Болгария снова превращается в антироссийский плацдарм Европы?

Историк Андрей Иванов о непростой истории российско-болгарских отношений в свете приостановки проекта «Южный поток»

Как сообщалось, в ходе государственного визита в Турцию состоялась встреча Владимира Путина с президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом. Во время совместной пресс-конференции российский лидер заявил о приостановке проекта «Южный поток».

Он отметил, что «с учетом позиции Еврокомиссии, которая не способствует реализации этого проекта, с учетом того, что мы только что, недавно совсем получили разрешение от соответствующих инстанций в Нидерландах (...) мы до сих пор не получили разрешения от Болгарии, мы считаем, что Россия в этих условиях не может продолжать реализацию данного проекта. Имея в виду, что сейчас нужно выходить на строительство этой трубопроводной системы в Черное море, мы не можем начать строительство в море до тех пор, пока у нас нет разрешения от Болгарии, а начать стройку в море, подойти к Болгарскому берегу и остановиться – это просто нелепо». «Что же мы сейчас вложим сотни миллионов долларов в проект, пройдем через все Черное море и встанем перед болгарской границей, что ли? Как это наши коллеги себе представляют? Значит, мы его реализовывать не будем», – заключил В.Путин.

Ранее в интервью «Русской народной линии» болгарский писатель Любомир Чолаков сообщил, что в Болгарии целенаправленно нагнетается антироссийская истерия: «…Различные американские фонды, ассоциации, комитеты и любая прочая "некоммерческая" сволочь постоянно извергают русофобские внушения в публичное пространство. Они опираются на твердое финансирование, о котором время от времени становится известно после очередного скандала в ходе дележа денег».

Весьма примечателен тот факт, что заявление Путина о приостановке проекта «Южный потом» по вине болгарских партнеров прозвучало в то время, когда в самой Болгарии проходят торжества по случаю столетия великого освящения русского Никольского храма-подворья в Софии.

Православие действительно веками связывает Россию и Болгарию. Именно благодаря усилиям Русской Православной Церкви была снята схизма с Болгарской Православной Церкви, наложенной Восточными Церквами еще в 1872 году.  В то же время следует отметить, что для российско-болгарских связей исторически характерна неровность, непоследовательность. В истории наших отношений были и взлеты и падения. Россия освободила Болгарию в ходе русско-турецкой войны 1877-78. В советское время Болгария неофициальна даже называлась «16-й советской республикой». Советские люди любили эту страну, отдыхали на ее курортах, отдавали предпочтения продуктам болгарского производства. Но в нашей истории были и печальные страницы. Не стоит забывать, что во время Первой и Второй мировых войн Болгария выступала против России.

О причинах неоднозначности истории российско-болгарских отношений рассуждает в интервью «Русской народной линии» доктор исторических наук Андрей Александрович Иванов:

Практически в каждой книге, статье или брошюре, посвященных Болгарии, сообщается о многолетних тесных дружеских связях наших двух братских стран. Но, несмотря на это расхожее мнение, которое особенно прочно утвердилось в поздний советский период, на деле отношения между Россией и Болгарией далеко не всегда были безоблачными, и нынешний кризис этому очередное и наглядное подтверждение. 

Как известно, на протяжении почти 500 лет Болгария находилась под османским игом, от которого ее освободила Русская армия в ходе войны с Турцией 1877–1878 г. Тогдашние настроения российского общества были более чем болгарофильскими, в освобожденных болгарах видели исключительно «братушек», которые навечно будут связаны дружественными узами с Россией. Свободными от этих иллюзий оказались лишь немногие консерваторы, подходившие к славянскому вопросу без излишней сентиментальности. Еще в конце XIX в. выдающийся русский философ К.Н.Леонтьев в статье с характерным названием «Наше болгаробесие» возмущался тем, что «только одни болгары у нас всегда правы, всегда угнетены, всегда несчастны, всегда кротки и милы, всегда жертвы и никогда не притеснители», а «все болгарские интересы считались почему-то прямо русскими интересами; все враги болгар – нашими врагами». В период, когда едва ли не все увлекались панславизмом, Леонтьев задавался неудобными вопросами: «И отчего наши лучшие умы как бы в затмении, когда речь идет о болгарах, об этом бессодержательном и в то же время загадочном народе, уже раз в своей истории послужившем главным предметом раздора и разрыва между Римом и Византией? Не рок ли это?». В связи с этим Леонтьев не без оснований сомневался в славянофильских рассуждениях о то, что стоит только освободить болгар от турок, как все станут свидетелями восхода «сияющего Православного солнца на Христианском Востоке», полагая, что «без турецкого презервативного колпака» разрушительное действие либерального европеизма окажется на болгар куда сильнее.

Тот же скепсис проявлял и Ф.М.Достоевский, отмечавший еще в 1877 г.: «...По внутреннему убеждению моему, самому полному и непреодолимому – не будет у России, и никогда еще не было, таких ненавистников, завистников, клеветников и даже явных врагов, как все эти славянские племена, чуть только их Россия освободит, а Европа согласится признать их освобожденными!» Как провидчески предупреждал Федор Михайлович, осовобожденные славяне (прежде всего, конечно, речь шла о болгарах), тут же бросятся в объятья Европы «и убедят себя в том, что России они не обязаны ни малейшею благодарностью, напротив, что от властолюбия России они едва спаслись при заключении мира вмешательством европейского концерта». «Может быть, целое столетие, или еще более, они будут беспрерывно трепетать за свою свободу и бояться властолюбия России; они будут заискивать перед европейскими государствами, будут клеветать на Россию, сплетничать на нее и интриговать против нее», – прогнозировал великий писатель и, к сожалению, не ошибся... 

Отношения между Россией и Болгарией испортились уже при императоре Александре III. Произошедшая переориентация Болгарии на Вену и избрание на княжеский (1887), а затем и царский престол (1908) австрийского немца Фердинанда Кобурга, были восприняты в России как неблагодарность и измена. Как и предупреждали Леонтьев с Достоевским, благодеяния России были очень быстро забыты, и Болгария превратилась в орудие интриг Австро-Венгрии и Германии. В начале XX в. профессор П.И.Ковалевский с горечью признавал, что постоянным заступничеством мы добились лишь того, «что все эти наши славянские братья смотрели на нас, как на своих обязанных батраков. Как только кто изобидит их, так Россия и должна их выручать. Если выручит – так и должно быть. В благодарность те же вырученные братушки и лягнут эту глупую Россию…» 

Очередной неприятный сюрприз Болгария преподнесла России в 1913 г., когда во время Второй балканской войны выступила против единоверных Сербии, Черногории и Греции, а затем, потерпев поражение, уверено пошла на тесное сближение с Австро-Венгрией, надеясь с ее помощью перекроить Балканы.

Четверной союз
Поэтому выступление Болгарии на стороне Центральных держав в годы Первой мировой войны было предопределено. Сохраняя в 1914 г. лукавый нейтралитет, болгарское правительство оказывало помощь Германии, а в октябре 1915 г., увидев, что чаша весов стала склоняться в пользу Берлина, открыто выступила на стороне немцев, австрийцев и своих вчерашних угнетателей турок, нанеся вероломный удар в спину Сербии. Это вызвало в русском обществе бурный всплеск негодования.  «Хитрые болгарские лисицы», «балканские авантюристы», «немецкие холопы», «позор славянской семьи» – этими и другими прозвищами в 1915 году награждали газеты вчерашних «братушек». Особенно возмущало то, что Болгария не только выступила против своей освободительницы России, оказывавшей ей помощь и учившей ее армию, но то, что болгары оказались в союзе с Турцией, «которая в течение пяти веков держала ее в унизительном рабстве, избивала население, насиловала ее женщин, оскверняла ее храмы». «После войны я желал бы еще раз побывать в многострадальном Белграде, но никак не в Софии, пока там царствует Кобург. Прощай, Болгария!» – писал в 1915 г. известный русский историк Д.И.Иловайский.

Конечно, было бы несправедливым считать, что все болгары в одночасье превратились тогда во врагов России. Прославленным генералом Русской армии был болгарин Радко-Дмитриев, против войны выступали немногочисленные русофильские круги Болгарии, а один из офицеров-болгар, обращаясь с открытым письмом к военному министру своей страны, с возмущением писал: «Раньше, чем подписать приказ о выступлении против сербов, прикажите свалить с пьедестала статую Царя-Освободителя, спасшего Болгарию. На том месте, где стоит эта статуя, выройте большую черную яму и положите туда список всех русских, погибших на Балканах, и всех болгар, убитых под Люле-Бургасом, Бунархисаром, Булаиром и Чаталджой. Положите сверху большую гробовую плиту, и на том месте, где прежде красовалась надпись “Царю-Освободителю благодарная Болгария”, начертайте эпитафию “Здесь покоится неблагодарная Болгария”». 

Пытаясь объяснить, как могло получиться, что, по сути, созданная усилиями России независимая Болгария оказалась в числе наших врагов, русские политики и публицисты винили в этом правителя Болгарии немца Фердинанда, недальновидность российской дипломатии, а также указывали на то, что страна эта, несмотря на то, что считается православной, таковой уже давно не является, поскольку, несмотря на запрещение Константинопольского Патриархата Болгарская Церковь еще в 1872 г. провозгласила себя автокефальной, чем положила начало «греко-болгарской схизме» (ее автокефальный статус был признан только в 1945 г.). В связи с этим можно напомнить, что еще в конце XIX в. ряд видных консервативных публицистов (К.Н.Леонтьев, Т.И.Филиппов, Н.П.Гиляров-Платонов, Н.Н.Дурново), полемизируя со славянофилами, считали болгар раскольниками и даже обвиняли их в «ереси филетизма» (т.е. в принесении общецерковных интересов в жертву племенным). Поэтому нет ничего удивительного, что в 1915 году архиепископ Антоний (Храповицкий) писал: «Болгары как раскольники, прервавшие уже сорок лет тому назад свое общение с церковью, естественно, нашли в себе довольно бесстыдства, чтобы принудить свой народ, уже не впервые, поднять оружие против родственной по крови Сербии и своей избавительницы России».

В числе противников России Болгария оказалась и в годы Второй мировой войны. Отказавшись принять предложение СССР о заключении советско-болгарского договора о дружбе и взаимной помощи, София заключила в 1941 году протокол о размещении немецких войск на территории Болгарии, а затем присоединилась к Берлинскому пакту. Лишь успехи Советской армии, вступившей в сентябре 1944 года на территорию Болгарии, вынудили ее выйти из войны и после государственного переворота стать союзницей СССР. В послевоенное время, Болгария, ставшая одной из стран соцлагеря, находилась в фарватере советской политики и в 1960-70-е гг., по свидетельству президента Болгарии Ж.Желева, Болгарской компартией даже дважды обсуждался вопрос о поэтапном вхождении своей страны в Советский Союз. Но после распада СССР и соцлагеря в Болгарии снова начались процессы, тождественные тем, что происходили в ней накануне Первой и Второй мировых войн. Из благодарной, дружественной и братской страны, она, к большому сожалению, снова превращается в антироссийский плацдарм Европы.
Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий

38. От автора комментария

Благодарю всех, кого заинтересовал мой небольшой комментарий (не статья!), данный РНЛ в связи со "странным" поведением Болгарии. В продолжение этой темы предлагаю вниманию уважаемых читателей РНЛ полноценную статью, написанную совместно с д.и.н. А.В.Репниковым для журнала "Новейшая история России" и посвященную взглядам русских консерваторов на вступление Болгарии в Первую мировую войну на стороне Германии, Австро-Венгрии и Турции. http://history.spbu.ru/NIR/NIR11/Ivanov_Repnikov.pdf

37. Ответ на 36., Lucia:

А американцы в концертном зале сидят в шапках и перчатках. Сама видела. и ноги поставили на парчовые стульчики. )))

Ну, если американцы, то это уже не изъяны воспитания, а демократичность, свобода :)

Иоанна / 06.12.2014

36. Ответ на 35., Иоанна:

Это вопрос апостасии.Если вглубь, то - да. Хотя воспитанные язычники, входя в храм или даже просто в помещение, шапку снимают.

А американцы в концертном зале сидят в шапках и перчатках. Сама видела. и ноги поставили на парчовые стульчики. )))

Lucia / 05.12.2014

35. Ответ на 32., М.Яблоков:

Это вопрос апостасии.

Если вглубь, то - да. Хотя воспитанные язычники, входя в храм или даже просто в помещение, шапку снимают.

Иоанна / 05.12.2014

34. Ответ на 28., Иоанна:

Это и многое другие - вопрос культуры, а не веры

Это вопрос апостасии.

М.Яблоков / 05.12.2014

33. Ответ на 31., Андрей Карпов:

А что у нас нет таких картинок?

Да сколько угодно. Всюду один и тот же процесс. Но мы ушли в сторону от темы.

Иоанна / 05.12.2014

32. Ответ на 31., Андрей Карпов:

Или вообще повернулось спиной к алтарю, глазея на хор. Довольно частое явление. И среди взрослых людей. Ну и дела.А что у нас нет таких картинок?

Где я бываю - нет. И мужчина в шапке двух шагов не сделает.

Lucia / 05.12.2014

31. Ответ на 30., Lucia:

Или вообще повернулось спиной к алтарю, глазея на хор. Довольно частое явление. И среди взрослых людей. Ну и дела.

А что у нас нет таких картинок?

30. Ответ на 28., Иоанна:

Болгарки и гречанки не покрывают в храме голову, чтоб не походить на турчанок. Это для нас турки обычные люди, а для них...Совершенно верно. В болгарских храмах все чаще с покрытой головой появляются ... мужчины. На днях зашла и увидела сразу двоих - один свечи ставил в ушанке, а другой, в кепке с огромным козырьком, принес ребенка крестить. Это и многое другие - вопрос культуры, а не веры. Или - другой пример: мамаша кается со слезами на исповеди, а чадо уже вполне сознательного возраста стоит рядом и держит руки в карманах перед открытыми царскими вратами. Или вообще повернулось спиной к алтарю, глазея на хор. Довольно частое явление. И среди взрослых людей.

Ну и дела.

Lucia / 05.12.2014

29. Ответ на 26., Сергей Швецов:

Интересно, многие ли «благочестиви забрадки», болгарские ли, русские ли, помнят об этом смысле своего головного убора?

А мы как раз это и обсуждаем. Что женщине, даже при высокой должности, в храме, с амвона, в присутствии Патриарха, нескольких архиереев, священников, послов, замминистров и пр. толкать "спич" не стоило.

Иоанна / 05.12.2014
Андрей Иванов:
«Это был очень искренний человек»
Вместе с тем, история В.М.Пуришкевича — назидательный рассказ о том, как незаурядный, одарённый человек в силу личных амбиций невольно стал одним из могильщиков того дела, которому служил
24.01.2020
На поприще исторической науки…
Авторы «Русской народной линии» протодиакон Владимир Василик и Андрей Александрович Иванов избраны профессорами СПбГУ
08.05.2019
«Пьянства и мордобоя не учинять — на то других дней хватает»
О «Старом новом годе» и традициях празднования новолетия на Руси
14.01.2019
Все статьи автора
"100-летие Первой мировой войны"
Для русских Гаврила Принцип народоволец, для сербов — мститель за Косово
Или почему российских легитимистов смущает сербский культурный код
22.09.2020
Значение морской силы в истории
К 106-й годовщине начала Мировой войны
28.08.2020
Мировая запрограммированная война
К 106-й годовщине начала Мировой войны
14.08.2020
Завершение «Римского проекта» всемирной истории
К 106-й годовщине начала Мировой войны
11.08.2020
Все статьи темы
Последние комментарии
«За Трампа голосовать больше не буду»
Новый комментарий от Vladislav
2020-10-23 23:14
Учиться у Сталина
Новый комментарий от Туляк
2020-10-23 22:53
Татьяна Голикова за сегрегацию в сфере образования?
Новый комментарий от Русский Сталинист
2020-10-23 20:56
Советский человек – пассионарий XX века
Новый комментарий от Русский Иван
2020-10-23 20:23
Неутихающий огонь ненависти в Нагорном Карабахе
Новый комментарий от Святослав28
2020-10-23 20:01
Словно нет тёмных туч над страной вдалеке...
Новый комментарий от Сергий
2020-10-23 19:49
Куда шагает «Русский марш»?
Новый комментарий от Порфирий
2020-10-23 19:09