Многие СМИ сообщили, что папа римский подготовил к выпуску свою книгу под названием «Иисус из Назарета: От въезда в Иерусалим до Вознесения». Текста ее еще никто не видел, цитаты не приводятся, но уже сообщено, что папа в этом труде снял с еврейского народа «коллективную вину в гибели Христа»?! И что для этого он «дал новое понимание 27-й главы Евангелия от Матфея» (?!).
Трудно комментировать текст, который не видишь перед глазами, но можно попробовать оценить само информационное сообщение. Здесь очень важно отделить политику от метафизики. Если речь идет о недопустимости социальных проявлений религиозного антисемитизма, то есть политических преследований еврейского народа по религиозным мотивам, естественно, с этим, думаю, согласны все здравомыслящие люди. По крайне мере, хочется в это верить. Хотя период массового религиозного антисемитизма, кажется, остался позади, там, в истории средневековой Европы (о России особый разговор). Уже гитлеровский антисемитизм носил, скорее, расовый характер.
Если же речь идет о Священной истории христианской Церкви и самом учении Церкви, то вопросов возникает очень много.
Отрицает ли папа саму вину соучастников обвинения Христа? Если это так, значит ли это то, что он не согласен со святым Апостолом Матфеем и самими иудеями, взявшими вину за казнь Христа и ее последствия на себя и потомство: «кровь Его на нас и на детях наших!» (Мф. 27: 25)?
Но, может быть, папа полагает, что наказание Божье в отношении потомков тех, кто 20 веков назад взял вину за казнь Христа на себя и детей, завершилось в какой-то период времени, например, после окончания рассеяния и образования государства Израиль? Если так, непонятно, на чем такое убеждение основано? На каких авторитетных источниках?
Святые отцы и учители еще единой вселенской Христианской Церкви связывали преодоление вины не принявшими Христа евреями (1) с окончательным возвращением Израиля ко Христу, (2) в «последние времена», т.е. перед самым Вторым Пришествием Спасителя.
Именно так святые отцы понимали и толковали 11-ую главу Послания святого Апостола Павла к римлянам. «Не хочу оставить вас, братия, в неведении о тайне сей (чтобы вы не мечтали о себе), что ожесточение произошло в Израиле отчасти до времени, пока войдет полное число язычников. Итак, весь Израиль спасется, как написано: придет от Сиона Избавитель и отвратит нечестие от Иакова» (Рим. 11: 25-26). Как видим, Апостол констатирует, что «ожесточение», т.е. неприятие Мессии евреями, произошло. Что оно произошло «отчасти», не всеми (в этом же послании он называет евреев принявших Иисуса Христа как Бога и Царя «остатком» (Рим. 11: 6). И что это не навсегда, а «до времени». До какого времени?
Святитель Иоанн Златоуст полагает, что до времени Второго Пришествия Христа. Он замечает, что Апостол говорит «как написано» не случайно. Автор послания имеет в виду известное ветхозаветное пророчество Исайи о приходе Избавителя, Мессии, от Сиона, а значит из среды еврейского народа, который спасет Иакова, то есть ВЕСЬ Израиль, ВЕСЬ еврейский народ (Иаков был первым в ветхозаветной истории праведником, который был назван Израилем). Святитель Иоанн Златоуст утверждает, что речь идет именно о Христе, именно о Его втором Пришествии и спасении всех потомков Израиля. Потому как первое пришествие Мессии уже произошло. И святой Апостол Павел это знает. Более того, спасение святые отцы понимают не просто как обращение евреев ко Христу во время Его Второго Пришествия, но даже как их крещение во Христа.
Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Апостол указывает здесь на знамение спасения, дабы кто не отнес и не приложил его ко временам прошедшим. Не тогда, говорит, совершится сие, когда будут они обрезываться, приносить жертвы, совершать прочие законные дела, но когда получат отпущение грехов. А ежели это предвозвещено и доселе не исполнилось над иудеями, они еще не получили отпущения грехов посредством крещения; то непременно исполнится».
«Явно, что... сие («отвращение нечестия» (Рим. 11: 27) - В.О.) означает очищение грехов, подаваемое крещением» (блаж. Феодорит, цит. по свт. Феофану Затворнику).
Святые отцы полагали, что прощение грехов не принявших Мессию связано не только с их обращением ко Христу и Его Вторым Пришествием, но и с «последними временами», когда Пришествие произойдет. О «последних временах», когда случится воскресение всех умерших и обращение ВСЕХ евреев ко Христу, по мнению отцов Церкви, говорит и другой отрывок из послания к римлянам «...если отвержение их (иудеев) - примирение мира (с Богом), то что [будет] принятие, как не жизнь из мертвых?» (Рим. 11: 15).
Именно так понимал эти строки, например, блаж. патриарх Фотий (ссылка у свт. Феофана Затворника). А блаж. Феодорит пишет: «ежели, говорит Апостол, и когда не веровали они (евреи - В.О.), язычники приняты и освобождены от прежнего неведения; то явно, что если бы все они захотели уверовать, ничему иному не оставалось бы совершиться, как воскресению мертвых. Сие сказал и Господь: «и проповестся сие Евангелие Царствия у всех народов во свидетельство им; и тогда приидет кончина» (Мф. 24: 14.)
Святые отцы полагали, что «последние времена будут связаны с приходом антихриста из колена Данова, появлением двух Свидетелей, обличающих антихриста (называли Илию и Еноха, или Моисея), их убийства змеем и воскресения (см. преп. Иоанна Дамаскина и преп. Ефрема Сирина).
Но «последние времена» еще не наступили. Пророчества еще не исполнились. Антихрист не пришел. ВЕСЬ Израиль не обратился ко Христу, не принял крещение во Христа.
Так как же можно «отменить» учение святых отцов, учение еще единой вселенской христианской Церкви? И причем здесь римский папа, перед которым лично евреи не виновны? Если уж Кто и может прощать, так только Тот, Кого требовали распять. Это логично...
Любопытно, что в 1965 г., во времена реформаторского Второго Ватиканского Собора, Римо-католическая церковь уже «снимала вину с евреев за распятие Христа». Почему спустя 45 лет папа римский вновь это делает? Трудно сказать. Но некоторые отмечают, что, возможно, у него сильно развито чувство личной вины, как у немца, бывшего члена «Гитлерюгенда» (по сообщению ряда информационных источников), перед пострадавшими от холокоста. Это психологически многое оправдывает, конечно. Кроме одного. Противоречия учению Церкви.
Впрочем, дождемся книги...
Валерий Отставных, православный религиовед и журналист (Тула)