Вчерашняя речь Президента России перед участниками международного дискуссионного клуба «Валдай» обречена войти в историю как некий рубеж в политическом развитии современной России. Это событие такого же масштаба, как знаменитая уже речь, произнесённая Президентом России на Мюнхенской конференции по вопросам политики безопасности 10 февраля 2007 года. Та речь стала прологом к проведению Россией самостоятельной внешней политики, итогом чего стал сирийский триумф, когда Россия впервые в новейшей истории сумела остановить агрессию мирового гегемона США против суверенного государства. Валдайская речь, надеемся, станет прологом к формулированию государственной идеологии, без которой невозможно национальное единство и подлинное возрождение России.
Валдайскую речь Путина, думаю, адекватно можно понять в контексте последних заявлений и действий нашего Президента.
Напомню, на мой взгляд, главное.
В конце июля Владимир Путин принял участие в торжествах, посвященных 1025‑летию Крещения Руси в Киеве. Президент России принял участие в молебне и посетил Киево‑Печерскую Лавру, где встретился с архиереями и духовенством Украинской Православной Церкви Московского Патриархата. Путин говорил о духовном фундаменте нашего единства, о том, что мы «наследники духовных ценностей Днепровской киевской купели». Однако главные слова были сказаны им не в его речи, а в ходе общения с духовенством и были процитированы даже не всеми СМИ. Президент России сказал: «Духовное единство является настолько прочным, что не подвержено никаким действиям властей - ни государственных, ни, позволю себе даже себе сказать, церковных. Потому что, какая бы власть над людьми ни была, но крепче, чем власть Господа, ничего быть не может». Прочитав это, я подумал, что Путин заговорил как царь.
Потом была Сирия. После того как Путин сумел переломить ситуацию, заставил США отказаться от агрессии против Сирии, многие политологи заговорили, что Россия фактически восстановила биполярный мир, который существовал во времена СССР. Ну если еще не восстановила, то, по крайней мере, находится на пути к восстановлению. В любом случае, после сирийского кризиса в мире складывается новая политическая ситуация. Эпоха гегемонии США уходит в прошлое, - и это уже, что называется, медицинский факт. Россия становится альтернативным центром мировой цивилизации.
И тут возникает закономерный вопрос: каково идеологическое наполнение этого центра. В советскую эпоху биполярный мир имел идеологическую форму противостояния капитализма и социализма. Сейчас некоторые говорят, что Россия должна стать лидером антизападного мира. Об этом, в частности, пишет Эдуард Биров в своей в целом интересной статье «Россия восстановила двуполярный мир».
Однако сам Путин неоднократно подчеркивал, что он не хочет превращения России в противника Запада. И в этом Путин абсолютно прав. В этом Путин демонстрирует себя продолжателем традиций русской национальной политической мысли и политической практики.
Мой друг Константин Душенов, комментируя речь Владимира Путина, написал: «Судя по этим тезисам, Путин, конечно же, либерал. Но он либерал настоящий, классический, идущей в русле той русской либерально-патриотической традиции, к которой принадлежали многие русские мыслители конца девятнадцатого - начала двадцатого века». Глубочайшее заблуждение! В этой речи Путин предстал как раз как наследник русской консервативной политической традиции. Об этом свидетельствует уже такой штрих, что раньше Путин в речах идеологического характера цитировал Ивана Ильина, крупного русского мыслителя, но все-таки как раз умеренно-либерального, западнического толка (в годы революции Ильин был кадетом). Теперь же Путин цитирует Константина Леонтьева - не менее яркого мыслителя, но определенно антизападнического и одновременно жесткого критика националистически понимаемого славянофильства, певца русской империи-цивилизации. На что совершенно справедливо обратил внимание в своем по обыкновению остроумном и тонком комментарии священник Александр Шумский.
России недостаточно стать анти-Западом, Россия, по точному слову нашего национального гения Федора Михайловича Достоевского, должна сказать миру новое слово. Новое слово по определению не может быть враждебным Западу, поскольку оно должно быть обращено ко всему человечеству, в том числе и к Западу. И не только сказать новое слово должна Россия. Но и, по сути, стать нравственным маяком для человечества, погружающегося в пучину безнравственности, утраты не только идеалов, но и самих ориентиров жизни (чего стоит «свободный» выбор половой принадлежности). Результатом этого безумия может стать только диктат грубой силы, что и пытались осуществить Штаты в отношении Сирии. И Путин в своей Валдайской речи об этом говорит прямо. Он обличает Запад в отказе от традиционных христианских идеалов, в отказе от Бога!
Ну что могла противопоставить Натовской армаде у берегов Сирии пока еще слабая в военном отношении Россия? Разве могла наша спешно собираемая со всех флотов Средиземноморская эскадра стать серьезной преградой для флота США и их союзников?! Вопрос риторический.
Россия могла противопоставить агрессору только правду и справедливость. И как только Путин вслух сказал правду - военная операция США и НАТО против Сирии в обход Совета Безопасности ООН, в нарушение международного права будет агрессией против суверенного государства, - американцы «стухли». Никто из сильных мира сего не решался прежде говорить им в лицо такую правду. А чего стоит прямое и жесткое обличение во лжи госсекретаря США?!
Россия отстояла правду и справедливость в международных делах. После сирийского конфликта Россия законно становится моральным лидером человечества!
И мы, православные люди, прекрасно понимаем, что на роль морального лидера человечества Россия становится не в силу каких-то политических ухищрений нашей власти и политтехнологических манипуляций. Мы сталкиваемся с очевидным действием Промысла Божия в истории. Ну кто мог еще несколько лет назад предположить, что в качестве главной задачи Запад поставит защиту прав гомосексуалистов. Это - полный разрыв с христианской традицией! И таким образом сама логика истории, говоря церковным языком, сам Промысл Божий подталкивает Россию и ее национального лидера Владимира Путина стать защитником нравственности, стать моральным центром человечества.
В Валдайской речи Путин точно сформулировал суть переживаемого нами момента: «Россия возвращается к самой себе»! Вперед к нашей традиции! Вперед к самобытной цивилизации! Вперед к Третьему Риму!
И по сути, Валдайская речь Путина - это призыв к обществу, к нам с вами, дорогие читатели, принять участие в формулировании русской идеологии, идеологии возрождения России.
По сути, нам нужно современное прочтение уваровской триады: Православие, Самодержавие, Народность.
Может быть, она будет звучать так: Россия должна и вовне и внутри стать государством правды, справедливости и совести.
Анатолий Степанов, главный редактор Русской народной линии
313. недоумение грешного попа
312. Ответ на 311., РодЕлена :
311. Ответ на 319., Валерий:
310. Ответ на 315., Георгий :Развал военной разведки
309. Ответ на 303., Иван Зайцев:
308. Ответ на 307., Елена Л.:
307. Ответ на 314., Елена Л.:
306. Ответ на 312., Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии:
305. Ответ на 310., Георгий :
304. Путин повысил зарплату "верхам" с особым цинизмом