого князя Владимира. Я объясняю это тем, что у нас ни в литературе, ни в кино нет положительного героя, а князь Владимир - устоявшаяся и нисколько не потускневшая фигура настоящего героя. Он в Священной истории победитель зла, победитель идолослужения. После Крещения Русь предстала с иным, преображенным светом веры лицом, так и после ужасов 20 века Россия преображается, проявляя свой православный облик.
Городские власти согласились сделать ремонт Князь-Владимирского собора, и со внешней стороны уже установлены леса. Мы своими силами и с помощью благотворителей подновляем внутреннее убранство храма. Будет прочитан цикл общедоступных лекций о князе Владимире.
Наш собор кавалерский, назван так по ордену в честь князя Владимира, утвержденному еще Екатериной. Мы хотим издать книгу с именами всех, удостоенных этой награды. При советской власти орден был упразднен, но восстановлен Русской Православной Церковью в 1957 году. Орден в основном вручается тем, кто строит православные храмы.
К юбилею мы издаем ряд наглядных пособий для школьников, сообразуясь с программой городского отдела образования, по которой в рамках празднования 1000-летия князя Владимира учащимся рекомендуется посещать наш собор.
Ближе к 28 июля запланирована серия концертов. В связи с этим замечу, что, раскрывая красоты Православия, мы можем привести своих близких ко Христу. Но тут есть большая опасность, соблазн: внешняя, зримая, изобразительная часть Православия, не соединенная с богослужебной жизнью Церкви, становится неким фольклорным обособлением. Человек становится зрителем, а не действующим лицом.
Меня выбивает из колеи, когда, например, в концертных залах устраиваются музыкальные Крещенские вечера с прекрасным богослужебным репертуаром, но почему-то именно в Крещенский сочельник и именно в то время, когда идет всенощная. Наши регенты в ужасе от этих концертов, ведь в них задействуют самых лучших певчих, оставляя богослужение без хора. Или вечером в понедельник первой недели Великого Поста Великий Канон Андрея Критского исполняется... в концертном зале, да еще кем? – монахинями!
В советское богоборческое время уполномоченный по делам религии грозил мне, что религию уничтожат, забрав в ней все красивое и уведя в концертные залы, а церкви останутся пустыми. В пророчествах святых старцев говорится, что придет время, когда в храмах не будет самого главного - молитвы. Задача противников христианства - увести людей из храма. Горько и страшно, когда сами православные способствуют этому своими же руками под предлогом, что они, мол, таким образом знакомят людей с верой. Это не правда, так как люди с концерта не пойдут в храм, ведь на концерте их учат развлекаться, а в храме нужно молиться, трудиться. Поэтому не удивительно, что 76% из 80% наших сограждан, считающих себя православными, в храмы почти не ходят.
Куда деваются эти 76%? Почему храмы регулярно посещают лишь 4% православных россиян? Этот вопрос поднимает Святейший Патриарх Кирилл, а я бы поставил его эпиграфом к празднованию 1000-летия памяти святого князя Владимира.
В этом году исполняется другая не менее значимая годовщина - 70-летие Победы в Великой Отечественной войне. По всем опросам общественного мнения, День Победы - самый почитаемый в народе праздник. Вы были мальчиком, когда Советский Союз одержал ту знаменательную победу. Сохранились ли у Вас воспоминания о тех днях? Как Вы оцениваете то событие? Ведь псевдоисториками предпринимаются попытки умалить значение Великой Победы, пересмотреть итоги Великой Отечественной войны.
Мы находимся в состоянии информационной войны. Я помню День победы. Папа мой воевал, на фронте погибли два дяди. Ныне Победа затмевается, ставится под сомнение - это кощунство. Наши СМИ то ли не замечают, то ли потворствуют этим проискам. Мы всё время проигрываем на информационном поле, поэтому славянам нужно услышать тон, данный князем Владимиром и держаться его во что бы то ни стало.
Гражданская история развивается по собственным законам, по истории войн, сражений, жертв. А Господь победил грех и смерть, и если мы побеждаем грех, то действуем вместе с Богом. Сознание, что мы живём с победой, задает нам правильный, оптимистический тон. Поэтому мы смотрим на историю не как на наказание, а на испытание. Возьмите ту же войну, Блокаду - нас Господь испытывал на прочность, на верность. Некоторые говорят, что Господь наказал Россию за атеизм. Нет, Господь дал испытание своей Святой Руси и показал, что лишь с Богом и в единстве сила русичей. А при таком взгляде стоит обратить внимание на себя, на свои грехи, и задаться вопросом, где я оступился, в чем не был верен Господу, допустил грех?
Когда я не согласился с героизацией Власова, которого популяризируют отдельные специалисты-историки, со мной перестали здороваться некоторые православные батюшки, симпатизирующие данному направлению. Надо отметить, я прошел отличную школу дискуссий на конференциях европейских церквей, во Всемирном совете Церквей, и знаю, как после ученых споров о каком-то предмете оживляется позитивное общение с недавними оппонентами. А в нашей православной церковной среде - наоборот. Для части батюшек существует лишь их точка зрения, а если ты не согласен с ней и сказал свое слово - ты уже отвергнут.
Господь говорит: «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; ... если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Матф.18:15-17). Как язычник - то есть как тот, кого Господь призвал просветить Своим светом, а это означает, что нужно вновь искать разные подходы, стремясь открыть сердце этого человека Христу. А у нас выработалась психология на поиск врагов. Как же мы, славяне, позволяем себя рассорить? Как же мы, православные, не исполняем заветы Христа и при этом возглашаем о христианской любви и толерантности? Как же на самом деле обуреваемся гордыней, если делаем вывод, что с человеком можно не здороваться?
Нужно научить людей жить в Завете Божием, в диалоге с Богом, и спокойно, творчески отвечать на призывы Господа. Православие - это радостная религия, когда человек чувствует, что живет в Священной истории, где Господь победил грех. Если мы с Господом, то мы побеждаем грех, а если человек поддается памятозлобию, унынию, панике - он сам исключает себя из общения с Богом.
Князь-Владимирский собор тесно связан с историей Великой Отечественной войны. Это один из немногих храмов города, которые не закрывались весь советский период. Во время блокады Ленинграда он служил резиденцией будущего Святейшего Патриарха Алексия (Симанского), с начала войны в нем пребывала чудотворная Казанская икона Божией Матери. Вы, насколько известно, бережно сохраняете историческую память. Ваш всероссийский помянник получил широкую известность. Какие мероприятия планируются в связи с 70-летием Победы?
Я считаю, что православные должны уделять особое внимание сохранению исторической памяти. Господь испытал нас войной и мы одержали Победу, показали, что умеем отстоять свою святыню. Как-то я слушал передачу, где один из наших историков высказался насчет награждения Патриарха Алексия I орденом Трудового красного знамени, что, по мнению этого историка, не сообразно со статусом Патриарха как инока. Но этот историк, по молодости лет, не учитывает реалий советского быта.
Не знает, каково это было - быть православным верующим под прессом богоборческой власти, под жёсткой цензурой уполномоченных по религии. И когда на государственном уровне отмечались заслуги самого Святейшего Патриарха - всех уполномоченных как по команде сдувало минимум на полгода. Они близко к храму не подходили, и религиозная жизнь в Церкви расцветала без их вымороченных указаний. А таких наград у Святейшего Патриарха Алексия I (Симанского) было 4, и это для верующей паствы имело грандиозное значение. Это свидетельствовало, что труд Патриарха признан государством, что Церковь жива. 20 век разрушил связь поколений. Историки имеют право на свою точку зрения, но она должна быть в контексте исторической памяти, исторических реалий.
К 70-летию Победы у нас будут проводиться и встречи с ветеранами, и встречи со школьниками, но одним из главных дел я считаю написание синодиков. Мы продолжаем изготавливать синодики для своего собора и других храмов, в которые мы вносим имена всех правителей России, церковного руководства, городских властей, настоятелей.
Если бы в каждой семье был бы синодик с именами всех здравствующих и упокоившихся сродников, как это сплотило бы наши семьи! Как связало бы поколения! Домовый храм предназначен, чтобы сохранить преемственность. В Эрмитаже, в Законодательном собрании, в Управлении метрологии Федерального агентства по техническому регулированию и метрологи, в нашем соборе теперь есть такие синодики. Я вижу, как объединяет людей поминание тех, кто трудился на этом месте до них, как связывает в цепочку.
Предание - это преемство поколений, и человеку надо дать почувствовать, что он - продолжение рода. И если хотя бы раз в год поминать всех своих братьев и сестер во Христе, то это сплачивает и воодушевляет.
Анна Бархатова, корреспондент «Русской народной линии»
2. Re: «Православные должны уделять особое внимание сохранению исторической памяти»
1. Re: «Православные должны уделять особое внимание сохранению исторической памяти»