Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представил на своём сайте данные исследования о восприятии возраста старости, ожидаемой и идеальной продолжительности жизни.
«В разные эпохи в разных странах люди по-разному определяли и определяют возрастной рубеж, за которым начинается старость. В наши дни россияне считают, что старость начинается с 62 лет, - говорится в исследовании ВЦИОМ. - В среднем при своем нынешнем образе жизни и в текущих обстоятельствах россияне ожидают дожить до 78 лет. При этом женщины настроены дожить до 81 года, а мужчины до 74 лет. Минимальное названное значение — 30 лет (среди женщин — 37 лет, среди мужчин — 30 лет), а максимальное — 150. В идеальных же условиях россияне могли бы дожить до 85 лет, а максимально прожить целых 200 лет.
Самые распространенные проблемы, с которыми приходится сталкиваться пожилым россиянам, по мнению наших соотечественников: бедность, низкие пенсии — 71%, ухудшение здоровья, различные болезни — 44%, а также ощущение ненужности, невостребованности (19%) и одиночество (17%).
Пожилые люди в России, по мнению наших соотечественников, вызывают у окружающих уважение (54%). Считают, что к ним относятся без уважения, 43% опрошенных, чаще жители городов-миллионников (48%)».
Результаты опроса проанализировал в телефонном интервью «Русской народной линии» настоятель Князь-Владимирского собора, председатель Комиссии Санкт-Петербургской епархии по канонизации, профессор СПбДА, благочинный Центрального округа Санкт-Петербургской епархии, кандидат богословия протоиерей Владимир Сорокин:
Каждому человеку Господь даёт своё время. Мне 81 год, но я не чувствую себя старым, одряхлевшим и равнодушным человеком. Я родился ещё до Великой Отечественной войны. В детстве стал ходить в храм и учить закон Божий. Со временем я стал замечать различия между верующими и атеистами.
Я помню у нас был сосед – пламенный коммунист, но пьяница и дебошир. У меня невольно возникло желание помочь верующим людям. Я стремился жить и служить таким образом, чтобы жизнь верующего человека при сравнении с другими людьми свидетельствовала об истине Православия, о положительных качествах верующего.
И желание жить праведно меня окрыляло. Эта мысль меня привела в храм Божий. Затем я стал иподьяконом, поступил в Семинарию и Духовную Академию.
Я усвоил тезис: надо себя не противопоставлять, а стремиться к сопоставлению. Эта идея вела меня по жизни. На её основе я стал заниматься историей, но не просто историей – последние 50 лет я занимаюсь историей в лицах. Я написал книгу о митрополите Ленинградском и Новгородском Григории (Чукове). У меня есть книга-исповедник, почти 1000 страниц. Я занимаюсь синодиками тех, кто был репрессирован и пострадал за веру, кто, так или иначе, на Руси себя проявлял в положительном плане.
Меня интересует история личностей, проявивших себя. На сайте «Левашовская голгофа» мы с моими помощниками выкладываем последние сведения о новомучениках. Я стремлюсь успеть сделать эту работу, как можно качественнее.
Я служу Богу. Я очень люблю Божественную Литургию. Во время службы я всегда наполняюсь духовным содержанием и энергией. Я не знаю, можно ли считать, что когда-то у меня наступила старость. Я её не чувствую. Я служу Богу и стараюсь помочь людям ответить на вопрос: что же с нами произошло в ХХ веке? Почему мы, верующие люди, оказались в положении, когда нас мир пытался отторгнуть до такой степени, что пострадало очень много людей.
У каждого человека старость наступает в своё время. Но я ценю в людях их стремление посвящать себя любимому делу, когда человек жертвует своим трудом и здоровьем ради благой цели.
Наступление старости связано не с календарным возрастом, а с состоянием души и духовного поиска. Если человек духовно здоров и душевно стремится быть соработником Богу, то и некогда будет стареть.
«Мы соработники у Бога, а вы — Божия нива, Божие строение. Я по данной мне благодати, как мудрый строитель, положил основание, а другой строит на нем. Но каждый смотри, как строит. Основание — Христос» (1 Кор. 3:6-11).
В Священном Писании также написано: «Дние лет наших в нихже седмьдесят лет, аще же в силах, осмьдесят лет, и множае их труд и болезнь: яко прииде кротость на ны, и накажемся (Пс.89:10).
Но Господь милосерд. Мне некогда стареть. Мне не хватает времени – пред мною всё время открываются новые горизонты.
1. Я помню у нас был сосед – пламенный коммунист, но пьяница и дебошир.